Тема 4. Проблемы профессиографирования и профотбора
Раздел 1. Общие основы психологии труда Тема 1. Введение. Основная проблематика психологии труда · 1.1. Проблема предмета и метода психологии труда. Проблема метода психологии труда. Основные цели и задачи психологии труда. Концептуальные уровни помощи человеку в профессиональном самоопределении. · 1.2. Основные разделы психологии труда. Понятие "эргономика". Место психологии труда среди других наук о труде. Понятие "эргономика". Основные разделы психологии труда. · Термины o Смысл труда o Чувство собственного достоинства o Предмет психологии труда o Субъект труда o Эргономика · Вопросы для самопроверки 1. Как соотносится предмет психологии труда с предметом психологии? 2. Назовите основные и вспомогательные проблемы психологии труда. 3. Как соотносятся эргономический и психологический подходы к изучению трудовой деятельности? 4. Назовите основные разделы психологии труда. 5. Что такое "эргономика"? · Темы рефератов o Проблема предмета и метода психологии труда. o Эргономика и ее задачи. o Этический "парадокс" предмета и метода психологии труда. · Основная литература к теме 1: (номера из перечня рекомендованной литературы): 2, 3, 17, 6. · Дополнительная литература: 1, 2, 10, 12, 21, 6. Тема 2. Культурно-исторические основы развития психологического знания о труде · 2.1. Представления о труде и конкретная культурно-историческая эпоха: связь и взаимовлияние. Варианты отражения психологического знания о труде в неписьменных функциональных средствах фиксации опыта. Психологические регуляторы труда в памятниках материально-производственной культуры и письменности. · 2.2. История зарубежной психологии и социологии труда. Возникновение социологии управления (Ф.У. Тейлор). Основные этапы развития социологии управления за рубежом.
· 2.3. Психотехника и ее кризис. Возникновение психотехники и ее основные задачи (В. Штерн, Г. Мюнстенберг). Основные причины кризиса психотехники. · 2.4. История отечественной психологии труда. Психологические знания о труде в конце ХIХ - начале ХХ в. История психологии труда в 20-30 гг. Психология труда в период Великой Отечественной войны, в послевоенные годы и в настоящее время. · 2.5. Культурно-исторический смысл возникновения проблемы профессионального самоопределения. Психологические причины возникновения профориентации. Развитие профориентации в России, СССР и РФ. Общая логика развития профориентации в странах с высокой психологической культурой. · 2.6. Общие тенденции в развитии представлений о труде. Общая логика развития трудовой этики. Историческая ретроспектива развития "трудовой этики". Критерии развития представлений о труде, о справедливости. · Термины o Психотехника o Тектология o Профориентация o Профессиональное самоопределение · Вопросы для самопроверки 1. Что нового предложил Ф.У. Тейлор в плане изучения труда? 2. Чем характеризуется современный этап в развитии научных представлений о труде? 3. В чем сущность психотехнического подхода? 4. Какова основная причина кризиса психотехники? 5. Как повлияли особенности социально-экономического развития России начала ХХ века на развитие психологии труда? 6. Чем известны Бехтерев, Сечин, Павлов, Мясищев, Анохин? · Темы рефератов o Основные этапы развития психологии труда в России. o Психотехника и ее кризис. o Общие тенденции в развитии психологических представлений о труде. o Основные этапы развития профориентации в России, СССР и РФ. o Представления о труде и конкретная культурно-историческая эпоха: связь и взаимовлияние.
· Литература к теме 2: 7, 8, 17. Тема 3. Труд как социально-психологическая реальность · 3.1. Житейские и философские представления о труде. Мысли и высказывания о труде известных деятелей культуры, науки и политики. Взгляды на природу труда К. Маркса. Философские представления о труде. · 3.2. Психологическое понимание труда и профессии. Труд как общекультурное явление. Представление о коллективном труде (по А.Н. Леонтьеву). Психологические регуляторы и признаки труда (по Е.А. Климову). Основные "эргатические функции" и "золотое правило" психологии труда (по Е.А. Климову). Психологическое понимание профессии, специальности, должности и трудового поста. · 3.3. Проблема субъективной значимости, удовлетворенности трудом и трудовой мотивации. Основные составляющие понятия "значимость труда". Внешние и внутренние мотивационные факторы труда. Основные показатели удовлетворенности трудом (К. Замфир). Безработица и проблема удовлетворенности жизнью (по М. Аргайлу). · Термины o Философское определение труда o Психологические признаки труда o Эргатическая система o Эргатическая функция o Профессия o Специальность o Квалификация o Должность o Трудовой пост o Субъективная значимость труда · Вопросы для самопроверки 1. Чем принципиально отличаются философское и психологическое представления о труде? 2. Учитель химии в средней школе - это профессия, специальность, трудовой пост или должность? А директор средней школы? 3. Что определяет субъективную значимость труда? 4. Может ли быть удовлетворен жизнью безработный? · Темы рефератов · Психологические признаки и регуляторы труда. · Коллективный труд как условие формирования самосознания. · Психологические признаки профессии. · Понятие "эргатическая функция". · Основные составляющие субъективной значимости труда. · Основная литература к теме 3: 6, 11, 17. · Дополнительная литература: 9, 10, 12. Тема 4. Проблемы профессиографирования и профотбора · 4.1. Понятия: "модель специалиста", "профессиограмма", "психограмма", "модуль профессии", "формула профессий", схема анализа профессий, "аналитическая профессиограмма". Понятие "модель специалиста" (по А.К. Марковой). Понятия "професиограмма" и "психограмма". Типы профессиограмм (по Е.М. Ивановой). "Формула профессий" (по Е.А. Климову).
· 4.2. Методы и различные схемы профессиографирования. Методы и общая схема профессиографирования. Общая схема организации профотбора. · 4.3. "Аналитическая профессиограмма" и общая схема профотбора. Аналитическое профессиографирование: два основных этапа. Конкурсный набор персонала на работу. Профессиональная адаптация. · 4.4. Уровни анализа трудовой деятельности. Уровни системного анализа трудовой деятельности (Е.М. Иванова). Трудовая деятельность как система, уровни анализа трудовой деятельности (В.Д. Шадриков). · 4.5. "Формула профессий". Схема анализа профессии и варианты ее использования в групповой работе и в индивидуальной профконсультации. · 4.6. Трудности изучения профессиональной деятельности в условиях современной России. Новые проблемы, характерные для затянувшегося переходного периода и связанные, прежде всего, с общей социально-экономической нестабильностью в нынешней России · 4.7. Самая главная (наиважнейшая) проблема профессиографии и психологии труда. Возможные пути решения проблемы справедливой оценки общественной значимости (вклада) по конкретным профессиям. · Термины o Профессиограмма o Психограмма o "Модуль профессии" o Аналитическая профессиограмма o Профотбор o Профподбор o Схема анализа профессии o Справедливость в оценке труда o Модель специалиста · Вопросы для самопроверки 1. Как соотносятся понятия "профессиограмма", "психограмма" и "аналитическая профессиограмма"? 2. Чем различаются информационная и диагностическая профессиограммы? 3. Можно ли однозначно утверждать, что предложенная Е.А. Климовым "формула профессий" является разновидностью профессиограмм? 4. Что такое "трудовой метод" в изучении профессиональной деятельности? 5. В чем сложности корректно организованного профотбора? Приведите аргументы "за" и "против" использования стандартизированных опросников и тестов в профотборе.
· Темы рефератов o Профессиограмма и психограмма. o Основные методы изучения профессий и человека в труде. o Трудовая деятельность как система. o Трудности изучения профессии в условиях современной России. · Литература к теме 4: 9, 12, 17. · Дополнительная литература: 1, 2, 3, 10, 21.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|