В условиях чрезвычайных ситуаций
34.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации (РСЧС), целью которой является координация усилий органов государственного управления всех уровней для решения задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в мирное время. Основными задачами РСЧС являются: • разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий; • осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения; • обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; • сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; • подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях; • прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций; • создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; • осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
• ликвидация чрезвычайных ситуаций; • осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций; • реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации; • международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 было принято Положение «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», которое определяет порядок организации и функционирования РСЧС. Структура РСЧС. РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях. Функциональные подсистемы единой системы создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов. Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России. Положение о функциональной подсистеме реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием утверждается Правительством Российской Федерации. Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Координационными органами единой системы являются: • на федеральном уровне — Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧСиПБ) федеральных органов исполнительной власти; • территориальном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) — КЧСиПБ органа исполнительной власти субъекта РФ; •местном уровне (в пределах территории муниципального образования) — КЧСиПБ органа местного самоуправления; • объектовом уровне — КЧСиПБ организации. КЧСиПБ федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций возглавляют соответственно руководители указанных органов и организаций или их заместители. Основными задачами КЧСиПБ являются: а) разработка предложений по реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности; б) координация деятельности органов управления и сил единой системы; в) обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций.
Органы управления РСЧС. Постоянно действующими органами управления единой системы являются: • на федеральном уровне — Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; • региональном уровне — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (далее региональные центры); • территориальном и местном уровнях — соответствующие органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований (далее — органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям); • объектовом уровне — структурные подразделения или работники организаций, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Постоянно действующие органы управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления. В качестве органов повседневного управления единой системы выступают: • центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти; • центры управления в кризисных ситуациях региональных центров; • центры управления в кризисных ситуациях органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
• единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований; • дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов). Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Режимы функционирования РСЧС. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы единой системы функционируют в режиме повседневной деятельности. Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, либо к полномочиям которых отнесена ее ликвидация, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования: а) режим повышенной готовности — при угрозе возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; б) режим чрезвычайной ситуации — при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил единой системы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются: • обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации; • границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации; • силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации; • перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или для организации работ по ее ликвидации; • должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению ситуации, или руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации. В режиме повседневной деятельности органами управления и силами единой системы должны осуществляться следующие мероприятия: • изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций; • сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
• разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности; • планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности; • подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях; • пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности; • руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; • проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности; • осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования; • проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению в места постоянного проживания либо хранения, а также по жизнеобеспечению населения в чрезвычайной ситуации; • ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин их возникновения. В режиме повышенной готовности должны быть проведены следующие мероприятия: • усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий; • введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления; • непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от них; • принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба, потерь в случае их возникновения, повышению устойчивости, безопасности функционирования организаций; • уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов; • приведение при необходимости сил и средств единой системы в состояние готовности реагированию на чрезвычайную ситуацию, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий; • проведение при необходимости эвакуационных мероприятий. В режиме чрезвычайной ситуации необходимо осуществление: • непрерывного контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий; • проведения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; • работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действия сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций; • непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайных ситуаций и в ходе проведения работ по ее ликвидации; • организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий; • проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях. Силы и средства РСЧС. К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Состав сил и средств единой системы определяется Правительством Российской Федерации. В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее силы постоянной готовности). Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения АСиДНР в зоне чрезвычайных ситуаций в течение не менее трех суток. Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны, привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Силы и средства органов внутренних дел Российской Федерации, включая территориальные органы, привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Силы и средства РСЧС подразделяются: а) на силы и средства наблюдения и контроля и б) силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций. Силы и средства наблюдения и контроля состоят: · из служб (учреждений) и организаций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды и обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, и анализирующих воздействие вредных факторов на здоровье населения; · формирований Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации; · ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации; · служб (учреждений) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета по торговле и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации; · геофизической службы РАН, оперативных групп постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подразделений Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации; · учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят: · из военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-восстановитель- пых, восстановительных и аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти; · формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф; · формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства Российской Федерации; · военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии; · формирований гражданской обороны территориального, местного и объектового уровней; · специально подготовленных сил и средств Войск гражданской обороны, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций; · аварийно-технических центров Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации; · служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной службы по надзору в сфере транспорта; восстановительных и пожарных поездов Министерства транспорта и связи Российской Федерации; · аварийно-спасательных служб и формирований Федеральной службы морского флота России (включая Государственный морской спасательно-координационный центр и спасательно-координационные центры), Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти. Силы и средства органов внутренних дел привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами и субъектов Российской Федерации. Решениями руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и других) создаются нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.
34.2. Гражданская оборона
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122 «О гражданской обороне» определяет ее как систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Основными задачами гражданской обороны являются: · обучение населения способам защиты от опасностей, возни кающих при ведении военных действий или вследствие этих дей ствий; · оповещение населения об опасностях, возникающих при не дении военных действий или вследствие этих действий; · эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; · предоставление населению убежищ и средств индивидуаль ной защиты; · проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки; · проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий; · первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер; · борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий; · обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению; · обеззараживание населения, техники, зданий и территорий; · восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий; · срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; · разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; · обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны. Структура гражданской обороны. Гражданская оборона организуется по территориальному и производственному принципам на всей территории Российской Федерации с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, учреждений и организаций. Территориальный принцип заключается в организации гражданской обороны на территории субъектов Российской Федерации, городов, районов и населенных пунктов в соответствии с административно-территориальным делением России. Производственный принцип состоит в организации гражданской обороны в министерстве (ведомстве), учреждении, на объекте и т.д. Общее руководство осуществляет Председатель Правительства Российской Федерации, первым заместителем которого является министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ (рис. 34.1). Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны. Руководство гражданской обороной в министерстве, ведомстве, учреждении и предприятии независимо от форм собственности, осуществляют их руководители, которые по должности являются начальниками гражданской обороны. Они несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне в федеральных органах исполнительной власти, на соответствующих территориях и в организациях.
Рис. 34.1. Структура гражданской обороны РФ: руководство — взаимодействие
Органами, осуществляющими управление гражданской обороны, являются: • федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный для решения задач в области гражданской обороны (МЧС России), и его территориальные органы, созданные в установленном порядке; • структурные подразделения федеральных органов исполни тельной власти, специально уполномоченные для решения задач в области гражданской обороны (штабы, отделы, управления но ГОЧС); • структурные подразделения (работники) организаций, специально уполномоченные для решения задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, устанонленном Правительством Российской Федерации. На МЧС России Правительством Российской Федерации возложено осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны. Для непосредственного выполнения мероприятий гражданской обороны создаются федеральные, территориальные, местные и объектовые службы ГО, а также силы и средства, включающие и себя военизированные и невоенизированные формирования различного уровня. Служба гражданской обороны. Эта служба предназначена для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций в области гражданской обороны в ходе проведения АСиДНР при ведении военных действий или вследствие этих действий. Службы гражданской обороны функционируют на четырех уровнях: федеральном, территориальном, местном и объектовом. На каждом уровне руководство действиями служб осуществляют начальники гражданской обороны, координацию действий — органы управления по делам гражданской обороны, непосредственное руководство — начальники служб, при которых создаются штаты служб гражданской обороны, состоящие (при необходимости) из отделов и групп. Для решения задач, возлагаемых на гражданскую оборону, на объектах, располагающих соответствующей базой, создаются службы: оповещения и связи, охраны общественного порядка, противопожарная, медицинская, аварийно-техническая, убежищ и укрытий, энергетики и светомаскировки, радиационной и химической защиты, материально-технического снабжения и др. Количество и состав служб определяются начальником гражданской обороны, они могут меняться в зависимости от специфики объекта и наличия необходимой базы. В частности, могут быть организованы службы защиты животных, продовольствия, моды и т. п. На небольших объектах экономики службы гражданской обороны не создают, их функции выполняют отделы данного объекта (или отдельные лица), которые руководят созданными формированиями гражданской обороны (командами, звеньями, постами). Силы гражданской обороны. Это воинские формирования, предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской обороны. Войска гражданской обороны Российской Федерации (ГО РФ) — это соединения, части, подразделения и организации, укомплектованные военнослужащими, подчиненные МЧС России и предназначенные для решения задач гражданской обороны. Они являются составной частью сил обеспечения безопасности государства и привлекаются к выполнению работ по защите населения и территорий при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций не только в военное, но и в мирное время. В военное время руководство войсками гражданской обороны осуществляет Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами — Президент Российской Федерации — через начальника ГО РФ. Непосредственное управление ими осуществляет первый заместитель начальника гражданской обороны — министр РФ по делам ГОЧС (см. рис. 34.1). Войска гражданской обороны могут решать задачи как самостоятельно, так и во взаимодействии с воинскими формированиями Вооруженных сил, МВД, ФСБ, воинскими формированиями и силами других министерств и ведомств, а также территориальными и объектовыми формированиями гражданской обороны. В комплексе мер следующего этапа военной реформы, направленных на совершенствование войск гражданской обороны, определены два приоритетных направления: • создание группировки войск гражданской обороны мирного времени, способной во взаимодействии с поисково-спасательными формированиями МЧС России и другими силами РСЧС обеспечить эффективное выполнение задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций; • разработка механизмов реализации принципа применения войск гражданской обороны «от задач мирного времени к задачам военного времени». На потенциально опасных объектах, имеющих важное оборонное и экономическое значение, представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создаются гражданские организации гражданской обороны. В них могут быть зачислены граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов I, II и III групп, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а также женщин со средним или высшим медицинским образованием, имеющих детей в возрасте до 3 лет. Гражданская оборона на объектах экономики. Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, осуществляют мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время и обучению работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения, организуют и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. На каждом объекте должна быть обеспечена защита людей от различных чрезвычайных ситуаций, устойчивость функционирования объекта и проведение в случае необходимости аварийно- спасательных и других неотложных работ. Руководитель объекта является начальником ГО. На объекте организуются гражданские организации гражданской обороны, которые включают в себя следующие группы: разведывательные, оповещения и связи, медицинские, аварийно- технические, противопожарные, по обслуживанию убежищ и укрытий, материально-технического снабжения, энергетики и светомаскировки. Руководят ими, как правило, начальники отделов, цехов и других структурных подразделений, на базе которых они созданы.
глава 35. ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
35.1. Цели и задачи аварийно-спасательных и других неотложных работ
В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» под ликвидацией чрезвычайных ситуаций понимают АСиДНР, которые осуществляют при возникновении чрезвычайных ситуаций. Они направлены на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы проводят в целях поиска и деблокирования пострадавших, оказания им медицинской помощи и эвакуации в лечебные учреждения. Аварийно-спасательные работы в очагах поражения включают: • разведку маршрутов движения и участков работ; • локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ; • подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате чрезвычайной ситуации вредных и опасных факторов, которые могут препятствовать ведению спасательных работ; • поиск и извлечение пораженных людей из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов и блокированных помещений; • оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим людям и эвакуацию их в лечебные учреждения; • вывоз (вывод) населения из опасных зон; • санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных, дезактивацию, дезинфекцию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража. Аварийно-спасательные работы проводят в максимально сжатые сроки. Это вызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пораженным людям, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия вторичных поражающих факторов (пожаров, взрывов, затопления и т.п.). Неотложные работы проводят в целях создания условий для осуществления аварийно-спасательных работ, предотвращения дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами, обеспечения жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения. Неотложные работы включают: • прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и зонах заражения (загрязнения); • локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий для проведения спасательных работ; • укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ; • ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ; • обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов; • ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия от повторных поражающих воздействий; • санитарную очистку территории в зоне чрезвычайной ситуации; • первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения. Для успешного проведения АСиДНР в зонах чрезвычайных ситуаций необходимы: • заблаговременная подготовка органов управления, сил и средств РСЧС к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе заблаговременное всестороннее изучение особенностей вероятных действий (участков и объектов работ), а также маршрутов ввода сил; • экстренное реагирование на возникновение чрезвычайной ситуации (организация эффективной разведки, приведение в готовность и создание в короткие сроки необходимой группировки сил и средств, своевременный ввод ее в зоны чрезвычайной ситуации); • непрерывное управление работами, принятие оптимального решения и последовательное претворение его в жизнь, поддержание устойчивого взаимодействия сил ликвидации чрезвычайной ситуации; • непрерывное ведение работ до полного их завершения с применением современных технологий, обеспечивающих наиболее полное использование сил и средств, неуклонное выполнение установленных мер безопасности; • организация бесперебойного обеспечения работ и жизнеобеспечения пострадавшего населения и спасателей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|