Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В условиях чрезвычайных ситуаций




 

 

34.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

 

Во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1994 г. «О за­щите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации (РСЧС), целью ко­торой является координация усилий органов государственного уп­равления всех уровней для решения задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в мирное время.

Основными задачами РСЧС являются:

• разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий;

• осуществление целевых и научно-технических программ, на­правленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повы­шение устойчивости функционирования предприятий, учрежде­ний и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения;

• обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• сбор, обработка, обмен и выдача информации в области за­щиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

• подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуа­циях;

• прогнозирование и оценка социально-экономических послед­ствий чрезвычайных ситуаций;

• создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• осуществление государственной экспертизы, надзора и конт­роля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

• ликвидация чрезвычайных ситуаций;

• осуществление мероприятий по социальной защите населе­ния, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гу­манитарных акций;

• реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

• международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 было принято Положение «О единой государственной системе пре­дупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», которое оп­ределяет порядок организации и функционирования РСЧС.

Структура РСЧС. РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, орга­нов местного самоуправления и организаций, в полномочия ко­торых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Единая система, состоящая из функциональных и территори­альных подсистем, действует на федеральном, региональном, тер­риториальном, местном и объектовом уровнях.

Функциональные подсистемы единой системы создаются феде­ральными органами исполнительной власти для организации ра­боты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.

Организация, состав сил и средств функциональных подсис­тем, а также порядок их деятельности определяются положения­ми, утверждаемыми руководителями федеральных органов испол­нительной власти по согласованию с МЧС России.

Положение о функциональной подсистеме реагирования и лик­видации последствий аварий с ядерным оружием утверждается Правительством Российской Федерации.

Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликви­дации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состо­ят из звеньев, соответствующих административно-территориаль­ному делению этих территорий.

На каждом уровне единой системы создаются координацион­ные органы, постоянно действующие органы управления, орга­ны повседневного управления, силы и средства, резервы финан­совых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационными органами единой системы являются:

• на федеральном уровне — Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обес­печению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧСиПБ) федеральных органов исполнительной власти;

• территориальном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) — КЧСиПБ органа исполнительной вла­сти субъекта РФ;

•местном уровне (в пределах территории муниципального об­разования) — КЧСиПБ органа местного самоуправления;

• объектовом уровне — КЧСиПБ организации.

КЧСиПБ федеральных органов исполнительной власти, орга­нов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций возглавляют со­ответственно руководители указанных органов и организаций или их заместители.

Основными задачами КЧСиПБ являются:

а) разработка предложений по реализации единой государствен­ной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвы­чайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

б) координация деятельности органов управления и сил еди­ной системы;

в) обеспечение согласованности действий федеральных орга­нов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправ­ления и организаций при решении вопросов в области предуп­реждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, со­циальной сферы, производственной и инженерной инфраструк­туры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций.

Органы управления РСЧС. Постоянно действующими органа­ми управления единой системы являются:

• на федеральном уровне — Министерство Российской Федера­ции по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, структурные под­разделения федеральных органов исполнительной власти, специ­ально уполномоченные решать задачи в области защиты населе­ния и территорий от чрезвычайных ситуаций;

• региональном уровне — региональные центры по делам граж­данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации по­следствий стихийных бедствий МЧС России (далее региональные центры);

• территориальном и местном уровнях — соответствующие орга­ны, специально уполномоченные решать задачи гражданской обо­роны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных си­туаций на территориях субъектов Российской Федерации и тер­риториях муниципальных образований (далее — органы управле­ния по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям);

• объектовом уровне — структурные подразделения или работ­ники организаций, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуа­ций.

Постоянно действующие органы управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установ­ленном законодательством Российской Федерации и иными нор­мативными правовыми актами.

Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.

В качестве органов повседневного управления единой системы выступают:

• центры управления в кризисных ситуациях, информацион­ные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных орга­нов исполнительной власти;

• центры управления в кризисных ситуациях региональных цен­тров;

• центры управления в кризисных ситуациях органов управле­ния по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы терри­ториальных органов федеральных органов исполнительной власти;

• единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных об­разований;

• дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Указанные органы создаются и осуществляют свою деятель­ность в соответствии с законодательством Российской Федера­ции.

Режимы функционирования РСЧС. При отсутствии угрозы воз­никновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы единой системы функцио­нируют в режиме повседневной деятельности.

Решениями руководителей федеральных органов исполнитель­ной власти, органов исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации, органов местного самоуправления и организа­ций, на территории которых могут возникнуть или возникла чрез­вычайная ситуация, либо к полномочиям которых отнесена ее ликвидация, для соответствующих органов управления и сил еди­ной системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

а) режим повышенной готовности — при угрозе возникнове­ния и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

б) режим чрезвычайной ситуации — при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Решениями руководителей федеральных органов исполнитель­ной власти, органов исполнительной власти субъектов Российс­кой Федерации, органов местного самоуправления и организа­ций о введении для соответствующих органов управления и сил единой системы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются:

• обстоятельства, послужившие основанием для введения ре­жима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуа­ции;

• границы территории, на которой может возникнуть чрезвы­чайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации;

• силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;

• перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвы­чайной ситуации или для организации работ по ее ликвидации;

• должностные лица, ответственные за осуществление меро­приятий по предупреждению ситуации, или руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

В режиме повседневной деятельности органами управления и силами единой системы должны осуществляться следующие ме­роприятия:

• изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

• сбор, обработка и обмен в установленном порядке информа­цией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

• разработка и реализация целевых и научно-технических про­грамм и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обес­печению пожарной безопасности;

• планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельно­сти;

• подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуаци­ях;

• пропаганда знаний в области защиты населения и террито­рий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопас­ности;

• руководство созданием, размещением, хранением и воспол­нением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвы­чайных ситуаций;

• проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

• осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;

• проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населе­ния, материальных и культурных ценностей в безопасные райо­ны, их размещению и возвращению в места постоянного прожи­вания либо хранения, а также по жизнеобеспечению населения в чрезвычайной ситуации;

• ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуаци­ях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин их возникновения.

В режиме повышенной готовности должны быть проведены сле­дующие мероприятия:

• усиление контроля за состоянием окружающей среды, про­гнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их послед­ствий;

• введение при необходимости круглосуточного дежурства ру­ководителей и должностных лиц органов управления и сил еди­ной системы на стационарных пунктах управления;

• непрерывный сбор, обработка и передача органам управле­ния и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвы­чайных ситуациях, информирование населения о приемах и спо­собах защиты от них;

• принятие оперативных мер по предупреждению возникнове­ния и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущер­ба, потерь в случае их возникновения, повышению устойчиво­сти, безопасности функционирования организаций;

• уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреж­дению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;

• приведение при необходимости сил и средств единой систе­мы в состояние готовности реагированию на чрезвычайную ситу­ацию, формирование оперативных групп и организация выдви­жения их в предполагаемые районы действий;

• проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.

В режиме чрезвычайной ситуации необходимо осуществление:

• непрерывного контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;

• проведения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

• работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всесторонне­му обеспечению действия сил и средств единой системы, поддер­жанию общественного порядка в ходе их проведения, а также при­влечению при необходимости в установленном порядке обществен­ных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвы­чайных ситуаций;

• непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обста­новке в зоне чрезвычайных ситуаций и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

• организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации, органов мест­ного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

• проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.

Силы и средства РСЧС. К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федераль­ных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного са­моуправления, организаций и общественных объединений, пред­назначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Состав сил и средств еди­ной системы определяется Правительством Российской Федера­ции.

В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для

оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее силы постоянной готовности).

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с уче­том обеспечения проведения АСиДНР в зоне чрезвычайных ситу­аций в течение не менее трех суток.

Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны, привлека­ются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, опреде­ляемом Президентом Российской Федерации.

Силы и средства органов внутренних дел Российской Федера­ции, включая территориальные органы, привлекаются для лик­видации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, воз­ложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Силы и средства РСЧС подразделяются: а) на силы и средства наблюдения и контроля и б) силы и средства ликвидации чрез­вычайных ситуаций.

Силы и средства наблюдения и контроля состоят:

· из служб (учреждений) и организаций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды и обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним террито­риях, и анализирующих воздействие вредных факторов на здоро­вье населения;

· формирований Государственного комитета санитарно-эпиде­миологического надзора Российской Федерации;

· ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства Рос­сийской Федерации;

· служб (учреждений) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета по торговле и Министерства сельского хозяйства Российской Феде­рации;

· геофизической службы РАН, оперативных групп постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подразделений Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации;

· учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля граж­данской обороны.

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят:


· из военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-восстановитель- пых, восстановительных и аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти;

· формирований и учреждений Всероссийской службы меди­цины катастроф;

· формирований ветеринарной службы и службы защиты рас­тений Министерства сельского хозяйства Российской Федера­ции;

· военизированных служб по активному воздействию на гидро­метеорологические процессы Федеральной службы по техниче­скому регулированию и метрологии;

· формирований гражданской обороны территориального, мест­ного и объектового уровней;

· специально подготовленных сил и средств Войск граждан­ской обороны, других войск и воинских формирований, предназ­наченных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· аварийно-технических центров Министерства промышленно­сти и энергетики Российской Федерации;

· служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения по­летов гражданской авиации Федеральной службы по надзору в сфере транспорта; восстановительных и пожарных поездов Ми­нистерства транспорта и связи Российской Федерации;

· аварийно-спасательных служб и формирований Федеральной службы морского флота России (включая Государственный мор­ской спасательно-координационный центр и спасательно-координационные центры), Федеральной службы речного флота Рос­сии, других федеральных органов исполнительной власти.

Силы и средства органов внутренних дел привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными право­выми актами и субъектов Российской Федерации.

Решениями руководителей организаций и объектов на базе су­ществующих специализированных организаций, служб и подраз­делений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и других) создаются нештатные аварийно-спасательные формиро­вания, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.

 

 

34.2. Гражданская оборона

 

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122 «О гражданской обороне» определяет ее как систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценно­стей на территории Российской Федерации от опасностей, возни­кающих при ведении военных действий или вследствие этих дей­ствий.

Основными задачами гражданской обороны являются:

· обучение населения способам защиты от опасностей, возни кающих при ведении военных действий или вследствие этих дей ствий;

· оповещение населения об опасностях, возникающих при не дении военных действий или вследствие этих действий;

· эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

· предоставление населению убежищ и средств индивидуаль ной защиты;

· проведение мероприятий по световой и другим видам маски­ровки;

· проведение аварийно-спасательных работ в случае возник­новения опасностей для населения при ведении военных дей­ствий;

· первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой ме­дицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

· борьба с пожарами, возникшими при ведении военных дей­ствий или вследствие этих действий;

· обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радио­активному, химическому, биологическому и иному заражению;

· обеззараживание населения, техники, зданий и территорий;

· восстановление и поддержание порядка в районах, постра­давших при ведении военных действий или вследствие этих дей­ствий;

· срочное восстановление функционирования необходимых ком­мунальных служб в военное время;

· разработка и осуществление мер, направленных на сохране­ние объектов, существенно необходимых для устойчивого функцио­нирования экономики и выживания населения в военное время;

· обеспечение постоянной готовности сил и средств граждан­ской обороны.

Структура гражданской обороны. Гражданская оборона орга­низуется по территориальному и производственному принципам на всей территории Российской Федерации с учетом особенно­стей регионов, районов, населенных пунктов, учреждений и орга­низаций.

Территориальный принцип заключается в организации граждан­ской обороны на территории субъектов Российской Федерации, городов, районов и населенных пунктов в соответствии с адми­нистративно-территориальным делением России.

Производственный принцип состоит в организации гражданской обороны в министерстве (ведомстве), учреждении, на объекте и т.д.

Общее руководство осуществляет Председатель Правительства Российской Федерации, первым заместителем которого является министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуа­циям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ (рис. 34.1).

Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществ­ляют соответственно главы органов исполнительной власти субъек­тов и руководители органов местного самоуправления, являющи­еся по должности начальниками гражданской обороны.

Руководство гражданской обороной в министерстве, ведомстве, учреждении и предприятии независимо от форм собственности, осуществляют их руководители, которые по должности являются начальниками гражданской обороны. Они несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне в федеральных органах исполнительной вла­сти, на соответствующих территориях и в организациях.

 

 

 

 

 

Рис. 34.1. Структура гражданской обороны РФ: руководство — взаимо­действие

 

Органами, осуществляющими управление гражданской обороны, являются:

• федеральный орган исполнительной власти, специально упол­номоченный для решения задач в области гражданской обороны (МЧС России), и его территориальные органы, созданные в установленном порядке;

• структурные подразделения федеральных органов исполни тельной власти, специально уполномоченные для решения задач в области гражданской обороны (штабы, отделы, управления но ГОЧС);

• структурные подразделения (работники) организаций, спе­циально уполномоченные для решения задач в области граждан­ской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, устанонленном Правительством Российской Федерации.

На МЧС России Правительством Российской Федерации воз­ложено осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны.

Для непосредственного выполнения мероприятий гражданской обороны создаются федеральные, территориальные, местные и объектовые службы ГО, а также силы и средства, включающие и себя военизированные и невоенизированные формирования раз­личного уровня.

Служба гражданской обороны. Эта служба предназначена для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая под­готовку необходимых сил и средств и обеспечение действий граж­данских организаций в области гражданской обороны в ходе про­ведения АСиДНР при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Службы гражданской обороны функционируют на четырех уров­нях: федеральном, территориальном, местном и объектовом. На каждом уровне руководство действиями служб осуществляют на­чальники гражданской обороны, координацию действий — орга­ны управления по делам гражданской обороны, непосредствен­ное руководство — начальники служб, при которых создаются штаты служб гражданской обороны, состоящие (при необходи­мости) из отделов и групп.

Для решения задач, возлагаемых на гражданскую оборону, на объектах, располагающих соответствующей базой, создаются служ­бы: оповещения и связи, охраны общественного порядка, проти­вопожарная, медицинская, аварийно-техническая, убежищ и ук­рытий, энергетики и светомаскировки, радиационной и хими­ческой защиты, материально-технического снабжения и др.

Количество и состав служб определяются начальником граж­данской обороны, они могут меняться в зависимости от специ­фики объекта и наличия необходимой базы. В частности, могут быть организованы службы защиты животных, продовольствия, моды и т. п.

На небольших объектах экономики службы гражданской обо­роны не создают, их функции выполняют отделы данного объек­та (или отдельные лица), которые руководят созданными форми­рованиями гражданской обороны (командами, звеньями, поста­ми).

Силы гражданской обороны. Это воинские формирования, пред­назначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской обороны.

Войска гражданской обороны Российской Федерации (ГО РФ) — это соединения, части, подразделения и организации, укомплек­тованные военнослужащими, подчиненные МЧС России и пред­назначенные для решения задач гражданской обороны. Они явля­ются составной частью сил обеспечения безопасности государ­ства и привлекаются к выполнению работ по защите населения и территорий при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций не только в военное, но и в мирное время.

В военное время руководство войсками гражданской обороны осуществляет Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами — Президент Российской Федерации — через начальни­ка ГО РФ. Непосредственное управление ими осуществляет пер­вый заместитель начальника гражданской обороны — министр РФ по делам ГОЧС (см. рис. 34.1).

Войска гражданской обороны могут решать задачи как само­стоятельно, так и во взаимодействии с воинскими формировани­ями Вооруженных сил, МВД, ФСБ, воинскими формирования­ми и силами других министерств и ведомств, а также территори­альными и объектовыми формированиями гражданской обороны.

В комплексе мер следующего этапа военной реформы, направ­ленных на совершенствование войск гражданской обороны, оп­ределены два приоритетных направления:

• создание группировки войск гражданской обороны мирного времени, способной во взаимодействии с поисково-спасательны­ми формированиями МЧС России и другими силами РСЧС обес­печить эффективное выполнение задач по ликвидации чрезвы­чайных ситуаций;

• разработка механизмов реализации принципа применения войск гражданской обороны «от задач мирного времени к задачам военного времени».

На потенциально опасных объектах, имеющих важное оборон­ное и экономическое значение, представляющих высокую сте­пень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создаются гражданские организации гражданской обороны. В них могут быть зачислены граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мо­билизационные предписания, инвалидов I, II и III групп, бере­менных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а также женщин со средним или высшим медицинским образова­нием, имеющих детей в возрасте до 3 лет.

Гражданская оборона на объектах экономики. Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном феде­ральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение ме­роприятий по гражданской обороне, осуществляют мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в воен­ное время и обучению работников способам защиты от опасно­стей, возникающих при ведении военных действий или вслед­ствие этих действий, создают и поддерживают в состоянии посто­янной готовности к использованию локальные системы оповеще­ния, организуют и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

На каждом объекте должна быть обеспечена защита людей от различных чрезвычайных ситуаций, устойчивость функциониро­вания объекта и проведение в случае необходимости аварийно- спасательных и других неотложных работ. Руководитель объекта является начальником ГО.

На объекте организуются гражданские организации граждан­ской обороны, которые включают в себя следующие группы: раз­ведывательные, оповещения и связи, медицинские, аварийно- технические, противопожарные, по обслуживанию убежищ и ук­рытий, материально-технического снабжения, энергетики и све­томаскировки. Руководят ими, как правило, начальники отделов, цехов и других структурных подразделений, на базе которых они созданы.

 

 

глава 35. ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

 

 

35.1. Цели и задачи аварийно-спасательных и других неотложных работ

 

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техноген­ного характера» под ликвидацией чрезвычайных ситуаций пони­мают АСиДНР, которые осуществляют при возникновении чрез­вычайных ситуаций. Они направлены на спасение жизни и со­хранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природ­ной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Аварийно-спасательные работы проводят в целях поиска и деблокирования пострадавших, оказания им медицинской помощи и эвакуации в лечебные учреждения.

Аварийно-спасательные работы в очагах поражения включают:

• разведку маршрутов движения и участков работ;

• локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;

• подавление или доведение до минимально возможного уров­ня возникших в результате чрезвычайной ситуации вредных и опас­ных факторов, которые могут препятствовать ведению спасатель­ных работ;

• поиск и извлечение пораженных людей из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных по­мещений, завалов и блокированных помещений;

• оказание первой медицинской и врачебной помощи постра­давшим людям и эвакуацию их в лечебные учреждения;

• вывоз (вывод) населения из опасных зон;

• санитарную обработку людей, ветеринарную обработку жи­вотных, дезактивацию, дезинфекцию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража.

Аварийно-спасательные работы проводят в максимально сжа­тые сроки. Это вызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пораженным людям, а также тем, что объе­мы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия вторичных поражающих факторов (пожаров, взрывов, затопле­ния и т.п.).

Неотложные работы проводят в целях создания условий для осуществления аварийно-спасательных работ, предотвращения дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными пора­жающими факторами, обеспечения жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения.

Неотложные работы включают:

• прокладывание колонных путей и устройство проходов в за­валах и зонах заражения (загрязнения);

• локализацию аварий на газовых, энергетических, водопро­водных, канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий для проведения спасательных работ;

• укрепление или обрушение конструкций зданий и сооруже­ний, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному про­ведению спасательных работ;

• ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных ли­ний связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспече­ния спасательных работ;

• обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных пред­метов;

• ремонт и восстановление поврежденных защитных сооруже­ний для укрытия от повторных поражающих воздействий;

• санитарную очистку территории в зоне чрезвычайной ситуа­ции;

• первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.

Для успешного проведения АСиДНР в зонах чрезвычайных си­туаций необходимы:

• заблаговременная подготовка органов управления, сил и средств РСЧС к действиям при угрозе и возникновении чрезвы­чайных ситуаций, в том числе заблаговременное всестороннее изучение особенностей вероятных действий (участков и объектов работ), а также маршрутов ввода сил;

• экстренное реагирование на возникновение чрезвычайной си­туации (организация эффективной разведки, приведение в готов­ность и создание в короткие сроки необходимой группировки сил и средств, своевременный ввод ее в зоны чрезвычайной ситуа­ции);

• непрерывное управление работами, принятие оптимального решения и последовательное претворение его в жизнь, поддержа­ние устойчивого взаимодействия сил ликвидации чрезвычайной ситуации;

• непрерывное ведение работ до полного их завершения с при­менением современных технологий, обеспечивающих наиболее полное использование сил и средств, неуклонное выполнение установленных мер безопасности;

• организация бесперебойного обеспечения работ и жизнеобес­печения пострадавшего населения и спасателей.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...