Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

Единая городская диагностическая работа по русскому языку

Класс

Ф.И.__________________________________________

______________________________________________

Ученика (цы) класса ___________________________

Школы _______________________________________

Вариант № 1

 

Инструкция по выполнению работы

 

На выполнение контрольной работы по русскому языку отводится 4 академических часа (4 урока).

Диагностическая работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий. Часть 1 содержит 24 задания, часть 2 содержит 1 задание.

Ответами к заданиям 1–24 являются число, слово, словосочетание или последовательность чисел и слов. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов №1.

Задание 25 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов №2.

Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшееколичество баллов.

Желаем успеха!

 

Часть 1

Ответами к заданиям 1–24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)На основании анализа эмпирических и экспериментальных данных учёные сделали убедительные выводы о том, что у человека, основным источником информации для которого является Интернет, существенно меняется восприятие. (2)Исследователи выявили очевидные перемены в способности концентрировать внимание и запоминать информацию: эта способность имеет тенденцию к снижению. (3)«Природа» чтения <…> изменилась: внимание читающего человека стало поверхностным, «порхающим».

 

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Учёные выяснили, что у человека, получающего информацию преимущественно из Интернета, меняется восприятие: снижается способность концентрировать внимание, запоминать информацию, меняется «природа» чтения.
2) Исследователи выявили очевидное увеличение способности концентрировать внимание и запоминать информацию у человека, для которого Интернет становится единственным источником информации.  
3) У людей, основным источником информации для которых является Интернет, учёные выявили очевидные перемены в «природе» чтения текстов, в способности концентрировать внимание и запоминать информацию, существенное изменение восприятия.
4) Учёные выяснили, что у детей, получающих основную информацию из Сети, меняется восприятие, и первыми о переменах в способности запоминать заговорили учителя
5) На основании анализа экспериментальных данных учёные сделали выводы, что у человека, основным источником информации для которого является Интернет, развивается синдром «приобретённого дефицита внимания».

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

как только

тоже

потому что

лишь бы

хотя

 

Ответ: ___________________________.

 

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИРОДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ПРИРОДА, -ы, ж.
  1) Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мёртвая п. (неорганический мир: не растения, не животные). Живая п. (органический мир).
  2) Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы.
  3) Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу (прост.).
  4) перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). П. социальных отношений. Вирусная п. заболевания.

 

Ответ: ___________________________.

 

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

бАнты

облЕгчит

гналА

ненадОлго

свЁкла

 

Ответ: ___________________________.

 

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ОТКЛИКИ критиков, оценивших этот роман, были крайне негативны.

Для российских теннисистов исход матча оказался УДАЧНЫМ.

Ильёй Репиным были созданы ЭФФЕКТИВНЫЕ многофигурные портреты «Славянские композиторы».

По глубине эмоций полёт – это ни с чем не СРАВНИМОЕ чувство.

СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ организма понижается тогда, когда он ослаблен.

Ответ: ___________________________.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

у ИХ сестры

пить из БЛЮДЕЦ

нет САПОГОВ

ещё БОГАЧЕ

ТРОЕ друзей

 

Ответ: ___________________________.

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками ипредложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первогостолбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом; Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым; В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением; Г) ошибка в построении предложения с однородными членами;   Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом     ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Те, кто бывал в Ялте, не мог не любоваться красотой набережной.
2) Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново.
3) Студент, не успевший подготовить ответ, грустно сказал, что ему понадобится ещё немного времени.
4) Благодаря стараний опытного доктора больной быстро поправлялся.
5) Татьяна любила гадать и старинные предания. 6)В поэме «Руслане и Людмиле» А.С. Пушкин широко использует фольклорные мотивы. 7) Самый длинный эскалатор в мире установлен на станции «Адмиралтейская» Петербургского метрополитена. 8) Глобализация современного мира, вопреки ожиданиям и прогнозам, усугубила социальные и политические противоречия в мире. 9) После получения копий накладных Алексей спросил фамилии курьеров, доставлявших заказы.

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

предназн..чение

предпол..гать

пост..мент

п..лисадник

ц..ремония

 

Ответ: ___________________________.

 

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..правил, ра..делил

пр..высил, пр..колол

на..строил, по..пункт

под..брал, н..правил

пр..дорогой, пр..зыв

 

Ответ: ___________________________.

 

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. тюл..вый

претерп..вающий

зате..ть

заманч..вый

остр..нький

 

Ответ: ___________________________.

 

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

пол..щая (огород)

вид..щий (насквозь)

(гуси) щипл..т (траву)

раду..щийся (гостю)

кол..щий (предмет)

 

Ответ: ___________________________.

 

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

Кусту сирени под окном (НЕ)МЕНЬШЕ десяти лет.

Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.

(НЕ)СУЛИ журавля в небе, дай синицу в руки.

(НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица придавали Насте сходство с матерью.

Честолюбие есть (НЕ)ЖЕЛАНИЕ быть честным, а жажда власти.

 

Ответ: ___________________________.

 

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Призвание поэта – творить для вечности, (ПО)ЭТОМУ он «сам свой высший суд», (ПО)СКОЛЬКУ лишь немногим дано оценить его творения.

 

Я хочу поговорить с вами (НА)СЧЁТ квартиры, (В)СВЯЗИ с чем прошу вас уделить мне немного внимания.

(В)ВИДУ скорого окончания плавания настроение команды улучшилось, ТАК(ЧТО) последние дни путешествия пролетели незаметно.

Наполеон по своему долгому опыту войны хорошо знал, что значило сражение, не выигранное (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ восьми часов, (ПО)ЭТОМУ в исходе дела не сомневался.

Нелегко (ПОД)ЧАС объяснить, чем же ВСЁ(ТАКИ) настоящие стихи отличаются от рифмованных строк.

 

Ответ: ___________________________.

 

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

На яхте – фирме(1)ое клеймо «К. Фаберже», а на серебря(2)ом ободе, надетом на хрусталь, выгравирова(3)о её название «Вера».

Ответ: ___________________________.

 

15.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужнопоставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Природа проходит через влюблённое и вечно творящее сердце поэта и запечатлевается в его лирических строках.
2) Инверсия является одним из важнейших средств интонационно-синтаксического выделения слов или словосочетаний.
3) Лёгкий ветерок то просыпался то утихал.
4) В этом портрете есть и лёгкость манеры и тонкость колористической гаммы и психологизм образа.
5) Двигатель не успел по-настоящему остыть и его запустили в течение нескольких минут.

 

 

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которыхв предложении должны стоять запятые.

Немного подумав (1) Остап сложил на парапет (2) ограждавший шоссе от кипучей бездны Терека (3) запасы купленной во Владикавказе (4) колбасы и стал подниматься на скалу.

Ответ: ___________________________.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которыхв предложении должны стоять запятые.

Некоторых современников возмущало употребление А.С. Пушкинымпростонародных слов в таких контекстах, где (1) по мнению критиков (2) нужно было употребить слова «высокие». Однако (3) Пушкин решительно отказывался от понятия «низкая материя».

Ответ: ___________________________.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 

Психологический портрет героя литературного произведения (1)примером (2) которого является (3) описание Маши Мироновой вповести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (4) призванраскрыть внутренний мир героя через его внешность.

 

Ответ: ___________________________.

 

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 

Лось так привязался к мальчику (1) что (2) когда тот уходил куда-либо (3) зверь тревожно нюхал воздух (4) и отказывался есть.

Ответ: ___________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

 

(1)Любовь – трудная душевная работа, её не каждый осилит. (2)Но каждый мечтает о ней, ищет её. (3)Чего мы ищем в любви? (4)Мы ищем в ней ухода от одиночества, душевной опоры. (5)Нам важно знать, что любящему человеку важно и дорого всё, что происходит с нами, всё, что касается нас. (6)И с другой стороны, этот человек нуждается в нас, в нашей заботе, помощи, в нашем понимании. (7)Друзья – даже самые близкие – могут только любить нас. (8)А мы ищем того, кто разделит нашу жизнь, с кем у нас будут общими не только радости, но и боли, и обиды…

(9)Но когда рождается любовь, как растить её, чтобы она выжила? (10)Чем удержать себя, чем держать того, кого любишь, чтобы оставаться одной-единственной среди всех женщин, как роза Маленького принца осталась одной-единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз?

(11)Много лет назад, когда я была ещё подростком, немолодая женщина открыла мне тайну: завоевать любовь нетрудно, трудно её удержать. (12)Тогда я не могла понять житейскую мудрость этого секрета: мне виделось что-то постыдное в слове «удержать». (13)Я ведь читала Пушкина: «Кто в силах удержать любовь?» и Блока: «О да, любовь вольна, как птица».

(14)А на самом-то деле есть, существуют тайны и законы любви, и Сент-Экзюпери был одним из тех, кто знает эти тайны.

(15)Когда Маленький принц только начал своё путешествие, он посетил планету, на которой жил старый король. (16)Увидев, что его гость устал и потому зевает, правитель не обиделся, а приказал ему зевать.
«(17)С каждого надо спрашивать то, что он может дать. (18)Власть должна быть разумной», – сказал король.

(19)В молодости мы не задумываемся о пределах нашей власти над любимым и любящим человеком и очень часто нарушаем мудрый закон старого короля: «власть должна быть разумной». (20)Молодые жёны, вчерашние девочки, ощутив на пальце кольцо – символ абсолютной власти, – вдруг начинают требовать от ошарашенных мужей ничуть не меньше, чем знаменитая старуха требовала у золотой рыбки.

(21)А в любви никто никому ничего не должен. (22)Главный и неоспоримый закон любви – её добровольность: я стою здесь, под твоими окнами, не потому, что ты мне приказала, а потому, что не могу иначе.

(23)И с другой позиции: я варю тебе суп и глажу твои рубашки, потому что для меня радость служить тебе.

(24)Когда знаешь, что всё перетерпишь и выдержишь ради того, кого любишь, тогда и начинается любовь. (25)Когда знаешь, что твоя власть над ним терпелива, ты не станешь приказывать ему обернуться морской чайкой, ты будешь терпеливо приручать его, а он будет приручать тебя, пока вы не станете друг для друга единственными в целом свете.

(По Н. Долининой *)

 

* Наталья Григорьевна Долинина (1928–1979) – филолог, педагог, писатель.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Далеко не каждый нуждается в любви другого человека.
2) Любовь не каждому человеку под силу
3) Власть над любящим человеком имеет свои пределы.
4) Антуан де Сент-Экзюпери был профессиональным лётчиком.
5) Любящий человек способен выполнить любое приказание любимого.

 

Ответ: ___________________________.

 

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1–4 представлено повествование.
2) В предложениях 9–10 представлено описание.
3) Предложение 13 поясняет содержание предложения 12.
4) Предложения 17–18 объясняют содержание предложения 16.
5) В предложениях 21–23 содержится рассуждение.

 

Ответ: ___________________________.

 

22. Из предложений 11–12 выпишите синонимы (синонимическую пару).

 

Ответ: ___________________________.

 

23. Среди предложений 14–20 найдите такое, которое связано с предыдущимс помощью притяжательного местоимения и контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: ___________________________.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...