Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики
Рабочая программа
Специальность (направление) 030900.62 «Юриспруденция»__________________ (код специальности (направления), полное наименование)
Дата введения в учебный процесс УлГУ: «_ 01 _»___ сентября ____2013г.
Программа переутверждена (актуализирована) на заседании кафедры ГПиП: протокол № ____ от «___» _________» 201__г. Программа переутверждена (актуализирована) на заседании кафедры ГПиП: протокол № ____ от «___» _________» 201__г. Программа переутверждена (актуализирована) на заседании кафедры ГПиП: протокол № ____ от «___» _________» 201__г. Программа переутверждена (актуализирована) на заседании кафедры ГПиП: протокол № ____ от «___» _________» 201__г.
Сведения о разработчиках:
ВВЕДЕНИЕ Практика студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования является составной частью основной образовательной программы высшего учебного заведения и представляет собой систему организационных и учебных мероприятий, проводимых с целью совершенствования профессиональной подготовки студентов, приобретения и совершенствования практических навыков в выполнении обязанностей по должностному предназначению, углубления и закрепления полученных знаний, умений и навыков. В ходе практики студенты должны познакомиться с деятельностью правоохранительных органов, законотворческой и правоприменительной работой.
При разработке программы были использованы Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Высшего Профессионального Образования третьего поколения по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»). Одним из элементов учебного процесса по направлению подготовки «Юриспруденция» является учебная практика, которая способствует закреплению и углублению теоретических знаний студентов, полученных при обучении. В процессе прохождения учебной практики студент приобретает опыт сбора и обработки практического материала, показывает способность критически оценить теоретические положения и действующую методологию учета, анализа, внутреннего и внешнего контроля в организациях различных форм собственности. Практика обеспечивают преемственность и последовательность в изучении теоретического и практического материала, комплексный подход к предмету изучения и охватывает все основные объекты финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций. Практика обязательна как при очной, так и при очно-заочной (вечерней) и заочной формах обучения. Прохождение практики осуществляется в соответствии с учебным планом и утвержденной программой практики и завершается составлением отчета о практике и его защитой. Базой прохождения практики являются органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, правоохранительные органы, государственные учреждения судебной экспертизы, адвокатура, юридические подразделения организаций, предприятий и учреждений. Итоговая оценка по учебной практике приравнивается к оценкам теоретического обучения и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов. Наличие методических рекомендаций по учебной практике позволит студентам определиться с выбором базы практики, подготовиться к написанию курсовых работ, а также собрать всю необходимую информацию о юридическом лице как объекте исследования.
Место учебной практики в структуре ООП В процессе реализации ООП ВПО предусматриваются следующие виды практик: · учебная; · производственная. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) "бакалавр") (утвержден Министерством образования и науки РФ№ 464 от 04.05.2010 г.) раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная практика» является обязательной и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Данный вид практики входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО шифр – 030900.62 «Юриспруденция». Учебная практика включает в себя получение студентом первичных профессиональных навыков и умений в структурных подразделениях организации. Учебная практика базируется на теоретическом освоении таких дисциплин, как: теория государства и права, конституционное право, судоустройство и правоохранительные органы, история отечественного государства и права, введение в профессию, философия, информационные технологии в юридической деятельности. Прохождение студентами учебной практики является составной частью учебного процесса и необходимо для последующего изучения ими большинства дисциплин профессионального цикла, а также для прохождения ими иных видов практики. Учебная практика, длительностью 2 недели, может включать в себя ознакомительную практику в организациях любых организационно-правовых форм и (или) практику по получению первичных профессиональных умений. Прохождение учебной практики проявляется в ее целях. Цели практики Целью практики является закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося, приобретение им практических навыков и компетенций, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности в реальных производственных условиях. Основной целью учебной практики является ознакомление студентов с основными видами и задачами будущей профессиональной деятельности.
В частности, учебная практика студентов, обучающихся по направлению «Юриспруденция», направлена на реализацию следующих целей: · формирование у студента правильного представления об общественных процессах; · выработка умений правильно определять, толковать и применять нормы права в научных и практических целях; · систематизация и демонстрация приобретенных правовых знаний; · улучшение качества профессиональной подготовки обучающихся; · получение обучающимися представления о практической деятельности суда или иного органа (организации), избранного в качестве места прохождения практики; · овладение первичными профессиональными умениями и навыками в сфере профессиональной деятельности судей, работников иных органов (организаций), избранных в качестве места прохождения практики; · закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе обучения; · формирование у обучающихся нравственных качеств личности; · повышение мотивации к профессиональному самосовершенствованию; · приобретение практического опыта работы в коллективе.
Задачи практики Основными задачами учебной практики являются: · закрепление и расширение теоретических и практических знаний и умений, приобретённых студентами в предшествующий период теоретического обучения; · формирование представлений о работе специалистов отдельных структурных подразделений в организациях различного профиля, а также о стиле профессионального поведения и профессиональной этике; · приобретение практического опыта работы в команде; · подготовка студентов к последующему осознанному изучению профессиональных, в том числе профильных дисциплин; · изучение работы организации и учреждения; · выполнение под руководством руководителя учебной практики по конкретной должности трудовой функции в соответствии с должностной инструкцией; · проверка текущего уровня готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности;
4. Формы проведения практики: Формы проведения учебной практики определяются программой (структурой и содержанием) практики и осуществляются непрерывным циклом в определенные рабочим учебным планом сроки с учетом возможностей учебно-производственной базы в государственных учреждениях и организациях в качестве места прохождения данной практики. Учебная практика проводится в форме ознакомительной деятельности в судах общей юрисдикции, правоохранительном органе, либо государственном учреждении, или в иных органах (организациях), избранных в качестве мест прохождения практики. Конкретные формы прохождения практики могут выражаться в присутствии на судебных заседаниях, на мероприятиях по их подготовке, в работе с архивными материалами, интервьюировании участников процесса, в мероприятиях правового характера (например, в переговорах), проводимых в организации, избранной в качестве места прохождения практики. В ходе практики практикант выполняет временные (разовые) и постоянные задания руководителя практики от организации, самостоятельно изучает документацию и нормативно-правовые акты, касающиеся ее деятельности. В ходе прохождения практики студент может привлекаться непосредственно к составлению проектов юридических документов, принимать участие в ходе организации и проведения юридических процедур, фиксировать их результаты в документации практики. Одной из форм прохождения учебной практики в случаях, предусмотренных локальными актами УлГУ, может являться научно-исследовательская работа обучающегося, которому предоставляется возможность: изучать юридическую литературу, достижения отечественной и зарубежной науки в области правовых знаний и другую необходимую научную информацию; участвовать в проведении научных исследований по плану соответствующей кафедры; осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по выбранной теме (заданию); регулярно выступать с докладами и сообщениями на конференциях, семинарах. Руководство практикой студентов факультет трансферных специальностей возлагается на штатных преподавателей. До начала практики студенты должны согласовать с руководителями практики место ее прохождения, ознакомиться с целями и задачами практики, получить необходимую учебно-методическую документацию. Ответственность за организацию и проведение практики несет декан факультета. С этой целью он осуществляет контроль за ходом практики студентов непосредственно в организациях, за соблюдением ее сроков и содержанием.
Перед началом практики декан факультета трансферных специальностей организует проведение консультации о порядке ее прохождения, проводит общее организационное собрание. На собрании обсуждаются следующие вопросы: производственно-методические: · цель и задачи практики; · содержание программы практики; · назначение дневника и порядок его заполнения; · права и обязанности студента-практиканта; · требования к отчету по практике; организационные: · время и место проведения практики; · порядок получения необходимой документации; · порядок предоставления студентами отчетной документации. Во время прохождения практики обучающийся обязан соблюдать правила внутреннего распорядка и иные нормативные акты, определяющие порядок деятельности работников соответствующих органов и организаций, выполнять указания руководителя практики. В ходе прохождения производственной практики студенты должны: · получить навыки верного толкования и применения закона и других нормативных правовых актов; · изучить систему и структуру учреждения, в котором проходили производственную практику, функции, задачи и компетенцию данного учреждения, нормативно-правовые акты, регламентирующие его деятельность; · усвоить место и роль данного учреждения в системе органов государственной власти, права и обязанности в обеспечении законности и правопорядка; · изучить порядок и виды правового взаимодействия учреждения с другими государственными организациями и негосударственными образованиями; · знать место юридической службы в структуре учреждения, ее компетенцию, ответственность работников за свою деятельность; · ознакомиться с практической деятельностью правоохранительного органа, суда либо государственного учреждения, а также соответствующими юридическими документами, составленными в результате этой деятельности; · научиться устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных; · освоить механизм принятия необходимых мер к восстановлению нарушенных прав; · приобрести навыки самостоятельной работы и практического применения полученных знаний; · полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики; · подчиняться действующим в организации правилам внутреннего распорядка; · изучить и неукоснительно соблюдать правила охраны труда и техники безопасности; · нести ответственность за выполнение работы и за ее результаты; · ежедневно заполнять дневник практики; · представить письменный отчет о прохождении практики, дневник и другие необходимые материалы и документацию.
Место проведения практики Учебную практику студенты проходят в организациях (базах практики), профиль деятельности которых соответствует направлению обучения студента. В качестве объектов практики могут быть выбраны предприятия и организации любых размеров (крупные, средние, малые), разных форм собственности (государственные, частные, смешанные) и организационно-правовых форм (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, индивидуальные частные предприятия и др.), различных сфер деятельности (производство, торговля, выполнение работ, оказание услуг, в т.ч. финансовых). Кроме того, в качестве объектов практики могут выступать государственные учреждения и ведомства, министерства, отраслевые и академические НИИ, проектные институты, учебные заведения. Студенты могут проходить практику в совместных предприятиях, представительствах западных фирм, в международных отделах и департаментах ценных бумаг и инвестиций российских предприятий (организаций). Типичные места прохождения учебной практики: · в прокуратуре (в канцелярии, у прокурора или помощника прокурора, у следователя прокуратуры · в судебных органах - в муниципальном (районном) суде или арбитражном суде, · в органах внутренних дел (ОВД), · в юридических консультациях; · в органах по защите прав потребителей; · юридические отделы предприятий и организаций; · в местной администрации. Учебную практику студенты проходят, работая в различных структурных подразделениях предприятий (организаций), знакомясь с обязанностями штатных работников: · следователя, · судьи, · помощника прокурора, · дознавателя, · судебного пристава, · секретаря судебного заседания, · юрисконсульта, · специалиста арбитражного суда, · специалиста управления юстиции, · инспектора правоохранительного блока таможни, · нотариуса (помощника нотариуса), · ведущего, главного специалиста отдела администрации района, · и другие. Отношения с организациями - базами практики оформляются договорами, заключенными с УлГУ, либо основываются на индивидуальных письмах-договорах, представляемых студентами с мест предполагаемой практики (прил. 1) График работы студента определяется графиком работы предприятия (организации), являющегося объектом практики, согласовывается с руководителем практики от УлГУ и предприятия (организации). При наличии вакантных мест студентам могут быть предложены оплачиваемые должности при условии соответствия выполняемых ими функций программе практики.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики Практика способствует формированию следующих общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 030900.62 «Юриспруденция»: · осознание социальной значимости будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); · способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); · обладание культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); · способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); · владение культурой поведения, готовности к коллективной работе, к кооперации с коллегами (ОК-5); · выработке нетерпимого отношения к коррупционному поведению, уважительного отношения к праву и закону (ОК-6); · стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и профессионального уровня (ОК-7); · способности использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); · способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6); · способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК- 9).
В результате прохождения учебной практики обучающийся должен: знать: · содержание своей будущей профессии, понимать социальную значимость профессии юриста · основные нормативно-правовые акты, закрепляющие профессиональные обязанности, основные принципы этики юриста и их содержание; · особенности российского правового мышления, основные принципы обобщения, анализа, восприятия профессиональной информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; · основные принципы логически верного, аргументированного и ясного построения устной и письменной речи в процессе профессиональной деятельности. · основные социальные нормы, регулирующие проведение в сфере профессиональной деятельности, способы взаимодействия с коллегами, работу в коллективе. · основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук, которые могут быть необходимы при решении социальных и профессиональных задач. · основные нормативно-правовые акты, регламентирующие юридическое направление деятельности организации - места практики · сущность «действия в точном соответствии с законом» · содержание должностных обязанностей должностных лиц организации - места практики в сфере обеспечения законности и правопорядка, · основные виды государственных органов должностные лица которых обеспечивают законность, правопорядок, безопасность личности, общества, государства, содержание их полномочий, общие особенности нормативно-правового регулирования этой деятельности уметь: · формировать свое поведение в профессиональной сфере с учетом осознания социальной значимости профессии юриста. · определять круг профессиональных обязанностей юриста в зависимости от конкретной сферы деятельности, соотносить их реализацию с принципами этики юриста; · вырабатывать основы культуры правового мышления на основе наблюдения различных юридических процедур, процесса выработки и реализации юридически значимых решений, уметь определять информацию, необходимую для принятия юридически значимых решений, ее источники, использовать ее для достижения профессиональных целей; · отмечать способы применения этих принципов в процессе юридической деятельности; · правильно выбрать положения нормативных актов, подлежащий применению в ситуациях, возникающих в процессе практики. · правильно определить совокупность методов, необходимых для разрешения тех или иных правовых ситуаций, правильно их применять. · выявлять наблюдаемые в процессе практики способы обеспечения соблюдения законодательства, особенности их применения, давать им правовую оценку. · давать общую оценку с точки зрения соответствия основополагающим нормативным актам наблюдаемым в процессе практики юридически значимым решениям и действиям, выявлять явно нарушающие эти нормы решения. · в процессе наблюдения и участия в профессиональной юридической деятельности правильно определить вид подлежащих применению нормативных актов, их юридическую силу, дать правильное толкование содержащимся в них нормам. · выявить факты и события, требующие правовой квалификации, правильно определить круг нормативно-правовых актов, нормы, которых распространяются на подобные ситуации, дать оценку сложившейся ситуации в свете системной связи, регулирующих ее правовых норм. приобрести навыки: · реализации профессиональных обязанностей юриста в соответствии с принципами этики юриста. · обобщения, анализа, восприятия правовой информации, постановки цели профессиональной деятельности и выбора путей ее достижения · логически верного, аргументированного и ясного построения устной и письменной речи в процессе профессиональной деятельности · кооперации с коллегами, работы в коллективе; · выявления недостатков действующих нормативно-правовых актов, иных проблем в процессе правового регулирования, возможных способов их разрешения. · применения различных способов саморазвития. · наиболее оптимального разрешения правовых ситуаций с точки зрения развитого правосознания, правовой культуры, правового мышления. · подбора, толкования, применения или иных форм реализации положений (норм) нормативно-правовых актов в профессиональной деятельности. · подготовки простейших юридических документов, выявления и корректировки их недостатков. · подготовки к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства посредством ознакомления с нормативно-правовыми актами, а также видами профессиональной юридической деятельности по месту практики в этой сфере. · уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, уважения чести и достоинства личности на конкретных примерах. иметь представление: · о требуемом уровне правосознания; · о достаточном уровне правосознания юриста · о теоретическом содержании понятий правосознания, правовой культуры, правового мышления и формах практического выражения этих явлений в юридической практике. · об основных способах обеспечения соблюдение законодательства субъектами права, распределении компетенции в сфере обеспечения соблюдения законности между государственными органами и ОМС, основных нормативных актах действующих в этой сфере. · об особенностях действиях органов государственной власти и ОМС в сфере обеспечения соблюдения законодательства. · о понятии нормы права, их основных видах; о понятии, значении в правовом регулировании, видах нормативно-правовых актов, порядке их подготовки, принятия и вступления в силу; о понятии, значении и особенностях правоприменения и иных способах реализации нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности. · о понятии юридического документа, его признаках, видах и формах, различать юридические документы, имеющие нормативное, правоприменительное содержание, имеющие индивидуальный характер, знать особенности юридических документов, содержащих правовые акты управления. · о теоретическом содержании понятий законности, правопорядка, безопасности личности, общества, государства и их практического обеспечения в юридической практике, · об основных видах прав и свобод человека и гражданина, правовом и организационном их обеспечении, основных способах защиты. Объем учебной практики Общая трудоёмкость учебной практики определяется базовым учебным планом и составляет 3 зачётных единиц. Каждая из частей учебной практики проходит в сроки, установленные приказами ректора УлГУ, и включает в себя два основных этапа: прохождение учебной практики и подготовка отчета. На этапе прохождения учебной практики студент решает следующие задачи: · выбор места прохождения практики и направления практической работы; · сбор необходимой для выполнения данной работы информации по месту прохождения практики, а также на основании изучения научных, справочных, исторических и иных источников; · выполнение основного объема работ по практике в соответствии задачами, поставленными научным руководителем. Результаты учебной практики обобщаются студентом в отчете, который представляется руководителю учебной практики. Основными целями отчета, составленного по результатам проведенной во время прохождения учебной практики работы, являются: · краткое изложение результатов ознакомления с местом прохождения практики и особенностей его функционирования; · изложение сведений о методах организации профессиональной деятельности на месте прохождения практики; · краткое изложение теоретических и практических основ изученных ранее результатов, использованных в ходе прохождения практики; · формализация и детальное изложение разработок, осуществленных студентом в ходе прохождения практики. Отчет должен быть оформлен в соответствии с требованиями настоящей программы (см. ниже) и представлен руководителю практики от факультета для проверки. Содержание учебной практики и характер деятельности студентов Структура учебной практики на первом курсе включает следующие этапы:
Содержание учебной практики Приобретение практических навыков решения правовых задач, соответствующих профилю работы предприятия (организации, учреждения). Представление развернутой характеристики указанных к изучению направлений деятельности организаций/подразделений (места прохождения практики) Практика в судах системы федеральных судов общей юрисдикции и у мировых судей: 1. Ознакомление с: · подведомственностью и подсудностью споров; · порядком приема граждан, организации работы суда по рассмотрению заявлений и жалоб; · организацией делопроизводства в канцелярии суда (учет и регистрация дел, материалов, карточек и т.п.); · полномочиями помощника судьи, мирового судьи, судей федеральных судов, председателя суда и его заместителя; · организацией работы секретариата суда, в целом, аппарата суда, мирового судьи; · организацией ведения судебной статистики; 2. Ознакомление путем непосредственного присутствия на соответствующих этапах судебного процесса с основами: · порядком приказного производства; · порядком искового производства; · порядком заочного искового производства; · порядком особого производства; · порядком апелляционного производства по обжалованию решений и определений мировых судей. Практика в арбитражных судах: 1. Ознакомление с: · структурой суда; · подведомственностью и подсудностью споров; · порядком приема граждан, организации работы суда по рассмотрению заявлений и жалоб; · организацией делопроизводства в канцелярии суда (учет и регистрация дел, материалов, карточек и т.п.); · полномочиями помощника судьи, председателя суда и его заместителей; президиума арбитражного суда; · организацией работы аппарата суда; · организацией ведения судебной статистики; 2. Ознакомление с основами: · искового производства в суде первой инстанции, в т.ч. непосредственное присутствие на предварительном судебном заседании, судебном разбирательстве (5-10дел); · особенностями рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений; Практика в органах прокуратуры: 1. Ознакомление с: · системой органов; · принципами организации и деятельности; · основными направлениями деятельности; 2. Ознакомление посредством изучения материалов проверок, имеющихся актов прокурорского реагирования, надзорных производств, ведущихся по расследуемым уголовным делам с основами: · порядка проведения надзора за исполнением законов; · порядка проведения надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; · порядка проведения надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, предварительное расследование; · порядка проведения надзора за соблюдением законности в местах лишения и ограничения свободы.
Практика в органах внутренних дел: 1. Ознакомление с основами: · системы полиции и ее подчиненностью; · порядка приема и регистрации заявлений, сообщений и иной поступающей информации о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности; · особенностями порядка дознания; · подследственностьи органов внутренних дел; · взаимодействия с органами прокуратуры в ходе предварительного расследования уголовного дела. · порядка осуществления розыска лиц. Практика в нотариальной конторе: 1. Ознакомление с: · правовым статусом государственной нотариальной конторы и нотариуса, занимающегося частной практикой; · правилами нотариального делопроизводства, регистрации нотариальных действий; · порядком наделения нотариуса полномочиями и прекращения его полномочий; · размерами нотариального тарифа; · видами нотариальных действий, совершаемых нотариусами, занимающимися частной практикой, и нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах; · требованиями к документам, представляемым для совершения нотариальных действий Практика в адвокатском образовании: 1. Ознакомление с: · формами адвокатских образований; · реестром адвокатов; · порядком установления и размерами платы за услуги; · категориями лиц, которым юридическая помощь оказывается бесплатно; · порядком и условиями ведения адвокатом гражданских дел различных категорий в суде первой, кассационной и надзорной инстанций, начиная с принятия поручения. 2. Составление наиболее типичных проектов исковых заявлений, отзывов на иски, заявлений и жалоб по делам, и иной документации адвокатской деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|