Эти определения, придуманные издателями, подразумевают одно и то же: речь идет о летящих музыкальных зарисовках, листках из музыкального альбома, по сути — о лирическом музыкальном дневнике.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Пётр Ильич Чайковский Лищинская Алёна Петр Ильич Чайковский
“Вдохновенье - гостья, которая не любит посещать ленивых…” П. И. Чайковский. П.И. Чайковский - великий русский композитор, музыка которого уже при жизни вошла в элиту мировой классики. В этой статье мы намеренно опускаем скандальные истории, связанные с именем композитора. Чайковский оставил нам свою прекрасную музыку, которая является самой достоверной его биографией. Петр Ильич Чайковский родился 25апреля 1840года в городе Воткинске, где его отец служил горным инженером. Петя рос очень ранимым и впечатлительным мальчиком, его легко мог расстроить любой пустяк. За эти черты характера гувернантка композитора Фанни Дюрбах называла его “стеклянным ребенком”. Музыкальные способности рано проявились у мальчика. В пять лет Петя легко подбирал на фортепиано разные мелодии и импровизировал. Однако родители будущего композитора не отдавали должного одаренности сына, и не обращали серьезного внимания на музыкальное образование мальчика. Когда Пети исполнилось десять лет, его отвезли в Петербург, где он поступил в Училище правоведения. К занятиям Чайковский относился серьезно, но без увлечения. Единственной отдушиной по-прежнему была музыка. Музыкальные занятия входили вкурс обучения, считалось, что любой образованный человек должен уметь музицировать. Окончив училище, Чайковский служит в Департаменте юстиции в чине титулярного советника. “Из меня сделали чиновника, и то плохого “, - жаловался он сестре. Вскоре Петр Ильич встает перед выбором: заниматься музыкой профессионально или продолжать быть никудышным титулярным советником. Выбор был довольно сложным, если учесть, что к тому времени Чайковскому шел двадцать второй год, по тем временам достаточно поздний возраст, что бы все менять и начинать сначала. После оставления службы материальное положение Чайковского сильно ухудшилось. Заниматься музыкой в середине 19 века и не терпеть нужду могли позволить себе, как правило, только обеспеченные дворяне. Взгляд на музыку был как на дело не серьезное, ничего общего с трудом не имеющего. Но несмотря на все трудности, Чайковский поступает в только-то открывшуюся Петербургскую консерваторию. Своей сестре он пишет “Я просто хочу только делать то, к чему влечет меня призвание; буду ли я знаменитый композитор или бедный учитель, - но совесть моя будет чиста, и я не буду иметь тяжкого права роптать на судьбу и на людей.
По окончании обучения Чайковского приглашают на должность профессора Московской консерватории. Несмотря на большую педагогическую нагрузку он много сочиняет. Чайковский писал музыку почти во всех жанрах. Его балетам по популярности нет равных. “Спящая красавица”, ”Лебединое озеро”, ”Щелкунчик” составляют основной репертуар всех музыкальных театров мира. Чайковский подчеркивает национальные черты в своей музыке, вводя в нее русские и украинские народные песни. В 1877 году композитор принимается за сочинение оперы по роману А.С. Пушкина “ Евгений Онегин”. Именно это произведение стало первым оперным триумфом Чайковского. Во время создания оперы в жизни композитора развивалась не менее драматичная история, чем в сюжете романа Пушкина. Речь идет о не удачной женитьбе Чайковского на Антонине Милюковой. Молодые прожили вместе всего несколько месяцев. Разрыв для Чайковского сказался тяжелым психологическим переживанием. Работа в консерватории и общественная жизнь начинают тяготить Чайковского, он старается уединиться, чтобы как можно больше посвящать времени сочинению музыки. Композитор покупает дом в Клину. Вдали от суетливой московской жизни он пишет свою любимую оперу “Пиковая дама”.
В1891 году композитор выезжает в турне за границу. К своему удивлению он видит, что его знают не только в России, но и далеко за ее пределами. В 1891 году П.И.Чайковского избирают членом-корреспондентом парижской Академии изящных искусств, а через два года ему присуждают почетную степень доктора Кембриджского университета. Однако, наряду с таким всемирным признанием, личная жизнь композитора глубоко несчастна. Трагичность переживаний слышится во всех его произведениях. Но страдания не ожесточили Чайковского. Он всегда оставался очень добрым и скромным человеком. Его ученик Сергей Рахманинов говорил, что успеху своей оперы «Алеко» он в немалой степени обязан Петру Ильичу. ” Во время одной из репетиций, - вспоминал Рахманинов, - Чайковский сказал мне: “Я только что закончил оперу “Иоланта”, которая недостаточно длинна, чтобы занять целый вечер. Вы не будете возражать, если она будет исполняться вместе с вашей оперой? ”Он буквально так и сказал: ”Вы не будете возражать?” Ему было пятьдесят три года, он был знаменитый композитор, а я новичок двадцати одного года! Чайковский, конечно, присутствовал на премьере “Алеко”. По окончании оперы он, высунувшись из ложи, аплодировал изо всех сил, по своей доброте; он понимал, как это должно помочь начинающему композитору
Времена года
Времена года» Чайковского - это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Как позднее вспоминал его брат М. И. Чайковский: «Петр Ильич, как редко кто, любил жизнь <...> Каждый день имел для него значительность и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа.» Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею и наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла «Времена года». Энциклопедией русской усадебной жизни XIX века, петербургского городского пейзажа можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин для фортепиано. В его образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени.
Фортепиано было любимым и самым демократичным инструментом своей эпохи. Без него не обходилось ни домашнее музицирование, ни обучение детей музыке, ни семейные праздники, ни минуты меланхолии. Во времена Чайковского получили распространение домашние фортнпиано с мягким, как бы матовым звуком. С их помощью можно было выразить самые тонкие и теплые оттенки чувства. Отсюда — прекрасные образцы камерной музыки для фортепиано и множество превосходных детских фортепианных пьес в творчестве композитора. Один из самых замечательных фортепианных циклов Чайковского — «Времена года» (12 картин для фортепиано. Ор. 37-bis). В заглавии этого сборника фортепианных миниатюр есть расхождения: у первого издателя он назывался «12 характерных картинок», в издательстве П. И. Юргенсона: «12 характерных картин», позже — «12 характеристических картин». Эти определения, придуманные издателями, подразумевают одно и то же: речь идет о летящих музыкальных зарисовках, листках из музыкального альбома, по сути — о лирическом музыкальном дневнике. Журнал выходил ежемесячно, первого числа. И каждый номер открывали пьесы Чайковского: «У камелька» (Январь), «Масленица» (Февраль), «Песня жаворонка» (Март), «Подснежник» (Апрель), «Белые ночи» (Май), «Баркарола» (Июнь), «Песнь косаря» (Июль), «Жатва» (Август), «Охота» (Сентябрь), «Осенняя песнь» (Октябрь), «На тройке» (Ноябрь), «Святки» (Декабрь).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|