А.С.Пушкин. Начало творческого пути.
I половина XIX века
Проректор по учебной работе: Группа ЗАОЧНАЯ, 1 курс
_________________ Преподаватель: Гогина Любовь Петровна
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ЗАЧЕТУ
по дисциплине:
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (I ПОЛОВИНА)
Для специальностей: «Журналистика», «Актерское мастерство»,
«Режиссура».
формы обучения: ЗАОЧНАЯ форма обучения
Составил преподаватель: К.Ф.Н., доцент Гогина Л.П.
Москва
2011/2012 учебный год
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
№
| ТЕМА
|
1
| Возникновение русской письменной литературы и ее влияние на политическую систему Древней Руси.
|
2
| Своеобразие исторического пути русской литературы X — первой четверти XVIII века
|
3
| Литературные традиции XVIII столетия и русская литература XIX века.
|
4
| Языковая реформа Карамзина. «Карамзинисты» и «шишковисты»
|
5
| Литературные объединения и журналы первой четверти XIX в.
|
6
| Литературные объединения второго и третьего десятилетия. Особенности деятельности.
|
7
| Проза начала 19 века. Н. Карамзин и его творческий метод.
|
8
| Поэзия начала века. Г.Р.Державин и его творчество.
|
9
| В.А.Жуковский и его творчество.
|
10
| К.Н. Батюшков как ведущий поэт начала 19 века.
|
11
| И.А. Крылов как знаменитый русский баснописец
|
12
| Драматургия начала 19 века. Творчество А.С.Грибоедова.
|
13
| А.С.Пушкин. Начало творческого пути.
|
14
| А.С.Пушкин. Южная ссылка, Михайловское. После ссылки.
|
15
| Болдинская осень. «Евгений Онегин». В Петербурге.
|
16
| Пушкин и «Современник». Последние годы жизни.
|
17
| Поэты пушкинского времени
|
18
| Е.А. Баратынский и его творчество
|
19
| А.В. Кольцов. Народность и песенность его поэзии.
|
20
| М.Ю. Лермонтов. Семья. Биография писателя.
|
21
| Первая любовь в жизни Лермонтова. Студенческие годы
|
22
| Лермонтов в школе прапорщиков и первое пребывание на Кавказе
|
23
| Две дуэли Лермонтова и творческое наследие
|
24
| Ф.И. Тютчев – завершающее звено «Золотого века» русской поэзии.
|
25
| Н.В. Гоголь: «Миргород», «Арабески», эстетические взгляды. Драматургия.
|
26
| Н.В. Гоголь: поэма «Мертвые души».
|
27
| Н.В.Гоголь. «Выбранные места». Духовный кризис.
|
28
| Возникновение «Натуральной школы» в середине 19 века.
|
29
| Писатели и произведения «натуральной школы»
|
30
| Белинский как представитель «Натуральной школы»
|
| | |
Практическое задание к зачетному вопросу
Анализ одного из произведений древней русской письменности
|
Практическое задание к зачетному вопросу
Яркие произведения 10-17 веков в русской литературе. Анализ по выбору.
|
Практическое задание к зачетному вопросу
Произведения и авторы литературы 18 века. Обзор по выбору.
|
Практическое задание к зачетному вопросу
Труды Карамзина и Шишкова о реформе языка. (По выбору).
|
Практическое задание к зачетному вопросу
Журнал начала 19 века. Комментарии по выбору.
|
Практическое задание к зачетному вопросу
Деятельность какого-либо литературного объединения в 1 половине 19 века
|
Практическое задание к зачетному вопросу
Анализ одного из произведений Н.М.Карамзина (по выбору)
|
Практическое задание к зачетному вопросу
Анализ одного или нескольких стихотворений Г.Р.Державина по выбору.
|
Практическое задание к зачетному вопросу
Анализ одного или нескольких стихотворений Жуковского по выбору.
|
Практическое задание к зачетному вопросу
Анализ одного или нескольких стихотворений Батюшкова по выбору.
|
Практическое задание к зачетному вопросу
Анализ одного или нескольких басен Крылова по выбору.
|
Практическое задание к зачетному вопросу
Сюжет и идея комедии Грибоедова «Горе от ума»
|
Практическое задание к зачетному вопросу
Анализ одного из стихотворений раннего периода творчества Пушкина.
|
Практическое задание к зачетному вопросу
Анализ одного из произведений Пушкина цикла «Маленькие трагедии»
|
Практическое задание к зачетному вопросу
Сюжет и идейное содержание драмы Пушкина «Борис Годунов»
|
Практическое задание к зачетному вопросу
Сюжет и идейное содержание одной из «Повестей Белкина» А.С.Пушкина
|
Практическое задание к зачетному вопросу
Анализ произведений Пушкина «Дубровский» или «Капитанская дочка» (по выбору)
|
Практическое задание к зачетному вопросу
Содержание и идеи роман Пушкина «Евгений Онегин»
|
Практическое задание к зачетному вопросу
Лирика М.Ю. Лермонтова». Анализ произведений по выбору.
|
Практическое задание к зачетному вопросу
Анализ и идейное содержание драмы Лермонтова «Маскарад»
|
Практическое задание к зачетному вопросу
Анализ поэм Лермонтова «Мцыри» или «Демон» по выбору.
|
Практическое задание к зачетному вопросу
Содержание и идеи романа Лермонтова «Герой нашего времени».
|
Практическое задание к зачетному вопросу
Драматургия Н.В.Гоголя. Анализ произведения по выбору.
|
Практическое задание к зачетному вопросу
«Мертвые души Гоголя». Сюжет, идеи, содержание, лирические произведения.
|
Практическое задание к зачетному вопросу
Структура и идеи произведения Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями»
|
Практическое задание к зачетному вопросу
Стихотворения Ф.И.Тютчева. Анализ произведений по выбору.
|
Практическое задание к зачетному вопросу
Поэты пушкинской плеяды. Автор и произведение по выбору учащегося
|
Практическое задание к зачетному вопросу
Анализ одного из произведений «натуральной школы». Автор по выбору учащегося.
|
Практическое задание к зачетному вопросу
Анализ статьи В.Г. Белинского по Вашему выбору.
|
Практические работы.
Практическая работа №1
1. Принцип работы Нестора летописца. Творческое наследие. Анализ произведения..
2. «Поучение Владимира Мономаха» - основные нравственные принципы, положенные в основу произведения.
3. «Слово о полку Игореве»: сюжет, содержание, основная мысль.
4. «Моление Даниила Заточника». Анализ произведения.
5. Традиционное и новаторское в поэзии Г. Державина
1. Ломоносовская традиция в оде Г. Державина «На взятие Измаила».
Сравнить стихотворение Державина с одой Ломоносова «На взятие Хоти-на», выяснить идейно-тематическую общность и различие произведений, ха-рактер развития темы и использования словесно-изобразительных средств, особенности образа автора.
2. Новаторство Державина в оде «Фелица»:
а) новое понимание человека в «Фелице» и обусловленные этим социаль-ные и нравственные идеалы, критерий оценки человека;
б) новизна в образе автора и в изображении одической героини;
в) появление в оде сатирического образа и изменение жанровой формы оды. Новаторство в стиле «Фелицы» («забавный русский слог» Державина);
г) художественная структура образа Мурзы.
3. Поэтическая бытопись в поэзии Державина («Приглашение к обеду», «Осень во время осады Очакова», «Евгению. Жизнь званская» и др.).
Изображение быта и природы, мастерство «словесной живописи», кон-кретность поэтического видения мира, философский и нравственный смысл эпикурейских мотивов у Державина.
ЛИТЕРАТУРА: Державин Г.Р. Стихотворения. Л., 1957 (Б-ка поэта. Большая сер.) или другое комментированное издание, например: Держа-вин Г.Р. Соч. М., 1985 (обязательно ознакомиться с изданием серии «Лит. памятники»: Державин Г.Р. Анакреонтические песни. М., 1987); Белинский В.Г. Сочинения Державина (статьи первая и вторая, 1848) – по любому изданию; Западов А.В. Поэты XVIII века. Ломоносов, Державин. М., 1979 (раздел о Державине, главы 2 и 3).
6. Шишков и Карамзин: анализ одной литературоведческой статьи.
Практическая работа № 2
1. Поэтика повестей Н. Карамзина
1. Эстетическая позиция Н.Карамзина.
2. Повесть «Бедная Лиза» («Наталья – боярская дочь», «Марфа-посадница») как произведение русского сентиментализма:
а) жанр, сюжет, конфликт, их связь с представлением Карамзина о роли писателя;
б) принципы и приемы раскрытия характеров: изображение труда, быта, социальной среды; внутренний мир героев, особенности психологизма Ка-рамзина;
в) специфика пейзажа и его функций;
г) образ автора, речевой строй повествования;
д) значение повести в истории русской литературы.
3. «Письма русского путешественника» - предромантическая повесть.
Особенности повествовательного тона, сюжета, образов героев, обстоятельств действия, пейзажа. Образ автора в повести.
ЛИТЕРАТУРА: Тексты произведений Н.М. Карамзина – по любому дос-тупному изданию; Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья вторая (разделы о Карамзине) – по любому изданию; Берков П.Н., Макого-ненко Г.П. Жизнь и творчество Н.М. Карамзина // Карамзин Н.М. Избр. соч.: В 2 т. М.; Л., 1964. Т. 1; Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 1977. С. 197-234.
2. Поэзия Жуковского
1. Элегия Жуковского «Вечер»
а) тема и лирический герой стихотворения;
б) значение пейзажных картин. Как они развертываются в стихотворениях: какими приемами создается эффект движения в описаниях Жуковского?
в) стиль Жуковского. Передача цвета и света в их описаниях, различный характер деталей, изобразительная функция эпитетов и изобразительно-выразительное значение эпитетов у Жуковского;
г) предметная точность слова у и полисемантизм Жуковского;
д) Лирические лейтмотивы в элегии «Вечер».
2. Баллада Жуковского «Эолова арфа»:
а) особенности выражения автобиографического подтекста в сюжете баллады;
б) композиция баллады;
в) изображение героев в балладе. Психологический «портрет», символиче-ское значение вещественных деталей, роль пейзажа;
г) лирические лейтмотивы, их содержательный подтекст;
д) ритмико-мелодический рисунок стиха.
ЛИТЕРАТУРА: Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965. Гл. 3. Баллада Жуковского «Светлана»
1. Проследить по тексту и охарактеризовать сюжетно-событийную основу баллады, участие героини в происходящем, изменение душевного состояния Светланы.
2. Роль автора-повествователя в балладе. Выделить последовательно стро-ки, в которых выражается его отношение к героине.
3. Картины природы и лирическое настроение.
4. Значение фантастических элементов в лирическом строе баллады.
5. Народно-поэтические и бытовые элементы в сюжете и стиле «Светланы».
6. Эмоциональный лирический лейтмотив и стиль баллады (словесные лейтмотивы, поэтический синтаксис, инструментовка стиха).
7. Определить общие черты жанра романтической баллады Жуковского, привлекая тексты других баллад («Людмила», «Замок Смальгольм», «Рыцарь Тогенбург», «Эолова арфа» и др.).
ЛИТЕРАТУРА: Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965. Гл. 1; Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. М., 1975. Гл. 3; Янушке-вич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В.А. Жуковского. Томск, 1985. С. 80-94.
Практическая работа № 3
I. «Мои пенаты» К. Батюшкова
1. Антитеза идеала и действительности в стихотворениях Батюшковаи ее отражение в композиции.
2. Стилистические приемы создания идеального мира: особенность лексики, образы-символы эпикурейской поэзии, значение вещественных деталей, смешение атрибутов античного и современного быта, звуковая гармонизация стиха.
3. Жанровые признаки послания в стихах Батюшкова.
4. Условно-литературный облик автора, его отличие от биографического облика К.Н. Батюшкова. Литературные «портреты» поэтов и писателей в стихотворениях.
ЛИТЕРАТУРА: Серман И.З. К. Батюшков. Мои пенаты // Поэтический строй русской лирики. Л., 1973. С. 53-63; Фризман Н.В. Поэзия Батюшкова. М., 1971. Гл. 2; Кошелев В.А. Константин Батюшков. Странствия и страсти. М., 1987. С. 122-132.
II. 1. И.А. Крылов – драматург. Анализ одной из драм Крылова.
3. Басня И.А Крылова, её направленность, литературный разряд. Анализ басни.
III. Конфликт и образы в комедии А.С. Грибоедова
«Горе от ума»)
Вопросы:
1. Театральная ситуация в России первой трети XIX века и комедия Грибоедова.
2. Конфликт «старого» и «нового» в комедии.
3. История создания комедии, ее путь в печать и на сцену.
4. Центральные образы «Горя от ума»:
а) Чацкий (Чацкий и Чаадаев, истолкование образа И.А. Гончаровым и А.С. Пушкиным);
б) Фамусов и Молчалин;
в) Софья Фамусова и Владимир Ленский: сравнительная характеристика.
5. Черты классицизма в художественной структуре комедии. Трансформация Грибоедовым канонов классицистической драмы.
6. Язык и стих комедии. Принцип языковой дифференциации персонажей. Пушкин о языке «Горя от ума».
Список литературы:
А.С. Грибоедов в русской критике. – М., 1959.
Гончаров И.А. Мильон терзаний (любое издание).
Медведева И.Н. «Горе от ума» А.С. Грибоедова (любое издание).
Проскурина В.Ю. Диалоги с Чацким // «Столетья не сотрут...»: Русские классики и их читатели. – М.: Книга, 1988.
Практическая работа № 4
А.С.Пушкин. Начало творческого пути.
1. Тема вольности «Вольность», «Деревня», «К Чааадаеву».
2. «Руслан и Людмила» – первая русская поэма, вершина предромантизма.
А.С.Пушкин. Южная ссылка.
1. («Погасло дневное светило», «Редеет облаков летучая гряда», «Я пережил свои желанья»).
2. Южные поэмы «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан» и «Цыганы».
3. Историческая поэма «Полтава».
4. «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту».
5. Философская лирика («Анчар», «Воспоминание», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»).
Воспользуйтесь поиском по сайту: