Понятие современной информационной системы. Состав ИС
Термин информационная система (ИС) используется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле информационная система есть совокупность технического, программного и организационного обеспечения, а также персонала, предназначенная для того, чтобы своевременно обеспечивать надлежащих людей надлежащей информацией. Также в достаточно широком смысле трактует понятие информационной системы Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: «информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств» Одно из наиболее широких определений ИС дал М. Р. Когаловский: «информационной системой называется комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства и информационные ресурсы, а также системный персонал и обеспечивающий поддержку динамической информационной модели некоторой части реального мира для удовлетворения информационных потребностей пользователей». Стандарт ISO/IEC 2382-1 дает следующее определение: «Информационная система — система обработки информации, работающая совместно с организационными ресурсами, такими как люди, технические средства и финансовые ресурсы, которые обеспечивают и распределяют информацию» Российский ГОСТ РВ 51987 определяет информационную систему как «автоматизированную систему, результатом функционирования которой является представление выходной информации для последующего использования». В узком смысле информационной системой называют только подмножество компонентов ИС в широком смысле, включающее базы данных, СУБД и специализированные прикладные программы. ИС в узком смысле рассматривают как программно-аппаратную систему, предназначенную для автоматизации целенаправленной деятельности конечных пользователей, обеспечивающую, в соответствии с заложенной в нее логикой обработки, возможность получения, модификации и хранения информации.
В любом случае основной задачей ИС является удовлетворение конкретных информационных потребностей в рамках конкретной предметной области. Современные ИС де-факто немыслимы без использования баз данных и СУБД, поэтому термин «информационная система» на практике сливается по смыслу с термином «система баз данных». Состав информационных систем составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами. Функциональные подсистемы реализуют и поддерживают модели, методы и алгоритмы получения управляющей информации. Состав функциональных подсистем весьма разнообразен и зависит от предметной области использования информационной системы, специфики хозяйственной деятельности объекта, управления. В состав обеспечивающих подсистем обычно входят: 1) информационное обеспечение — методы и средства построения информационной базы системы, включающее системы классификации и кодирования информации, унифицированные системы документов, схемы информационных потоков, принципы и методы создания баз данных; 2) техническое обеспечение — комплекс технических средств, задействованных в технологическом процессе преобразования информации в системе. В первую очередь это вычислительные машины, периферийное оборудование, аппаратура и каналы передачи данных; 3) программное обеспечение включает в себя совокупность программ регулярного применения, необходимых для решения функциональных задач, и программ, позволяющих наиболее эффективно использовать вычислительную технику, обеспечивая пользователям наибольшие удобства в работе;
4) математическое обеспечение — совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых в системе; 5) лингвистическое обеспечение — совокупность языковых средств, используемых в системе с целью повышения качества ее разработки и облегчения общения человека с машиной. Организационные подсистемы по существу относятся также к обеспечивающим подсистемам, но направлены в первую очередь на обеспечение эффективной работы персонала, и поэтому они могут быть выделены отдельно. К ним относятся: 1) кадровое обеспечение — состав специалистов, участвующих в создании и работе системы, штатное расписание и функциональные.обязанности; 2) эргономическое обеспечение — совокупность методов и средств, используемых при разработке и функционировании информационной системы, создающих оптимальные условия для деятельности персонала, для быстрейшего освоения системы; 3) правовое обеспечение — совокупность правовых норм, регламентирующих создание и функционирование информационной системы, порядок получения, преобразования и использования информации; 4) организационное обеспечение — комплекс решений, регламентирующих процессы создания и функционирования как системы в целом, так и ее персонала. 28. Основные типы информационных систем. ИС – совок содержащейся в базах данных инф-ции (сведения/сообщ/данные независ от формы их представл) и обеспеч её обработку инф технологий (процессы, методы поиска, сбора, хран, обраб, предоставл, распростр инф-ии и способы осущ таких процессов и методов) и техн ср-в. ИС: ручные и автоматизированные (АИС). В неавтоматизир (ручной) ИС все действия с инф и решения исходят от чел. АИС – совок-ть программно-аппаратных ср-в, предназнач для автоматизации деят-ти, связ с хран, передачей и обработкой инф-ции. По объекту упр-ия различ АИС: банков; фин органов; фирм или предприятий; статистики; налог органов; органов страхов; тамож органов и т.д. По отраслев признаку выделяют АИС: в пром-ти; в строит-ве; на транспорте; в торговле и пр. По виду взаимод с объектом упр-ия можно выделить: автоматизе сист упр-ия (АСУ) технич ср-вами (АСУ ТС); АСУ персоналом (АСУП); АСУ организац-технологич процессами (АСУ ОТП); интегриров АИС; корпорат АИС; АИС науч исслед; обучающие АИС.
В завис от особ автоматизир проф деят-ти: сист поддержки принят реш-ий (СППР); автоматизире инф-вычислит сист (АИВС); система автоматиз проектирования (САПР); проблемно-ориентир имитац сист (ПОИС); автоматизир сис обуч (АСО); автоматизир информац-справ сист (АИСС). СППР - АИС, предназнач для автоматиз деят-ти конкр должностных лиц при выполн ими своих должност (функц) обяз-тей в проц упр-ия перс и (или) технич ср-вами. АИВС предназнач для реш-ия сложн в математич отнош задач, треб больших объемов самой разнообразной инф. Эти сист исп для обесп науч исслед и разраб, а также в тех случаях, когда выработка упр реш-ий должна опираться на сложные вычисл. ПОИС предназнач для автоматиз разраб имитац моделей в некоторой предметной области. АСО предназнач для автоматизации подгот специалистов с участием или без участия преподавателя, и обеспечивает обуч, подгот учебных курсов, упр-ие процессом обучения и оценку его рез-тов. Различают несколько поколений АИС. 1) 1960-1970 гг. АИС строились на базе вычислит центров по принципу «1 предприятие – 1 центр обработки». 2) 1970-1980 гг. Переход к децентрализ ИС. Инф технолог проникают в отделы, службы предпр-ия. Появ пакеты и децентрализе БД, стали внедряться 2х, 3хуровневые модели орг-ции систем обраб данных. 3) 1980-нач.1990 гг. Массовый переход к распределенной сетевой обработке на базе персональных компьютеров с объединением разрозненных рабочих мест в единую ИС. 4) Находится в стадии зарождения и характеризуется сочетанием централиз обраб на верхнем уровне с распределенной обработкой на нижнем. Наблюдается тенденция к возврату на крупных и средних предприятиях к использованию в ИС мощных ЭВМ в качестве центрального узла системы и дешевых сетевых терминалов (рабочих станций).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|