Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уровни государственной идеологии

I. ЭЛЕМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ.

Как вещество состоит из атомов или живой организм из клеток, так и государственная идеология состоит из идей. Именно идея – неделимый элемент всякой идеологии, ее «элементарная частица». Выражаясь образно, идеи – это кирпичики, из которых строится вся идеология.

1. Самым простым и вместе с тем самым принципиальным является деление государственной идеологии на два элемента: ядро и оболочку (или базис и надстройку).

При этом под ядром (базисом) следует понимать самую сердцевину (сущность, квинтэссенцию) идеологии – так называемую «национальную идею» или «идеологическую парадигму», которая может быть сформулирована одной фразой.

Среди базовых идеи особое место принадлежит «патриотизму». Абсолютное большинство ученых называет «любовь к Отечеству» – самым важным и самым влиятельным из всех элементов идеологии. Более того, такие ученые, как профессор С.В. Решетников уверены, что патриотизм и есть подлинное ядро государственной идеологии.

Под идеологической оболочкой или идеологической надстройкой понимают все, недостойное или не совсем достойное считаться ядром или базисом, то есть все остальное. Естественно, этого остального намного больше, чем базисного. А потому оболочка и надстройка в идеологии, как и положено всякой оболочке и надстройке, – гораздо объемнее ядра или базиса.

 

2. Не меньший интерес представляет тематическое (отраслевое) деление государственной идеологии на основные компоненты. Здесь традиционно обособляются следующие идеологические отрасли (направления):

1) Исторический блок, содержащий представления об истории становления и государства. Именно исторические идеи сплачивают общество узами преемственности и национально-культурной общности - позволяют каждому из нас ощущать себя частью многовекового народа и частью нескончаемого потока истории, всемирного процесса. Из истории мы черпаем традиции и учимся на достижениях и ошибках предков.

2) Политико-правовой блок, содержащий политические и правовые представления, то есть всю совокупность идеи, регламентирующих деятельность граждан. Именно политические и правовые познания позволяют каждому полноценно использовать всю совокупность собственных прав и обязанностей, как внутри страны, так и на международной арене.

3) Экономический блок, содержащий представления о функционировании экономики в целом и всякой хозяйственной деятельности вообще. Именно экономические идеи делают каждого способным обеспечивать себя, своих близких и в какой-то мере всех сограждан необходимыми благами за счет собственного труда и иной производственной активности.

4) Социально-гуманитарный блок, содержащий представления о морали (нравственности) и других добровольно принимаемых нормах общежития, обеспечивающих взаимоуважение между людьми и позволяющих нам взаимодействовать между собой и заботиться друг о друге.

5) Блок досуга и развлечений, содержащий представления необходимые людям для приятного и полезного использования свободного времени. Без этих идей человеку было бы скучно и тягостно в этом мире.

То же самое деление на отраслевые блоки иногда излагают лаконичнее – примерно так: 1) история, 2) право и политика 3) социально-экономическая модель. Но думается, что такая краткость – в ущерб содержательной полноте.

Кроме того, в идеологической литературе выделяют научные, культурные, предпринимательско-трудовые, информационные, мировоззренческие, международные (геополитические) и некоторые другие совокупности идей в качестве самостоятельных блоков государственной идеологии, хотя каждый из них в той или иной степени дублирует выше перечисленное.

 

Рассматривая идеологию как процесс воздействия профессиональных идеологов на широкие народные массы, говорят о таких элементах идеологии как:

1) субъект (носитель) идеологии, включая идеологические организации (идеологические институты или институции). При этом среди субъектов идеологии особого внимания удостаиваются центры (источники) принятия идеологических решений (официальные учреждения, формирующие и распространяющие государственную идеологию);

2) объект идеологии («идеологический реципиент») – то есть народные массы в целом и их отдельные представители (группы), воспринимающие идеологическое воздействие;

3) условия распространения идеологии;

4) средства (инструментарий) идеологического воздействия.

 

УрОВНИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ

 

 

Основные уровни государственной идеологии по степени важности включаемых в каждый из этих уровней идей можно распределить следующим образом:

1) фундаментальный уровень, содержащий основополагающие принципы государственной идеологии;

2) ряд промежуточных уровней, содержащих идеи первой, второй и всех последующих степеней важности;

3) низовой уровень, содержащий простейшие идеи, из которых не выводятся иные - менее значимых идей. К примеру, низовой по важности является идея принять участие в ближайших выборах или помочь старушке перейти улицу.

В целом же государственная идеология, с точки зрения проработанности ее компонентов и связей между ними, подразделяется на следующие уровни:

1) научный (достигаемый лишь в научных трудах) – причем высшая степень научности называется «концептуальным или элитарным уровнем»;

2) учебный (излагаемый в учебной литературе и лекциях);

3) прикладной или пропагандистско-просветительный (упрощенный вариант идеологии, используемый в массовой агитации и пропаганде);

4) обыденный или житейский (государственная идеология, излагаемая неподготовленными гражданами на бытовом уровне).

При этом следует иметь в виду: чем ниже качественный уровень - тем больше упрощается идеология, утрачивая множество оттенков, нюансов, подробностей. Такие утраты считаются неизбежным злом, с которым идеологам приходится считаться, чтобы стремиться не к умозрительному идеалу, а к реально посильной эффективности собственной работы.

К идеям одного и того же научного, учебного или прикладного уровня в научной литературе применяется деление по степени готовности, а именно:

1) предварительная стадия (сбор материалов);

2) исследовательская стадия (изучение собранных материалов, выявление и исследование идеологической проблемы);

3) эвристическая стадия (открытие-изобретение новой идеи или нового сочетания идей, либо более удачной формулировки существующей идеи (их известного сочетания);

4) стадия окончательной доработки;

5) стадия распространения идеи (доведения до всеобщего сведения).

Такие стадии называют еще и уровнями готовности.

 

Одним из приоритетов долгосрочного развития Казахстана является политическая стабильность и единства общества. Об этом говорил Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в своем Послании казахстанскому народу «Казахстан-2030». Президент страны отметил, что нужен новый менталитет, освобожденный от догм старых представлений о мире. Казахстанцы еще не до конца осознали необходимость идентичности всех граждан, общего мировоззрения, направленного на строительства развитого цивилизованного общества.

На заре независимости властвующая элита и представители социально-политических наук Казахстана пытались оказаться от идеологии. Думали регламентировать политические процессы, не вмешивая в них идеологию. После десятилетия господства коммунистической идеологии слово «идеология» воспринимались, как нечто пагубное, дезорганирующее общества явление. Планировали жить в обществе свободной от идеологии и идеологической борьбы. Однако, социально-политическая реальность доказала обратное. Оказывается, что строительство плюралистического общества объективно предполагает существование идеологии. Потому что, существует различные политические партии, общественные движения, которые придерживается определенных, полярных взглядов. Они стремятся все время оправдывать сваю политику и свои взгляды. Таким образом, происходит перманентный процесс идеологического противостояния и идеологической борьбы в обществе.

 

Сторонники деидеологизации любят говорить, что идеология не есть наука. Это совокупность тезисов, помогающих оболванивать людские массы. Такая оценка одностороння. Она отражает только одну грань идеологии. Идеология - более сложный процесс. Ее осуществление органически связано с политикой. Политика первична по отношению к идеологии. Главная функция идеологии – пропаганда политики, разъяснения разнообразных явлений социально – политической жизни, анализ интересов и подходов. Идеология как порождение политики вытекает из ее основных целей. Она оправдывает политику и цели любой заинтересованной группы. В этом заключается ее всеобщность. Идеология является постоянным спутником власти. Она подчиняется политике власти. Помогает довести политические задачи, политическую стратегию до широкого круга граждан. Идеология является связующим звеном между властью и обществом

Борьба мнений и взглядов, к примеру, которая развернулась в Казахстане сегодня, затрудняет реализовать общенациональные и общегосударственные приоритеты. Идеологический плюрализм становится более сложным в связи с вхождением Казахстана в мировые цивилизованные процессы. Перед нашим молодым государством стоит судьбоносная задача сохранить свое национальное лицо и государственную самостоятельность. В противном случае, страна может стать жертвой хозяйственной интернационализации, политики глобализации транснациональных корпоративных сил и ведущих мировых держав.

Данный этап развития Казахстана отличается не экономическим, а идеологическим и духовным кризисом. В условиях перманентного процесса борьбы различных политических партий за власть, активной деятельности многочисленных религиозных конфессий и сект за умы казахстанцев, доминироваия в информационным пространстве страны СМИ развитых стран и России, господства западной ухудшенной культуры в культурном пространстве Казахстана очень сложно воспитывать казахстанцев в духе общегосударственных и общенациональных интересов страны. Этим характеризуются издержки и противоречия строительства открытого демократического государства. Пустить в самотек эти процессы не только безответственно, но и опасно. Общество окончательно может потерять ценностные ориентиры. Оно будет недееспособным бороться против чужого влияния и чужого насилия. Господства чужих ценностей приведет к девиантному состоянию общества, когда оно не сможет бороться за укрепление государственной самостоятельности общества.

Следовательно, любое общество и любое государство нуждается в идеях, концепциях, программах, которые консолидируют граждан вокруг первостепенных задач, которые стоят перед государством на данном этапе, в ближайшей и далекой перспективах. Исходя из этого властвующей элите Казахстана необходимо, решать проблему формирования общенациональной идеологии Казахстана, которая обеспечивает взаимоподдержку народа и власти. Ибо, политика модернизации казахстанского общества, будет успешной только при целенаправленном и совместном усилии властвующей элиты и электората. Идеология призвана, содействовать политике реализации социального партнерства, межэтнического согласия, уважения прав человека и других демократических свобод. Преследуя эти цели, идеология помогает формировать политическую культуру граждан в духе нравственности, гуманизма и патриотизма. Благодаря такой идеологии политическая элита приобретет способность мирными средствами решать возможные социальные и межэтнические конфликты. Тем самым национальная идеология создает благоприятные условия для реализации политической модернизации. Идеология направляет сознание казахстанцев на созидательные цели. Люди убеждается в необходимости реформ по строительству цивилизованного общества, жить вместе и согласии в составе единого полиэтнического государства.

Основными приоритетами общенациональной идеологии Казахстана, на наш взгляд, являются:

1. Способствовать государственной власти проводить политику реализации основной стратегической конституционной задачи – «утверждать себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого является человек, его жизнь права и свободы». Практическая реализация этой цели усложняется появлением все новых видов коммуникации, усложнением социальной и политической практики. Дефектная демократия сопровождается все более расширяющейся политизацией казахстанского общества. Заинтересованные во власти группы стали вести более изощренную и тайную борьбу за реализацию своих групповых эгоистических интересов. постоянная идеологическая работа по пропаганде основных конституционных ценностей и общегосударственных целей и задач остается актуальной.

2. Идеология в Казахстане помогает утверждению политики строительства цивилизованного общества. Она объясняет казахстанцам сложности перехода от одного общественно-экономического строя к другому. Учит находить новые пути преодоления трудностей, транзитного этапа развития общества. Идеология разъясняет и раскрывает смысл и содержание происходящих перемен во всех сферах общественных отношений. В условиях виртуализации сознания под воздействиями масс медиа важно людям показать объективную реальность. Надо говорить не только о недостатках. За годы независимости произошло много хорошего и позитивного. Это бескровная приватизация, формирования рыночной экономики, формирования финансово-хозяйственной системы, административная реформа и социальная модернизация. Все это колоссальное достижение казахстанского общества. При этом идеология не должна скрывать недостатки, ошибки и противоречия в обществе. Идеология, пропагандируя политику, объясняет электорату сложные и противоречивые проблемы развития. Она, открыто объясняя достижения и недостатки, способствует движению по пути реформ и модернизации.

3. На современном этапе резко обостряется религиозная ситуация в Казахстане. За последние 10 лет число религиозных объединений возросло от 671 до 2100. Если в 2003 году Казахстане было изъято 1000 листовок экстремистской организации «Хизб-ут Тахрир», то в 2004 году уже 11000. В связи с этим перед населением страны встает вопрос – «кто есть кто?». Задача государственной идеологии показать смысл, содержание и цели действующих в Казахстане религиозных конфессий, сект и движений. Наша страна превратилась в полигон для обкатывания различных методов идеологического и религиозного воздействия на человека. Экспертами политологами доказано психологический и моральный вред для людей таких религиозных течений, как Церковь Сатаны, Дети Бога, вероучение Марии Дэви Христос, Церковь Сайентологии, (наукологии) Хизб-ут Тахрир, Церковь обучения (мунистов), белое братство и других. К примеру, Дети Бога считают, что сексуальная сфера-это способ выражения любви к господу, мунисты внушают, что дети бога должны пожертвовать всю свою собственность, изолироваться от семьи и школы. Церковь Сатаны призывает молодежь идти к Сатане и вместе править миром. Зарегистрированы десять случаев суицида на почве лжерелигиозных убеждений. Они стремятся править миром. Ваххабитские группировки также стремится внести раскол на основе идеи «ислам против христианства». Религиозная организация «Хизб-ут Тахрир» стремится создать единый мусульманский халифат. Ради этой затеи они готовы пожертвовать независимостью Казахстана. Все эти фанаты доказывают, что в условиях отсутствия консолидирующей государственной идеологии образовался вакуум в политической культуре и общественном сознании. В результате культурно-духовное пространство Казахстана наполнилась ложными религиозными учениями ухудшенной западной массовой культурой. Евроцентризм мышления начал активно разрушать гуманистические устои национальных ценностей и традиционную систему воспитания. Поэтому актуализируется значение формирование политического сознания и политической культуры казахстанцев. Нужно создание новой системы воспитания казахстанского патриотизма. Указанные задачи не решаются без помощи государственной идеологии.

4. Казахстанское общества нуждается в идеологии нравственности. Такая идеология нравственности честная, ориентированная на человеколюбии, на коренные интересы казахстанского народа. Государственная идеология Казахстана как идеология нравственности базируется на трех духовных факторах; или на трех духовных пластах:

Как мы представляем идеологию нравственности?

Во-первых, пропаганда национальной идеологии, воспитания казахстанцев при помощи национальной педагогики, стимулирования развития национальных культур, языков, обычаев и традиции, воспитания национального патриотизма на примере исторического сознания казахского, русского и других этносов, проживающих на территории Казахстана. Воспитание молодежи на примерах жизни и деятельности выдающихся исторических и культурных деятелей также является важнейшим сегментом национальной идеологии.

Во – вторых, общенациональная идеология объясняет и формирует у граждан чувство общности общеказахстанских интересов. Она означает, что идеология будет способствовать решению проблем укрепления политической независимости Казахстана, этнополитической и этнокультурной общности казахстанцев, нравственного, физического и экологического оздоровления населения. Она активно выступает против шовинизма, сепаратизма, национализма, проявлений трайбализма и национальной замкнутости. Важно, чтобы государственная идеология выступила в качестве оздоровляющей духовной силы во всех сферах жизни казахстанского общества.

В-третьих, смысловую сердцевину общенациональной идеологии Казахстана составляют общечеловеческие ценности. Казахстанцы совместно с мировым сообществом цивилизованных народов стремится решить общепланетарные проблемы. Утверждается философия ненасилия, компромисса, толерантности и терпимости. Неприятие войны, насильственных методов решения спорных международных и межэтнических проблем станут императивами мировоззрения и мышления казахстанцев. Народ Казахстана осуждает любую форму терроризма и экстремизма.

Стержнем новой идеологии Казахстана выступает философское, духовное и историческое наследие казахского этноса. Она обогащается путем использования гуманистического, нравственного потенциала всего полиэтнического народа Казахстана. Нам думается, что такая идеология нравственности станет важным стимулирующим фактором в строительстве правового демократического общества с социально ориентированной рыночной экономикой. Казахстанская идеология будет, служит приоритетам строительства цивилизованного общества.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...