Понятие, задачи и предмет коммерческого права
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Сущность коммерческого права
Слово «коммерция» произошло от латинского слова «commerrcium» - «торговля». Поэтому «Коммерческое право» изучает правовое регулирование торговли, торговой деятельности. Коммерческое право - относительно новая дисциплина в системе подготовки юридических кадров, по содержанию которой, да и по названию, еще ведутся дискуссии среди ученых-правоведов. Коммерческое право можно назвать спецкурсом в гражданском праве, так как оно более глубоко изучает отдельную, специфическую область общественных отношений, регулируемых гражданским правом. Рассматривая коммерческое право как один из разделов правоведения можно сказать, что: - коммерческое право является подотраслью гражданского права, входит в обширную систему частного права; коммерческое (торговое) право является специальным правом, учитывает особые потребности и интересы торгового оборота и соотносится с гражданским правом как частное с общим; коммерческое право является правом коммерсантов, то есть одной из сторон в торговой сделке, регулируемой коммерческим правом, является предприниматель. Из этого следует, что коммерческое право - подотрасль гражданского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе коммерческой (торговой) деятельности, направленные на продвижение товаров от производителей к потребителям через оптовую торговую сеть. Наука коммерческого права представляет собой систему научных знаний о коммерческом праве, его месте в системе права, институтах. Она изучает доктрину коммерческого права, т.е. различные юридические концепции, отечественные и зарубежные теории, юридическую практику, вырабатывает рекомендации по совершенствованию законодательства о коммерческой деятельности.
Первой важной задачей коммерческого права является изучение специфики оборота различных видов товаров и разработка рекомендаций по совершенствованию их нормативно-правового регулирования. Наука коммерческого права призвана изучать субъекты коммерческой деятельности, определять их функции на товарных рынках, выявлять круг коммерческих договоров, опосредующих торговые отношения, разрабатывать рекомендации по совершенствованию законодательства о коммерческой деятельности. Важным для науки коммерческого права является изучение границ, способов и средств государственного воздействия на коммерческую деятельность, а также разработка предложений об оптимизации государственного воздействия. Таким образом, теоретическая и практическая задача коммерческого права - правовое содействие становлению российского товарного рынка. Она свойственна именно российскому коммерческому праву и обусловлена происшедшим в стране изменением экономического строя. Теория коммерческого права призвана изучать и подготавливать научно обоснованные предложения о законодательных мерах по совершенствованию организации субъектов торгового оборота, развитию структуры и инфраструктуры товарного рынка. Предмет коммерческого права - это совокупность правовых отношений, связанных с коммерческой (торговой) деятельностью. В предмет коммерческого права включаются правоотношения, связанные с осуществлением оптовой торговли. Здесь надо отметить, что в дореволюционной литературе под предметом торгового права рассматривали отношения, связанные исключительно с осуществлением посреднической деятельности между производителем и потребителем материальных благ. Российский ученый конца XIX - начала XX вв. Г.Ф. Шершеневич основным субъектом торговли считал торговца-посредника или посредническую торговую фирму. Современный ученый, правовед, заведующий кафедрой коммерческого права МГУ Б.И. Пугинский подвергает критике подобную концепцию. Он отмечает, что товарный оборот начинается с продажи изготовителем произведенного им продукта, поэтому изучение товарного оборота должно начинаться с действий организаций-изготовителей, реализующих созданный товар, а не действий торговых посредников.
В связи с этим им выделяются три участка торгового оборота: ) продажа своих товаров изготовителями; ) деятельность торговых посредников; ) деятельность субъектов, приобретающих товар для обеспечения себя необходимыми ресурсами. Процесс розничной продажи товаров гражданам обычно не включается в предмет регулирования коммерческого права. Оптовая торговля и снабжение по своим целям, содержанию и правилам существенно отличаются от розничных сделок. Кроме того, граждане не являются участниками деятельности по продвижению товаров на рынке. Они выступают в качестве потребителей товаров, купленных для личных нужд. Профессор Б.И. Пугинский не относит к субъектам коммерческой деятельности физических лиц, приобретающих товар для некоммерческих целей в розницу. По его мнению, розничная торговля достаточно полно регулируется гражданским законодательством и не нуждается в специальном регулировании в коммерческом праве. Однако надо отметить, что коммерческая деятельность не сводится только к купле-продаже товаров. Она включает в себя разнообразные услуги, связанные с продвижением товаров на рынке. К собственно торговым действиям примыкает огромное число вспомогательных и побочных действий (доставка, хранение, сервисное обслуживание, привлечение агентов и др.), которые также признаются торговыми, поскольку служат увеличению торговой прибыли. Без большинства таких действий осуществление их вне торговли в современных условиях просто невозможно, вне торговли эти действия утрачивают свое значение. Таким образом, предмет коммерческого права составляют отношения по оптовой купле-продаже товаров, а также отношения по оказанию услуг, связанных с продвижением товаров на рынке от изготовителей к оптовым потребителям.
Субъекты коммерческого права
Отличительной особенностью субъекта коммерческого права является постоянное осуществление им торговой деятельности, на профессиональной основе. Субъекту коммерческого права свойственны такие признаки (особенности), которые выделяют его из общего ряда субъектов частного права. К ним можно отнести следующие: ) занятие торговой деятельностью (оптовая торговля, которой не могут заниматься все участники гражданского оборота); ) осуществление торговой деятельности на профессиональной основе; ) торговая деятельность имеет постоянный, устойчивый характер; лицо занимается ею систематически и извлекает из этого доход, т.е. торговая деятельность является постоянным занятием. В торговой деятельности имеют право участвовать только те субъекты (участники), которые имеют специальное разрешение на проведение профессиональной торговли или в уставах которых торговля является одной из уставных задач. К таким субъектам относятся: ) юридические лица; ) граждане-предприниматели; ) специальные субъекты. Физические лица не являются субъектами коммерческого права. Субъектами коммерческой деятельности являются лишь те физические и юридические лица, которые осуществляют профессиональную деятельность по доведению товара от производителя к потребителям. В Российской Федерации профессиональной коммерческой деятельностью могут заниматься граждане, если они в установленном законом порядке зарегистрированы в качестве предпринимателей. Такая регистрация в качестве гражданина-предпринимателя дает право гражданину заниматься коммерческой деятельностью, если такое право предусмотрено в выдаваемом ему свидетельстве о регистрации. Помимо прав, регистрация в качестве гражданина-предпринимателя налагает на него и ряд обязанностей, а также специальную гражданско-правовую ответственность. Гражданин-предприниматель может участвовать в арбитражном суде как в качестве истца, так и в качестве ответчика.
Субъектами коммерческого права могут быть юридические лица. Юридическое лицо - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1ст. 48 ГК РФ). Специальные субъекты товарного рынка не совершают сделок, а создают возможности другим лицам совершать сделки. К таким организациям относятся, к примеру: 1) товарные биржи; 2) оптовые ярмарки; 3) посреднические организации (торговые дома, дилерские фирмы, трейдеры, дистрибьюторы, брокеры, стокисты, агентские фирмы). Всех специальных субъектов торговой деятельности можно объединить в две группы: ) специальные субъекты товарного рынка, которые непосредственно не участвуют в совершении сделок, а создают возможности и условия для операций другим лицам: а) товарные биржи; б) валютные биржи; в) фондовые биржи; г) выставки-ярмарки; д) торгово-промышленные палаты; ) предпринимательские организации или индивидуальные предприниматели, которые непосредственно занимаются заключением сделок. Они классифицируются следующим образом: а) независимые посредники - действуют от своего имени и за свой счет: дилеры - специальные торгово-посреднические организации, специализирующиеся на продаже определенного товара, совершающие определенные операции с определенным видом товара; торговые дома - многопрофильные организации, которые занимаются торговлей и производственной деятельностью по обработке, расфасовке и упаковке реализуемых товаров, строятся как единое юридическое лицо или объединение юридических лиц, занимающихся торговлей, складской и производственной деятельностью; трейдеры - специализированные посредники, которые совершают сделки по поручению клиентов, но от своего имени и за свой счет. Трейдерами могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели. Они специализируются на коротких операциях; стокисты - особый вид специализированных посредников, которые осуществляют экспортно-импортные операции на основе договора комиссии, по которому они осуществляют исключительную продажу товара определенного поставщика. Они сначала получают на товарный склад товар экспортера, а затем реализуют его по договору комиссии средним и мелким покупателям; б) посреднические организации, не приобретающие собственности на товар, а оказывающие в качестве основного вида деятельности услуги по доведению товара от изготовителя к потребителю.
К данному виду посредников относятся дистрибьюторы. Это организации, реализующие полученные по импорту товары на территории своей страны. Их характеризует долгосрочный характер отношений, создание собственной сбытовой сети, осуществление деятельности, не связанной непосредственно с торговыми операциями (изучение спроса, реклама продукции и др.). Дистрибьюторы классифицируются на: регулярные - имеют собственные склады, где накапливаются и хранятся товары, заключают договоры на поставку в будущих периодах, оказывают услуги по подбору ассортимента групп товаров; нерегулярные - арендуют склады, участвуют в основном в транзитных поставках; в) организации, не совершающие операции с товаром, а оказывающие разнообразные услуги, содействуя продвижению товара. Они заключают сделки, целью которых является продвижение товара: брокеры - организации, физические лица, которые заключают на бирже договоры от имени и за счет клиента, действуют на бирже в качестве контор или независимых брокеров; агентские фирмы - подыскивают покупателей для фирмы-продавца (торговые агентства) или изучают спрос и предложение на рынке определенного товара с перспективой его сбыта (маркетинговые агентства). Перечень участников товарного рынка не является исчерпывающим. В связи с постоянным развитием торговых отношений, торгового законодательства возможно совершенствование уже существующих и возникновение новых форм участников торгового рынка. Таким образом, понятие субъекта коммерческого права можно сформулировать следующим образом: субъекты коммерческого права - это лица юридического и функционального видов, участвующие в торговом обороте, систематически осуществляющие торговую деятельность на профессиональной основе в целях извлечения прибыли и развития торговых отношений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|