Метод и методика экономического анализа.
Предмет, объект и задачи анализа. Экономический анализ — это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей. Основные виды эконом. анализа:теоретический, конкретно-экономический,макроэкон., микроэконом, народно-хозяйств., анализ хоз. деятельности организаций,отраслевой, территориальный,программно-ориентированный. Теоретический анализ:качественный логический анализ, анализ действия эконом. законов и категорий. Конкретно-экономический анализ:количественный анализ, анализ,выраженный в конкретных формулах и расчетах. Предмет эконом. анализа- одна из основных функций управления, отражающая технолог. этап принятия решений и сводящ. к аналитическому обеспечению управленческих решений. Объект эконом. анализа- хозяйственная деятельность предприятия как совокупность производственных отношений, рассматрив. во взаимодействие с технической стороной производства, с социальными и природными условиями. Основные задачи анализа хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования. 1. Изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия. 2. Контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов. 3. Изучение влияния объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов на результаты хозяйственной деятельности. 4. Поиск резервов повышения эффективности функционирования предприятия на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики.
5. Оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей и диагностика его положения на рынке продуктов и услуг. 6. Разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов.
Методологические принципы анализа. - научный характер -комплексность -системный подход -объективность, конкретность и точность -действенность -систематичность -оперативность -демократизм -эффективность
Классификация экономического анализа. 1.По отраслевому признаку: -отраслевой, учитывающий специфику деятельности отдельных отраслей -межотраслевой, являющийся теоретической и методологической основой отраслевых методик анализа. 2.По признаку времени: -предварительный анализ -последующий анализ Предварительный (перспективный) анализ необходим для обоснования планов и управленческих решений. Последующий используют для изучения тенденций развития предприятия, контроля за выполнением принятых планов и диагностики его состояния. 3.По пространственному признаку: -внутри фирменный -межфирменный анализ. Внутри фирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межфирменном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. 4.По объектам исследования: -финансовый -социально-экономический -экономико-статистический -маркетинговый -инвестиционный -экономико-экологический -функционально-стоимостный -операционный анализ 5.По методике изучения объектов (исследования): -качественный -количественный анализ -экспресс-анализ -фундаментальный анализ -маржинальный анализ -ситуационный Качественный анализ — это способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках исследуемых явлений и процессов.
Количественный (факторный) анализ базируется на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов. Экспресс-анализ представляет собой способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений, Фундаментальный анализ представляет собой углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого сложного инструментария. Маржинальный анализ — это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные. 6.По субъектам анализа: -внутренний -внешний анализ. Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами и т.д. 7.По степени охвата изучаемых объектов: -сплошной -выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном — по результатам обследования только части объектов, что позволяет ускорить аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа. 8.По содержанию программы анализа: -комплексным -тематическим. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом — только отдельные ее стороны, представляющие в данный момент наибольший интерес.
Метод и методика экономического анализа. Под методом экономического анализа понимается диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии.Характерными особенностями метода экономического анализа являются: использование системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность, изучение причин изменения этих показателей, выявление и измерение взаимосвязи между ними в целях повышения социально-экономической эффективности.
Диалектический подход – изучаемые явления берутся в их взаимосвязи и взаимообусловленности, их движении, изменение и развитии. Методика эконом. анализа- совокупность способов и правил наиболее целесообразного выполнения аналит. работы. Основные элементы методики: -этапы эконом. анализа - способы обработки аналит. информации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|