Общие сравнительные положения Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г.) и Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения
Введение
Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности. Не случайно все последние годы все чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности [5, с.16].
Образование в целом рассматривается как педагогическая система, решающая задачи целенаправленного, разностороннего развития личности. Физкультурное образование как ее составная часть в этом смысле не исключение. В ряде концепций развития физической культуры особое внимание уделяется вопросам образования, но в большей степени утверждается необходимость коренного изменения отношения людей к физической культуре, всеобщее понимание ее огромной общенародной и личной человеческой ценности.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому важным направлением в школьном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в школе являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.
В данном реферате дается сравнительный анализ Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г.) и Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения по предмету «Физическая культура».
Общие сравнительные положения Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г.) и Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения
Стандарт 2004
Компоненты для сравнения
ФГОС
Развитие разносторонней личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться [9].
Цели
Развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования [10].
1.ОУУН и способы деятельности, которыми должен овладеть ученик,
2.Система требований к содержанию обучения по учебному предмету, включающая:
· Цели изучения учебного предмета;
· Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по данному учебному предмету;
· Требования к уровню подготовки выпускников по данному учебному предмету.
Структурастандарта
ФГОС включает в себя требования:
· к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
· к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
· к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Стандарт ориентирован на достижение результатов образования через реализацию
1. требований к формированию ОУУН и способов деятельности;
2. требований к уровню подготовки выпускников по каждому учебному предмету.
Планируемыерезультаты освоения
К числу планируемых результатов освоения ООП отнесены:
· личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации;
· метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
· предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.
Отражены в развивающих и воспитательных целях образования:
· развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
· воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
· охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
· сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Планируемые личностные результаты
ФГОС ориентирует на достижение личностных результатов освоения ООП НОО, которые должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4)развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;
5)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
7) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности.
· Познавательная деятельность (наблюдение объектов окружающего мира, опыты, работа с информацией, работа со знаковыми, графическими моделями, умение решать творческие задачи…)
· Речевая деятельность и работа с информацией (работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, участие в диалоге, передача, поиск, хранение информации …)
· Организация деятельности (выполнение инструкций, следование образцу и простейшим алгоритмам, определение способов контроля и оценки деятельности, учебное сотрудничество …)
Планируемыеметапредметные результаты
ФГОС ориентирует на метапредметные результаты освоения ООП НОО отражают:
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
· формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
· использование различных способов поиска
· осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
· овладение логическими действиями
Образовательные стандарты первого поколения по учебному предмету включают:
1. Цели изучения учебного предмета;
2. Требования к уровню подготовки выпускников по данному учебному предмету, включающие систему ЗУН и опыта осуществления разнообразных видов деятельности.
Планируемые предметные результаты
Планируемые результаты освоения ООП НОО
1) обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения ООП НОО;
Предметные результаты освоения ООП НОО отражают:
1. Цели учебного предмета;
2. Систему требований к результатам.
Нет в стандарте.
Оценка достижения планируемых результатов
ФГОС указывает на необходимость системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Результаты итоговой оценки используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень общего образования. Предметом итоговой оценки должно быть достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования.