Список использованных источников
Отбор персонала
Прием и отбор персонала на работу в ОАО "Клецкий маслодельный комбинат" идет на основании рекомендаций сотрудников отделов, а также по результатам запросов в центры занятости и кадровые агентства. Основным критерием оценки работников является их трудовая деятельность, образование, они должны быть новаторами, инициативными, контактными, с долговременной ориентацией, готовые рисковать и нести ответственность. Также небольшим процентом (15%) является принятие сотрудников через консультативные фирмы. При наборе персонала в 2007 г. ОАО "Клецкий маслодельный комбинат" обращалось к следующим кадровым агентствам: "Статус", "АТТИКА", "АНКОР" и "Коллекция открытий". Однако наиболее эффективной оказалась работа с агентством "Коллекция открытий", так как оно работает без предоплаты, то есть услуги оплачиваются только после того, как выбран кандидат. Сроки подбора специалистов составляют от 1 до 3 недель, а с тоимость услуг составляет от 12 до 17% от годового дохода специалиста. Агентство берет на себя ответственность за соответствующее исполнение кандидатом своих обязанностей в течение испытательного срока, обычно от 3 до 6 месяцев. В случае если кандидат не проходит испытательный срок, агентство гарантирует бесплатную замену кандидата. Поиск кандидатов агентством осуществляется: 1) в собственной базе данных (она достаточно обширная, ежедневно увеличивается на 80-100 резюме: по факсу, электронной почте); 2) поиск через рекламу в СМИ; 3) поиск через Internet; 4) поиск с помощью сайта агентства www.ko. by, который является лидирующим во многих рейтингах; 5) прямой поиск руководителей и эксклюзивных специалистов из числа успешно работающих в настоящий момент (у агентства установлены тесные связи с профессионалами различных сфер деятельности, что позволяет быстро и точно выходить на необходимых специалистов).
Процедура оценки и отбора кандидатов агентством "Коллекция открытий" следующая: 1) анализ резюме и анкет кандидатов, в которых большое внимание уделяется не только персональным данным, но и деловым качествам кандидатов (образование, опыт работы, уровень пользования компьютером, владение иностранным языком), их способности к объективной самооценке. Анкета позволяет составить общую и профессиональную характеристику о кандидате, и определить степень конкурентоспособности кандидата на рынке труда; 2) телефонное собеседование; 3) собеседование в офисе кандидатов со специалистами по подбору персонала; 4) проверка рекомендаций с предыдущих мест работы. И только после этого данные по кандидату поступают в отдел кадров ОАО "Клецкий маслодельный комбинат". В отделе кадров работают 5 человек. Основное содержание работы отдела кадров: 1) формирование кадров организации (планирование, отбор, наем, высвобождение, анализ текучести); 2) развитие работников (профессиональная ориентация и переподготовка, аттестация и оценка персонала, продвижение по службе); 3) совершенствование организации труда и его стимулирование, создание безопасных условий труда. Задачи, которые стоят перед отделом кадров: 1) всесторонняя поддержка бизнеса; 2) формирование политики прогноза персонала, поддержки творческого отношения к делу; 3) обеспечение высокого уровня профессионализма и качества экспертизы в кадровых вопросах; 4) выявление проблем и в сфере использования трудовых ресурсов и привлечение к ним внимания руководителей различного уровня для принятия соответствующих решений; 5) создание условий для высокопродуктивной работы и поддержка творчества и новаторства;
6) расширение знаний менеджеров организаций с целью эффективного использования потенциала сотрудников. Рассмотрим отбор кандидатов в ОАО "Клецкий маслодельный комбинат" на должность менеджера по внешнеэкономическим связям. Отбор проводится по следующим требованиям: а) обязательные: высшее техническое образование; знание иностранного языка (средний уровень); знание основ маркетинга (умение работать с поставщиками и клиентами); б) желательные: знание экономики (ценообразование, ввозные правила и расходы); коммуникации; опыт работы с зарубежными поставщиками; умение работать на компьютере. На каждом этапе отбора отделом кадров отслеживается и анализируется руководителем предприятия эффективность выбранных методов и форм работы (подбора, отбора) и в случае необходимости вносятся дополнения и коррективы с целью создания максимально эффективной системы найма персонала.
3. Культура организации. Системы ценностей в ОАО "Клецкий маслодельный комбинат". Внутренне сплочение коллектива, социально-психологический климат
Одним из основных факторов, влияющих на культуру организации, является цели и задачи, стоящие перед организацией. Основными из них в ОАО "Клецкий маслодельный комбинат" являются качество выпускаемой продукции и получение прибыли. Такая цель, как качество продукции, легче всего контролируется в ролевой организации. Неоспоримое влияние на культуру ОАО "Клецкий маслодельный комбинат" оказывает окружение - экономическое, финансовое, юридическое, политическое, технологическое. Люди являются последней категорией в системе факторов, влияющих на культуру организации, и, возможно, это самая важная категория, потому что именно они действуют в организации и определяют ее культуру. Философия ОАО "Клецкий маслодельный комбинат": сотрудники предприятия - самый ценный капитал предприятия. Только они и никто другой своим трудом, своими руками, своим умом, знаниями и опытом создают и развивают предприятие. Разрешение проблем - возникающие проблемы разрешаются там, где они возникают - на производстве, в коллективах.
В настоящее время деятельность ОАО "Клецкий маслодельный комбинат" направлена на достижение одной цели - сохранить лучшие кадры. Результаты работы на отдельных направлениях сплачивают коллектив, способствуют повышению эффективности работы и объединяют личные цели сотрудников с целями организации. Возможность специалистов получать вознаграждение по результату и объединение личных и групповых целей хорошо согласуется с современными тенденциями к изменению и адаптации, с индивидуальной свободой и с низким различием статуса. В ОАО "Клецкий маслодельный комбинат" было проведено социологическое исследование, на основании анкеты, которая предлагалась для заполнения всем работниками. Анкета содержит вопросы, которые можно разделить на 6 общих категорий. Результаты анкетирования сведены в таблицах 1 - 6 (в процентах от общего числа) по категориям. Анкета "Исследование социально-трудовой мобильности в ОАО "Клецкий маслодельный комбинат"" 1. Удовлетворены ли Вы работой: 1.1 Вам интересна выполняемая работа? Да Нет Затрудняюсь ответить и прочие ответы _____________________________________________________________ 1.2 Хотели бы Вы остаться на этом предприятии? Да Нет Затрудняюсь ответить и прочие ответы _____________________________________________________________ 1.3 Считаете ли Вы свою работу интересной, престижной, творческой? Да Нет Затрудняюсь ответить и прочие ответы _____________________________________________________________ 2. Оценка возможности повышения квалификации: 2.1 Достаточно ли Вам знаний для выполнения возложенных функций Да Нет Затрудняюсь ответить и прочие ответы _____________________________________________________________ 2.2 Хотели бы повысить свою квалификацию Да Нет Затрудняюсь ответить и прочие ответы ____________________________________________________________ 2.3 Ваша работа соответствует уровню вашей подготовки Да Нет Затрудняюсь ответить и прочие ответы _____________________________________________________________ 3. Оценка конфликтов в коллективе между сотрудниками:
3.1 Есть ли у Вас друзья в Вашем коллективе? Да Нет Затрудняюсь ответить и прочие ответы _____________________________________________________________ 3.2 Возникают ли конфликты в Вашем коллективе и по чьей вине? Да Нет Затрудняюсь ответить и прочие ответы ____________________________________________________________ 3.3 Хотели бы Вы сменить трудовой коллектив? Да Нет Затрудняюсь ответить и прочие ответы ____________________________________________________________________ 4. Оцените возможность продвижения по службе: 4.1 Есть ли у Вас перспектива продвижения и от кого (чего) это зависит? Да Нет Затрудняюсь ответить и прочие ответы ____________________________________________________________ 4.2 Как Вы считаете, руководитель играет роль в сплоченности коллектива? Да Нет Затрудняюсь ответить и прочие ответы ____________________________________________________________ 5. Удовлетворены ли Вы условиями работы: 5.1. Вы оцениваете Вашу работу как сложную? Да Нет Затрудняюсь ответить и прочие ответы _____________________________________________________________ 5.2. Удовлетворяют ли Вас условия работы? Да Нет Затрудняюсь ответить и прочие ответы _____________________________________________________________ 6. Оцените материальную удовлетворенность трудом: 6.1. Удовлетворяет ли вас уровень заработной платы? Да Нет Затрудняюсь ответить и прочие ответы _____________________________________________________________ 6.2. Достаточна ли доля премии в оплате Вашего труда? Да Нет Затрудняюсь ответить и прочие ответы _____________________________________________________________ 6.3. Вы премируетесь за производительность труда? Да Нет Затрудняюсь ответить и прочие ответы _____________________________________________________________
Таблица 1. Результаты анкетирования по категории "удовлетворенность работой",%
Как свидетельствуют данные таблицы 1, 80% работающих удовлетворены своей работой и выбранной профессией. Вместе с тем 20% либо не удовлетворены своей работой вообще, либо на анализируемом предприятии. Чтобы разобраться, что снижает мотивирующие факторы работающих, рассмотрим в нижеследующих таблицах другие категории, по которым проводился опрос. Таблица 2. Результаты анкетирования по категории "возможность повышения квалификации", %
Как свидетельствуют данные опроса, все работники уверены, что подготовка соответствуют уровню их работы, но вместе с тем 20% работников считают, что знаний им не достаточно и 50% хотели бы повысить свою квалификацию. Таблица 3. Результаты анкетирования по категории "конфликты в коллективе",%
Результаты опроса (таблица 3) показывают, что в коллективе существует некоторая социальная напряженность. Это свойственно для коллективов. Учитывая, что предприятие по численности относиться к разряду средних, то 30% для анализируемого предприятия - достаточно большая цифра. Руководство предприятия должно больше внимания уделять этому вопросу, так как данная ситуация значительно снижает работоспособность трудящихся. Таблица 4. Результаты анкетирования по категории "продвижение по службе",%
Как свидетельствуют данные таблицы, у сотрудников есть возможность продвижения по службе. Большинство сотрудников удовлетворены условиями организации труда на предприятии (результаты таблицы 5). Таблица 5. Результаты анкетирования по категории "условия работы",%
Таблица 6. Результаты анкетирования по категории "материальная мотивация",%
В основном работников ОАО "Клецкий маслодельный комбинат" удовлетворяет уровень заработной платы. Подводя общие итоги анализа можно выделить следующее: как свидетельствуют данные таблиц, у сотрудников предприятия существует довольно высокая удовлетворенность результатами труда. Также, как положительный момент, следует отметить то, что работники имеют возможность бесплатно повышать свою квалификацию по мере необходимости; у работников предприятия есть материальная заинтересованность; в коллективе существует дружественная атмосфера, присутствует социальная и моральная мотивации труда. Список использованных источников
1. Беляцкий Н.П. и др. Управление персоналом: Учеб. пособие. - Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002. - 352 с. 2. Бухалков М.И., Кузьмина Н.М., Бабордина О.А. Управление персоналом на предприятии. - М.: Экзамен, 2005. - 318 с. 3. Кравченко А.И., Кравченко К.А. Основы менеджмента: управление людьми. М.: Академический проект, 2003. - 399 с. 4. Лукаш Ю.А. Мотивация и эффективное управление персоналом фирмы: практическое руководство. - М.: Финпресс, 2007. - 208 с. 5. Менеджмент: Деловая карьера / Н.П. Беляцкий. - Мн.: Вышэйшая школа, 2001. - 302 с. 6. Новиков Е.А. Организация работы службы управления персоналом. - М.: Альфа-Пресс, 2006. - 282 с. 7. Федорова Н.В., Минченкова О.Ю. Управление персоналом организации. - М.: КноРус, 2005. - 415 с. 8. Шапиро С.А. Основы управления персоналом в современных организациях: уникальный подход, обеспечивающий эффективную работу компании. - М.: Гросс Медиа, 2007. - 247 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|