Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сочетание эффективности и социальной справедливости в экономике

 

Мировой опыт показывает, что рыночная хозяйство противоречиво и способно привести не только к прогрессу, но и к анархии, тяжёлым кризисом всей экономической системы воспроизводства. Об этом свидетельствуют исследования исторических особенностей хозяйственного развития западноевропейских государств, а также тяжёлый кризис, охвативший нашу страну при переходе к рыночной экономике. Поэтому необходимо предусматривать своевременные меры по предотвращению разрушительных тенденций, связанных со стихийным стремлением каждого из взаимодействующих рыночных субъектов только к личной выгоде.

Общеизвестно также: рынок не имеет стимулов для создания и содержания объектов коллективного пользования – национальной обороны, энергетики, дорожных и общественно – транспортных коммуникаций, системы коммунального хозяйства, здравоохранения и тд. Эта особенность вызвана тем обстоятельством, что «капитал предпринимает только выгодные – с его точки зрения - операции», а невыгодные, связанные как правило созданием всеобщих условий производства, частный капитал «в качестве национальных потребностей взваливает на всю страну», т.е. перекладывает на плечи государства.

Как представляется, в принципе достижение экономической сбалансированности, заключающейся в удовлетворении растущих потребностей общества на базе максимального увеличения выпуска качественной продукции при минимальных затратах живого и овеществлённого труда и оптимальных размерах накоплений, в известной мере может быть осуществлено уже сейчас. Но для этого в переходный период, когда дефицитны организационный опыт, капитал и современная инфраструктура, необходима жёсткая государственно–принудительная настройка предприятий на достижение этой цели.

 

 

Разумная стратегия реформирования предполагает строго обозначенную этапность и последовательность проведения соответствующих каждому из этапов мероприятий, разработку и реализацию которых диктует сама сложившаяся в стране в данный период экономическая и политическая ситуация. Пока хозяйство ещё не готово к полной рыночной саморегуляции, необходим период функционирования экономики в условиях смешанных моделей.

Целенаправленные воздействия на производственно – экономических интересов потребителей и государства в целом как на внешнем, так и на внутреннем рынках, которая осуществляется путём законодательно установленных регламентирующих актов (налогообложение, кредитование, финансовые санкции, распределение государственных инвестиций, выдача специальных лицензий на производство или реализацию товаров и другие особые режимы функционирования).

Надо иметь в виду, что при любой системе экономических отношений в области некоторых видов деятельности всегда сохранится государственная собственность(оборонная промышленность, энергетика, коммуникации, транспорт, связь, космос, информатика и использование стратегических ресурсов – здесь везде необходимо сильное государственное регулирование), а значит, и монополия.

С другой стороны, известен и другой немаловажный факт, что нынешней развитой западной экономике, в отличие от прежних лет, стали присущи коллективные и смешанные формы собственности. Раньше считалось, что в рыночной среде доминирует частная собственность, видимо поэтому проводимая в стране либерализация экономики, связывается, прежде всего, с ликвидацией монопольного положения государства в управлении предприятиями и посредническими организациями. Такая политика в определённой мере соответствует объективной необходимости создания в России эффективного механизма регулирования промышленным производством и вывода экономики из кризисного состояния. В тоже время нельзя не отметить, что 10-15% средств производства на Западе находятся в частной собственности, 60-70 – в коллективно- корпоративной и акционерной и 15-25% - в государственной. При этом государственный сектор (его ведущая роль определена именно в отраслях производственной инфраструктуры, области долгосрочных кредитов и финансов) обеспечивает в странах западноевропейского региона от 1/3 до 1/2 валовых капитальных вложений, потребляет около 1/4 конечного общественного продукта, финансирует более 1/2 общенациональных расходов на НИОКР.

В этих условиях прибыльность и повышение эффективности во всех цивилизованных странах объявлены главными целями деятельности государственного предпринимательства. По этому многие государства превратились в непосредственных организаторов производства в ведущих отраслях научно-технического прогресса. Они уже не доверяют частному капиталу освоения новых, приоритетных сфер деятельности, которые могут стать структурообразующим фактором для национальной экономики.

В современных условиях в большинстве промышленно развитых стран рынки редко являются независимыми от вмешательства государства (имеются в виду правительственные учреждения, реализующие функции государственного управления страной и регулирования экономики на различных уровнях – местном, региональном, национальном для достижения общественных целей и согласия), которое регулирует цены, устанавливает налоги, предоставляет субсидии, дотации и тд. Неизбежность регулирования со стороны государства определяется широким разветвлением хозяйственных связей и всеобщей зависимостью жизнеспособности стран от использования всей совокупной массы имеющихся в мире частных достижений.

Вообще, «чистого» рынка как такового давно уже нет ни в одном государстве. Об этом свидетельствуют сформировавшиеся в развитых странах современные модели рыночных отношений. Их хозяйственный механизм, как правило, представляет собой некий конгломерат рыночных и не рыночных систем (разумное соотношение государственного планирования и рыночного механизма), тесно взаимодействующих между собой через многочисленные регулирующие государственные институты, социальные, правовые и культурные модифицирующееся тенденции, идеологию и правосознание.

В основу концепций выхода из нынешнего кризиса должен быть заложен динамичный процесс совершенствования государственного управления экономикой и развития всех отраслей промышленности, согласованный с поэтапным процессом создания условий для развития благоприятной среды в повышении эффективности отечественного производства. Только таким путём можно создать экономическую систему, в который централизованное управление не нарушило бы объективных, обусловленных рыночным механизмом границ государственного вмешательства в экономические процесс и сочеталось с инициативой и ответственностью хозяйствующих субъектов за конечные результаты своего труда.

При этом на всех указанных стадиях следует целенаправленно проводить последовательную гармонизацию отечественных и международных нормативных документов с учётом реальных возможностей предприятий и государственных интересов, ориентируясь прежде всего на приоритет отечественных производителей и потребителей. А основными регуляторами общего процесса согласования интересов между хозяйствующими субъектами должны стать известные формы цивилизованного общения через маркетинг, менеджмент, сертификацию систем качества и основных видов выпускаемой предприятиями продукции.

Особое значение имеет государственная политика стимулирования конкуренции товаропроизводителей. Опыт таких стран, как Великобритания, Франция, Германия, показал, что экономическая эффективность гораздо в большей степени зависит от конкуренции, чем от природы права собственности.

Да и наш собственный опыт подтверждает этот вывод, так как главный результат от проводимой сейчас в России политики приватизации государственной собственности состоит лишь в создании множества распылённых частных монополий взамен существовавшей ранее монополии государства, ещё более усиливших неопределённость и хаотичность экономики страны из-за того, что предприятия монополисты имеют возможность сохранять дефицит выпускаемой ими продукции и игнорировать все ограничения.

В этой связи можно констатировать факт, что либерализация (разгосударствление) экономики России привела к частной собственности (связанной с общественно значимой капитализацией), как предполагалось, а гипертрофированной личной собственности (сейчас капитализируется лишь та часть, которая вывозится на Запад и работает на чужую экономику). А личные богатства, как известно, не становятся капиталом; капитал или инвестиционные ресурсы – это вещественные факторы производства: машины, оборудование, инструмент, фабрично-заводские здания, сооружения, транспортные средства и коммуникации, складские помещения, сбытовая сеть и т.д.), которые используются в производстве и доставке товаров потребителям, при оказании им различных услуг. По этому каких-либо ожидаемых принципиальных изменений в лучшую сторону, связанных с повышением эффективности производства, не произошло. Наоборот, под воздействием дезорганизованной внешней по отношению к предприятиям среды идёт развал промышленности.

На нынешнем этапе развития мирового сообщества общепризнанной целью трансформации социально-экономических систем считается достижение приемлемого компромисса между экономической эффективностью и социальной справедливостью. В условиях переходного периода попасть в означенную зону достаточно сложно. Главная причина здесь в структурной неравномерности существования самого мирового сообщества, систем пространственного, ресурсно-технологического, социально политического и природно-биологического состояния. Поэтому на Западе уже давно весьма осторожно относятся ко всяким целенаправленным, резким трансформациям экономики и общества, так как в этом случае ход дальнейшего движения страны по пути интеграции в международное экономическое пространство, как правило, имеет ограниченную предсказуемость.

Надо помнить, что под рынком подразумевается не цель, а лишь средство достижения эффективности производства более высокого порядка для повышения уровня и качества жизни всех слоёв общества. И уж никоим образом – не деформацию экономики и государства.

Прогрессирующая экономика как правило должна быть созидающей, производящей, а не распределяющей. Причём с обязательным приоритетом отечественных предприятий и их продукции во всех сферах деятельности. Кроме того, она предполагает, прежде всего, увеличение, а не снижение производства, умножение покупательной способности национальной валюты, сбалансированность спроса и предложения, материально-сырьевых и финансовых ресурсов, соответствие структуры производства платёжеспособному спросу потребителей.

Решение проблемы выхода из нынешнего кризиса и последующего развития экономики страны невозможно без решения сопряжённых с остальными, но всё же особого класса задач, которые в первооснове являются социально экономическими. Они охватывают все компоненты научно-технического прогресса – развитие информационных структур (наука, образование, культура); обеспечение полного, рационального использования всех видов ресурсов; сохранение окружающей среды обитания; программ роста уровня и качества жизни населения. Не случайно в настоящее время в сферах бизнеса и политики Запада всё чаще звучит относительно новое для нас понятие: «социально ответственный капитал».


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...