Основные способы формообразования в русском языке.
О некоторых способах формообразования было рассказано в § 89. Теперь подробнее укажем основные способы формообразования в русском языке: 1) при помощи мены окончаний (флексий), например: иду. идёшь, идут; стол (нулевое окончание), стола, столу.... столы, столов и т. д.; добрая, доброе, добрый, добрые; 2) при помощи формообразующих суффиксов, например: писать – писал; умный – умнее; 3) при помощи формообразующих приставок, например: делать – с делать, писать – на писать; 4) как дополнительное средство при, формообразовании используются чередования звуков (обычно вместе с другими способами формообразования), например: мо г у – мо ж ешь; дру г – дру з ья; 5) изменением места ударения, например: окнá – óкна, стенá – стéну, подрéзать – подрезáть, нас пать – насыпáть; 6) меной формообразующих суффиксов, например: реш и ть – реш а ть, лиш и ть – лиш а ть, брос и ть – брос а ть. В некоторых случаях в формы слова превратились когда-то разные слова, например: я – меня; человек – люди; хорошо – лучше;плохо – хуже. Кроме описанных способов образования форм слова (такие формы называются простыми), имеются формы сложные (аналитические), образующиеся добавлением служебных слов к словам самостоятельным, например: дом – в доме (предложный падеж), пошёл – пошёл бы (сослагательное наклонение), читать – буду читать (будущее сложное). Упражнение 107. Укажите, какими способами образованы формы слов. Спишите, вставляя пропущенные буквы. 1) Веду, ведёшь, ведут; 2) бегу, бе...ишь, бегут; 3) красивый, красивая, красивое, красив...е; 4) добрый, добрая, добрее; 5) играть, играл, играл бы; 6) петь, пел, пел бы; 7) пеку, пе…ёшь, пе...ут; 8) глохнуть, оглохнуть; 9) дряхлеть, одряхлеть; 10) решить, решать; 11) pa...казать, pa... казывать; 12) перерéзать, перерезáть; 13) брать, взять; 14) читать, читал, буду читать, читал бы; 15) интересный, интереснее, самый интересный; 16) простой, простая, проще, самый простой.
РУССКАЯ ОРФОГРАФИЯ § 103. О р ф о г р а ф и я – это совокупность правил, устанавливающих: 1) написание значащих частей слова (корней, приставок, суффиксов и окончаний); 2) слитные, раздельные и дефисные написания слов и их частей; 3) способы переноса; 4) употребление прописных букв. Первый раздел орфографии – написание значащих частей слова – основывается на морфологическом принципе: значащие части слова (корни, приставки, суффиксы и окончания), выделяемые в результате морфемного анализа, пишутся единообразно, независимо от произношения. Вот примеры: а) вóды, водá, водянóй (корень вод- пишется одинаково во всех словах, хотя произносится по-разному); б) соснóвый, берёзовый (суффикс - ов - пишется одинаково, несмотря на разницу в произношении); в) пóжил, поéхал, почитáл (приставка по- пишется одинаково, хотя произносится по-разному); г) столóм, дóмом, гóродом; к стенé, к деревнé, к рóще (окончание -ом и окончание -е во всех словах пишется одинаково, несмотря на разницу в произношении). Морфологические написания бывают пяти видов: 1) морфологические написания, определяемые произношением данного звука в сильной позиции и являющиеся опорными для проверки написания в других случаях, например: в ó ды, ни з ок, дуб ó вый, п о езд, с резать, стол ó м, в земл é; 2) морфологические написания, не расходящиеся с произношением, но не являющиеся опорными, поэтому требующие проверки, например: с а д (с а д), чу т кий (чу т ок), с писать (с резать), привéтл и вый (сонл вый), у бáн и (у земл ); 3) морфологические написания, расходящиеся с произношением, но проверяемые опорными случаями, например: в о дá (в ó ды), низкий (низок), ос н о вый (дуб ó вый), дóм о м (стол ó м), к бáн е (к земл é);
4) морфологические написания, не расходящиеся с произношением, но не проверяемые опорными случаями, например: к а б на, к а кáо, к а лóрия, г а лáнтный, б а йдáрка, б а гáж, м а жóрный, н а т ра; 5) морфологические написания, расходящиеся с произношением и не проверяемые опорными случаями, например: в о лд рь, с о бáка, б о тáника, в е нтил тор, г о ндóла, д о минó, ж е тóн, кр е матóрий, ж и рáфа, ц и л ндр, ш и мпанзé. В сравнительно редких случаях в русской орфографии имеются отступления от морфологического принципа. Причины этих отступлений следующие: а) уступка произношению, т. е. введение написаний в той или иной мере фонетических; например, различное написание одной и той же приставки, а именно приставок, оканчивающихся на -з: без- – бес-, воз- – вос-, из- – ис- и т. п. (без дарный – бес предельный, во зделать – во скликнуть, из резать – ис портить); различное написание основ в этимологически родственных словах: сва т ать – сва д ьба, но с – ноз д ри, ле з у – ле с тница и под.; б) некоторые особенности русской графики; в частности, своеобразие в употреблении букв о, ё, е после шипящих и ц (кон ём, но ключ ом; стол óм – дом óм, но кольц óм – пальц ем); в) сохранение следов старинных чередований звуков, например: прик о сновение – кас а тельная; г) смешение русских и старославянских написаний, например: р а стение, отр а сль (старославянские написания), но р о сток, р о сла (русские написания); д) стремление средствами орфографии дифференцировать значения слов-омонимов, например: подж о г (существительное) – подж ё г (глагол прошедшего времени) – так называемые дифференцирующие написания. Второй раздел орфографии – слитные, раздельные и дефисные написания – связан с лексикой. Принципом этого раздела орфографии является раздельное написание слов как самостоятельных, так и служебных. Например: Я не намёл в столе нужной мне бумаги. В этом предложении восемь слов, и все они пишутся раздельно. В процессе развития языка служебные слова (предлоги и частицы) могут сливаться с самостоятельными, образуя новые слова, например: наречия втёмную, сначала, по-моему; союзы тоже, чтобы и т. п. Процесс слияния происходит постепенно, поэтому имеется много переходных образований, написание которых вызывает затруднения, например: на ходу. влёт, без устали и т. п.
В основе третьего раздела орфографических правил – переноса слов – лежат факты фонетические и морфологические. Слова в русском языке переносятся по слогам. Это фонетическое правило ограничивается запрещением переносить слоги, состоящие из одной буквы, и запрещением в некоторых случаях разрывать значащие части слова (раз-бить, а не ра-збить). В основе четвёртого раздела орфографии – употребления прописных букв – лежит: 1) выделение начала каждого отдельного самостоятельного предложения, 2) выделение имён собственных, например: Лето я провёл на Волге, близ города Казани, 3) выделение инициальных аббревиатур типа МГУ, ГЭС, ООН (см. § 116), все буквы которых пишутся как прописные. Изображение слова или каких-либо его частей на письме с целью обратить внимание на способ их написания называется орфограммой. Например, орфограммой является слово собака и часть его соб-, содержащая непроверяемый безударный гласный [о]. Упражнение 108. Разбейте приведённые ниже слова на значащие части и определите, к какому виду морфологических написаний относится написание каждой выделенной вами части (укажите в скобках пункт, под каким подобный вид написаний указан в § 103). Образец. Ватрушк-а – корень (4), окончание (2). Ворона, покупать, комар, нора, корова, ложка, разгул, избрал, искал, сынок, борода, окна.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|