Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аристотель о причинах, материи и форме




 

Аристотель родился в 384/383 гг. до н. э. в Стагире. Аристотель разделял науки на три больших раздела: 1) теоретические науки, т.е. те, которые ведут поиск знания ради него самого; 2) практические науки, которые добиваются знания ради достижения морального совершенствования; 3) науки продуктивные, цель которых - производство определенных объектов. По критерию ценности и достоинства выше других стоят науки теоретические, образованные из метафизики, физики (в т.ч. психологии) и математики. Метафизика, (певая философия) - то, что после физики, наука о реальности по ту сторону физической, исследование первых причин. Аристотель полагает, что, поскольку они относятся к миру становления, то могут быть сведены к четырем: 1) причина формальная, 2) причина материальная, 3) причина действующая, 4) причина финальная. Первые две причины есть ничто иное как форма (сущность) и материя, образующие все вещи. Материя и форма суть достаточные условия для объяснения реальности, если ее рассматривать статически. Еще две причины - двигательная (т.е. родители, давшие жизнь человеку) и финальная (т.е. цель, в направлении которой развивается человек). Материя (от греч. - лес как строительный материал) есть начало, образующее реальность чувственно воспринимаемую, в этом смысле, она - "субстрат формы" (дерево - субстрат формы дома, глина - субстрат чаши). Теряя материю, мы теряем весь чувственный мир. Стать чем-то определенным и актуализироваться она может, лишь приняв форму. Форма же, напротив, поскольку она определяет, актуализирует, реализует материю, образует "естьность" всякой вещи, т.е. то, что есть ее сущность, а потому - это субстанция в полном смысле слова. Бытие же значении - это субстанция. Субстанция в несобственном смысле есть материя, во втором смысле - это отдельное, в третьем смысле - это форма по преимуществу. Бытие, следовательно, это материя; ступенью выше - отдельное, индивид; а еще выше - форма, которая обнимамает материю и фундирует, дает основание отдельному, т.е. индивиду. Аристотель понимал начальную материю как, то, из чего первого состоят вещи. Здесь две идеи: материя это то, из чего вещи состоят, и это - первоначало. Аристотель переосмысляет понятие материи и выдвигает три основополагающие идеи - о форме, о движущей причине и о первенстве разума перед материей. Аристотель предлагает не однозначное указание на первоначало, а также указание на то, из чего вещь состоит как из своего специфического ближайшего материала: "есть некоторая своя материя у каждой вещи». Материя, как начало, не объясняет не только гармонии, но и разнообразия вещей и его происхождения. Форма для Аристотеля является сущностью в смысле первоначала и сутью бытия сущности как отдельной вещи. Сущностью является то, что лежит в основе, а именно - материя и форма. Они не существуют в виде отдельностей (правда, форма может обособляться в мысли). Самостоятельным существованием обладает то, что состоит из материи и формы. Материя - не вещь, но возможность вещи; в форме же обнаруживается действительность вещи. Материя и форма не могут обособляться как таковые, они только в вещи как ее составляющие. Четыре характеристики формы являются главными: 1)форма есть первая сущность или первоначало (наряду с материей). У вещи нет собственной природы, если у нее "нет видовой формы";2) форма есть внешний образ вещи;3)форма обеспечивает действительность вещи. Возникновение вещи из другой вещи есть наделение материи новой формой. Этот процесс имеет цель:"последней целью является форма, а закончено то, что пришло к последней цели. 4)форма есть суть бытия (сущностное определение) вещи: "суть бытия дана всякий раз в форме и действительности". Форма не совпадает с вещью в ее полноте, а "обозначает такую-то качественность в вещи и не есть как такая эта вот определенная вещь". Важнейшая онтологическая идея Аристотеля заключается в утверждении первенствующей роли формы, в ее активности в определении вещи. Аристотель наделяет материю явственной функцией формы. Отмечая очевидный факт, что из одной и той же (специфической) материи могут быть созданы разные вещи, например, из древа ящик и кровать

 

Платон

 

Платон родился в Афинах в 428-427 гг. до н.э. Его настоящее имя - Аристокл, Платон - псевдоним, которому он обязан своим мощным телом; или широкому лбу ("платос" по-гречески означает полноту, широту, просторность). Отец его имел среди предков царя Кодра, мать гордилась своим родством с Солоном. Сначала обучался у софистов а затем сжигает свои рукописи и учиться о Сократа, много путешествует. В Афинах Платон основывает Академию (в гимнасии, расположенной в парке, посаженном в честь героя Академа), о чем впервые заявлено в диалоге "Менон". Академия утвердилась очень быстро и стала собирать множество молодых и не очень молодых талантливых людей. Сочинения Платона дошли до нас в своей полноте, упорядоченные грамматиком Трасиллом, и поделенные на девять тетралогий. Платон восстанавливает миф, реактивируя некоторые тезисы орфизма и религиозные компоненты. Для него миф есть нечто большее, чем фантазия, миф - выражение веры и доверия. "вторая навигация" Первая навигация, по существу, закончилась неудачей, ибо досократикам не удалось до конца объяснить чувственно воспринимаемое посредством чувственного же. Через эту брешь философия вышла в новое измерение бытия сверхчувственного, умопостигаемого. "Вторая навигация" Платона предприняла решительное отстранение от чувств и чувственного, произошло смещение центра философской оси на чисто рациональное, на то, что может быть схвачено лишь интеллектуально. "Вторая навигация" привела к пониманию двух планов бытия: феноменального, видимого, и невидимого, метафеноменального, улавливаемого исключительно интеллектом. Идеи - не мысли, а то, по поводу чего мысль думает, когда она свободна от чувственного, это подлинное бытие, бытие в превосходной степени. Идеи - сущность вещей, т.е. то, что каждую из них делает тем, что она есть. Платон употребляет термин "парадигма", указывая, что идеи образуют перманентную модель каждой вещи (чем она должна быть). "Гиперурания" - Это место над небесами, "поверх физического космоса", и, стало быть, есть мифическое представление, образ, указывающий, в точном смысле, место, которое не есть место. Гиперурания,есть образ непространственного, умопостигаемого, надфизического мира. Платон подчеркивает, что Идеи "доступны лишь наиболее возвышенной части души", т.е. открыты понимающему уму и только ему. Платон понимает свой мир идей как иерархически организованную систему, в которой идеи нижнего яруса подчинены более высоким, и дальше, и выше, вплоть до Идеи на вершине иерархии, которая есть условие всех остальных и не обусловлена никакой другой (необусловлена, значит, абсолютна). Высшим началом Платон называет Благо, о нем он говорит не только как об основании, делающем идеи познаваемыми и ум познающим, но и как о том, что производит бытие и сущность. Благо - функциональный аспект Единого. Единому начало множественности. Этот принцип получил название Диады, или Дуализма, Дуальности большого-малого, в одно и то же время бесконечно великого и бесконечно малого, ничтожного. Из соединения этих двух начал вырастает тотальность всех идей. По Платону, Единое есть: а) принцип бытия б) принцип истинности и познаваемости, в) принцип ценности. Сразу после первоначал возникают "генеральные" идеи; пять высших это: Бытие, Покой, Движение, Тождественность, Различие. Подобно идеальному миру, физический мир происходит также из идей - принципа формального и принципа материального, но уже доступны чувства. Платон объясняет рождение космоса(чувственного мира): Существует Демиург, некий Бог-творец, Бог мыслящий и водящий (стало быть, личностный), который, взяв за образец мир идей, слепил "хору"(пространственность) и таким способом породил физический космос. Бог произвел мир для добра и из любви к благу. Мир Идей – вечен, мир чувственный, напротив, протяжен во времени. Сфера чувственного находиться между бытием и небытием. Ступени познания по Платону: 1) мнение, 2)наука. Мнение разделяется на простое воображение и на верование, наука же бывает родом опосредования и чистой мудростью. 3)диалектика, она бывает восходящая, которая, освободясь от чувств и чувственного, ведет от идеи к идее, вплоть до высшей; диалектика нисходящая: от высшей идеи - к идеям общим, через разделение, она ведет к данной идее3)искусство и 4)риторика. Лживое, мистифицированное познание. 5)любовь. она оже различно классифицируется, но ведет к познию истины и Абсолюта. Любовь вызывает у души анамнез, т.е. некая форма "воспоминания. Душа. по Пониманию Платона находиться в теле, как в тюрьме или могиле. т.е. когда мы живы – мы мертвы. Смерть - всего лишь эпизод, онтологически имеющий отношение только к телу; она не только не вредит душе, напротив, дарует ей жизнь новую, праведную. надобно как можно быстрее покинуть этот мир ради другого. А это значит уподобиться Богу. "забота о душе" означает ее очищение. Последнее достижимо через разрыв с чувственным и соединение с родственным миром интеллигибельного (умопостигаемого) и духовного. Рождение Души имеет начало, но не подлежит смерти. Миф об Эре. Человек на земле - странник, а земная жизнь - некое испытание. Истинная жизнь начинается в невидимом - по ту сторону земного мира, где душа оказывается перед судом, совершаемом по справедливости и несправедливости, умеренности и разнузданности, добродетели и порока.


Этика Аристотеля

 

Аристотель родился в 384/383 гг. до н. э. в Стагире. Аристотель разделял науки на три больших раздела: 1) теоретические науки, т.е. те, которые ведут поиск знания ради него самого; 2) практические науки, которые добиваются знания ради достижения морального совершенствования; 3) науки продуктивные, цель которых - производство определенных объектов. По критерию ценности и достоинства выше других стоят науки теоретические, образованные из метафизики, физики (в т.ч. психологии) и математики. Науки практические, - относительно человека и его целей как индивида, и как члена общества. В первом смысле это этика, во втором - политика. Все поступки человека тяготеют к неким целям как к благу. Поступки и цели между собой субординированы и подчинены некой "последней цели", или "последнему благу", относительно которого все согласны, что это – счастье. Высшее благо и счастье, доступное человеку, - в совершенствовании себя как человека. Активность разума - цель, достойная человека. «Рациональная душа, вот доминанта и драгоценнейшая часть, в которой всякий себя находит". Ясно, что человек есть прежде всего интеллект. Аристотель, впрочем, с чувством реализма оценивает материальные блага, их полезность и необходимость, присутствие которых хотя и не дает само по себе счастья, но отсутствие которых вполне способно его скомпрометировать. В душе "есть нечто, чуждое разуму, что ему противоречит и сопротивляется", но что, тем не менее, в нем участвует. "Вегетативная часть никак не участвует в разуме, в то время как способность желать, аппетиты, так или иначе в нем участвуют, заставляя его слушать себя и подчиняться". В господстве над этой частью души, в умении вписывать вожделения в контуры здравого смысла, и состоит "этическая добродетель", достоинство практического поведения Способом бытия", в котором мы сами создаем себя, является добродетель. Среди всех добродетелей есть одна, в которой соединены все прочие, - это справедливость. Аристотель различал добродетели воли (этические) и добродетели ума (дианоэтические). Совершенствование рациональной души - добродетель "дианоэтическая". Две дианоэтические добродетели - рассудительность, и. мудрость. Рассудительность, или практическая мудрость, заключается в корректном установлении того, что благо, и что зло для человека. Мудрость состоит в познании реальности, которая лежит по ту сторону человека, выше него, и это теоретическая наука, метафизика. Животные непричастны к понятию счастья, ибо они лишены этой способности. Боги в блаженной жизни счастливы постоянно. Лишь человек имеет счастье в той мере, в какой способен достичь подобной активности созерцания. Следовательно, насколько простирается созерцание, настолько простирается и счастье. Как реалист он хорошо понимал, что одно дело - "познавать благо", и другое дело - "действовать, актуализируя благо». В центре его внимания - акт выбора, который тесно связан с актом установления, принятия решения. Необходимо желать блага истинного, а не кажущегося. В свою очередь, истинное благо признает только добродетельного человека.

 

Эллинистическая философия

 

Великий поход Александра Великого (334-323 гг. до н.э.), привел к радикальному перевороту в греческом духовном мире, закрыв классическую эпоху. Наиболее важным политическим следствием было крушение полиса и рождение индивида. В эллинистических монархиях связи между человеком и государством ослабевали, ибо власть исходила от одного или немногих. Человек с обретением собственной персональности становился свободным. Но с открытием индивидуальности проступили эксцессы эгоизма и индивидуализма. С разъединением человека и гражданина появились отдельно этика и отдельно политика. Культурная жизнь общества получила широкий размах, невозможный раньше в маленьких отгороженных друг от друга полисах. В период эллинизма литература и наука получают свой центр в Александрийском музее. Здесь возникла филологическая наука, унаследованная последующими пополнениями. Огромное значение имело при этом возникновение общегреческого языка, постепенно вытеснившего из литературного языка местные диалекты. Резкие изменения произошли в чисто идеологической сфере философии и религии. Материалистическая философия достигла в начальный период эллинизма в учении Эпикура. 1) школа Эпикура, возникла в Афинах в конце IV в. до н.э. Эпикур родился на Самосе в 341 г. до н.э. Школа его находилась в предместье Афин, преобрела название «Сад». Основные положения: 1) реальность вполне проницаема для человеческого разума и поддается осмыслению; 2) в пространстве реального есть место для счастья; 3) счастье - это вытеснение страдания и беспокойства; 4) для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чем, кроме себя самого; 5) для этого также излишни государства, институты, знатность, богатство, и даже Боги; человек анархичен. Критерии истины:1)В отличие от Платона считает, что именно чувство схватывает бытие безошибочным образом. Ощущения - посланники истины. 2)А через чувства "наслаждения" и "страдания". возможно опознание блага и отделение его от зла, а, значит, это критерий выбора, т.е. правило действия. Физика: идея о самодвижении атома – вклад Эпикура в развитие материализма Последователь: Тит Лукреций Кар. В эллинизм занятие философией все более превращается в промысел. верующего. Этот период характеризуется религиозными поисками. Новые боги должны были больше говорить сердцу верующего, дать ему утешение, опору в создании возможности спасения если не на земле, то в ином мире..2) Стиоцизм. В конце IV в. до н.э., уже после основания "Сада", в "Афинах родилась другая школа основателем которой был Зенон, родившийся на острове Крит около 333-332 гг. до н.э. Зенон решительно отверг две концептуальные идеи "Сада": сведение мира и человека к набору атомов и отождествление блага человека с удовольствием Представители: Хрисиппа, Панэций и Посидоний. Цель логики стоики, как и эпикурейцы, видели в отработке критерия истины; в ощущениях они также находили основу познания, которое мы получаем об объектах, воздействующих на наши органы чувств, после чего возникают представления. Истинное представление для стоика - это не только чувствование, но и со-чувствование, т.е. согласие, одобрение со стороны логоса тому, что есть уже в душе. Стоики исходят из двух принципов бытия, "пассивного" и "активного", отождествляя первый с материей, а второй с формой (или формирующим принципом), утверждая при этом неотделимость одного от другого. Более того, форма - это божественный разум, логос, Бог. 3)Кинизм основателем кинизма был Антисфен, но символом движения киников стал Диоген Синопский. "Ищу человека", в этой фразе можно вырвзить всю программу Диогена. Ищу человека, который живет в соответствии со своим предназначением. Ищу человека, который выше всего внешнего, выше всех общественных предубеждений, выше даже капризов судьбы, знает и умеет найти собственную и неповторимую природу, с которой он согласен, а, значит, он счастлив. Кинизм стал наиболее антикультурным явлением из всех философских течений Греции и запада вообще. Одним из наиболее крайних выводов был тот, согласно которому наиболее существенные потребности человека суть животные. Кратет был учеником Диогена и видным представителем этой школы. Киник должен быть аполитичным. Полис неприемлем, для мудреца нет и не должно быть никакого прибежища. В III веке до н.э. представители:, как Бион с Борисфена, Менипп из Гадеса, Телет, Менедем. Кинизм оказался менее жизненным, относительно других философских течений, в силу экстремизма и анархизма.4) Скептики. Еще до Эпикура и Зенона, начиная с 323 г. до н.э. Пиррон в своем городе Элиде основал движение "скептиков". Новизна Пиррона состояла в убеждении, что можно жить искусно и вполне счастливо, даже в отсутствии истины и ценностей, по крайней мере, таких как в прошлом. Последователи: Аркесилай, Карнеад, 5) Эклектики.(II в. до н.э.) от греч. эклектика - разобрать и соединить снова). Эклектицизм был введен в Академии Филоном из Ларисы. «Нет необходимости тотально отвергать истину, достаточно допустить отличимость истинного от ложного. Нет критерия, который приведет нас к истине, но есть видимость, дающая вероятность, а, значит, возможное наше приближение к истине на основе вероятной очевидности.» Последователи: Антиох, Цицерона Последней крупной и по-своему эпохальной философской системой западной античности является неоплатонизм. Основоположника неоплатонизма (в III н. э) - Плотин. Последователи: Порфирия, Прокла и Ямвлиха. Плотин обосновывает свое идеалистическое учение через учение о разных типах людей. Обыденный человек погружен в чувственно-практическое существование. Для такого человека вещи важнее идей, материальное важнее идеального. Для обыденного низменного человека тело важнее души, и он тешит свое тело, нисколько о душе не беспокоясь. Возвышенный человек поднимается от низшего состояния к существования к высшему его состоянию. Он развивает в себе способности к интеллектуальному сверхчувственному умосозерцанию, он обращается от внешнего мира в глубины своей души и находит там истину. Источником красоты является объективный мировой разум. Ведь красота -это гармония и форма. Наиболее значимым моментом в философии неоплатонизма является учение о потусторонности, сверхразумности и даже сверхбытийности первоначала всего сущего и о мистическом экстазе как средстве приближения к этому первоначалу. В неоплатонизме наблюдается возврат к мифологии или ремифологизация. Эллинистический период отмечен успехами науки, математики, механики (Евклид,Архимед), астрономии (Аристарх Самосский) медицины, географии (Эратосфен), филологии. Происходит изменение во всех сферах жизни: научной, политической,общественной и духовной. Эллинизм означал серьезные изменения в экономической, политической и социальной жизни общества.


Средневековая философия

 

Средне века (с I по XV - это период полного господства феодализма, крепостничества и христианства в Европе. Именно две особенности - феодализм и христианство - обусловили собой содержание и состояние философии Средневековья. Сильное влияние на западную средневековую философию оказала именно христианская религия. В основе монотеизма (вера в единого Бога) лежат два принципа, чуждых языческому миру: идея творения и идея откровения. Основными учениями в христианстве Средних веков считались патристика и схоластика. Патристика-Духовное наследие отцов церкви Могут быть выделены три этапа: (1) - ранняя П., или апологетика (2-3 вв.), представители: Юстин, Татиан, Афинагор, Тертуллиан; Климент Александрийский, Тит Флавий, Ориген. Центральная проблема П. - проблема соотношения христианства с античным наследием. (2) - зрелая П. (3-5 вв.), Василий Великий Кесарийский, его брат Григорий Нисский, Григорий Богослов Назианзин, Амфилохий Иконийский и др., Центральное направление в развитии П. этого периода - борьба с ересями, что связано с обретением христианством статуса государственной религии и официальной формулировкой христианского Символа веры на Никейском вселенском. (3) - поздняя П. (5-8 вв.), центрирующаяся на проблеме систематизации христианского вероучения. Ключевая фигура - Иоанн Дамаскин, завершивший систематическое оформление основ христианской теологии; также Леонтий и Боэций на Западе.. В рамках П. были заложены основы систематической христианской теологии как в катафатическом (утвердительный), так и в апофатическом(отрицательный, неприемлемый) ее вариантах, введены многие основополагающие понятийные структуры христианской теологии. В рамках П. окончательно конституировалась концептуально фундаментальная для христианства идея приоритета индивида по отношению к абстрактному человечеству Проблематика П. во многом определила проблемное поле как православной, так и в католической теологии. Отцы церкви объясняли людям, как Бог создал и духовный, и материальный мир. Это учение позднее назвали креационизмом (creatio - творение). Согласно ему, христианский Бог стоит над всем и управляет природой. Если в языческих религиях природа и космос были всемогущи и вечны, то теперь все это передалось Богу: На место политеизма приходит моноистический принцип: есть только одно начало - Бог, все остальное - его творения. Схоластика. На основе патристики в 9 в. начинает складываться схоластика, которая обращается к рациональным методам знания при рассмотрении сверхрациональных "предметов".К 11 веку начинают появляться университеты и возникает конфликт м/у универ. и церковью, т.к монахи учили бесплатно, а универы платно. Схоластику отличает прежде всего ее метод. Структура обрела следующий вид: постановка вопроса; разыскание оснований как "за", так и "против"; решение, предлагаемое и разъясняемое категорически; его обоснование; заключение, способное служить опровержением всех возражений против данного решения. Главное устремление схоластики, по крайней мере, ее доминирующих течений, заключалось в том, чтобы показать: между разумом и откровением нет действительного противоречия. Крупнейшим схоластом эпохи формирования схоластики - Иоанн Скот Эриуген. схоласт-еретик, его труды ("О разделении природы", "О Божественном предопределении" и др.) были осуждены Церковью. Петр Абеляр разрабатывая диалектику как искусство отличения истины от лжи, Абеляр пытался обойти крайности как реализма, так и номинализма. Его собственная позиция по этому вопросу получила название концептуализма. Диалектика Абеляра также внесла вклад в разработку диалектического метода. Создателя томизма - Фому Аквинского. В своих огромных трактатах "Сумма теологии" и "Сумма против язычников" этот схоласт предложил свою версию "примирения" Аристотеля с христианством. Для средневековой философии характерны 2 течения: реалисты и номиналисты. которы е вели полемику об универсалиях. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии. Согласно средневековым реалистам универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум способен познавать сущность вещей, ибо эта сущность есть не что иное, как всеобщее понятие. Для многих реалистов познание возможно лишь при помощи разума, так как лишь разум способен постигать общее. Противоположное направление было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом и носило название номинализма от латинского слова «nomen» - имя. Согласно этому учению общие понятия - только имена. Они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для ряда вещей.ВЫВОДЫ: Античную философию сменило богословие, пришли в упадок математические и естественнонаучные дисциплины, литература свелась к житиям святых, история — к монастырским Хроникам. Обучение было полностью монополизировано церковью.

 

Новое время (XVI - XIX вв.)

 

В XVI-XVII вв. благодаря открытиям Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера возникло экспериментальное естествознание. Наибольшего развития достигла механика, которая стала основой метафизического метода. Наука из покорной служанки богословия превращается в непосредственную производительную силу. Возникает необходимость философского осмысления новых научных фактов, разработки общей методологии познания. В процессе решения этих проблем образовались два основных направления: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм. Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Его идеи нашли свое развитие в философских системах Дж. Локка, Д. Беркли, Д. Юма. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого, чего бы не было в чувствах; чувства и опыт – источники знания, разум – лишь систематизатор чувственных данных.Опытным знаниям соответствует введенный Бэконом индуктивный метод, в основе которого - наблюдения, анализ, сравнение и эксперимент.В отличие от эмпиризма рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.) главным источником знания считает мысли и понятия, присущие уму от рождения (врожденные идеи) или в виде задатков, предрасположений ума. Основоположник рационализма Р. Декарт считал, что Я – это субстанция, вся сущность и природа которой состоит в мышлении (Я мыслю, следовательно, существую). Чтобы отыскать истину, мышление должно руководствоваться следующими правилами.1)Считать истинным только то, что представляется уму вполне ясным и не вызывающим сомнения. 2)Каждую сложную проблему необходимо расчленять на частные задачи. Через последовательное решение частных задач можно решить всю проблему.3)Начинать движение к истине от простого – к сложному.4)Во всех областях знания составлять общий обзор фактов, открытий, гипотез, систем, чтобы быть уверенным, что ничего из открытого не упущено.Следование этим правилам может привести к заблуждению, ибо сколько ученых – столько и мнений. Поэтому исследователь должен подвергнуть сомнению все знания прошлого. Сомнение, по Декарту, это не путь к отрицанию познаваемости мира, а путь отыскания достоверного знания. Односторонне толкуя логический характер математических знаний, философ отдавал предпочтение дедуктивному методу, опирающемуся на достоверные, интуитивно постигаемые аксиомы. Декарт считал, что разум содержит врожденные идеи (идея Бога, например). Иначе говоря, разум имеет природные способности к созданию идей. Критикуя эту точку зрения, сенсуалист Дж. Локк писал, что люди не рождаются с готовыми идеями: сознание новорожденного ребенка – чистая доска (tabula rasa), на которой жизнь рисует свои узоры – знания. В развитие социальных учений Нового времени в XVIII в. особый вклад внесли деятели французского Просвещения. Просветители (Ш. Монтескье, Ф. Вольтер, Ж. Ж. Руссо и др.) идейно подготовили Великую французскую революцию 1789-1994 гг. все они воспринимали реальную католическую церковь как символ невежества и мракобесия, считали ее тормозом в развитии общества.. По убеждению просветителей, общественный прогресс возможен только лишь при помощи разума, права, науки и образования. Грядущее общество непременно станет воплощением разумности и цивилизованности. Что же касается человека, то он является природно-социальным существом и способен к бесконечному развитию и совершенствованию своей деятельности. Однако частная собственность делает людей нервными, порождает зависть и вражду между ними. Следовательно, новое общество надо создавать на основе социального равенства и справедливости, солидарности между людьми. Просветители стояли на позициях исторического оптимизма, а их идеалом была республика как форма народовластия. Значительный вклад в учение о сущности и природе человека, путях его воспитания внесли такие последовательные французские материалисты XVIII в., как Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах и Ж. Ламерти. Они подчеркивали, что человек является, прежде всего, продуктом окружающей его среды. Следовательно, для изменения нравов людей необходимо в первую очередь изменить обстоятельства их жизни, общественные отношения как мир человека. Эта идея просветителей явилась в последующем одним из источников возникновения и формирования классической марксистской философии, в которой была теоретически обоснована идея коммунистического общества. Апофеозом рационализма была немецкая классическая философия (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель). Родоначальниками философии диалектического материализма по праву считают К. Маркса и Ф. Энгельса, и именно поэтому диалектический материализм нередко называют марксистской философией. Философия жизни. Одним из идейных истоков философии жизни была философия А. Шопенгауэра, которую нередко называют философией волюнтаризма. Выводы по теме Создавая мораль сверхчеловека, люди возвращаются к доморальному периоду своей истории, когда вопрос о нравственности применительно к личности не вставал вообще. Резюме по теме Философия нового времени занимает собой третий, заключительный после античной и средневековой философии, этап так называемой классики философии, классической философии. Философия нового времени очень логоцентрична, т. е. идеалом познания признается четкое, строго рациональное мышление (это находит свое проявление в особом интересе Декарта к ясным идеям сознания, Канта – к познавательным способностям души, Гегеля - к универсальным идеям, Маркса - к науке).

 

Бэкон

 

Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626) родился в Лондоне английский философ и политический деятель (в 1620 — 1621 гг. — лорд-канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после короля).Его отец сэр Николас Бэкон служил лордом-хранителем печати при королеве Елизавете. Бэкон - основатель эмпирического (опытного) направления в философии. Суть основной философской идеи Фрэнсиса Бэкона — эмпиризма - заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта — помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе. В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его философское кредо: "Знание — сила". Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с которой главным методом познания должна стать индукция. Под индукцией философ понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством плавления).Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с помощью четких логических приемов. Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта — в расширении возможностей, интенсификации процесса познания. Недостаток индукции — ее недостоверность, вероятностный характер (так как если несколько вещей или явлений обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками обладают все вещи или явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в экспериментальной проверке, подтверждении индукции).Путь преодоления главного недостатка индукции (ее неполноты, вероятностного характера), по Бэкону, — в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания. Определив главный метод познания — индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Это: "путь паука"; "путь муравья";"путь пчелы"."Путь паука" — получение знания из "чистого разума", то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, "ткут паутину мыслей из своего ума"."Путь муравья" — такой способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический Эмпиризм (полная противоположность оторванного от жизни рационализма). Данный метод также несовершенен. "Чистые эмпирики" концентрируют внимание на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким образом, они получают внешнюю картину знания, видят проблемы "снаружи", "со стороны", но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри."Путь пчелы", по Бэкону, — идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства "пути паука" и "пути муравья" и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по "пути пчелы", необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему "снаружи") и, используя возможности разума, заглянуть "вовнутрь" проблемы, понять ее сущность. Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом. Фрэнсис Бэкон не только показывает, какими путями должен происходить процесс познания, но и выделяет причины, которые препятствуют человеку (человечеству) получить истинное знание. Данные причины философ иносказательно называет "призраками" ("идолами") и определяет четыре их разновидности: призраки рода; призраки пещеры; призраки рынка; призраки театра. Призраки рода и призраки пещеры - врожденные заблуждения людей, которые заключаются в смешивании природы познания с собственной природой. В первом случае (призраки рода) речь идет о преломлении познания через культуру человека (рода) в целом — то есть человек осуществляет познания, находясь в рамках общечеловеческой культуры, и это откладывает отпечаток на итоговый результат, снижает истинность знания. Во втором случае (призраки пещеры) речь идет о влиянии личности конкретного человека (познающего субъекта) на процесс познания. В итоге личность человека (его предрассудки, заблуждения — "пещера") отражается в конечном результате познания. Призраки рынка и призраки театра - приобретенные заблуждения. Призраки рынка — неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражений. Призраки театра — влияние на процесс познания существующей философии. Зачастую при познании старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание не всегда в нужное русло (пример: влияние схоластики на познание в средние века).Исходя из наличия четырех основных препятствий познания, Бэкон советует максимально абстрагироваться от существующих "призраков" и получать свободное от их влияния "чистое знание".Ф. Бэкону принадлежит одна из попыток классифицировать имеющиеся науки. Основание классификации — свойства человеческого ума: память; воображение; рассудок. Памяти соответствуют исторические науки, воображению -поэзия, рассудку — философия, что составляет основу всех наук. Философию Бэкон определяет как науку о:Боге; природе; человеке. Каждый из трех предметов философии человек познает по-разному: природу — непосредственно с помощью чувственного восприятия и опыта; Бога — через природу; себя — через рефлексию (то есть обраще

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...