Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономические отношения в сфере образования. Образование как одна из важнейших отраслей хозяйства страны.




Ответы ГОС ЭКЗАМЕНЫ теория (21-30)

Банковская система РФ. Двухуровневая банковская система. Функции и операции Центрального банка России и коммерческих банков.

Банк - финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег.

Банковская система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций.

Современные банки — это финансовые посредники, извлекающие прибыль на денежном рынке. Во всех странах с рыночной экономикой утвердилась двухуровневая система банков.

первый уровень – Центральный банк;

второй уровень – коммерческие банки.

Центральный банк России – главный банк страны, наделенный широкими властными полномочиями в сфере регулирования финансово-кредитных отношений.

 

Основными задачами ЦБ РФ являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

 

ЦБ. РФ выполняет следующие функции:

- во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную кредитно-денежную политику;

- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

- регулирует деятельность коммерческих банков (ЦБ – «банк банков») – выдача лицензий, установление нормы минимальных резервов и др.;

- осуществляет «операции на открытом рынке» (купля-продажа государственных ценных бумаг);

- ведет счета правительственных доходов и расходов (при исполнении бюджета);

- хранит официальные золотовалютные резервы страны;

- ведет операции по общенациональному клирингу (зачет взаимных требований и обязательств между коммерческими банками).

ЦБ РФ, как правило, независим в своих решениях от правительства и его проблем, связанных с дефицитом государственного бюджета и др.

Коммерческим банком является учреждение, осуществляющее на договорных условиях кредитно-расчетное и иное банковское обслуживание юридических лиц, и граждан путем совершения операций и оказания услуг.

Создание коммерческих банков и других кредитных учреждений осуществляется с целью аккумуляции временно свободных денежных средств предприятий, организаций и учреждений, и их рационального использования на нужды развития отраслей, подотраслей народного хозяйства, групп предприятий или регионов.

Одной из важных функций коммерческого банка является посредничество в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц.

Вторая важнейшая функция коммерческих банков – стимулирование накоплений в хозяйстве. Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и формировать достаточно эффективные стимулы к накоплению средств.

Третья функция банков – посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами.

Кредит как форма движения ссудного капитала. Источники ссудного капитала. Основные принципы и функции кредита. Основные формы кредита (банковский, коммерческий, государственный, потребительский, международный).

Финансовая политика государства осуществляется через финансово-кредитный механизм, который является совокупностью финансовых методов, инструментов и рычагов влияния на социальное и экономическое развитие общества. Финансово-кредитный механизм, как и механизм ценообразования из-сбалансирования спроса и предложения, принадлежит, согласно современным экономическим теориям, к экономическим методам регулирования рыночной экономики.

Наряду с промышленным капиталом функционирование рыночной экономики связано со ссудным капиталом. Ссудный капитал – это временно свободные денежные средства, отдаваемые в ссуду и приносящие собственнику доход в форме процента. Движение ссудного капитала выражается формулой:

Д-Д', где Д' = Д + ΔД. Это означает, что деньги отдаются в ссуду функционирующим капиталистам и другим субъектам рынка во временное пользование и возвращаются кредитору с приростом (ΔД), т.е. с процентом. Предоставление ссуды заемщикам обеспечивает, таким образом, самовозрастание денег (богатства) ссудного капиталиста.

Важнейшими источниками ссудного капитала служат:

· Амортизационные отчисления, предназначенные для восстановления основного капитала;

· Временно свободный оборотный капитал в связи с несовпадением времени реализации товаров и времени приобретения новых партий сырья, материалов и топлива.

· Капитал, временно свободный в промежутках между поступлением денежных средств от реализации товаров и выплатой заработной платы.

· Накапливаемая капиталистами, но ещё не использованная для расширения производства прибавочная стоимость.

· Денежные доходы и сбережения частных лиц.

Денежный капиталист – банкир ссужает деньгами промышленного капиталиста, который приобретает на них средства производства и рабочую силу. В процессе производства создаётся товар, после реализации которого промышленник возвращает банкиру заёмный денежный капитал и оплату за предоставление ссуды. В результате использования ссудного капитала вся прибыль, получаемая промышленным капиталистом, делится на две части: предпринимательский доход. Он остаётся в распоряжении промышленного капиталиста и плату за кредит или ссудный процент. Он переходит в руки ссудного капиталиста.

Кредит выражает экономические отношения между кредитором и заёмщиком. И выполняет ряд функций:

1. Перераспределительная функция. При помощи кредита свободные денежные средства передаются за плату во временное пользование потенциальным инвесторам.

2. Функция экономии издержек обращения. Кредит частично замещает наличные деньги так называемыми кредитными – векселями, чеками, тем самым ускоряет обращение денег.

3. Функция ускорения концентрации и централизации капитала. Кредит выступает одним из факторов превращения индивидуальных предприятий в акционерные общества.

4. Специфической функцией кредита является использование его как инструмента регулирования экономики. Предоставление кредита на льготных условиях ускоряет экономический рост. Напротив, высокая цена за использование кредитом приводит к снижению экономической активности.

История возникновения кредита уходит своими корнями к рабовладению и феодализму. В то время появляется первая форма кредита – ростовщический кредит. Ростовщичество – это выдача денег в долг с условием уплаты заёмщиком высоких процентов при погашении долга. В IV веке до нашей эры в Древней Греции, например, ростовщический процент составлял 42% в месяц или 570% годовых. Ростовщичество опутывало долговыми обязательствами рабовладельцев, феодалов, крестьян, вело к подрыву их хозяйств.

Нарождавшаяся промышленная и торговая буржуазия для осуществления воспроизводства в расширенных масштабах, реализации своих коммерческих операций нуждалась в кредите с более низким ссудным процентом. В результате ростовщичество было оттеснено, была создана система капиталистического кредита с невысокой процентной ставкой, с разнообразными формами кредита. Формы кредита отличаются друг от друга:

· По источникам средств;

· По сфере функционирования;

· По величине процентных ставок

Различают следующие формы кредита:

1. коммерческий

2. банковский

3. государственный

4. потребительский

5. международный

Коммерческий кредит – это кредит, предоставляемый функционирующими капиталистами друг другу в виде продажи товаров с отсрочкой их оплаты. Орудием коммерческого кредита служит вексель. Вексель – это письменное долговое обязательство установленной законом формы, выдаваемое заёмщиком кредитору, предоставляющее последнему право требовать с заёмщика уплаты к определённому сроку суммы, указанной в векселе. Вексель может быть простым и переводным. Простой вексель представляет собой вексельное обязательство, выдаваемое заёмщиком на имя кредитора и содержит в себе указание места и времени выдачи долгового обязательства, суммы, места и времени платежа. Переводной вексель, или тратта, представляет собой письменный приказ кредитора заёмщику об уплате определённой суммы третьему лицу или предъявителю.

Банковский кредит предоставляется банками в виде денежных ссуд. Объект банковского кредита – денежный капитал. Заёмщик – предприниматель, сектор домашних хозяйств и т.д. Кредитор – владелец денежных средств, преимущественно банк.

Потребительский кредит предоставляется частным лицам. Его объектами являются товары длительного пользования, разнообразные услуги. Разновидностью потребительского кредита являются долгосрочные ссуды частным лицам на приобретение или строительство жилья.

Государственный кредит представляет собой совокупность кредитных отношений, в которых заёмщиком или кредитором выступают государство или местные органы власти. Они заимствуют средства на рынке ссудных капиталов путём выпуска займов через финансово-кредитные учреждения. Доходы от внутренних займов стали вторым после налогов источником финансирования государственных расходов. В современных условиях расширяется кредитная деятельность государства в низкорентабельных, но необходимых для осуществления нормального процесса воспроизводства отраслях: жилищное строительство, инфраструктура, сельское хозяйство и т.п.

Международный кредит отражает движение капитала между странами.

Таким образом. Современная рыночная экономика имеет в своём распоряжении многообразные формы привлечения временно свободных денежных средств, а также путей их использования. При этом кредитование опирается на ряд общих принципов:

1. Срочность.

2. Соблюдение принципа возвратности предполагает проведение работы по оценке кредитоспособности заёмщика. (Кредитоспособность – наличие у заёмщика возможности вовремя погасить свои обязательства по кредитному договору, т.е. вернуть основную сумму займа и выплатить проценты по нему).

3. Гарантированность. Для того, чтобы защитить деньги от потерь кредиторы наряду с анализом платёжеспособности заёмщика требуют обеспечения ссуды (залога) или же предоставления залога во временное распоряжение (заклад).

4. Платность. Инструментом реализации данного принципа выступает ссудный процент.

 

Экономические отношения в сфере образования. Образование как одна из важнейших отраслей хозяйства страны.

Образование, как известно, с давних пор относится к значимой сфере человеческой жизнедеятельности, обеспечивающей социально-экономический прогресс. Однако на протяжении многих столетий оно не было непосредственно связано с производством, не оказывало на него заметного влияния и не выделялось в самостоятельную отрасль. По данным всемирной организации ЮНЕСКО, на рубеже 19 и 20-х веков во всем мире работники просвещения решали, прежде всего педагогические и культурологические задачи. Экономическая функция образования еще не проявилась, поскольку в указанное время в развитых странах Европы преобладал простой физический труд. Предприниматели имели возможность нанимать необходимую рабочую силу в готовом виде, а расходы на ее обучение и подготовку были так малы, что не учитывались ни в бухгалтерских книгах предприятий, ни в теоретических исследованиях экономистов той поры.

Положение коренным образом изменилось в эпоху научно-технической и информационной революции, когда на пороге 21 века заметно возросла роль образования в развитии общественного производства в становлении современной цивилизации. В 90-е годы в развитых странах уже свыше половины экономически активных граждан были заняты не физическим, а умственным трудом.

Почти 106 млн. человек, или свыше 80% населения, занятого в народном хозяйстве бывшего СССР к 1990 г., имело высшее, общее и специальное среднее образование. Только в России количество работающих специалистов с высшим и средним образованием достигало 20,6 млн. человек.

К числу важнейших современных закономерностей, свойственных различным странам, относится процесс интеллектуализации экономики и других сторон социальной жизни. Проявляется этот процесс двояко: возрастает роль таких отраслей социальной сферы, как образование и наука; усиливается значение интеллектуальной деятельности внутри других отраслей народного хозяйства. Обе эти тенденции способствуют формированию и совершенствованию образовательного, профессионального, научного, духовного потенциала общества и являются важнейшими факторами социально-экономического развития. Сегодня производственные отношения разветвленного комплекса образовательных учреждений, обеспечивающих образовательный процесс, являются важной составляющей всей системы экономических отношений, а образование выступает важнейшей отраслью общественного производства в целом.

 

Образовательная отрасль в современных условиях располагает наибольшими интегрирующими (объединительными) свойствами. Она относится к социальной сфере единого народнохозяйственного комплекса, которая охватывает и пронизывает своими животворящими потоками весь экономический организм страны.

Чем можно объяснить особую роль сферы образования?

Во-первых, специфическим местом образования в системе общественного разделения труда. Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества- квалифицированных работников для всех отраслей материального и нематериального производства, а также для различных видов непроизводственной деятельности. Именно этим предопределяется приоритетность образования. В статье 1 российского Закона “Об образовании” приоритетность государственной политики в области образования получила юридическое закрепление. Но оно пока не носит декларативного характера.

Во-вторых, уровень образования населения выступает одним из главных показателей благосостояния народа страны. Сам же уровень благосостояния, по мнению экспертов ООН, лучше всего отражается с помощью индекса развития человека. Этот индекс определяется следующими тремя основными критериями: средней продолжительностью жизни, уровнем образования и размерами дохода на душу населения.

Как показали новейшие исследования, обычно дольше живут люди, получившие высшее образование, хорошо зарабатывающие и достигшие заметного положения в обществе. Чем выше интеллект человека, чем разностороннее его образованность, тем больше у него возможностей создать себе оптимальные условия труда. Каждый дополнительный год учебы, считают ученые, продлевает жизнь самое меньшее на несколько лет.

 

 

Понятие предпринимательства в образовании. Основные признаки предпринимательской деятельности. Законодательство РФ об образовании о предпринимательской и иной приносящей доход деятельности образовательной организации. Развитие предпринимательской деятельности школ, ВУЗов и других образовательных организа

Переход экономики страны на рыночные условия хозяйствования привел к появлению предпринимательства в системе образования.

Предпринимательство в системе образования – это инновационная, креативная, инициативная деятельность образовательного учреждения, направленная на формирование и развитие образовательного потенциала общества, и достижение тем самым социально-экономического эффекта на микро- и макроуровнях. Основой предпринимательской деятельности в образовании является согласование экономических интересов всех участников и обеспечение движения услуг от производителя к потребителю.

Предпринимательство, определяемое как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке, имеет ряд общих признаков, которые отражены в п.1 ст.2 части первой Гражданского кодекса РФ. Основные признаки предпринимательской деятельности представлены на схеме:

Главным признаком среди них является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Предприниматель свободен в принятии решений, не противоречащих законодательству. В области производства образовательных программ и услуг этот признак несет определенную долю условности, так как полная самостоятельность образовательного учреждения при отсутствии контролирующих органов может в перспективе породить фрагментарность и бессистемность полученных знаний. Поэтому свобода предпринимательства в сфере образования должна сопровождаться аккредитацией и лицензированием, а также проведением независимых экспертиз.

Необходимо отметить, что предпринимательство в образовании связано не только с деятельностью самих образовательных учреждений, но и иных организаций, которые оказывают консалтинговые, информационные, методические, учебные услуги в системе образования. И поэтому они необходимы развивающемуся рынку образовательных услуг.

В условиях рыночных отношений предпринимательская деятельность в системе образования проявляется во всех направлениях данной деятельности: от оказания собственно образовательных услуг до обеспечения эффективного функционирования отрасли в целом.

Закон РФ «Об образовании» в ст.47 «Предпринимательская и иная приносящая доход деятельность образовательного учреждения» определяет права на осуществление такой деятельности, предусмотренной его уставом.

Следует отметить, что учредитель или органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом этого учреждения, до решения суда по этому вопросу.

Согласно закону РФ «Об образовании» к предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:

- торговля покупными товарами, оборудованием;

- оказание посреднических услуг;

- долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

- приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

- ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

Таким образом, образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства. Эти средства поступают образовательному учреждению за счет оказания платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и иностранных юридических лиц. При этом привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования за счет средств учредителя.

В обобщенном виде некоторые направления деятельности образовательного учреждения можно представить на следующей схеме:

 

 

В соответствии с законодательством государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. К ним можно отнести:

- обучение по дополнительным образовательным программам;

- обучение по действующим учебным планам лиц, зачисленных сверх контрольных цифр приема на договорной основе;

- обучение на подготовительных курсах;

- преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;

- занятия с обучающимися углубленным изучением предметов;

- занятия в спортивных секциях сверх учебной программы в помещениях образовательного учреждения;

- профессиональная переподготовка и повышение квалификации работников других организаций и обучающихся в других образовательных учреждениях;

- платные целевые тематические курсы и семинары;

- консультирование по определенным проблемам.

План финансово-хозяйственной деятельности и смета образовательной организации. Доходы и расходы образовательной организации. Распределение и использование доходов в образовании.

Расходование средств в бюджетных учреждениях осуществляется на основе плана финансово-хозяйственной деятельности, который по экономической сущности представляет собой смету. Историческими предшественниками плана финансово-хозяйственной деятельности являются смета доходов и расходов и бюджетная смета. План составляется учреждением (подразделением) в рублях с точностью до двух знаков после запятой по форме, утвержденной органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и включает в себя следующие части: заголовочную, содержательную и оформляющую.

Смета – основной документ финансового планирования и важнейший инструмент анализа организации финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения. Составление обоснованных и достаточно полных смет обеспечивает прогнозируемость функционирования любой организации (в первую очередь – бюджетной), возможность эффективного государственного контроля за использованием средств государственного бюджета и государственной собственности, соблюдением уставных требований и налогового законодательства и в итоге – законности и стабильности финансовой деятельности образовательных учреждений.

Исполнение сметы расходов влечет за собой договорные и хозяйственные контакты образовательного учреждения с различными предприятиями, учреждениями и организациями по предоставляемым ему услугам и приобретению имущественно-материальных ценностей. Все операции в комплексе называют финансово-хозяйственной деятельностью образовательного учреждения.

Благодаря составлению, наличию и систематическому анализу исполнения смет руководитель учреждения, утверждающий эти сметы, обладает всей необходимой информацией об объемах и структуре собственной финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому смета становится не только важнейшим инструментом финансового планирования, но и эффективным и незаменимым инструментом внутреннего финансового контроля в учреждении. Кроме того, сметно-финансовая деятельность учреждения – один из первоочередных объектов финансового контроля, показывающий общий уровень финансово-хозяйственной деятельности учреждения, степень ее доступности для внешнего и внутреннего финансового контроля.

Расчеты к смете составляются на основании производственных показателей деятельности школы (других образовательных учреждениях), а также в соответствии с действующим законодательством о порядке расходования средств на выплату заработной платы преподавателях, учебно-вспомогательному и административно-хозяйственному персоналу, стипендии, предоставление бесплатного питания, с соблюдением действующих норм расходов по отдельным видам затрат.

Большая часть затрат образовательных учреждений приходятся на образовательную деятельность (88,2%). Это соотношение наблюдается по большинству видов затрат, за исключением связанных с приобретением оборудования и другими материальными затратами, поскольку именно эти виды затрат обеспечивают проведение не только образовательной, но и иной деятельности. Высокая доля расходов на образовательную деятельность в общих затратах образовательных учреждений сохраняется практически по всем видам образовательных учреждений (от 80 до 100%).

Основная доля текущих расходов приходится на оплату труда (42,96%), отчисления на социальные нужды (11,80%), на прочие текущие затраты (24,01%). Доли остальных видов расходов заметно меньше. Такая структура, вероятнее всего, есть результат достаточно длительного недофинансирования образования. Основными направлениями инвестиционных расходов являются расходы на здания (31,1%), приобретение машин и оборудования (49,6%). Доля расходов на библиотечный фонд - 9,5%.

Основными источниками доходов являются средства бюджетов различных уровней и внебюджетные средства. Причем их доли в формировании общего объема поступлений близки по величине (48,7% и 42,9% соответственно). Заметную часть доходов составляют собственные средства образовательных учреждений – 8,5%. Ее наличие означает, помимо прочего, что образовательные учреждения имеют прибыль, не расходуют в полном объеме получаемые доходы в налоговом периоде (или просто не успевают это сделать) и, соответственно, платят налог на прибыль.

Самая высокая доля бюджетных поступлений (90,7%) приходится на учреждения начального профессионального образования. Даже для учреждений дополнительного профессионального образования, в которых доля бюджетных средств минимальная, она на 8,71 процентного пункта выше доли внебюджетных средств. По образовательным учреждениям высшего профессионального образования это различие меньше - 3,06 пункта.

Основным источником финансовых поступлений для всех видов образовательных учреждений является федеральный бюджет, из которого поступает 94,76% бюджетных средств.

Значительная часть внебюджетных доходов поступает на осуществление образовательной деятельности (82,81%). Причем основная часть этих средств поступает от населения (72,67%) и из внебюджетных фондов (19,2%). Интересно отметить, что доля средств населения и в обеспечении прочей деятельности, составляя 43,39%, превышает долю средств предприятий и организаций (40,99%), которые по многим соображениям обычно принято рассматривать в качестве основного источника финансового обеспечения «необразовательной» деятельности.

Сопоставление данных о доходах, полученных образовательными учреждениями от аренды, с показателями сдачи в аренду зданий и помещений показывает уровень ставок арендной платы. В частности, высшие учебные заведения, в которых этот вид деятельности наиболее развит, получают с каждого кв. метра сданной площади от 1,195 до 2,192 тыс. рублей в год. В «остальных» образовательных учреждениях этот показатель ниже.

Наиболее доходной является образовательная деятельность учреждений по очной форме. Доля данного вида доходов в «образовательных» доходах составляет 64,07%. Причем наименьшую величину этот показатель имеет в высших учебных заведениях (61,44%). В образовательных учреждениях других уровней образования доля доходов от очной формы образовательной деятельности составляет более 80%. Следует отметить небольшую долю доходов от дистанционной формы образовательной деятельности в целом – 0,90%, что, по-видимому, обусловлено недостаточной развитостью этой формы обучения.

В рамках необразовательных видов деятельности (14,58% доходов) основным источником доходов является проведение научных исследований и разработок. Его доля составляет 45,50% всех поступлений по данному виду источников. Доля доходов от прочих видов дополнительной деятельности составляет 37,41%. Величина доли достаточно высока, что заставляет предложить в дальнейшем более детально изучить эту группу на предмет ее состава. Производственная деятельность образовательных учреждений (включая сюда издательскую и полиграфическую) составляет 14,27%, а все остальные источники – менее 3%.

 

26. Формирование рынка образовательных услуг. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг.

В России на протяжении долгих лет отсутствовало само понятие образовательной услуги как категории рыночной, а развитие системы образования в стране строилось на совершенно иных принципах, отличных от тех, которые присущи рыночной экономике. Затем, в период перестройки и экономической нестабильности, внимание государства было отвлечено от данной сферы следствие острой необходимости в решении насущных на тот период проблем. Остановимся подробно на каждом этапе формирования образовательных услуг.

Первый этап – становление рынка длился с 1985 по 1996 годы. За этот период сформировался российский рынок образовательных услуг. Развитие рынка осуществлялось за счет платного приема в государственные учреждения профессионального образования. Дефицит бюджета страны и снижение государственных расходов на образование расширило платный сектор услуг. Существенно изменилась структура подготовки по уровням образования и в разрезе специальностей. В связи с развитием рыночных отношений увеличилась потребность в экономистах и юристах, банкротство российских предприятий снизило потребность в специалистах технических специальностей с высшим и средним профессиональным образованием. Интеллектуальная собственность страны за данный период сократилась из-за низких государственных инвестиционных вложений в образование, инновационную сферу, фундаментальную и прикладную науку.

Второй этап - прогрессирование рынка наступил в 1997 году и продлился до 2006 года. В этот период значительно расширился сектор образования в стране за счет частных учебных заведении и филиалов вузов, увеличился платный сектор образования, появились новые формы собственности в образовании - некоммерческие организации, новые формы финансирования: образовательный кредит, образовательные ваучеры, гранты, возросла потребность в специалистах естественных и технических наук. Деятельность государственных органов в управлении образованием и принятие законов и программ по его модернизации стали неким началом для реформирования образования и выхода на международный образовательный рынок. Участие российской высшей школы в Болонском процессе и переход на двухуровневую систему образования, «конвертируемость» диплома на международном рынке, доступ на российское образовательное пространство филиалов учебных заведений других стран - все это является результатом совместной работы организационных структур в секторе образования и государственных органов управления.

Третий этап - стабилизация рынка, начался в 2007 году. Данный период характеризуется появлением новых форм образовательных учреждений (федеральные университеты, исследовательские университеты.

В последнее время во главу угла ставится учащийся и его потребности в образовании. К учащемуся теперь все чаще относятся как к клиенту. И в условиях борьбы за ученика (клиента) конкурентные отношения все в большей степени начинают охватывать рынок образовательных услуг.

Мировое пространство, в котором через национальные границы свободно перемещаются ресурсы, люди, идеи является доминирующей тенденцией современности, а следствием этой тенденции — сближение, интеграция национальных систем образования. Россия участвует в международных проектах, активно обменивается учащимися, профессорско-преподавательским составом, а традиции и нормы мировой образовательной системы неизбежно проникают в наше образовательное пространство.

Сегодня отношение к образованию изменилось во всем мире. Образование рассматривается как наиболее важный фактор в экономическом и социальном развитии. Человек, его знания, его способность принимать нестандартные решения в быстро меняющихся экономических условиях становиться главной ценностью общества. И именно конкуренция способна стать своего рода рычагом, способным подтолкнуть образование к качественно новому витку развития.

В настоящее время также нужно использовать более современные способы анализа рынка образовательных услуг для внедрения эффективных форм управления образовательным учреждением, то есть заниматься инновационной деятельностью в сфере образования. Инновационная деятельность осуществляется непосредственно учебным заведением и зависит от развития его инновационного потенциала. Инновации связаны с внедрением новых технологий, а также методов и способов обучения в образовательный процесс, что даст результат творческой деятельности, реализации новых идей и знаний с целью их практического использования. Инновационная деятельность в сфере образования также побуждает изучать спрос на образовательную услугу, развивать маркетинговые исследования и использовать современные приемы управления финансами. Маркетинговая инновационная деятельность в образовательной сфере предполагает применение различных направлений анализа рынка образовательных услуг, управление планированием, спросом, установлением цен, организацией продвижения и сбытом инновации. Уровень исследований и зарождений инноваций в образовательной среде зависит от многих факторов, в том числе и от развития зарубежных образовательных рынков. Для получения новых научно-технических результатов требуется разработка и внедрение в области образования современных форм международного сотрудничества, развитие научно-исследовательской и инновационной инфраструктуры. Интеграция в мировые инновационные процессы осуществляется при наличии развитой научно-технологической базы и высококвалифицированных специалистов.

Государство России не стоит на месте, а разрабатывает и внедряет различные рыночные механизмы, которые регулируют инновационные процессы в сфере образования. К методам регулирования можно отнести создание благоприятного инновационного климата в области образования, вознаграждение образовательных учреждений, ориентированных на инновационную деятельность, формирование положительного имиджа и престижа российского образования и науки, а также бюджетное финансирование научной и образовательной сферы (формирование государственных заказов, субсидирование и предоставление грантов

Разработка, внедрение и использование инноваций в различных сферах деятельности зависит от развития маркетинга инноваций в образовательной сфере. Внедрение инноваций в сферу образования и проведение маркетинговой деятельности с целью развития научно-исследовательского потенциала страны оказывает влияние на международное разделение труда, безопасность государства и инвестиционную привлекательность.

Маркетинг в сфере образовательных услуг — научно обоснованная система мероприятий по изучению рынка образователь­ных услуг, обеспечивающая выявление потребностей потребителей, разработку соответствующих этим потребностям услуг, их продвижение (реализацию) к потребителям и получение на этой основе максимального эффекта, в том числе и прибыли.

Большое значение имеют маркетинговые исследования для формирования оптимальных целей, стратегии и миссии образовательного учреждения, т. е. планирования деятельности организации. Планированию маркетинга предшествует выявление и исследование связанных с маркетингом проблем, стоящих перед учебным заведением (анализ рынков, макросреды, внутренних ситуаций, общественности, конкурентов и т

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...