Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственно-правовой режим

 

Обычно под формой государства подразумевают устройство, или организацию государственной власти.

В русском языке слово «форма» имеет достаточно много зна­чений. Так, под формой понимают внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета; внешнее выражение, оформление какого-либо содержания; структуру чего-либо; вид или тип чего-либо; установленный образец, порядок представления чего-либо и т. д. Форму государства, исходя из этих значений, можно интерпрети­ровать и как внешнее выражение, оформление содержания госу­дарства, и как его структуру, и как вид или тип государства. Одна­ко понятие формы государства основывается, прежде всего, на философском учении о форме, согласно которому форма – это ор­ганизация, строение, структура содержания и его внешнее выра­жение.

В отечественной теории государства и права понятие формы госу­дарства принято раскрывать через ее элементы. К ним чаще всего относят форму правления, форму государственного устройства и государственно-правовой режим. Характеристика формы государства через элементы по­зволяет раскрыть ее с различных точек зрения и получить о ней более глубокие представления. Они раскрывают лишь основные, главные ее сто­роны, но не всю форму государства в целом. Поэтому наряду с элементной характеристикой целесообразен и более широкий под­ход, позволяющий рассматривать форму государства как органи­зационно-функциональную структуру государства, выражающую способ организации и осуществления государственной власти во всех ее проявлениях.

Форма государства – это организация государственной власти, выраженная, главным образом, в форме правления, форме го­сударственного устройства и политическом режиме.

 

Государственно-правовой режим (его именуют нередко госу­дарственным или государственно-правовым режимом), который многими авторами тоже рассматривается в качестве элемента формы государства, определяется чаще всего как совокупность методов, способов и средств осуществления государственной власти. То есть в данной интерпретации политический режим ха­рактеризуют методы, способы и средства, которые используются при осуществлении государственной власти, а значит, в процессе государственного управления обществом. В этом плане политиче­ский режим является показателем уровня демократии в стране, прав и свобод личности, реальности участия населения в управле­нии государством и обществом.

Государственно-правовые режимы, как и другие элементы формы государства, тоже достаточно разнооб­разны. Они даже более разнообразны, поскольку в большей степе­ни подвержены влиянию со стороны различных факторов и отли­чаются гибкостью и динамизмом. Однако, несмотря на это разно­образие, все государственно-правовые режимы обычно подразделяют на де­мократические и антидемократические.

К демократическим принято относить режимы, основанные на народовластии. То есть это режимы, при которых власть в госу­дарстве так или иначе принадлежит народу и прямо или косвенно им осуществляется (слово «демократия» в переводе с греческого означает народовластие: «demos» - народ, «cratos» - власть). Вме­сте с тем не следует думать, что при демократических режимах власть всегда и во всех случаях принадлежит непосредственно на­роду и непосредственно им осуществляется. Демократия может проявлять себя в разных формах. Она может быть непосредствен­ной, или прямой, а может быть и представительной. При непо­средственной демократии народ сам непосредственно осуществля­ет государственную власть, напрямую решая вопросы государст­венной и общественной жизни. При представительной демократии государственная власть осуществляется народом уже через пред­ставителей, которых он выбирает. Обычно непосредственная и представительная формы демократии сочетаются, но, как правило, одна из них является преобладающей. Так, например, в античных государствах, в частности в древнегреческих полисах, преобладала непосредственная демократия. Государственная власть здесь при­надлежала народным собраниям, которые состояли из полноправ­ных граждан и решали все основные вопросы государственной и общественной жизни. В современных же демократических госу­дарствах преобладает представительная демократия, поскольку народ осуществляет власть преимущественно через своих предста­вителей, которых он избирает в парламенты и другие представи­тельные органы.

К антидемократическим относят режимы, прямо противо­положные демократическим. Такие режимы основаны на исполь­зовании различных антидемократических методов, способов и средств осуществления государственной власти и при них либо нет демократии, либо создается только ее видимость. Вследствие этого антидемократические режимы иногда подразделяют на соб­ственно антидемократические и псевдодемократические. Для собственно антидемократических режимов характерным счита­ется то, что народ ни формально, ни фактически к власти не до­пускается и никакого участия в ее осуществлении не принимает. Псевдодемократические же режимы, наоборот, маскируют свою антидемократическую сущность. Формально они признают наибо­лее значимые институты демократии (народовластие, выборы, права и свободы граждан и др.) и закрепляют их в конституциях и иных законодательных актах, однако реального народовластия при таких режимах не существует. Народ используется лишь в качест­ве ширмы, прикрывающей действительную власть тех или иных социальных групп (например, партийной номенклатуры в бывших социалистических государствах), а формально признаваемые де­мократические институты на практике не реализуются.

Демократические и антидемократические режимы, возникнув в глубокой древности, в процессе своего исторического развития постоянно менялись. Исчезали и уходили в небытие одни режимы, появлялись и получали распространение другие. К настоящему времени история породила различные формы как демократиче­ских, так и антидемократических режимов, однако в научной ли­тературе практически отсутствует более или менее приемлемая их классификация. В этой связи в учебниках по теории государства и права принято рассматривать только современные политические режимы. Что же касается политических режимов прошлого, то о них либо не говорят совсем, либо называют лишь некоторые из них. Вообще среди демократических режимов обычно называют режим рабовладельческой демократии, феодальный демократиче­ский режим, режим буржуазной демократии, а среди антидемокра­тических - режим деспотии, режим тирании, аристократический режим, абсолютистский режим, бонапартистский режим, автори­тарный режим, тоталитарный режим.

Надо сказать, что вопрос о классификации демократических и антидемократических режимов является непростым и требует ос­новательной научной проработки. Поэтому вполне можно понять авторов учебников по теории государства и права, которые, рас­крывая содержание отдельных видов политических режимов, ори­ентируются в целом на современные режимы. Последуем и мы их примеру.

Среди современных государственно-правовых режимов чаще всего выде­ляют демократический, тоталитарный и авторитарный режи­мы. Вместе с тем заслуживают внимания и такие режимы, как ли­беральный, или полудемократический, и полуфеодально-теократический, которые тоже имеют место в современных госу­дарствах и причисляются отдельными авторами к числу основных. Рассмотрим кратко каждый из них.

Демократический режим. В современном мире демократи­ческий режим присущ, как принято считать, в основном индустри­ально развитым странам с социально ориентированной рыночной экономикой (США, Великобритания, Германия, Франция, Япония и др.). В этих странах существует достаточно сильный «средний класс», который через выборы, прессу, другие формы обществен­ного мнения способен оказывать значительное влияние на госу­дарственную власть. Наиболее характерными признаками совре­менного демократического режима, полагаю, можно считать сле­дующие.

Во-первых, в современных государствах с демократическим режимом существует выборность и сменяемость высших и мест­ных органов государственной власти. Выборными и сменяемыми являются, прежде всего, представительные органы государствен­ной власти (в частности, парламенты). Они формируются непо­средственно народом и в своей деятельности ему подотчетны. Вы­борными и сменяемыми являются также и некоторые другие орга­ны государственной власти (президент, правительство и т. д.).

Во-вторых, для современного демократического режима ха­рактерно участие населения страны в формировании и осуществ­лении государственной власти посредством прямой и представи­тельной демократии. Прямая демократия, т. е. непосредственное проявление власти народа, имеет место при проведении референ­думов (всенародного голосования) по важнейшим вопросам госу­дарственной и общественной жизни и свободных выборов, на ос­нове которых формируются представительные органы государст­венной власти. Представительная демократия, которая в совре­менных демократических государствах имеет более широкое рас­пространение, чем прямая демократия, выражена преимуществен­но в том, что народ осуществляет государственную власть через выбранные им представительные органы.

В-третьих, современный демократический режим характери­зуется действием принципа разделения властей, в соответствии с которым единая государственная власть подразделяется на не­сколько относительно самостоятельных ветвей (обычно на законо­дательную, исполнительную и судебную), взаимодействующих на основе системы сдержек и противовесов.

В-четвертых, в современных демократических государствах государственная власть опирается преимущественно на методы убеждения, поиск компромиссов, достижение консенсуса. Напри­мер, государственные решения принимаются большинством, но при этом, как правило, учитываются интересы меньшинства. Что же касается методов принуждения, то сфера их применения суще­ственно сужена. Им по большей части отводится второстепенная роль, в связи с чем силовые структуры используются только по прямому назначению и их деятельность строго регламентирована законом.

В-пятых, для современных демократических режимов харак­терны господство права и закона во всех сферах общественной жизни, провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод че­ловека и гражданина, защищенность личности от произвола и без­закония.

В-шестых, современный демократический режим характери­зуется политическим и идеологическим плюрализмом. Политиче­ский плюрализм (политическое многообразие) означает, главным образом, многопартийность, т. е. существование в обществе двух и более политических партий, обладающих равными правами в борьбе за власть, а также наличие политической оппозиции, как в парламенте, так и за его пределами. Идеологический плюрализм выражается в признании идеологического многообразия. При этом никакая идеология не может устанавливаться в качестве государ­ственной или обязательной для всего общества.

В-седьмых, для современного демократического режима ха­рактерны гласность, свободный доступ к информации, не при­знанной в законном порядке секретной, свобода средств массовой информации от цензуры.

В-восьмых, характерной чертой современного демократиче­ского режима является также невмешательство государства в ча­стную жизнь своих граждан.

Тоталитарный режим. Тоталитарный политический режим расценивается обычно как крайняя форма антидемократического режима. Возник он в первой половине XX в. в виде фашистского режима, который относят к правому тоталитаризму, и режима то­талитарного социализма, который считается левым тоталитариз­мом. Позднее появились и некоторые другие разновидности тота­литарного режима (например, военный тоталитарный режим, ко­торый устанавливался после военных переворотов в ряде госу­дарств Азии, Африки, Латинской Америки и Океании). В настоя­щее время тоталитарный режим в том или ином виде сохраняется в социалистических (например, КНДР, Куба) и некоторых других государствах. Тенденция к тоталитаризму проявляется и в тех странах, где господствуют авторитарные режимы.

Для тоталитарного режима, в каком бы виде он не проявлялся, характерны, как представляется, следующие основные признаки.

Во-первых, любой тоталитарный режим - это отрицание де­мократии. Демократия и тоталитаризм - понятия несовместимые, хотя в отдельных случаях тоталитаризм маскируется под демокра­тию. Особенно это характерно для режима тоталитарного социа­лизма, который практически всегда выдает себя за демократию, таковой на деле не являясь.

Во-вторых, при тоталитарных режимах государственная власть формируется бюрократическим способом. Народ или от­страняется от формирования государственной власти, что имеет место при фашистских и военных тоталитарных режимах, или принимает в этом лишь формальное участие, голосуя за заранее подобранные безальтернативные кандидатуры. Так, в бывшем СССР органы государственной власти формально формировались населением, однако в бюллетенях для тайного голосования всегда значилась только одна кандидатура, выдвинутая либо по инициа­тиве, либо с одобрения партийных органов.

В-третьих, при тоталитарных режимах отсутствует разделе­ние властей. Причем эта идея не только не получает законодатель­ного закрепления, а вообще отбрасывается как неприемлемая в принципе.

В-четвертых, характерной чертой тоталитарного режима яв­ляется полный (тотальный) контроль государства над всеми сфе­рами общественной жизни. Государство монопольно контролирует экономику, политику, культуру, религию, средства массовой ин­формации, вмешивается в частную жизнь граждан и тоже ее кон­тролирует. По сути дела имеет место полное огосударствление всей общественной жизни, превращение человека в послушный придаток государственного механизма.

В-пятых, не менее характерной чертой тоталитарного режима является фактическое отсутствие политического плюрализма. В тоталитарных государствах всегда господствует одна политиче­ская партия, которая, как правило, возглавляется харизматическим лидером и практически сращивается с государством. Другие поли­тические партии или запрещаются, или находятся в тесном союзе с правящей партией, не составляя ей какой-либо конкуренции. По­литическая оппозиция не допускается.

В-шестых, для тоталитарного режима характерно также от­сутствие идеологического плюрализма. В обществе насаждается единая для всех идеология, носящая официальный, государствен­ный характер. Инакомыслие запрещается и преследуется.

В-седьмых, тоталитарный режим опирается преимущественно на методы принуждения, нередко прибегая к насилию, террору, прямой внесудебной расправе с явными или предполагаемыми противниками режима. Для этих целей обычно создается специ­альный репрессивный аппарат, который и выполняет карательные функции.

В-восьмых, в тоталитарных государствах отрицаются естест­венные права человека и признаются только те права, которые ус­танавливаются, «даруются» государством. При этом и они, как правило, носят декларативный характер. Государство их провоз­глашает, но реального осуществления не гарантирует.

Авторитарный режим. В научной и учебной литературе не существует однозначного определения авторитарного режима. Одни авторитарным называют любой антидемократический ре­жим, другие отождествляют его с тоталитарным режимом. Правы, как представляется, те, кто рассматривает авторитарный режим в качестве самостоятельного вида (или типа) политического режима, занимающего промежуточное положение между демократическим и тоталитарным режимами.

Авторитарный режим имел довольно широкое распространение в XX в. в различных государствах Азии, Африки и Латинской Аме­рики. Существует он и в настоящее время (Ливия, Марокко, Сирия и др.). Известны различные формы авторитарного режима: полуфаши­стский, военно-диктаторский, конституционно-авторитарный, консти­туционно-патриархальный, клерикальный, расистский и другие.

Как промежуточный между демократическим и тоталитарным режимами авторитарный режим имеет тенденцию либо перерас­тать в тоталитарный режим, либо преобразовываться в полудемо­кратический и затем в демократический. Однако, будучи само­стоятельным видом политического режима, авторитарный режим характеризуется собственными, только ему присущими признака­ми. К наиболее важным из них можно отнести следующие.

Во-первых, авторитарный режим, так же как и тоталитарный, является антидемократическим режимом. Однако он считается бо­лее мягким, более либеральным режимом, поскольку несет в себе некоторые черты демократического режима.

Во-вторых, авторитарный режим характеризуется тем, что го­сударственная власть концентрируется в руках диктатора или пра­вящей элитарной группы (хунты, партийной верхушки, военной, бюрократической или религиозной элиты). Принцип выборности государственных органов, подотчетности и подконтрольности их населению сужается или сводится на нет. Представительные орга­ны власти могут существовать, но они при этом не играют сущест­венной роли в управлении обществом и превращаются в декора­цию, прикрывающую авторитарную власть.

В-третьих, в авторитарных государствах игнорируется разде­ление властей, хотя законодательные, исполнительные и судебные органы существуют. Характерным для авторитарных режимов яв­ляется усиление исполнительных органов, которые нередко под­чиняют себе все остальные государственные органы. Суды зачас­тую выступают в качестве вспомогательных органов, поскольку наряду с ними могут использоваться и внесудебные органы.

В-четвертых, при авторитарных режимах преобладают сило­вые, командные, бюрократические методы государственного управления. К компромиссам и консенсусу государственная власть не прибегает. В то же время при осуществлении власти практиче­ски не применяются террор и массовые репрессии.

В-пятых, в отличие от тоталитарных режимов отсутствует то­тальный контроль государства над теми или иными сферами об­щественной жизни. Относительно независимыми от государствен­ной власти могут быть (хотя и не всегда) экономика, культура, ча­стная жизнь. Вместе с тем при авторитарных режимах всегда су­ществует монополия на политическую власть, сохраняется частич­ная цензура над средствами массовой информации.

В-шестых, при авторитарных режимах допускается ограни­ченный политический плюрализм. Конституции провозглашают свободу образования политических партий, однако государствен­ная власть специальными законами разрешает деятельность только некоторых из них (тех, которые ориентируются на линию, вырабо­танную правящей партией). Оппозиция либо не допускается, либо разрешается только в определенных пределах.

В-седьмых, при авторитарном режиме в отличие от тотали­тарного не существует единой государственной идеологии, обяза­тельной для всего общества. Следовательно, данный политический режим допускает определенный плюрализм в области идеологии.

В-восьмых, демократические права и свободы граждан в ав­торитарных государствах, главным образом, провозглашаются, но реально не обеспечиваются. Особенно это касается политических прав и свобод. Часто вводится чрезвычайное или иное особое по­ложение, которое на практике направлено против «врагов» режи­ма. В этой связи личность лишена гарантий безопасности во взаи­моотношениях с властью.

В-девятых, при авторитарных режимах весьма высока роль главы государства (лидера). Не случайно авторитаризм нередко определяется как режим государственной власти, сочетающийся сэлементами личной диктатуры. Вместе с тем в отличие от тотали­тарных государств лидер в авторитарных государствах не является харизматическим.

Либеральный (полудемократический) режим. Либераль­ный режим, как и авторитарный, тоже не имеет однозначного оп­ределения. Это выражается, в частности, в том, что отдельные ав­торы под либеральным режимом (они именуют его также либе­рально- демократическим) понимают такие методы, способы и средства осуществления государственной власти, которые основа­ны на системе наиболее демократических и гуманистических принципов. То есть либеральный режим в этом случае мыслится как режим более высокого порядка, чем демократический, как ре­жим, который вырастает из собственно демократического режима. Вместе с тем большинство исследователей склоняется все же к тому, что либеральный режим - это режим полудемократический, режим, который сочетает в себе черты демократического и автори­тарного режимов и является переходным к демократическому. Он возникает в результате ликвидации тоталитарных и авторитарных режимов, административно-командных и бюрократических мето­дов управления обществом. В настоящее время либеральные, по­лудемократические режимы сложились в постсоциалистических странах Восточной Европы, в ряде государств СНГ (в том числе и в России), в Египте, Шри-Ланке, Никарагуа и многих других стра­нах Азии, Африки и Латинской Америки после крушения тотали­тарных и авторитарных режимов.

Либеральный режим, будучи переходным политическим ре­жимом, характеризуется незавершенностью. В своей основе - это демократический режим. Он базируется на достижениях совре­менной демократии, признавая и законодательно закрепляя все ее основополагающие идеи: народовластие, разделение властей, есте­ственные права человека, политический и идеологический плюра­лизм и т. д. Но это еще неразвитая демократия, демократия в соче­тании с некоторыми элементами авторитаризма. Так, например, деятельность представительных органов власти, в том числе и парламента, зачастую принижена, зато на первый план нередко выдвигается исполнительная власть, особенно президент; прини­жена также роль судов; система сдержек и противовесов не отра­ботана, вследствие чего принцип взаимодействия властей нару­шен; не сложилась подлинная многопартийность; не всегда поло­жительно оценивается деятельность оппозиции; недостаточным об­разом осуществляется защита прав и свобод человека и гражданина; в методах осуществления государственной власти встречаются про­явления административно-командной системы управления и т. д.

Полуфеодально-теократический режим. В данное время полуфеодально-теократические режимы сохранились в небольшом числе стран, которые можно объединить в две группы: «нефтяные монархии» (Оман, Бруней, ОАЭ и др.) и аграрные королевства (Непал, Бутан и др.). В них остаются значительные пережитки феодализма. Существует, как правило, полуабсолютная монархия. Политическая власть находится в руках близких к монарху приви­легированных слоев или духовенства. Промышленность неразвита, рабочий и «средний» классы либо еще не сложились, либо никако­го влияния на власть не оказывают. Среди методов осуществления государственной власти активно используется деление населения на разные категории с различным объемом прав (благородные и простые племена, граждане и неграждане, благородные и просто­людины и т. д.). К числу важнейших инструментов государствен­ной власти относится использование религии (особенно в «нефтя­ных монархиях»). Особую роль играют харизма монарха, являю­щегося в ряде стран одновременно и религиозным главой, а также исламские и иные традиции.

Полуфеодально-теократические режимы неодинаковы в «нефтяных монархиях» и аграрных королевствах. В последних религия при осуществлении государственной власти используется в гораздо меньшей степени, а в связи с этим и слабее харизма мо­нарха. Могут быть выделены и некоторые другие отличия, по­скольку в каждой отдельно взятой стране полуфеодально-теократический режим принимает, как правило, какие-то свои, особые формы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...