Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эксперименты ученых и психологов, доказывающие наличие мобильной зависимости




Термин номофобия возник относительно недавно. Он происходит от английского «no mobile phobia» (можно перевести и как «нетмофобия») и был введен специалистами для описания состояния беспокойства и даже паники у человека, который по тем или иным причинам потерял возможность с помощью мобильного телефона поддерживать контакт с людьми. Казалось бы, это абсолютно банальная и рядовая ситуация, когда разряжается аккумулятор, отсутствует связь или деньги на счету, или происходит столкновение с ворами, незаметно вытащившими телефон. Однако результаты недавно проведенного в Великобритании социологического исследования говорят о другом. 53% жителей этой страны страдают от номофобии, панического страха остаться в одиночестве. А источником страха становится молчащий телефон. 48% опрошенных женщин и 58% мужчин отметили, что испытывают тревогу, когда в их телефоне садится батарея, заканчиваются деньги на счете или нет зоны покрытия сети. Каждый второй респондент никогда не выключает свой телефон. Каждый десятый отметил постоянную необходимость быть на связи в силу своего рода деятельности и 9% заявили, что в те моменты, когда их сотовый отключен, они чувствуют тревогу.

А вот результаты еще одного исследования, в рамках которого опросили 1000 человек: две трети из них признались, что боятся потерять мобильные телефоны, 41% заявили, что на всякий случай носят с собой два телефона. При этом женщины больше подвержены страху остаться без связи, чем мужчины (70% против 61%), но мужчины чаще носят с собой два телефона (47% против 36%). Более всего зависимыми от телефона оказались молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет. Страдающие номофобией не расстаются с телефоном даже в местах, где он совершенно неуместен – ванная и туалет.

 

В Италии провели интересный эксперимент: 300 человек на 15 дней оставили без мобильной связи. Спокойно пережили потерю 30% испытуемых, 70% ощущали нехватку телефона, 25% из них чувствовали себя просто отвратительно. А 48% испытуемых признались, что без мобильного телефона у них пропал интерес к сексу.
Психологи, проводившие эксперимент, отметили, что сознание таких людей находится в постоянной готовности отреагировать на новую информацию – SMS или e-mail. В результате у человека снижается концентрация внимания, и он не может посвятить себя выполнению текущих задач. Они дали этой зависимости термин «инфомания».

 

 

Эксперимент психолога Екатерины Мурашовой.

По условиям эксперимента участник соглашался провести восемь часов (непрерывно) в одиночестве, сам с собой, не пользуясь никакими средствами коммуникации (телефоном, интернетом), не включая компьютер или другие гаджеты, а также радио и телевизор. Все остальные человеческие занятия — игра, чтение, письмо, ремесло, рисование, лепка, пение, музицирование, прогулки и т. д. — были разрешены.

Во время эксперимента участники по желанию могли делать записи о своем состоянии, действиях, о приходящих в голову мыслях.

Строго на следующий после эксперимента день они должны были прийти ко мне в кабинет и рассказать, как все прошло.

При возникновении сильного напряжения или других беспокоящих симптомов эксперимент следовало немедленно прекратить и записать время и, по возможности, причину его прекращения.

В моем эксперименте участвовали в основном подростки, которые приходят ко мне в поликлинику. Их родители были предупреждены и согласились обеспечить своим детям восемь часов одиночества.

Вся эта затея казалась мне совершенно безопасной. Признаю: я ошиблась.

В эксперименте приняли участие 68 подростков в возрасте от 12 до 18 лет: 31 мальчик и 37 девочек. Довели эксперимент до конца (то есть восемь часов пробыли наедине с собой) ТРОЕ подростков: два мальчика и девочка.

Семеро выдержали пять (и более) часов. Остальные — меньше.

Причины прерывания эксперимента подростки объясняли весьма однообразно: «Я больше не мог», «Мне казалось, что я сейчас взорвусь», «У меня голова лопнет».

У двадцати девочек и семи мальчиков наблюдались прямые вегетативные симптомы: приливы жара или озноб, головокружение, тошнота, потливость, сухость во рту, тремор рук или губ, боль в животе или груди, ощущение «шевеления» волос на голове.

Почти все испытывали беспокойство, страх, у пятерых дошедший практически до остроты «панической атаки».

У троих возникли суицидальные мысли.

Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества.

Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла мне дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились у меня (от ужаса).

Что делали мои подростки во время эксперимента?

· готовили еду, ели;

· читали или пытались читать,

· делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);

· смотрели в окно или шатались по квартире;

· вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши — не в счет);

· складывали головоломки или конструктор «Лего»;

· рисовали или пытались рисовать;

· мылись;

· убирались в комнате или квартире;

· играли с собакой или кошкой;

· занимались на тренажерах или делали гимнастику;

· записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;

· играли на гитаре, пианино (один — на флейте);

· трое писали стихи или прозу;

· один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;

· одна девочка вышивала по канве;

· один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;

· один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;

· одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик — в зоопарк;

· одна девочка молилась.

Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.

Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.

Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.

63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.

При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.

 

Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой.

 

Второй эксперимент Екатерины Мурашовой

Суть нового эксперимента

Итак: в новом эксперименте участвовало 49 подростков, от 11 до 20 лет, из них 26 девочек и 23 мальчика. Задание, которое они получили накануне летних каникул, было, как всегда, достаточно простым: им нужно было выбрать из своего обычного окружения одного (любого) человека, получить его согласие на эксперимент, а дальше провести в общении с ним не меньше восьми часов, занимаясь любым делом, но не пользуясь никакими электронными приборами.

Алгоритм действий в течение этих восьми часов можно обсудить с партнером заранее, а можно и импровизировать — это оставлялось на усмотрение участников. При возникновении выраженного дискомфорта эксперимент предписывалось немедленно прервать, отметить время и как можно подробнее описать причины.

Результаты

До конца довели эксперимент 13 участников.

Девять из них были младшими подростками (от 11 до 13 лет), которые выбрали себе в партнеры на эти восемь часов одного из родителей. Они либо вместе строили что‑то на даче, либо ходили на прогулку — в лес, на озеро, либо вдвоем гуляли по городу. Одна девочка с отцом просто все эти восемь часов ехали в машине по Мурманскому шоссе (сначала туда, потом обратно) и разговаривали.

Еще двое — старшие подростки, выбравшие в партнеры своего парня и свою девушку соответственно. Они разговаривали, ели, занимались любовью, а потом просто спали.

Двенадцатилетний участник эксперимента вместе со старшим братом (16 лет) восемь часов с перерывом на еду и купание строили на участке собачью будку. (Отмечу интересное: у них нет собаки. Но после трудового подвига сыновей мать наконец согласилась ее завести.)

И, наконец, последняя — 14‑летняя девочка — поехала на другой конец города и встретилась там с бывшей одноклассницей, с которой они давно не виделись. Подружки все восемь часов просто сплетничали, попивая чай с булками, и даже не заметили, как время пролетело.

А как же остальные 36 человек?

Абсолютное большинство из них выбрали в партнеры по эксперименту сверстника — друга или подругу. Алгоритм действий почти все обсудили заранее: мы будем делать сначала то, потом это, а потом вот то... В 16 случаях (то есть почти половина) эксперимент был прерван по требованию партнера. В остальных его прекратили сами мои корреспонденты. Почему?

В двенадцати случаях все было сформулировано очень четко: отложенные в дальний угол перед началом эксперимента гаджеты, как толкиеновское Кольцо Всевластия (выражение одного из подопытных), мощно тянули моих подросточков к себе — кому‑то было нужно срочно проверить почту, кто‑то ждал отклика на что‑то, кто‑то боялся пропустить важный звонок... В какой‑то момент (обычно на третьем-четвертом часу) зов становился просто нестерпимым и эксперимент прерывали.

Цитата: «Слушай, мне это даже неловко как‑то. Ты — моя любимая подруга, вот мы тут с тобой разговариваем, а я все время думаю, что мне там в ФБ написали».

Еще 16 человек (тоже выбравшие друзей или, что особенно пикантно, «своего парня» и «свою девушку») прервали эксперимент, потому что не знали, что дальше делать. Неожиданно выяснилось, что их обычное совместное времяпрепровождение в значительной степени состоит из совместного просматривания каких‑то интернет-приколов, слушания музыки, компьютерных игр или просмотра кинофильмов. Провести восемь часов вместе без всего этого подросткам оказалось не под силу.

Цитата: «Нам сначала стало очень скучно, и я даже на него разозлился. А он, наверное, на меня. А потом стало так... грустно, наверное. И мы оба подумали и сказали друг другу: что же это у нас за дружба такая? Получается, мы сами по себе, без компьютера и плэйстейшна, друг другу и неинтересны вовсе?».

Три пары (видимо, пришедшие приблизительно к тем же выводам, что и мальчики из цитаты выше) по результатам эксперимента разорвали отношения. Цитата: «Хорошо, что я это сейчас поняла. Теперь буду искать такого, с кем есть о чем поговорить».

Четыре эксперимента было прервано по вине выбранных в партнеры родителей. В одном случае маму вызвали в больницу к бабушке, в другом — пришли неожиданные гости, а еще в двух случаях, как мне показалось, самих родителей неудержимо потянуло к всяческой электронике.

И, наконец, еще четверо подростков, как и в предыдущем эксперименте, описывали прямо неврологические симптомы: «Я привык, что все время музыка или телевизор. И тут прямо звон в ушах. Димка мне что‑то говорит, а я его как бы и не слышу, слова не разбираю. И такие круги радужные расходятся. Димка говорит: давай тогда кончать это дело».

Из неожиданностей: восемь благодарностей от родителей. Цитата: «Огромное вам спасибо за этот эксперимент. Я едва ли не впервые провел с дочерью столько времени подряд. Мы о стольком успели переговорить, мне кажется, я ее теперь на порядок лучше знаю, и она явно что‑то про меня поняла, и отношения в семье в целом у нас сразу улучшились. И как же это глупо, что для такой естественной вещи нужен такой искусственный повод!».

«Как это было здорово! Нам даже не нужно было много слов. Мы, оказывается, в деле неплохо друг друга понимаем. А потом мы вместе сидели на берегу с удочками и смотрели, как заходит солнце. Только я и он. В какой‑то момент я замерз, а он заметил, молча принес куртку и накинул ее мне на плечи. Вы знаете, у меня чуть ли не слезы на глаза навернулись, и я чуть ли не впервые понял: у меня есть мой сын, и вот он, рядом со мной! И он уже почти взрослый...»

С обратной стороны: «Я с мамой сто лет уже так хорошо не разговаривала и не проводила время! Жалко, что это только один такой эксперимент был...»

Обратите внимание, дорогие родители, жалующиеся на подростков, уткнувшихся в гаджеты! Они (по крайней мере младшие) на самом деле вас еще хотят! Но хотят, конечно, не формальных вопросов об учебе, а полноценного общения, просто бытия, внимательного друга.

 

 

причины мобильный зависимости можно разделить на внешние и внутренние.

1. Внешние причины.
А. Факторы, способствующие дезадаптации в реальной жизни:
а) Травматическая ситуация, стресс, породившие отчуждение от реального мира и людей.
б) Социальная изоляция — вынужденная или нарочно созданная. Человек оказывается в изоляции и пытается искать пути выхода из этой изоляции.

Б.Особенности
а)Престижность мобильного телефона.
б) Доступность.
в)Возможность поиска необходимой информации.
г) Возможность общения со знакомыми, находящимися на расстоянии.
д) Возможность быстрого поиска новых социальных контактов (друзей, любимых, знакомых, людей).
е) Легкость общения за счет его неполноценности, так как данный вид общения во многом состоит из игры воображения, позволяющей сделать из своего собеседника — идеального собеседника.
ж) Возможность создания собственного образа, вызвав предусмотренную и желательную реакцию окружающих, получение их признания.
з) Возможность удовлетворения сексуальных желаний.
и) Возможность ухода от проблем в реальной жизни.
к) Свобода действий, поступков, высказываний — свобода от ограничений и социальных норм, накладываемых обществом, возможность общения на «запрещенные» обществом темы, свободное управление информацией.
л) Безответственность в общении.

2. Внутренние причины.
А. Расстройства психики:
— Агорафобия — страх открытого пространства.
— Ксенофобия — страх чужих.
— Дисморфобия — человек постоянно переживает по поводу собственной внешности.
— Страх общения с другими людьми.
— Комплекс неполноценности.
— Депрессии.
— Акцентуации и патологии, толкающие человека на удовлетворение противозаконных фантазий: садизм, мазохизм, педофилия.

 

 

Анкета

Тест для определения телефонной зависимости:

1. Вы раздражаетесь, когда не видите свой сотовый телефон.

2. Вы нервничаете, когда батарейка аппарата почти разряжена.

3. Вы пытались отказаться от частого использования «мобильника».

4. Вы не можете отключить мобильный даже во время урока или на важной

встрече.

5. Вы хотите, чтобы у вашего сотового телефона был самый модный дизайн и

украшения.

6. Вы не помните на память ни одного телефонного номера, полагаясь на

телефонную книгу «трубки».

7. Вы делаете телефонные звонки, даже когда в этом нет действительной

необходимости.

8. Вы часто проверяете «мобильник» - не пропустили ли вы звонок или SMS.

9. Вы используете телефон даже тогда, когда у вас дома есть обычный

телефон.

10. Вы немедленно отвечаете на сообщение во время встречи или в классе.

Нужно поставить каждому ответу оценку от 1 до 5 баллов, где 1 балл «совершенно мне не подходит», а 5 «идеально меня описывает». В итоге больше 30 баллов - зависимость, 20-29 баллов - проявите осторожность, меньше 20 - все в порядке.

Дополнительные вопросы:

1. Ваш оператор сотовой связи.

2. Ваши затраты на мобильный телефон.

3. Что вы предпочитаете: SMS-сообщения или звонки.

4. Как ваши родители относятся к участию в SMS-викторинах, скачиванию

контента: а – негативно;

б – нормально, ничего плохого в этом не видят;

в – не одобряют;

 

Выводы и результаты

В ходе опроса было опрошено 60 респондентов.

На первый вопрос Вы раздражаетесь, когда не видите свой сотовый телефон? ответы распределились следующим образом:

- да - 9 обучающихся (15%)

- нет – 24 обучающихся (40%)

- иногда – 27 обучающихся (45%)

На вопрос: Вы нервничаете, когда батарейка аппарата почти разряжена?

- да – 29 обучающихся (48%)

- нет –21 обучающихся (35%)

- иногда – 10 обучающихся (17%)

На вопрос: Вы пытались отказаться от частого использования «мобильника? Ответили

- да – 5 обучающихся (8%)

- нет –55 обучающихся (92%)

На вопрос «Вы хотите, чтобы у вашего сотового телефона был самый модный дизайн и

украшения?»

ответили да – 19 обучающихся (32%)

нет – 11 обучающихся (18%)

не имеет значения – 30 обучающихся (50%)

На вопрос «Вы не помните на память ни одного телефонного номера, полагаясь на

телефонную книгу «трубки»».

ответили не помню – 4 обучающихся (7%)

легко запоминаю – 9 обучающихся (15%)

только важные – 47 обучающихся (78%)

 

На вопрос: «Вы делаете телефонные звонки, даже когда в этом нет действительной

необходимости»

ответили да – 10 обучающихся (16 %)

нет –28 обучающихся (47%)

иногда – 22 обучающихся (37%)

 

На вопрос: «Вы часто проверяете «мобильник» - не пропустили ли вы звонок или СМС»

ответили да – 36 обучающихся (60%)

нет –24обучающихся (40%)

 

На вопрос: «Вы часто используете телефон, даже тогда, когда у вас есть обычный»

ответили да – 36 обучающихся (60%)

нет –24 обучающихся (40%)

 

На вопрос: «Вы немедленно отвечаете на сообщение во время встречи или в классе?»

ответили: никогда- 9 обучающихся (15%)

редко – 8 обучающихся (13%)

иногда – 27обучающихся (45%)

часто – 12 обучающихся (20%)

очень часто – 4 обучающихся (7%)

 

Подводя итоги опроса можно заметить, что 14 человек страдают «мобильной зависимостью» (23%), у 6 человек все в порядке (10%), 40 обучающимся имеют средние показатели (67%), но среди тех, у которых вроде бы все нормально, 12 человек (20%) имеют показатели, приближенные к показателям людей с «мобильной зависимостью»

 

Среди тех, кто участвовал в опросе, отдают предпочтение следующим операторам сотовой связи: билайн – 19 человек (32%), МТС – 19 человек (32%), мегафон – 13 человек (27%), теле-2 - 9 человек (15%).

 

Затраты пользователей сотовой связи составляет в месяц:

- 100 рублей – 21 человек (35%)

- 200 рублей – 14 человек (23%)

- 250 рублей – 8 человек (14%)

- 300 рублей – 14 человек (23%)

- 500 рублей – 3 человека (5%)

 

Большинство опрошенных отдают предпочтение звонкам – 38 человек (63%), остальные 22 человека (37%) СМС сообщениям.

Большинство родителей респондентов негативно относятся к участию в СМС-викторинах, скачиванию контента – 38 человек (63%), 12 человек (20%) не видят ничего плохого, 10 человек (17%) - не одобряют.

Заключение

Мобиломания – это проблема одинокого человека в огромном и жестоком свете, а мобильный телефон целый мир, уместившийся в кармане, желающих расстаться с которым почти нет. Так телефон лежит у тарелки во время обеда, на полочке в душе, не выключен на уроке или в театре. Но если взрослые люди, как уже сформировавшиеся личности, в состоянии как-то контролировать свою привязанность к такому необходимому атрибуту, то для подростков в момент формирования личности или в так называемый «переходный возраст», мобильный телефон становится предметом, которому они поклоняются, без которого не могут прожить и часа и который, в итоге, оказывает на них же огромное и, часто, пагубное влияние. Для многих сотовый телефон – очередной способ самоутвердиться, воплощение желания «слиться с массой», где каждый владелец жизненно необходимого, как они считают, предмета. То есть «трубка» становится настолько неотъемлемой частью жизни, что во время отключения телефона молодые люди испытывают не только психологический, но и физический дискомфорт (врачи отмечают даже расстройство пищеварения, не говоря об ослаблении умственной активности и внимания).

Мобильная зависимость - это боязнь живого общения и отсутствие в реальном мире того, что вызывает положительные эмоции. И подросток пытается возместить такое отсутствие. Подростку может недоставать внимания в семье, или же, наоборот он пытается скрыться от чрезмерной опеки близких и родителей, убежать от проблем, которых все больше и больше обрушивается на него в период его вступления во взрослую жизнь. Для тинэйджера звонки и SMS-сообщения по «мобильнику» являются показателем востребованности среди сверстников. В целом, эта зависимость - результат социальных перемен, произошедших в последнее десятилетие.

Всеобщая «мобилизация», предоставив неоценимую возможность всегда и везде быть на связи, сделала человека беззащитным перед бурным потоком информации. Мозг с трудом справляется с ее потоками, из-за чего человека одолевают депрессия, бессонница, ощущение, что он что-то не успевает. Проблема «молодежь - мобильный телефон» требует внимания со стороны родителей - именно они должны первыми обращать внимание на странное поведение детей, странное увлечение мобильными телефонами. Немаловажную роль в деле преодоления «мобильной зависимости» играют педагоги и психологи, которые совместно с родителями должны помочь ребенку - «мобилоголику» «вписаться» в группу сверстников, развить качества, повышающие его самооценку. Но главное - подросток, который тоже разумное существо, должен сам признать свою неспособность отказаться от использования мобильного телефона, самому «встать на путь истинный», ведь исправить существующее положение вещей возможно лишь с его участием. Иначе ни психотерапевты, ни ужасающие статистические данные и результаты исследований и опытов, целью которых было обнаружить влияние мобильного телефона на человека, не помогут.

«Мобиломания» не типичное ОРВИ или ветрянка: от нее не болит горло, и не выпадает сыпь. На мобильные телефоны в руках подростков никто особого внимания не обращает, и мобильная зависимость, как угроза для здоровья, не осознается обществом, лишь в редких случаях ее представителями.

Главное помнить: телефон - для человека, а не человек для телефона!

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...