Первый опыт воздухоплавания
ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ ПЕТРА НЕСТЕРОВА И ИВАНА МАКСУТОВА Фоторепортаж после вечера - портрета в библиотеке «Фолиант» МБУК ТБК с участием летчика - испытателя Ивана Максутова. К 27 февраля - 130-летию со дня рождения Петра Нестерова, российского летчика, основателя высшего пилотажа.
28 февраля 2017 года в библиотеке «Фолиант» МБУК ТБК прошел вечер-портрет «Петр Нестеров: отец высшего пилотажа и автор «мертвой петли». Вечер был посвящен 130-летию со дня рождения российского летчика, основателя высшего пилотажа. Читатели чуть больше узнали о жизни и деятельности человека, первого среди авиаторов применившего таран и погибшего в воздушном бою. Познакомились с летчиком-асом, майором в отставке Иваном Максутовым, награжденным медалью Нестерова и принимавшим участие в трех морских боевых походах кораблей СССР в Средиземное море на тяжёлом авианесущем крейсере Киев» (ТАКР) Северного Военно-Морского Флота СССР. В годы службы Иван Петрович был командиром вертолёта морской палубной авиации. Он - высококлассный лётчик, удостоенный после получения высшего 1 класса ещё более высокого звания - лётчика-испытателя. Медаль Нестерова среди других государственных наград И. Максутова занимает особо почётное место. Ею награждаются военнослужащие Военно-воздушных сил за личное мужество и отвагу, проявленные при защите Отечества и государственных интересов Российской Федерации, при участии в учениях и манёврах, за отличные показатели в боевой подготовке и воздушной выучке, за особые заслуги в освоении, эксплуатации и обслуживании авиационной техники, высокое профессиональное мастерство самолётовождения. Что такое «мертвая петля» Нестерова? Как долго готовится летчик к выполнению этого элемента пилотажа? Что чувствует в воздухе авиатор, человек-птица? Не страшно ли ему лететь вниз головой? Каким человеком был легендарный летчик в жизни?
На вечере Иван Петрович рассказал не только о Петре Нестерове, но и об истории морской авиации в целом, о знаменитом авиаконструкторе Игоре Сикорском, создателе боевых самолётов и вертолётов, взятых на вооружение армиями России и США. И, конечно, о себе. В июле-августе 1976 г. ТАКР «Киев» с пятью боевыми самолетами Як-З6М и одним учебным Як-З6МУ совершил переход к месту своего базирования на Северном флоте. В Средиземном море состоялись первые за пределами СССР полеты Як-З6М. На Севере в том же году были проведены государственные испытания второго этапа - ударного ракетного комплекса «Базальт», комплексные испытания радиоэлектронного вооружения, а также мореходные испытания корабля. В 1977-1982 годах «Киев» неоднократно нёс боевую службу в Атлантике и в Средиземном море. К концу 1977 года в 1-м корабельном штурмовом авиационном полку, из состава которого комплектовалась авиагруппа ТАКР «Киев», летало уже 34 морских лётчика. Среди них и наш Иван Петрович Максутов. Во время похода 1978 года за 4 месяца на самолётах Як-38 с корабля было выполнено 355 полётов. Находясь в мае 1985 года в походе с визитом в Алжир, его экипаж узнал о награждении корабля за успехи в боевой подготовке орденом Красного Знамени. Послушать рассказ Ивана Максутова о жизни и боевой службе пришли не только читатели библиотеки - полковник Геннадий Федорович Кирьянов, военный историк; Николай Иванович Бурцев, ветеран ВОВ; Геннадий Григорьевич Ганюшкин, заслуженный гармонист России и многие другие активисты библиотечного литературного клуба «Прикосновение», но и Шишов Николай Алексеевич, ветеран подразделений особого риска; Тимонин Леонид Афанасьевич, заместитель руководителя ТОГОГ «Союз «Чернобыль-Тольятти»»; Ковтун Юрий Алексеевич, руководитель ТОГОГ ИЧ («Инвалиды Чернобыля»); Балашов Николай Алексеевич, участник ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС...
Всем известные песни о летчиках («Авиамарш», «Пилоты» и др.) прозвучали в исполнении Павла Михайловича Романова, лауреата многих городских и областных конкурсов армейской и военной песни.
Красивый жест французского летчика Пегу О том, что 14 мая 1914 года случилось в московском Политехническом музее, Надежда Рафаиловна Нестерова узнала из газеты «Киевские губернские ведомости». - …Лекция знаменитого французского авиатора Пегу обернулась триумфом штабс-капитана Нестерова. Узнав, что он находится среди публики, Пегу спустился в зал и обнял русского офицера. - …Считаю недостойным выступать с рассказом о «мертвой петле», когда здесь присутствует ее автор. Я повторил то, что сделал ваш Нестеров. Ему должно принадлежать почетное слово! Прочитав «и тут присутствующие разразились аплодисментами», Надежда Рафаиловна тяжело вздохнула. Аэропланы, на которых летал любимый муж, внушали ей ужас: господь дал крылья птицам, человек не должен летать - а уж тем более вниз головой, как во время «мертвой петли»…
Первый опыт воздухоплавания Несколько лет назад они вместе запускали воздушных змеев, и это казалось Наде игрой, причудой так и не повзрослевшего человека. Через год Петр, задыхаясь, бежал за телегой, зажав конец привязанной к ней веревки, а его друг нахлестывал лошадь. Второй рукой Петр придерживал раскачивающееся и скрипящее сооружение - к веревке был привязан огромный воздушный змей, сделанный из деревянных реек и бумаги. Он крепился к поясу Нестерова ремнями. Когда лошадь перешла в галоп, Петр выпустил веревку и взлетел - невысоко, метров на пять. Он летел, вытягивая ноги то в одну, то в другую сторону, и в лад этим движениям воздушный змей выписывал виражи. Потом Петр мягко опустился на луг... На следующий день в местной газете появилась маленькая заметка об интересном опыте энтузиаста воздухоплавания - автор сомневался в том, что аппараты тяжелее воздуха на его веку поднимутся в небо. Но они появились через несколько лет, и Петр Николаевич ими заболел. Аэропланы казались хрупкими и ненадежными, военное начальство не поощряло опасные импровизации в воздухе. Поэтому поначалу «мертвая петля» принесла начальнику киевского авиаотряда штабс-капитану Нестерову ему одни неприятности. За нее грозили арестом.
- Он был на волосок от гибели и с этой стороны заслуживает порицания и даже наказания. Мне кажется справедливым, если Нестерова, поблагодарив за храбрость, отправят на 30 суток под арест… - сказал один из важных авиационных начальников. Первый аэроплан оторвался от земли совсем недавно, и генералы считали, что летать надо без выкрутасов - машины из полотна и деревянных реек могут развалиться, а летчики от перегрузок наверняка потеряют сознание, и дело кончится катастрофой. Генералы хмурились, публика рекорд Нестерова вовсе не заметила, но красивый жест великодушного Пегу сделал русского авиатора знаменитостью. О «петле» Нестеров мечтал еще в авиашколе, а товарищи высмеивали его в шуточных стихах. Но он считал, что в воздухе для самолета всегда есть опора, поэтому летать не страшно: полет - лучшее, что может быть на свете… Полеты были давней детской мечтой оставшегося сиротой мальчишки. Его отец, преподаватель Нижегородского кадетского корпуса, умер в 27 лет, оставив вдову и двоих детей с 50-рублевой пенсией. Матери на несколько лет пришлось поселиться во «вдовьем доме», богадельне для неимущих офицерских вдов; в кадетском училище Петр Нестеров был казенным пансионером. Тогда много писали о первых опытах воздухоплавания: управляемых аэростатах, примитивных геликоптерах. Он проглатывал журнальные статьи одну за другой и представлял себя покорителем неба. Взять бы да и улететь из опостылевшего Нижнего, из кадетского корпуса с вечным запахом капусты и сапожной мази в длинных каменных коридорах, с холодными спальнями, где даже в лютые морозы топили так, что температура не поднималась выше пятнадцати градусов, и скудными обедами, после которых бурчало в животе… На большой высоте в ушах свистит ветер, под хрупким «фарманом» проплывают поля и леса, и любой летчик понимает, что должен чувствовать парящий над землей ангел.
Любовь и с лужба Женился Нестеров по большой любви, ради Наденьки он отправился служить на другой конец света... А дело было так. Михайловское артиллерийское училище Петр окончил одним из первых и мог выбирать будущее место службы и род войск: хоть Москву, хоть Варшаву, хоть престижную конную артиллерию, о которой мечтали все юнкера. А он отправился во Владивосток, в забытую богом 9-ю Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду - там не надо было выплачивать реверс, свадебный залог. Офицер, женившийся до 28 лет, должен внести в полковую кассу пять тысяч рублей, которых у него не было. А Наденьку он любил до одури, расстаться было немыслимо - вот они и поехали во Владивосток в купленном на последние деньги купе первого класса, с бутылкой красного вина и двумя вареными курицами в корзине. Он вспоминал долгое путешествие на поезде, первую в их жизни собственную квартиру, поездки в тайгу и путешествия на лодках - чудесная жизнь, волшебный край! Потом Нестеров долго добивался перевода из артиллерии в авиацию, - для этого пришлось приехать в Петербург и подкупить денщика генерала Поливанова, чтобы тот впустил его в дом и доложил о нем хозяину. Тот оказал Нестерову протекцию. Но военные чиновники определили его в Гатчинскую офицерскую воздухоплавательную школу, к дирижаблям и наблюдательным аэростатам, потом ему разрешили пройти курс авиационного отдела, и там он узнал, что такое счастье... Счастье - полет во время урагана, когда ветер несет твой самолетик со скоростью, в два раза превышающей ту, на которую он рассчитан. Счастье - крутое пикирование, когда стонущий и вибрирующий «ньюпор» вот-вот разлетится на части, а ты ощущаешь себя сверхчеловеком. Счастье - то, что ты справился с заевшим привязным ремнем, когда после неудачного приземления в кабине вспыхнуло разлившееся из поврежденного двигателя горючее и на тебе уже полыхает кожаная куртка… Но ты спокоен, а паника нахлынет, когда ты расстегнешь пряжку ремня, перевалишься через край кабины и покатишься по земле, сбивая огонь. А потом, когда тебе помогут подняться и сунут под нос фляжку с коньяком, ты почувствуешь, что это и есть настоящая жизнь. Да, моторы не надежны и часто отказывают, деревянный аэроплан скрипит во время крутых виражей, но когда в очередной раз удается обыграть судьбу, и смерть оказывается с носом, какое это сладкое чувство. Тому, кто не спорит с судьбой во время каждого полета этого не понять.
Делать «мертвые петли» начальство запретило, но он отрабатывал свои фирменные крутые виражи, пробовал в воздухе старый, списанный «ньюпор», у которого изменили форму крыльев и стабилизаторов. Работал над чертежами собственного самолета, сверхманевренного, способного лететь на невиданно малой скорости Делать «мертвые петли» начальство запретило, но он отрабатывал свои фирменные крутые виражи, пробовал в воздухе старый, списанный «ньюпор», у которого изменили форму крыльев и стабилизаторов… После службы Петра ждали дома: дети кидались навстречу, Надя расспрашивала о том, как прошли полеты. Он любил жену и детей и не променял бы эту жизнь ни на что на свете.
«Это - смерть...», или Первая жертва высшего пилотажа
Из Киева в Одессу Нестеров вылетел, имея горючего лишь на 300 верст полета (более бак «ньюпора» не вмещал), а ему предстояло пролететь 450. Он отправился в путь в бурю, и сильный ветер погнал его самолетик с головокружительной скоростью, оставалось лишь выбирать направление. «Ньюпор» мчался, словно идущий полным ходом парусный корабль, расчалки скрипели, бешено вращавшийся пропеллер рассекал воздух, земли не было видно, и Нестерову казалось, что он проваливается прямо в ад. При таком ветре посадить самолет не удастся, остается надеяться на то, что механики ничего не проглядели, иначе его погубит любая неполадка. Но ураган внезапно стих, небо посветлело, впереди показались пригороды Одессы. Петр Николаевич перекрыл все рекорды скорости и дальности полета без промежуточных посадок. В Одессе ему устроили такую шумную встречу, что вся меланхолия развеялась. Торжественный обед с вручением серебряного лаврового венка, громкие тосты, аплодисменты. Там были и военные авиаторы, они попросили его понаблюдать за их полетами. Киевское начальство не торопило с возвращением, и он отправился в Севастополь, на качинский аэродром - Нестерову давно хотелось познакомиться с местным асом капитаном Андреади. В Каче его встретили как бога, Андреади сказал, что считает себя его учеником. Летал Андреади безупречно, напоследок он решил показать кое-что из «репертуара» самого Нестерова - его фирменные крутые виражи. Штабс-капитан смотрел, как крутится в воздухе маленький самолетик, одобрительно хмыкал, задрав голову и сдвинув на затылок фуражку. Вдруг он побледнел и, схватив за руку стоявшего рядом подполковника, пробормотал: «Это - смерть…» Тот ничего не понял: «ньюпор» благополучно выходил из виража... Но через секунду аэроплан клюнул носом и устремился к земле, вращаясь, как штопор: судя по всему, Андреади перепутал педали управления. Изобретенный Нестеровым высший пилотаж получил первую жертву. Он думал об этом на обратном пути, когда его аэроплан плавно скользил под облаками. Все дело в небрежности и недостатке подготовки - ему самому такая смерть не грозит. Он все просчитывает, его движения доведены до автоматизма, воздух - его второй дом...
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|