Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовое государство: становление и развитие теории.

 

Основная идея теории правового государства – это идея (мысль) о связанности государства правом. Всякая власть всегда стремится к расширению своих властных полномочий, властного пространства, распространить своё влияние на более широкий круг субъектов и отношений. Это неизбежно ведёт к ущемлению свободы и интересов подвластных, которые не мирятся с узурпацией власти, противодействуют ей, опираясь прежде всего на существующую в обществе нормативную систему, ставящую пределы власти.

Предпосылками учения о правовом государстве можно считать идеи о незыблемости и верховенстве закона, о его божественном и справедливом содержании, о необ­ходимости соответствия закона праву. Сущность правового государства заключается в том, что оно является политико-правовой формой функционирования и развития гражданского общества, закрепления в нём публично-правового порядка, обеспечения конституционных прав и свобод граждан, а вместе с тем и ограничения правом государственной власти.

Первый пример истинного уважения к праву как явлению непреходяще­му, возвышающемуся над суетностью жизни, дает нам античная история. Исторически идея «правового государства» возникла в эпоху античности. Платон и Аристотель последовательно отстаивали мысль о том, что государственность вообще возможна лишь там, где господствуют справедливые законы. Весьма важным в плане формирования идей, заложивших основу теории правового государства, явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому «под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые избранные граждане».

Отдельные принципы правового государства (разделение властей, верховенство закона) имели место в Статуте Великого княжества Литовского (1588 г.). Автор и активный участник Статута канцлер Лев Сапега (1557-1633) считал, что господствовать в государстве должны не люди, а законы. Статут разделял государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную.

Конструкция правовой государственности античных классиков была в центре внимания мыслителей средневековья и нового времени, оказав заметное влияние на становление и развитие идей о разделении властей, о конституционализме и парламентаризме.

К. Ясперс определял правовое государство как государство, в котором дейст­вует свобода, основанная на законах. Особое место в разработке этих идей принадлежит английскому философу 17 в. Дж. Локку и французскому просветителю 18 в. Ш. Монтескье. У Дж. Локка идея господства права предстаёт в виде государства, в котором верховенствует закон, соответствующий естественному праву, признающий неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, реализующий разделение властей. «Если,— писал Ш. Монтескье,— власть законодатель­ная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тираничес­ки применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодатель­ной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получит возможность стать угнетателем». Он рассматривал проблему политической свободы в её отношениях как к государственному строю, так и к отдельной личности, гражданину. Локк и Мотескье развивали идею разделения власти как одно из условий господства права.

Ж.-Ж. Руссо исходил из идеи связанности государства позитивным законом, принятым государством. Он писал, что закон принимается сувереном (народом), правительство – только слуга и исполнитель закона.

Философское обоснование учения о правовом госу­дарстве в его системном виде связывают с именами Канта и Гегеля.

Кант определял государство как объеди­нение множества людей, подчиненных правовым законам. Его категоричный императив разума требовал поступать так, чтобы свободное проявление собственного произво­ла было совместимо со свободой каждого и сообразовы­валось со всеобщим законом. Он указывал на необходимость для государства опираться на право, строго согласовывать свои действия с правом, постоянно ориентироваться на право.

Для Гегеля государство было то же самое, что и право («наличное бытие свободной воли»), но только наиболее развитое (вся система права), включающее в себя все абстрактные права личности и общества. Поэтому система права, т. е. государство в его диалектическом понимании, есть царство реализованной свободы. Если у Канта правовые законы и правовое государство – это долженствование, то у Гегеля они – действительность, т.е. практическая реализованность разума в определённых формах наличного бытия людей.

Словосочетание «правовое государство» впервые встре­чается в работах немецких ученых К. Велькера (1813 г.) и И. X. Фрайхера фон Аретина (1824 г.). Но первый юридический анализ данного термина и введение его в научный оборот сделаны их соотечественником Ро­бертом фон Молем (1832 г.). Он рассматривал правовое государство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве и ставил его пятым по счету после патриархального, патримониального, теократического и деспотического государства. Можно сказать, что с этого времени идея о правовом государстве более чем на столетие заняла умы германских ученых и политиков.

В литературе выделяют три этапа развития немецкой идеи правового государства. До революции 1848 г. она формировалась как теоретическое и конституционно-по­литическое основание его создания. В 1848 г. в проекте Паулкирхенской конституции была сделана попытка соединить идеи о правовом государстве и демократии. С 1871 г. шла детальная разработка принципа разделе­ния властей, понятий закона и судебной защиты. Вей­марская конституция 1919 г. интегрировала правогосударственные и представительно-парламентские элемен­ты. Ныне действующий Основной закон объявляет ФРГ социально–правовым государством.

Во второй половине 19 начале 20 в. идея правового государства получила развитие в трудах русских учёных-юристов. Котляревский С.А. В своей работе «Власть и право. Проблема правового государства» писал о правовом государстве как о факте общеизвестном. Главное назначение правового государства – быть государством справедливости; ценность его определяется ценностью самого правового начала и при том предположении, что закон в таком государстве всегда справедлив.

Оригинальный вариант концепции власти и правового государства был представлен Г.Ф. Шершеневичем. Основные пути формирования правового государства он видел в строгом определении полномочий органов власти, устранении произвола государственной власти посредством установления норм объективного права, определения пределов свободы каждого и разграничения интересов. Государство должно быть ограничено охраной субъективных прав. Главные атрибуты такого государства: разделение властей, подчинённость государства стоящему над ним праву, наличие неотъемлемых прав личности, правовое самоограничение власти. Основной гарантией выступает сдерживающая сила общественного мнения.

Заметный вклад в разработку теории правовой государственности был внесён Гессеном В.М.. К известным признакам правового государства он добавил необходимость представительной формы правления и наличие учреждений административной юстиции.

В основе учения Новгородцева П.И. о правовом государстве – идеи автономной нравственности личности, свободы и достоинства человека, обладающего ответственностью и стремящегося к активной деятельности. Государство возлагает на себя «благородную миссию общественного служения».

Необходимо остановиться и на таком теоретически и практически влиятельном направлении в подходе к проблеме правового государства, как юридико-позитивистские концепции правового государства. Это направление в 19 и 20 вв. представлено различными течениями и вариантами юридического позитивизма. К его известным приверженцам относятся, в частности, К. Гербер, А. Дайси, Г. Еллинек, Р. Иеринг, П. Лаблан, А. Эсмен и др. Суть их концепций правового государства (при всех имеющихся между ними различиях) состоит в попытке создать ту или иную конструкцию самоограничения государства им же самим созданным правом. При этом отрицается различие права и закона, и право сводится к установлениям государства.

К концу XX столетия в ряде развитых стран сложи­лись такие типы правовых и политических систем, принципы построения которых во многом соответству­ют идеям правовой государственности. В конституциях и иных законодательных актах ФРГ, США, Франции, России, Англии, Австрии; Греции, Болгарии и других стран содержатся положения, прямо или косвенно фик­сирующие, что данное государственное образование яв­ляется правовым.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...