Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика системы жанров ' универсальной журналистики




В основе понятия «жанр универсальной журналистики» лежит классическое определение жанра журналистики как продукта журналистского творчества с точки зрения формы и содержания. Под жанром в журналистике подразумеваются устойчивые типы публикаций, объединенные сходными содержательно-формальными признаками2. Однако «сегодняшний день отечественной журналистики отмечен явлением, которое в обиходе называют смешением (взаимопроникновением) жанров. Жанровые различия журналистских материалов проявляются в информационных потоках все менее заметно и слабо улавливаются не только аудиторией, но и профессиональной средой»3. Появляются новые жанры и в интернет-пространстве.

«Традиционные формы жанров приспосабливаются к новому мультимедийному образу жизни. В интернет-пространстве идет формирование новой системы медиатекстов, очевиден процесс трансформации уже апробированных видов текста. Например, онлайн-репортаж по-прежнему нацелен на создание эффекта присутствия, но создается он другими средствами»5. Кроме того, именно на основе классических жанров, благодаря появившимся новым технологическим платформам, в Интернете развиваются мультимедийные формы подачи информации.

Среди жанров, представленных в Интернете, М. М. Лукина и Н. Г. Лосева выделяют классические и новые. К классическим относятся такие традиционные жанры, как заметка, репортаж, интервью, рецензия, очерк. К новым жанрам, например, относится блог.

А. А. Калмыков отмечает, что черты традиционных журналистских жанров — репортажа, очерка, фельетона, корреспонденции и др. — можно найти в любой сетевой публикации7. Однако потребности аудитории в оперативном обновлении контента, в обсуждении и комментировании, а также стремление журналистов разнообразить содержание своих материалов и расширять методы подачи информации и привели к появлению новых образований — мультимедийных жанров универсальной журналистики.

В системе жанров универсальной журналистики, так же, как в жанровой системе традиционных СМИ, к числу жанроформирующих признаков в первую очередь относятся:

1. Предмет отображения — актуальные события, процессы, ситуации, человеческие личности как субъекты отношений и сознательной деятельности.

2. Целевая авторская установка:

* описание предмета;

* оценка предмета;

* выявление причинно-следственных связей;

* прогноз развития событий и процессов, разрешения ситуаций;

* разработка программы действий.

Мультимедийность, гипертекстуальность, интерактивность оказывают существенное влияние на основополагающие жанроформирующие признаки, каковыми являются предмет отображения, целевая авторская установка и методы преобразования реальной действительности в информационный продукт, — усложняют их, изменяют и создают их новые характеристики.

Условно жанры универсальной журналистики, так же, как традиционные, по целям воздействия на аудиторию, полноте отражения объективной реальности, лексико-стилистическим и композиционным средствам, уровню анализа, можно разделить на информационные, аналитические, художественно-публицистические. Однако уровень оперативности и информативности материалов универсальной журналистики информационной группы будет зависеть не только от актуальности информационного повода, объективности и точности фактов, но и от выбора мультимедийных элементов, входящих в ее

состав.

Качество аналитических материалов, выполненных в жанре универсальной журналистики, напрямую зависит не только от глубины анализа, убедительности фактов и экспертных оценок, но и от точности использования необходимых медиаплатформ, различных мультимедийных элементов. Например, мультимедийное интервью может содержать не только текст, фото и аудио/видеозапись беседы журналиста и героя, но и инфографику по теме разговора, мультискрипт (если беседа длится продолжительное время).

В жанрах универсальной журналистики художественно-публицистической группы у автора есть широкие возможности создания образов благодаря соединению выразительных средств текста, видеои аудиозаписи, фотографии, анимации, графики, инфографики. Например, если информационное аудиослайд-шоу дополнить текстом в жанре эссе, серией художественной фотографии, сопроводить содержание музыкально-поэтической композицией, то, скорее всего, оно будет соответствовать художественно-публицистическим требованиям к жанрам универсальной журналистики.

Разнообразие форм подачи материала в журналистике предполагает и наличие множества гибридных жанров — материалов, сочетающих черты нескольких жанров. И если гибридным жанром в традиционной журналистике являются, к примеру, корреспонденция, соединяющая признаки информационных и аналитических жанров, или колонка, содержащая в себе черты комментария и эссе, то в универсальной журналистике в качестве примера гибридного жанра можно привести мультимедийную статью, которая включает признаки репортажа, статьи и очерка, представленных с помощью различных технологических платформ. Кроме этого, жанры универсальной журналистики, сочетаясь, могут образовывать околожанровые формы — произведения, обладающие лишь частью жанроформирующих признаков. Например, околожанровой формой служат комментарии интернет-пользователей к материалу, любительское видео.

» Под жанром универсальной журналистики понимается жанр, который

обладает традиционными жанроформирующими признаками, такими

как предмет отображения, целевая авторская установка, методы преобразования реальной действительности в информационный продукт, которые трансформируются под влиянием специфических жанроформирующих признаков в виде интерактивности, гипертекстуальности и мультимедийности, позволяющих представить основное содержание информации с помощью различных технологических платформ (текста, звука, видео, фото, графики, инфографики, анимации) и предоставляющих возможность интерактивного взаимодействия потребителя с материалом.

Отнесение материала к тому или иному жанру универсальной журналистики зависит от количества текстовых и аудиовизуальных элементов, вариантов их сочетания, но в первую очередь от принадлежности материала к основной технологической платформе Интернета.

Процесс жанрообразования в настоящее время активно продолжается, многие жанры не обладают устойчивыми признаками, позволяющими отнести их к какому-либо определенному типу. Однако некоторые группы современных жанров уже имеют достаточно устойчивые позиции, стабильные характеристики, ярко выраженные классические и специфические жанроформирующие признаки, позволяющие рассматривать их как систему жанров универсальной журналистики.

Итак, по типу ведущей технологической медиаплатформы жанры универсальной журналистики подразделяются на четыре группы: жанры с текстовой основой, видеожанры, аудиожанры и иллюстративные жанры.

30.

Произведения, созданные с использованием разных технологических платформ, называются мультимедийными. Мультимедиа (англ. миШтеШа, лат. ми1Шт — много и тесИа — средоточие; средства) — электронный носитель информации, включающий несколько ее видов (текст, изображение, анимация и пр.)1. Именно мультимедийность — характерный признак материалов универсальной журналистики.

Размещение мультимедийных материалов в Интернете предполагает появление у них таких свойств, как гипертекстуальность и интерактивностъ.

Мультимедийность, гипертекстуальность и интерактивность как специфические свойства журналистских материалов оказывают серьезное влияние на эволюцию современной системы журналистских жанров. Под их воздействием в универсальной журналистике, с одной стороны, происходит трансформация традиционных жанроформирующих признаков, таких как предмет отображения, целевая авторская установка и методы преобразования реальной действительности в информационный продукт; с другой — формируется особая жанровая система, в которой технологический фактор определяет градацию жанров в зависимости от принадлежности материала к основной технологической платформе Интернета.

Лонгрид — это мультимедийный проект, посвященный конкретному событию или проблеме, актуальной дате. Ключевой характеристикой такого формата служат объем и продолжительность материала, а основой — журналистский текст. Лонгриды обычно создаются на отдельной странице и имеют особую верстку: мультимедийные элементы и основной фон движутся с разной скоростью. Эту технику веб-дизайна называют параллаксом.

Исследователь А. В. Колесниченко рассматривает лонгрид как жанр журналистики11. Он пишет: «Главной жанровой характеристикой является системность темы (новое явление, системное расследование), глубокое и длительное исследование темы журналистом с использованием большого количества источников информации и большого объема текста в сочетании с высокой плотностью смысла и претензией на исчерпанность данной темы, сложность развить тему дальше, чем это сделал автор»12

Мультимедийная статья (история) — достаточно объемный материал, посвященный актуальной проблеме, описанию процесса. В отличие от статьи в периодической печати мультимедийная не всегда ставит целью анализировать масштабное явление или процесс, она может быть построена по типу истории и содержать репортажные и очерковые фрагменты. Аудиовизуальные и иллюстративные компоненты позволяют сделать мультимедийную статью более содержательной, фактически насыщенной, визуализация части сведений позволяет сделать процесс чтения более интересным, легким и динамичным.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...