Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этнические процессы Коми народа

Состав населения Коми края в XIX в.

В исторических источниках очень мало сведений о национальном составе населения Российского Севера XIV--XVIII вв.; лишь с XVIII в. российские ученые начинают изучение народов Севера, их численности и расселения (Кабузан, 1990; Горская, 1994). В I пол. XIX в. интерес к изучению этих вопросов заметно усилился, поскольку изменения в общественно-политической и экономической жизни страны требовали ясного понимания демографических процессов и этнической ситуации.

Создание Статистического отделения по инициативе Императорского Русского географического общества способствовало сбору и обобщению данных об этническом составе населения России (Кабузан, 1992) и, в частности, Коми края.

В 1826 г. Министерство внутренних дел собрало сведения о числе и размещении коми-зырян по сводкам губернаторов. В то время коми проживали на северо-востоке Вологодской губернии (бассейны рр.Вычегды, Выми, Сысоле, Виледи, Лузе, Мезени, Вашки, Печоры – Яренский и Усть-Сысольский уезды), в Архангельской губернии (Мезенский уезд) и Вятской; в Пермской губернии их не было (Архив РГО, 1926). Всего в Коми крае проживало около 60 тыс.чел. (50 тыс. коми и 10 тыс. русских), в основном казенные (государственные) крестьяне, за исключением небольшого числа мещан и купцов.

В 1840-44 г. предпринята новая попытка собрать сведения о численности населения в регионе. Коми-зырян к тому времени было уже 60 тыс.чел. В 1846 г. в Усть-Сысольском уезде числилось 318 зырянских деревень, в Яренском - 105 деревень. Коми-зыряне составляли 91% населения Усть-Сысольского, 64,2% - Яренского уезда и 8,6% - Вологодской губернии. Однако у власти не было ясного представления об этническом составе селений остальных уездов, поэтому даже исконно русские деревни были зачислены в коми селения.

«Русификаторство» или упрочение связей?

Архивные материалы говорят об «отсутствии инородческих селений нерусских обитателей в Вологодской губернии», поскольку власти не считали коми-зырян иным (нерусским) народом. Главным для государства была общность вероисповедания и хозяйственных занятий; православные крестьяне не воспринимались как «инородцы», несмотря на языковые различия, которые отступали на второй план: «коми - финского происхождения народ, хотя любит говорить своим особым языком, но был обращен в православную веру и причислен издавна к сословию казенных крестьян без отличия от прочих» (Архивы РГО).

Коми настолько ассимилировались, что «их различие состоит только в языке, многие зыряне знают по-русски, они почти не отличаются от коренных русских» (отчет Вологодского губернатора); «живут деревнями наподобие русских крестьян, к коим они причислены, исповедуют Греко-российскую веру, имеют те же занятия, что и русские, потому и сведений о их числе не имеется» (отчет Архангельского губернатора); «в образе жизни, обычаях и хозяйстве похожи на русских крестьян» (отчет Вятского губернатора).

В условиях обширного Российского государства такой подход был обоснован: для упрочения связей между отдаленными регионами с сильно различающимися природными условиями общность веры и хозяйственной деятельности населения были крайне важны; именно этим аспектам власти уделяли главное внимание. Поэтому традиционная характеристика культурно-просветительской и образовательной политики российских властей той эпохи в национальных регионах как «русификаторской» нуждается в комментарии: такая политика объективно вела к русификации, но не из-за произвола властей.

Власти не ставили задачи обрусения коми, удмуртов, карел и других народов, просто не придавали значения языковым различиям и не видели необходимости использования нерусских языков при просвещении населения Севера. Лишь позднее российские просветители осознали важность лингвистического аспекта и стали корректировать просветительскую и образовательную политики в национальных регионах государства.

Этнические процессы в Коми крае в ХХ в.

Важнейшим фактором развития этнических процессов у коми в ХХ в. стало создание автономий, объединивших большинство этносов. Возникшее у коми в 1917 г. движение за национальную автономию привело к созданию Коми Автономной области в 1921 г., объединившей Усть-Сысольский, часть Яренского и Печорского уездов (население 181 тыс.чел).

В 1920-е гг. границы области неоднократно менялись (был исключен заселенный ненцами район Большеземельской тундры, включены традиционно русские районы на Печоре). Население в 1929 г. составило 235 тыс.чел. (выросло на 30%), из них 92,2% коми (после присоединения «русских» районов доля коми снизилась до 85,0%).

1930-е гг. В рамках автономий создавались лучшие условия для развития коми языка и культуры. В 1936 г. Коми АО преобразована в Коми АССР; но повышение статуса было чисто формальным; лишь с 1994 г. (образование Республики Коми) вновь созданы реальные условия для развития национальной государственности. Доля коми сократилась с 92,2% до 72,5%, а русских возросла до 22%. Численность горожан выросла втрое; доля коми среди горожан упала с 92% до 62%.

Послевоенные годы - один из наиболее трагичных этапов истории Коми края. Хотя этот период достаточно хорошо изучен, оценка событий тех лет страдает идеологическим уклоном, не всегда объективна.. В 1939 - 1959 гг. население Коми возросло в 2,5 раза (до 815 тыс. чел.) из-за внешней миграции. Меняется состав горожан: коми 14%, русских 60%.

Современный этнический состав населения республики.

В Республике Коми проживает более 100 наций и народностей. Доля коренного населения – коми-зырян – составляет 25% (в Ижемском и Усть-Куломском районах > 75%). Коми относится к финно-угорской языковой группе (кроме них, группа включает венгров, водь, вепсов, ингерманландцев, ижорцев, карелов, коми-пермяков). В настоящее время только в 6 из 20 районов коми составляют >50% населения, причем все эти районы сельские. Процесс урбанизации затронул прежде всего русских, но и коми не остались в стороне: они перестали быть чисто сельским этносом. Сейчас 50% коми – горожане.

Кроме традиционных коми сельских поселений (сел и деревень), на основной этнической территории коми (юг и центр Республики) появились поселки лесозаготовителей (из поселений спецпереселенцев), сейчас это самая большая категория сельских пунктов (30%), в них живет 40% сельского населения. Поселки отличаются от сел и деревень инфраструктурой, своеобразным образом жизни и особенностями труда; во многом они выключены из традиционного образа жизни.

В 85% сел и деревень основное население – коми, в 75% поселков преобладают русские. То есть, на основной этнической территории коми существует развитая сеть инонациональных (русских) поселений, существенно влияющая на этническую ситуацию (напр., рост числа межнациональных браков). Несмотря на многонациональность, село все же более благоприятно для сохранения стабильности коми этноса, чем город. Тенденции изменения этнической ситуации в 1920-1980-е гг. (национальный состав населения, его размещение, доминирование добывающих отраслей промышленности, связанное с промышленным развитием экологическое неблагополучие, разрушение традиционной среды обитания) создают неблагоприятный фон для развития коми этноса.

Будущее основных народов Республики Коми.

Республика Коми относится к национально-государственным образованиям, где титульная национальность составляет меньшинство населения; в обозримом будущем изменений не предвидится. Отсутствие межнациональных конфликтов способствует стабильности некоренного (русского) населения. Русские не намерены ни уезжать из республики, ни осваивать коми культуру, чтобы стать «своими» для коми этноса. Коми, наоборот стремятся покинуть республику (9,5% населения – потенциальные мигранты).

Русские выступают ни за, ни против расширения прав коми народа в РК; оба народа не хотят принимать коми язык в качестве государственного. Мнения расходятся лишь насчет пользования недрами: с тем, чтобы богатства Коми земли принадлежали исключительно коми народу, согласились 19% коми и лишь 5% русских и 19,3% коми согласились с тем, что земля и недра в республике должны принадлежать только коми народу. Необходимость представления приоритетных прав титульной национальности подчеркивают 30% коми и 10% русских.

Отношение к кавказским народам нейтральное (30% русских и коми желает, чтобы они уехали; 45% равнодушны, 32% настроены гостеприимно).

Традиционные обычаи (свадьба, похороны, праздники) практически исчезли из жизни современных горожан. Актуальный автостереотип коми (распространенные представления о собственном народе) явно негативен (прежде всего у молодежи и горожан), активно разрушается позитивный образ собственного этноса.

Культурные ориентации коми смещены в сторону русскоязычной культуры и наднациональных культурных ценностей (Шабаев, 1990). В Республике Коми существует профессиональная художественная культура, пользующаяся определенным влиянием в обществе, но не способная играть роли "цементирующего ядра" этноса.

Замедлено этническое развитие (численность коми не растет последние 30 лет). Этничность сохраняет сельское население, а город является «ловушкой» для коми, где национальная культура быстро разрушается. Но именно городская коми интеллигенция озабочена проблемами национального развития; у остальных национальное самосознание размыто. Многие коми являются носителями «колонизированного сознания» (Тишков, 1993), перенимая от русского большинства пренебрежение к родному языку и культуре.

Язык важен как средство общения и этнический признак; но 30% коми считают родным русский язык (50 лет назад – только 3%). 89% коми-сельчан и 68% коми-горожан знают коми язык; русский язык знают все поголовно. В городе большинство коми (особенно молодое поколение) говорят дома по-русски, в сельской местности (и старшее поколение) - на коми языке.

Коми-горожане – это 2 поколения (раньше - сугубо сельский этнос). В третьем поколении коми-горожане становятся полностью русскоязычными, забывают язык. Семья не передает языковые традиции в городе, в отличие от села.

Хотя 50% коми умеют читать и писать на родном языке, они предпочитают читать и писать по-русски. В 1950-х гг. национальные школы сворачивались (последние ликвидированы в 1974 г.), в так называемых напозднее язык преподавался как факультатив, но посещали мало. В конце 1980-х (движение за национальное возрождение) возросло число изучающих коми язык, созданы Национальная гимназия искусств и Коми гимназия.

Даже в начальных школах комиязычных сел учебный процесс идет на русском (т.к. учебники, пособия – русские). Русский язык часто воспринимается как язык более высокого уровня (язык высшей школы, СМИ, делопроиводство). Однако, в Республике Коми принят "Закон о языках", дающий русскому и коми статус государственного.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...