Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка уровня качества продукции

Лекция 13. Качество продукции

Понятие и показатели качества продукции

При любой товарной политике предприятия основное внимание должно уделяться обеспечению качества продукции. Рыночная экономика обеспечивает успех только конкурентоспособным товарам, признаками чего являются уровень качества и уровень цены. Понятие качества включает совокупность свойств и характеристик продукции. Если свойство дает представление, о наличии отличительных особенностей, о способностях и возможностях продукта в сопоставлении с другими продуктами, то характеристика содержит описание отличительных черт продукта. В качестве продукции выражается ее пригодность для удовлетворения определенных потребностей человека, группы людей, общества. При этом показатели качества многообразны в зависимости от существа продукции.

Продукция, используемая трудовых процессах, должна обеспечивать благоприятное взаимодействие человека с применяемыми изделиями, иначе говоря, удовлетворять эргономическим требованиям, будучи безопасной, на всех стадиях контакта с ней человека.

Продукция производственно-технического назначения, используемая в бытовых нуждах, должна быть надежной, т.е. обеспечивать безотказно выполнение в течение установленного срока предусмотренных для нее функций.

Продукты питания характеризуются полезностью, вкусовыми качествами, безопасностью. На уровень их качества влияют эстетические параметры.

Этот далеко не полный перечень показывает многосторонние требования к продукции со стороны потребителя. Это обязывает предприятия осуществлять мероприятия по обеспечению качества, управлять им на стадиях разработки продукции, изготовления, реализации, обслуживании ее у потребителя.

Система управления качеством продукции на предприятии.

Стандартизация и сертификация продукции.

Значительное место в системе обеспечения качества продукции занимает стандартизация, состоящая в установлении норм и требований к параметрам продукции. К целям стандартизации относится обеспечение:

- качества товаров, работ и услуг в соответствии с достигнутым уровнем развития науки, техники и технологии;

- безопасности товаров, работ и услуг для жизни и здоровья человека, окружающей среды, имущества;

- экономии всех видов ресурсов;

- взаимозаменяемости продукции, ее технической и информационной совместимости.

Нормативные документы по стандартизации должны применяться субъектами хозяйственной деятельности в отношении стадий разработки продукции, ее изготовления, реализации, использования, хранения, транспортировки.

Требования государственных стандартов по обеспечению безопасности продукции являются обязательными для субъектов хозяйственной деятельности. Остальные требования подлежат соблюдению в силу договоров или если производитель продукции предусматривает это в технической документации.

В нормативных документах по стандартизации устанавливаются требования к продукции, методы контроля на соответствие этим требованиям, правила маркировки, требования к информации о продукции.

Для предотвращения выпуска на рынок продукции, не соответствующей предъявляемым к ней требованиям, предусмотрено проведение сертификации. Сертификацию продукции проводит третья сторона, не зависящая ни от производителя или продавца, ни от потребителя или покупателя. Сертификация продукции представляет собой комплекс действий, обеспечивающих требуемый уровень уверенности, что продукция соответствует положениям нормативных, документов.

Для проведения сертификации продукции создаются системы сертификации в зависимости от существа продукции. Создание систем осуществляется государственными органами управления по предусмотренным законодательством правилам. При положительных результатах сертификации производитель продукции или ее продавец получает сертификат соответствия, письменно подтверждающий соответствующий требованиям уровень продукции.

Предусмотрены два статуса сертификации - обязательная и добровольная. Обязательная сертификация осуществляется в отношении той продукции, необходимость сертификации которой определена законодательно. В условиях Российской Федерации обязательной сертификации подлежит продукция, которая может нанести вред жизни, здоровью потребителей, их имуществу и окружающей среде. Остальные виды продукции по желанию производителей или продавцов могут быть подвергнуты добровольной сертификации, что повышает, естественно, рыночные позиции продукции.

Мировая практика выработала разную степень контрольных действий при установлении соответствия продукции предъявляемых требованиям. Различие схем сертификации, а всего используется восемь схем, состоит в объеме испытаний по отношению к объему производимой продукции и во времени взятия образцов дел испытаний в отношении прохождения продукцией пути к потребителю.

По объему испытания могут быть основаны только на разовом исследовании образцов или дополняться последующими периодическими контрольными испытаниями. Предусмотрена также' возможность испытания каждого изготовленного изделия.

По времени взятия образцов вариантами считается изъятие образцов в сфере производства или в сфере торговли, а также сочетание этих приемов.

Предусмотрены также схемы сертификации, ориентированные на проведение оценки системы обеспечения качества продукции на предприятии, когда устанавливается не качество продукции напрямую, а способность предприятия производить качественную продукцию. Это связано с ситуацией, когда стандарт не регламентирует определенных требований к конечному виду продукции, так как она может принимать различные формы. Наиболее наглядным примером служат детские резиновые игрушки или различные модели обуви.

Цели сертификации включают защиту потребителей от недобросовестности изготовителя, продавца, обеспечение безопасности продукции для людей и окружающей среды, создание благоприятных условий для деятельности предприятий на едином товарном рынке. Предприятие утверждает себя в рыночном пространстве с помощью сертификации своей продукции.

Оценка уровня качества продукции

Различают два понятия: технический уровень продукции и уровень качества продукции как более широкое понятие.

Качество продукции может быть выражено математически через уровень качества.

Уровень качества продукции — относительная характери­стика продукции, основанная на сопоставлении значений пока­зателей, характеризующих техническое и эстетико-эргономическое совершенство комплексных показателей надежности и безопасности использования оцениваемой продукции, с базо­выми значениями соответствующих показателей. Базовыми значениями показателей качества обладает базовая модель, за которую должен быть принят отечественный или зарубежный аналог наивысшего на данное время качества.

Потребительские свойства товаров, их потребительская полезность определяются рядом показателей.

►Функциональные свойства определяют соответствие предмета потребления его целевому назначению. Они характеризуют совершенство выполнения основной функции, вспомогательных операций, дополнительных функций. Например, к функциональным свойствам стиральных машин можно отнести способность отстирывать белье, телевизоров — возможность приема различных телепрограмм. Вспомогательными операциями является заточка ножей электробритвы во время ее работы. Дополнительные функции — наличие микрокалькулятора в электронных часах.

►Социальное назначение характеризует соответствие свойств товара потребностям различных групп населения. Например, товары для детей, любительская фотоаппаратура, диетические продукты, мотоколяски для инвалидов и т.д.

►Эргономические свойства обусловливают удобство и комфорт при использовании товара, оптимизацию физической и психической нагрузки человека в момент эксплуатации изделия. Например, расположение систем управления автомобилем, панель управления автоматической стиральной машины, форма ручки утюга и др.

►Эстетические свойства характеризуют способность товара выражать в чувственно воспринимаемых признаках формы свою общественную ценность (социально-культурную значимость, степень целесообразности, полезность, рациональность и др.); соответствие формы особенностям функционально-конструктивного решения (рациональность формы); органическую композиционную связь частей и целого (целостность композиции); совершенство исполнения и стабильность товарного вида (качество отделки и др.). Например, модная одежда, сервисный набор посуды, цветовая гамма женских летних зонтов и др.

►Экологические свойства: определяют тем, насколько вредным для окружающей среды может быть процесс потребления данного товара. Учитывается не только непосредственный акт потребления, но и все сопутствующие ему процессы (хранение, транспортировка и др.). Например, концентрация вредных примесей при выхлопе двигателей внутреннего сгорания,. биологическая чистота стиральных порошков, воздействие на воздух аэрозольных упаковок, содержание фреона в бытовых машинах и т.п.

►Гигиенические свойства характеризуют возможность неблагополучного влияния предмета потребления на организм человека и его работоспособность в процессе эксплуатации. Это влияние может осуществляться как непосредственно, так и косвенно. Гигиенические свойства характеризуются уровнем освещенности, вентиляции, температуры, влажности и т.д. Например, гигроскопичность тканей, содержание вредных примесей в бытовых пластмассовых изделиях, воздухопроницаемость обуви и др.

►Надежность товара в потреблении предусматривает возможность предмета потребления в процессе его использования сохранять свои основные характеристики и параметры в течение определенного времени и в заданных режимах эксплуатации. Определяется долговечностью, сохранностью, безотказностью, ремонтопригодностью и т.п. Так, надежность электропылесоса может измеряться количеством проработанных часов, тканей — сохранением цветовой окраски послестирки или чистки и др.

Оценка уровня качества продукции — это совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей при оценке качества продукции.

Технический уровень продукции — относительная харак­теристика качества продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершен­ство оцениваемой продукции, с соответствующими базовыми значениями (ГОСТ 15467-79).

Согласно ГОСТ 15467-79, под оценкой технического уровня продукции понимается совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей, характеризующих техничес­кое совершенство оцениваемой продукции, определение значе­ний этих показателей и сопоставление их с базовыми.

В современных условиях возникает необходимость в смене ориентации и критериев оценки разрабатываемой и выпуска­емой продукции. Одним из таких критериев может служить конкурентоспособность продукции.

Лекция 6. Основные средства (фонды) предприятия

1 Понятие и классификация ОФ.

2 Оценка ОФ.

3 Износ и амортизация ОФ.

4 Показатели использования ОФ.

5 Пути улучшения использования ОФ.

 

1 Понятие и классификация ОФ

Основные фонды являются наиболее значимой составной частью имущества предприятия и его внеоборотных активов.

Основные средства – это основные фонды, выраженные в стоимостном измерении.

Основные фонды – средства труда, которые используются в процессе производства длительное время, не изменяя своей натурально-вещественной формы, и переносят свою стоимость частями на изготовленный продукт.

В зависимости от назначения ОФ делятся на производственные и непроизводственные.

Основные производственные фонды участвуют в производственном процессе непосредственно (машины, оборудование, станки) или создают условия для производственного процесса (производственные здания, трубопроводы).

Основные непроизводственные фонды – это объекты предприятия культурно бытового назначения (медицинские учреждения, столовые и т.д.)

ОФ делятся на группы:

1. Здания;

2. Сооружения (эстакады, дороги);

3. Передаточные устройства (электросети, теплосети, линии связи и т.д.);

4. Машины и оборудование;

5. Транспортные средства;

6. Инструменты (сроком службы более 12 месяцев);

7. Производственный инвентарь (контейнеры, стеллажи);

8. Хозяйственный инвентарь (шкафы, столы, принтеры, ксероксы и т.д.);

9. Рабочий скот;

10. Многолетние насаждения;

11. Прочие ОФ.

Примерная структура ОФ в среднем по промышленности:

Здания – 27,3%

Сооружения – 33,2%

Машины и оборудование – 35,3%

Транспортные средства – 2,8%

Прочие ОФ – 1,4%

Основные производственные фонды делятся на активные и пассивные.

Активные ОФ – непосредственно участвуют в производственном процессе (машины, оборудование).

Пассивные ОФ – создают необходимые условия для ведения производственного процесса.

 

2 Оценка ОФ

В хозяйственной практике различают следующие виды стоимости основных фондов:

1. Первоначальная стоимость – стоимость ОФ на момент ввода в эксплуатацию, она включает затраты на приобретение, доставку, ввод в действие, установку и монтаж.

,

где Ц – цена приобретения;

ТЗР – транспортно-заготовительные расходы;

М – затраты на установку и монтаж.

2. Восстановительная стоимость – стоимость изготовления основных фондов в условиях данного года. Она необходима в тех случаях, когда возникает различие в первоначальной стоимости разных лет. Для устранения этого различия проводят переоценку ОФ.

3. Остаточная стоимость – стоимость ОФ за вычетом суммы начисленной амортизации, т.е. той части ОФ, которая перенесена на производимую продукцию.

Остаточная стоимость используется:

1) для определения потерь при преждевременном выбытии основных средств;

2) для определения эффективности замены или реконструкции ОФ;

3) для определения залоговой стоимости;

4) для расчета налога на имущество.

Остаточная стоимость рассчитывается по следующей формуле:

;

 

где И – сумма износа;

А – годовая сумма амортизационных отчислений;

Н – норма амортизации.

4. Среднегодовая стоимость – стоимость в среднем за год с учетом ввода и выбытия ОФ.

,

где Ф и Ф – стоимость вновь введенных и выбывших ОФ;

м – количество месяцев с момента ввода или выбытия и до конца года.

5. Ликвидационная стоимость – стоимость на момент ликвидации.

6. Входная и выходная стоимости – стоимость на начало и конец планируемого периода

 

3 Износ и амортизация ОФ

В процессе эксплуатации ОФ подвергаются износу.

Различают 2 основных вида износа:

- физический – утрата ОФ их потребительной стоимости, т.е. когда ОФ в процессе эксплуатации приходят в негодность, это происходит как от интенсивного их использования, так и под воздействием сил природы, природных условий.

- моральный – наступает до физического износа, т.е. ОФ физически могут использоваться, но экономически уже неэффективны. Возникает в результате удешевления ОФ в процессе их воспроизводства или внедрения боле совершенных в результате развития НТП.

Особенностью ОФ является перенесение части их стоимости на стоимость готовой продукции. Этот перенос происходит по частям таким образом, чтобы за период эксплуатации ОФ произошло их возмещение.

Амортизация – возмещение ОФ путем включения части их стоимости в себестоимость продукции.

Величина амортизационных отчислений определяется по нормам амортизации с учетом срока службы ОФ.

Норма амортизации – годовой процент погашения стоимости ОФ.

Амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроком полезного использования.

Срок полезного использования, или амортизационный период – это период, в течение которого ОФ используются для выполнения целей предприятия.

Амортизацию начисляют одним из следующих методов:

1) Линейный;

2) Нелинейный (ускоренный).

При линейном методе амортизация начисляется равномерно по годам (применяют к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам).

,

где Н - норма амортизации;

Т – срок полезного использования ОФ.

Если известна ликвидационная стоимость:

 

 

где А – годовая сумма амортизационных отчислений.

При линейном методе не учитывается моральный износ.

 

4 Показатели использования ОФ.

Эффективность использования ОФ оценивается с помощью общих и частных показателей их использования.

Общие показатели выражают конечный результат использования всей совокупности ОФ.

К ним относятся:

1. Фондоотдача – характеризует объем продукции, приходящийся на 1 рубль, вложенный в основные фонды. Показывает эффективность вложения средств.

,

где В – стоимость годового объема продукции.

2. Фондоемкость – стоимость ОФ, приходящаяся на 1 руб. готовой продукции. Определяет необходимую величину ОФ для производства продукции. Величина обратная фондоотдачи.

 

3. Фондовооруженность – величина ОФ, приходящаяся на одного среднесписочного работающего.

,

где Ч - среднесписочная численность работников.

4. Рентабельность производства - показатель эффективности производства – величина прибыли, приходящаяся на 1 руб. всей совокупности фондов.

,

где ОС – стоимость нормируемых оборотных средств предприятия;

П – прибыль от реализации продукции.

Частные показатели характеризуют уровень использования наиболее активной части ОФ (рабочих машин и оборудования).

К ним относятся:

1. Коэффициент экстенсивной загрузки оборудования – характеризует уровень использования оборудования во времени.

,

где Т – время фактически отработанное оборудованием;

Т – плановый фонд времени работы оборудования (максимально возможное время).

2. Коэффициент сменности:

 

,

где МС – число фактически отработанных машиносмен, за сутки;

КО – общее количество оборудования.

3.Коэффициент интенсивной загрузки оборудования по мощности и производительности.

,

где В – фактический выпуск продукции;

В – максимально возможный выпуск продукции.

4. Интегральный коэффициент использования оборудования:

 

 

5. Пути повышения эффективности использования ОФ:

• техническое совершенствование и модернизация ОФ;

• повышение ритмичности производства;

• совершенствование организации и планирование производства;

• совершенствование организации ремонта оборудования;

• сокращение простоев оборудования;

• повышение уровня квалификации работников;

• формирование оптимальной структуры ОФ.

Лекция 10. Себестоимость продукции

 

1. Понятие и состав себестоимости продукции

2. Классификация калькуляционных статей затрат

3. Пути снижения себестоимости продукции

 

1.Понятие и состав себестоимости продукции

Себестоимость продукции является важнейшим обобщающим показателем производства.

Себестоимость – это затраты на производство и реализацию продукции.

Все затраты классифицируются:

- по экономическим элементам;

- группировка по статьям калькуляции.

Группировка по экономическим элементам отражает затраты, которые распределяются по видам, характеризующим их экономическое содержание, их природное назначение. Такая группировка используется при составлении сметы затрат. Она включает в себя:

1. Материальные затраты за вычетом возвратных отходов;

2. Затраты на оплату труда;

3. Отчисления от заработной платы;

4. Амортизация;

5. Прочие затраты (оплата командировок, оплата услуг транспорта и др.).

Группировка по статьям калькуляции отражает их состав в зависимости от назначения расходов и мест возникновения. Эта группировка затрат применяется при калькуляции себестоимости единицы продукции.

Калькуляция – это расчет себестоимости единицы продукции.

Типовая калькуляция себестоимости продукции.

1. Сырье и материалы

2. Возвратные отходы (вычитаются)

3. Покупные изделия и полуфабрикаты

4. Топливо и энергия на технологические цели

5. Основная заработная плата производственных рабочих

6. Дополнительная заработная плата производственных рабочих

7. Отчисления ЕСН

8. Расходы на подготовку и освоение производства (затраты на совершенствование технологий и освоение производства новых видов продукции)

9. Общепроизводственные расходы

1 расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (затраты на ремонт оборудования, заработную плату вспомогательных рабочих занятых ремонтом оборудования с ЕСН и т.д.)

2 цеховые расходы, т.е. расходы на содержание и управление цехами: расходы на текущий ремонт, амортизацию зданий цехового назначения, отопление, освещение, заработная плата аппарата управления цехом с ЕСН, расходы на мероприятия по охране труда и ТБ в цехе и т.д.

10. Общехозяйственные расходы – это расходы на содержание и управление предприятием: расходы на текущий ремонт, амортизацию, отопление, освещение зданий общезаводского назначения, заработная плата с ЕСН заводоуправленческого персонала, расходы на командировки, типографические, почтовые, телефонные расходы, расходы на подготовку кадров, расходы на охрану предприятия.

11. Прочие производственные расходы - затраты на гарантийное обслуживание и ремонт продукции, расходы на научно-исследовательские работы и т.д.

12. Потери от брака (включается только в отчетную калькуляцию)

ИТОГО: производственная себестоимость (12 статей)

13. Коммерческие расходы (внепроизводственные расходы) – это расходы, связанные с реализацией продукции (на упаковку, тару, доставку, рекламу).

ИТОГО: полная себестоимость продукции.

2.Классификация калькуляционных статей затрат

Затраты классифицируются по различным признакам:

1. По способу отнесения затрат на себестоимости затраты делятся на:

Прямые – непосредственно связанные с производством определенного вида продукции и могут быть учтены в себестоимость продукции напрямую (сырье, материалы, полуфабрикаты, заработная плата основных рабочих)

Косвенные – связанные с выпуском нескольких видов продукции и распределяются между ними пропорционально (энергия, топливо, общехозяйственные расходы, общепроизводственные расходы, внепроизводственные).

2. По роли в процессе производства затраты делятся на основные и накладные:

- основные непосредственно связанные с выпуском (сырье, материалы, зарплата)

- накладные связанные с обслуживанием и управлением производства: содержание оборудования, транспорта, заработная плата цехового и общезаводского персонала.

3. По связи с объемом затраты делятся на постоянные(условные) и переменные

- постоянные – практически не изменяются с изменением объема выпуска продукции (зарплата работников цеха, заводоуправления, расходы на содержание зданий).

- переменные – затраты, которые изменяются пропорционально изменению объема производства (з/п основных рабочих, материалы, топливо, энергия и т.д.)

 

3.Пути снижения себестоимости продукции

1. Закупка сырья и материалов по более низким ценам, рациональное их использование.

2. Ликвидация брака в работе.

3. Экономия топлива и энергии.

4. Повышение технического уровня производства.

5. Улучшение организации производства и труда.

6. Недопущение холостой работы оборудования

 

Лекция 5. Уставный капитал и имущество предприятия

 

Основной признак предприятия - наличие в его собственности, хозяй-ственном ведении или оперативном управлении собственного имущества. Оно обеспечивает материально-техническую возможность функционирования предприятия, его экономическую самостоятельность и надежность.

Активы – имущество, находящееся во владении предприятия.

Имущество, находящееся в собственности (владении), или в оперативном управлении предприятий, организаций и учреждений подразделяется на:

1) недвижимое;

2) движимое;

1) к недвижимому имуществу относятся земельные участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. Сюда же относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

2) Движимое имущество включает в себя вещи, не относящиеся к недви-жимым, включая деньги и ценные бумаги.

В зависимости от роли, места в производственном процессе, влияние на экономику предприятия имущество подразделяется на:

1) внеоборотные;

2) оборотные активы.

Общий признак внеоборотных активов – длительный неизменный цикл (не менее года). Он обуславливает длительность процесса амортизации и низкую скорость их оборота.

Главной составляющей для большинства предприятий являются длительно иммобилизованные фонды, а среди них - основные фонды.

Длительно иммобилизованными считаются реальные ценности и немате-риальные активы, используемые предприятием в различных сферах деятельности на протяжении определенного амортизационного периода, превышающего год.

1. Основные фонды - это материально-вещественные ценности действующие в неизменной натуральной форме в течении длительного периода времени и утрачивающие свою стоимость по частям. В зависимости от характера участия основных фондов в процессе расширенного воспроизводства они подразделяются на:

1) производственные;

2) непроизводственные;

2. Нематериальные активы предприятия - это вложения денежных средств в нематериальные объекты, которые длительное время используется в хозяйственной деятельности, и приносят доход. Они не имеют натурально-вещественной формы, но приносят доход предприятию, либо создают усло-вия для нормальной деятельности и получению дохода.

К нематериальным активам относятся права на объекты промышленной, ин-теллектуальной собственности, на природные ресурсы, используемые предприятием в производственной и коммерческой деятельности:

1) Это право на изобретение, промышленные образцы, товарный знак, «ноу-хау» (технический опыт или результаты НИОКР);

2) Авторские права на издание, публичное использование произведе-ний науки, литературы или искусства;

3) Права на использование земельными участками и другими природными ресурсами;

4) Право на организацию или приобретение предприятия.

Эти права оцениваются в денежном выражении с определением их первоначальной стоимости.

3. Капитальные вложения предприятия включают затраты на строитель-но-монтажные работы, приобретение оборудования, инструмента, инвентаря, прочие работы и затраты. Капитальные вложения на предприятии учитываются по стоимости фактически произведенных затрат.

4. Долгосрочные финансовые вложения - это затраты предприятия ни приобретение ценных бумаг, вложение средств в дочерние и другие предприятия, а также в долгосрочную дебиторскую задолженность (долгосрочные займы другим предприятиям и организациям под векселя или иные долговые обязательства). Финансовые инвестиции осуществляются на длительный срок (более года) в целях участия в распределении прибыли, получения дивидендов и процентов.

Наличие имущества у предприятия является его отличительной особенностью, так как именно оно обеспечивает материально-техническую возможность функционирования предприятия, его экономическую самостоятельность и надежность.

Уставный капитал (фонд) - это зафиксированная в стоимостном выраже-нии сумма материальных и нематериальных ценностей, которые предаются предприятию в постоянное пользование владельцами этих ценностей.

Величина и структура уставного капитала определяются рядом условий, соблюдение которых необходимо учитывать при создании и организации деятельности предприятия. Среди этих условий выделяют следующие: отрасль производства; масштабы предприятия; уровень специализации и кооперирования предприятия; организация обслуживания производства и предприятия в целом.

Уставный капитал формируется и утверждается вместе с уставом пред-приятия при его образовании и реформировании. Предприятия самостоятельно решают вопросы о структуре и размере уставного капитала и его изменении. Увеличение уставного капитала происходит в основном за счет:

- прибыли предприятия;

- выпуска акций;

- субсидий от государственных органов или от головной компании;

- присоединения дополнительных вкладов, паев со стороны новых юридических и физических лиц.

Вкладчиками при формировании и расширении уставного капитала мо-гут выступать:

- государственные органы;

- сторонние предприятия и организации;

- общественные организации;

- частные лица (в том числе иностранные).

Выбытие уставного капитала происходит главным образом в результа-те:

- физического износа или расходования имущества;

- аварий, поломок;

- морального износа;

- изъятия капитала вследствие падения спроса на продукцию предприятия, неблагоприятной конъюнктуры рынка;

- «проедания» капитала, связанного с высокими, не компенсируемыми издержками производства.

 

Лекция 7. Оборотные средства предприятия

1. Понятие и сущность оборотных средств.

2. Состав и структура ОС.

3. Нормирование ОС.

4. Показатели использования ОС.

1 Понятие и сущность оборотных средств

Оборотные средства – средства, вложенные в оборотные фонды и фонды обращения.

Оборотные фонды – это предметы труда, которые используются в производстве один производственный цикл, изменяют свою натурально-вещественную форму и полностью переносят свою стоимость по частям на стоимость готовой продукции.

Фонды обращения – средства предприятия, вложенные в запасы готовой продукции, товары отгруженные, но не оплаченные, а также средства в расчетах и денежные средства в кассе и на счетах.

Оборотные средства обеспечивают непрерывность и ритмичность деятельности предприятия, связанные с выпуском и реализацией продукции (выполнением работ, оказанием услуг).

ОС находятся в непрерывном и последовательном движении. Проходят три стадии:

• денежная;

• производственная;

• товарная;

Совершают кругооборот по схеме:

Д’-ПЗ-НП-ГП-Д’

Д - деньги

ПЗ – производственные запасы

НП – незавершенное производство

ГП – готовая продукция

 

2 Состав и структура ОС.

 

Оборотные средства (ОС)

Оборотные фонды  80% Фонды обращения  20%

 

Производственные запасы – сырье, материалы, топливо, тара, полуфабрикаты, запчасти, быстроизнашивающиеся инструменты.

Незавершенное производство – это продукция, которая не прошла все ста-дии обработки.

Расходы будущих периодов – затраты, произведенные в данном периоде, но включены в себестоимость продукции в будущем периоде (расходы на подготовку и освоение производства).

Нормируемые ОС – это те ОС, по которым устанавливают плановые нормы запасов в денежном выражении.

Источники формирования ОС:

1. собственные средства;

2. заемные средства (например, кредиты);

1. привлеченные средства – это средства, временно используемые в обороте (кредиторская задолженность поставщикам, задолженность бюджету по на-логам и т.д.)

3. Нормирование ОС

Для обеспечения бесперебойного процесса производства и реализации продукции необходимо нормировать ОС.

Нормирование – расчет норм и нормативов.

Ритмичность, слаженность и высокая результативность зависят от оптимальных размеров оборотных средств, поэтому большое значение приоб-ретает процесс нормирования оборотных средств. Норматив оборотных средств устанавливает их минимальную расчетную сумму, постоянно необходимую пред-приятию для работы. Не заполнение норматива оборотных средств может привести к сокращению производства, невыполнению производственной программы. Сверхнормативные запасы отвлекают из оборота денежные средства, свидетельствуют о недостатках материально-технического обеспечения. Все это приводит к неэффективному использованию ресурсов.

Потребность в запасах определяется умножением средней дневной потребности на дни запаса.

Запасы бывают: текущие; подготовительные; страховые; сезонные и др.

Основные из них - текущие, обеспечивают выполнение плана производства между поставками. Текущий запас определяется по формуле:

Зтек = m • И,

где m – среднедневная потребность материалов;

И – интервал между поставками.

Подготовительные определяются по тем видам продукции, которые перед запуском в производство требуют подготовки.

З под. = m • Дпод.,

где Дпод – дни подготовки.

Страховые запасы зависят от дальности расположения поставщиков, обычно принимаются равными половине текущего запаса.

4. Показатели использования ОС

Эффективность использования оборотных средств оказывает влияние на финансовые результаты деятельности предприятия. При ее анализе применяют следующие показатели:

- наличие собственных оборотных средств;

- соотношение между собственными и заемными ресурсами;

- платежеспособность предприятия, его ликвидность;

- оборачиваемость оборотных средств.

Платежеспособность предприятия – это его возможность своевременно и полностью выплачивать обязательства. Платежеспособность предприятия выражает его ликвидность – способность в любой момент совершить необхо-димый расход.

Оборачиваемость оборотных средств характеризует интенсивность их использования. Показателями оборачиваемости являются:

1. Коэффициент оборачиваемости, который показывает сколько оборотов совершают оборотные средства за планируемый период, чем он больше, тем лучше.

,

где РП – реализуемая продукция (выручка);

Об.ср – средняя сумма оборотных средств.

2. Продолжительность одного оборота [в днях]

,

где Дк – календарные дни в периоде.

Для ускорения оборачиваемости необходимо:

- рационально использовать производственные запасы и отходы;

- не создавать сверхнормативных запасов оборотных средств;

- улучшать маркетинговую работу на предприятиях по реализации готовой продукции.

Лекция 12. Производственная программа предприятия

1. Понятие и показатели производственной программы

2. Понятие производственной мощности предприятия, ее виды, факторы, влияющие на производственную мощность

1. Понятие и показатели производственной программы

Планирование — это центральное звено управления, процесс разработки планов, программ и проектов на основе использования экономических законов и передового опыта. Производственная программа (план производства промышленной продукции) является одним из разделов плана развития предприятия. Под производственной программой предприятия понимается научно обоснованное плановое задание по объему, номенклатуре, ассортименту и качеству выпускаемой продукции, разработанное на основе заключенных договоров и утвержденное на предприятии соответствующим органом.

Производственная программа планируется на всех предприятиях, выпускающих продукцию для реализации потребителям или выполняющих от-дельные виды работ и услуг.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...