Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конфликтология в социальной работе




 

Общественное и духовное развитие, в том числе и в России, характеризуется динамичными, масштабными изменениями, зачастую протекающими в форме глубоких кризисов, ожесточенных конфликтов. Конфликт - это всегда сложный, многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, ' социальные группы, национально-этнические общности, государства, группы государств, объединенные теми или иными целями, интересами. Конфликты возникают по самым различным мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным. Такой характер общественного и духовного развития требует от современной науки не только раскрывать в каждый конкретный исторический момент его основные тенденции, объяснять их причины и направленность, но одновременно требует саморефлексии научной теории, анализа основных научных понятий, категорий применительно к конкретной исторической ситуации, а также, по мере необходимости, их уточнения, пересмотра.

Особенно велико значение конфликтологии для практики социальной работы. Ведь под влиянием кризисных явлений в российском обществе значительно увеличилось число людей с отклоняющимся поведением: алкоголиков, наркоманов, бродяг, людей с различными формами патологий. Именно эти категории людей в конфликтных ситуациях наиболее склонны выбирать иррациональные формы поведения. Однако и вполне адекватные, психологически устойчивые люди могут поддаваться влиянию страха.

Известно, что практически любой человек оценивает ту или' опасность с точки зрения наличия или доступности необходимых средств защиты, ресурсов, гарантируемых социальными институтами, органами власти. «Если же необходимые средства защиты недоступны или неадекватны грозящей опасности, тревога мобилизует человека, побуждая действовать в направлении, которое кажется необходимым для предупреждения грозящих бедствий. Проблема незащищенности перед опасностями и угрозами имеет немаловажное значение в формировании направленности социальных процессов и общей системы ценностных ориентации социума» [5, C. 210]. Другими словами, страх является одновременно причиной и следствием определенного социального поведения или отношения индивида, групп или российского общества в целом к событиям, вызывающим у них чувство опасности.

Достижение высокого уровня безопасности стимулирует российское общество к развитию и совершенствованию, а незащищенность отдельных социальных групп или российского общества в целом тормозит любой социальный процесс, переводя население в режим ожидания. При этом практически ни одна из существующих проблем не воспринимается населением как общая, «требующая сочувствия и мобилизации усилий всех» [5, C. 211]. Состояние тревожности ничуть не содействует социальной интеграции российского общества, поэтому число реальных и потенциальных конфликтов в нем существенно возрастает.

Социальная работа в современной России востребована практически во всех сферах человеческой деятельности. Поле профессиональной деятельности специалиста социальной работы постоянно расширяется и уже не может быть сведено только к социальному обслуживанию отдельных лиц, семей и групп населения, имеющих особые нужды или находящихся в трудных жизненных ситуациях. Специалист социальной работы должен быть готовым к работе в государственных и негосударственных социальных службах, организациях и учреждениях системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов, в городе и сельской местности, на транспорте.

Специалист социальной работы [5, C. 213]:

ведет профессиональную практическую работу (посредничество, консультирование, специализируемую помощь) в социальных службах, организациях и учреждениях;

оказывает социальную помощь и услуги семьям и отдельным лицам, различным половозрастным, этническим группам населения;

организует и координирует социальную работу с отдельными лицами и группами с особыми нуждами, с ограниченными возможностями, вернувшимися из специальных учреждений и мест лишения свободы;

проводит исследовательско-аналитическую деятельность (анализ и прогнозирование, разработку социальных проектов, технологий) по проблемам социального положения населения в курируемом районе (микрорайоне), с целью разработки проектов и программ социальной работы;

участвует в организационно-управленческой и административной работе социальных служб, организаций и учреждений;

содействует интеграции деятельности различных государственных организаций и учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению;

ведет воспитательную деятельность в социальных службах, средних специальных учебных заведениях (при получении дополнительного образования в этой области).

 

 


Заключение

 

В данной работе удалось провести анализ ряда литературных источников в области конфликтологии и социальной работы. В ходе анализа были выделены основные специфические черты конфликтологии как науки, способы применения багажа этой области знаний в работе социального работника.

Основной задачей работы было прояснение формулировок предмета и базовых принципов конфликтологии как науки. Здесь определяющей стала работа Е.В. Буртовой [1], которая указывала, что предметом конфликтологии является идеальная модель конфликтного взаимодействия, его теория, а базовыми принципами:

) принцип детерминизма, устанавливающий обусловленность всех явлений действием тех или иных причин, т.е. принцип причинно - следственных связей всех явлений действительности;

) принцип системности, требующий трактовки всех явлений как внутренне связанных компонентов целостной системы, природной, социальной, психической;

) принцип развития, т.е. признания непрерывного изменения, преобразования и развития всех предметов и явлений действительности, их перехода от одних форм и уровней к другим.


Список литературы

 

1. Буртовая Е.В. Конфликтология: Учебное пособие. - М., 2002. - 509 с.

. Гришина Н.В. Психология конфликта. - Спб.: Питер, 2005. - 464 с.

. Зайцев А.К. Социальный конфликт. М.: Academia, 2001.

. Ликсон Ч. Конфликт. Семь шагов к миру. СПб.: Питер, 1999.

. Невлева И.М., Трунов А.А. Конфликтология в социальной работе: Учеб. Пособие. - Белгород: Кооперативное образование, 2005. - 327 с.

. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. Учебное пособие. - Красноярск: Изд-во КГУ, 2001. - 125 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...