Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль Архитектора в реставрации зданий

План

1. Кто такой Архитектор-реставратор

2. Чем он занимается

3. Что такое ретаврация

4. Ее подводные камни

5. Задачи архитектора при ретаврации

6. Пример главное здание богодельни

1. Иторичекая правка

2. Откуда взялиь чертежи (раказать откуда приходят бумаги(центры охранения наледия))

3. Вид здания до(опиать и указать причину разрушений)

4. са ми работы(записи архитектора о принятых решениях в ходе работ)(фотки)

5. Вторая жизнь здания

7. Вклад Архитекторов-реставраторов

 

Архитектор - квалифицированный специалист, который на профессиональной основе осуществляет архитектурное проектирование (организацию архитектурной среды), включая проектирование зданий, в том числе разработку объёмно-планировочных и интерьерных решений.

Архитектор-реставратор занимается восстановлением памятников архитектуры.

Хранители времени — именно так можно назвать таких архитекторов. Они‚ словно волшебники‚ кропотливым трудом возвращают к жизни‚ казалось бы‚ полностью утраченные произведения искусства. Эта профессия только кажется творческой‚ в действительности же залог успеха мастера – в безграничном терпении‚ ведь на реставрацию одного памятника архитектуры уходит несколько лет!

Архитектор-реставратор восстанавливает памятники архитектуры: изучает архивные материалы, составляет проект, воссоздающий общий вид здания; принимает участие в самих реставрационных работах; участвует в решении вопроса об использовании отреставрированного здания.

Данный специалист должен иметь широкий кругозор‚ уметь анализировать и сопоставлять факты‚ строить гипотезы и доказывать их справедливость. Еще одно условие‚ обязательное для хорошего реставратора‚ — наличие воображения и развитой интуиции. Зачастую от древнего шедевра остается лишь малая часть‚ и только настоящий мастер сможет увидеть в обгоревшем бревне деталь старинных хором с богатой резьбой‚ а в отколовшемся куске мрамора — капитель греческого храма. Несмотря на повсеместную популярность реставрационных работ‚ эта профессия остается редкой. Зато настоящие мастера буквально на вес золота‚ ведь шедевры‚ которые им доверяют‚ и вовсе бесценны!

Слово «реставрация» с латинского переводится как «восстановление». У некоторых людей, далеких от строительства и архитектуры, иногда возникает путаница между словами «реконструкция» и «реставрация». Большинство думают, что это одно и то же. Однако это не так. И чтобы прослыть некультурным и необразованным человеком, хорошо бы знать разницу между реконструкцией и реставрацией.

Под реконструкцией обычно понимается весь перечень работ, обеспечивающих восстановление любых зданий и сооружений. Реставрация же- понятие более узкое, и включает в себя лишь восстановление памятников, соборов, храмов, либо просто зданий, представляющих культурную, историческую или иную ценность.

Под реставрацией традиционно понимают весь перечень строительных работ, направленных на укрепление и восстановление памятников истории, культуры и искусства, поврежденных, искаженных или разрушенных:

- временем;

- вредными условиями бытования;

- губительными или неумелыми воздействиями.

В ходе реставрации:

- укрепляется структура памятника с применением материалов, подобных первоначальным, или с применением современных средств, если они не вредят памятнику;

- исправляются деформированные части;

- восстанавливаются или удаляются химически изменившиеся элементы;

- (часто) устраняются позднейшие дополнения.

 

Одна из главнейших особенностей организации реставрационного производства заключается в той особой роли, которая отведена в нем архитектору— автору проекта реставрации. Функции архитектора при реставрации, в отличие от нового строительства, не ограничиваются понятием авторского архитектурного надзора, но обычно рассматриваются как научно-техническое руководство.

Как правило, большинство проблем при реставрации памятников архитектуры связано, прежде всего, с утратой основаниями и фундаментами полностью или частично своих несущих способностей. Подобные проблемы возникали и при проведении ремонтных работ в XIX веке, причем лучшие архитекторы того времени пытались предложить свои эффективные методы усиления фундаментов. Известно, например, что после осмотра в 1829 году состояния Успенского собора и установления размеров деформаций М.Ефимов и А.Меленский предложили в качестве противодеформационного метода устройство рядом с существующими фундаментами собора кирпичного контрфорса таким образом, что контрфорс «заводился» в толщу стены и фундамента. Архитекторы представили свое заключение о том, что причиной осадки стен, а, следовательно, появления сквозной трещины на восточном фасаде, стало образование пустот на месте сгнивших деревянных конструкций, которые предлагалось заменить металлическими, а под арку с трещинами подвести новую кирпичную перемычку. Трещину предлагалось заложить снизу доверху частыми страбами и замуровать новым кирпичом.

Первой профессиональной попыткой усиления существующих фундаментов можно считать пример реставрации церкви Василия в Овруче (1907-1911 гг.), за которую архитектору Щусеву было присвоено звание академика архитектуры. Через определенные промежутки времени вынимались куски древнего фундамента, начиная с юго-восточного угла апсид, а затем подводились новые фундаменты из бута (местного красного кварцита) на цементном растворе, сходного с древним фундаментом, из неправильных кусков красного песчаника, залитых раствором. Подведя фундамент под существующую кладку стен, рабочие подбивали под нее железной трамбовкой бетонную массу. Такой фундамент не должен был давать просадку, что исключало появление трещин в стенах. Часть новых фундаментов была выведена под пилоны и южную стену до башни. В церкви Василия в Овруче впервые была проведена работа по подведению фундаментов под существующие стены в комплексе с устройством новых фундаментов

 

Важная задача архитектора при производстве реставрации — завершение исчерпывающего натурного исследования памятника. Только на этой стадии становится возможным выполнить значительные по объему разборки кладок, снять подлежащие замене поздние кровли, вскрыть полы на большой площади. Именно теперь устанавливается действительный объем тех остатков, по которым должно производиться восстановление утраченных элементов памятника. Такие разборки должны выполняться с исключительной осторожностью, так как при них легко могут быть уничтожены ценнейшие следы, необходимые для правильного восстановления утраченного. Это могут быть поврежденные участки лицевой поверхности кладки, отслаивающиеся остатки покрасок, обломки материалов старого кровельного покрытия, лежащие среди строительного мусора, или другие столь же хрупкие фрагменты, ценность которых может установить только исследователь-архитектор. Иногда важные находки обнаруживаются на тех участках, где, казалось бы, их не следовало ожидать. Из этого следует, что разборка, особенно во всех наиболее ответственных местах, должна производиться под непосредственным руководством архитектора и в его присутствии.

Результаты раскрытия, выполняемого в процессе реставрации, как и всякого раскрытия вообще, должны быть непременно зафиксированы. Фиксацию следует производить особенно оперативно, поскольку она задерживает ход производства. Организация такой фиксации, прежде всего фотографической, а в случае необходимости и обмерной, также входит в функции архитектора. Он должен вовремя приостановить работы, подготовить участок к фотографированию, вызвать необходимых исполнителей и дать им на месте нужные указания.

Все важные для истории памятника или имеющие иную ценность находки, сделанные при разборке и вообще в ходе ведения реставрации, подлежат сохранению. Для этого архитектор должен организовать их осторожное изъятие и временное хранение, а по окончании работ передать по описи в местный музей или иное место постоянного хранения.

Наиболее ответственная задача архитектора при реставрации— обеспечить, чтобы восстановление велось с максимальным сохранением подлинника и с точной привязкой к сохранившимся старым остаткам, как принято говорить: «по маякам». Только в этом случае обеспечивается действительная документальная точность воссоздаваемых элементов памятника и сохраняется характер его пластики. Это может быть достигнуто лишь при постоянном контроле со стороны архитектора, а на некоторых наиболее важных этапах — при его непосредственном участии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...