Правовое государство: становление и развитие теории.
Основная идея теории правового государства – это идея (мысль) о связанности государства правом. Всякая власть всегда стремится к расширению своих властных полномочий, властного пространства, распространить своё влияние на более широкий круг субъектов и отношений. Это неизбежно ведёт к ущемлению свободы и интересов подвластных, которые не мирятся с узурпацией власти, противодействуют ей, опираясь прежде всего на существующую в обществе нормативную систему, ставящую пределы власти. Предпосылками учения о правовом государстве можно считать идеи о незыблемости и верховенстве закона, о его божественном и справедливом содержании, о необходимости соответствия закона праву. Сущность правового государства заключается в том, что оно является политико-правовой формой функционирования и развития гражданского общества, закрепления в нём публично-правового порядка, обеспечения конституционных прав и свобод граждан, а вместе с тем и ограничения правом государственной власти. Первый пример истинного уважения к праву как явлению непреходящему, возвышающемуся над суетностью жизни, дает нам античная история. Исторически идея «правового государства» возникла в эпоху античности. Платон и Аристотель последовательно отстаивали мысль о том, что государственность вообще возможна лишь там, где господствуют справедливые законы. Весьма важным в плане формирования идей, заложивших основу теории правового государства, явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому «под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые избранные граждане». Отдельные принципы правового государства (разделение властей, верховенство закона) имели место в Статуте Великого княжества Литовского (1588 г.). Автор и активный участник Статута канцлер Лев Сапега (1557-1633) считал, что господствовать в государстве должны не люди, а законы. Статут разделял государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную.
Конструкция правовой государственности античных классиков была в центре внимания мыслителей средневековья и нового времени, оказав заметное влияние на становление и развитие идей о разделении властей, о конституционализме и парламентаризме. К. Ясперс определял правовое государство как государство, в котором действует свобода, основанная на законах. Особое место в разработке этих идей принадлежит английскому философу 17 в. Дж. Локку и французскому просветителю 18 в. Ш. Монтескье. У Дж. Локка идея господства права предстаёт в виде государства, в котором верховенствует закон, соответствующий естественному праву, признающий неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, реализующий разделение властей. «Если,— писал Ш. Монтескье,— власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получит возможность стать угнетателем». Он рассматривал проблему политической свободы в её отношениях как к государственному строю, так и к отдельной личности, гражданину. Локк и Мотескье развивали идею разделения власти как одно из условий господства права.
Ж.-Ж. Руссо исходил из идеи связанности государства позитивным законом, принятым государством. Он писал, что закон принимается сувереном (народом), правительство – только слуга и исполнитель закона. Философское обоснование учения о правовом государстве в его системном виде связывают с именами Канта и Гегеля. Кант определял государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Его категоричный императив разума требовал поступать так, чтобы свободное проявление собственного произвола было совместимо со свободой каждого и сообразовывалось со всеобщим законом. Он указывал на необходимость для государства опираться на право, строго согласовывать свои действия с правом, постоянно ориентироваться на право. Для Гегеля государство было то же самое, что и право («наличное бытие свободной воли»), но только наиболее развитое (вся система права), включающее в себя все абстрактные права личности и общества. Поэтому система права, т. е. государство в его диалектическом понимании, есть царство реализованной свободы. Если у Канта правовые законы и правовое государство – это долженствование, то у Гегеля они – действительность, т.е. практическая реализованность разума в определённых формах наличного бытия людей. Словосочетание «правовое государство» впервые встречается в работах немецких ученых К. Велькера (1813 г.) и И. X. Фрайхера фон Аретина (1824 г.). Но первый юридический анализ данного термина и введение его в научный оборот сделаны их соотечественником Робертом фон Молем (1832 г.). Он рассматривал правовое государство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве и ставил его пятым по счету после патриархального, патримониального, теократического и деспотического государства. Можно сказать, что с этого времени идея о правовом государстве более чем на столетие заняла умы германских ученых и политиков. В литературе выделяют три этапа развития немецкой идеи правового государства. До революции 1848 г. она формировалась как теоретическое и конституционно-политическое основание его создания. В 1848 г. в проекте Паулкирхенской конституции была сделана попытка соединить идеи о правовом государстве и демократии. С 1871 г. шла детальная разработка принципа разделения властей, понятий закона и судебной защиты. Веймарская конституция 1919 г. интегрировала правогосударственные и представительно-парламентские элементы. Ныне действующий Основной закон объявляет ФРГ социально–правовым государством.
Во второй половине 19 начале 20 в. идея правового государства получила развитие в трудах русских учёных-юристов. Котляревский С.А. В своей работе «Власть и право. Проблема правового государства» писал о правовом государстве как о факте общеизвестном. Главное назначение правового государства – быть государством справедливости; ценность его определяется ценностью самого правового начала и при том предположении, что закон в таком государстве всегда справедлив. Оригинальный вариант концепции власти и правового государства был представлен Г.Ф. Шершеневичем. Основные пути формирования правового государства он видел в строгом определении полномочий органов власти, устранении произвола государственной власти посредством установления норм объективного права, определения пределов свободы каждого и разграничения интересов. Государство должно быть ограничено охраной субъективных прав. Главные атрибуты такого государства: разделение властей, подчинённость государства стоящему над ним праву, наличие неотъемлемых прав личности, правовое самоограничение власти. Основной гарантией выступает сдерживающая сила общественного мнения. Заметный вклад в разработку теории правовой государственности был внесён Гессеном В.М.. К известным признакам правового государства он добавил необходимость представительной формы правления и наличие учреждений административной юстиции. В основе учения Новгородцева П.И. о правовом государстве – идеи автономной нравственности личности, свободы и достоинства человека, обладающего ответственностью и стремящегося к активной деятельности. Государство возлагает на себя «благородную миссию общественного служения».
Необходимо остановиться и на таком теоретически и практически влиятельном направлении в подходе к проблеме правового государства, как юридико-позитивистские концепции правового государства. Это направление в 19 и 20 вв. представлено различными течениями и вариантами юридического позитивизма. К его известным приверженцам относятся, в частности, К. Гербер, А. Дайси, Г. Еллинек, Р. Иеринг, П. Лаблан, А. Эсмен и др. Суть их концепций правового государства (при всех имеющихся между ними различиях) состоит в попытке создать ту или иную конструкцию самоограничения государства им же самим созданным правом. При этом отрицается различие права и закона, и право сводится к установлениям государства. К концу XX столетия в ряде развитых стран сложились такие типы правовых и политических систем, принципы построения которых во многом соответствуют идеям правовой государственности. В конституциях и иных законодательных актах ФРГ, США, Франции, России, Англии, Австрии; Греции, Болгарии и других стран содержатся положения, прямо или косвенно фиксирующие, что данное государственное образование является правовым.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|