Экономическое стимулирование природоохранной деятельности
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
В систему экономического стимулирования входят методы позитивной и негативной мотивации. К методам позитивной мотивации можно отнести: · установление льготного кредитования объектов природоохранного назначения; · предоставление в распоряжение предприятий всей прибыли от экономии природных ресурсов и утилизации ценных веществ из отходов; · формирование целевого источника финансирования и стимулирования природоохранных мероприятий; · изменение ценообразования (более полное отражение в ценах затрат на охрану окружающей среды, совершенствование системы цен на отходы производства; · создание специализированных предприятий по переработке отходов, а так же кооперации между различными предприятиями по использованию отходов производства; · совершенствование системы премирования работников. Среди методов негативной мотивации особое место занимают следующие формы воздействия: · платежи за загрязнение окружающей среды (нормативные и сверхнормативные); · возмещение нанесенного ущерба государству, другим природопользователям; · прямое воздействие на основной капитал предприятия. В то же время очевидно, что любой из негативных стимулов может играть роль и позитивного, так как при отсутствии санкций к предприятию, сэкономленные средства остаются в его распоряжении. В рыночной модели хозяйствования главным элементом экономического механизма природопользования становится ценовое, или налоговое регулирование. Все инструменты ценового регулирования, используемые у нас в хозяйственной практике, можно условно подразделить на поощрительные (льготное налогообложение, льготное кредитование и субсидирование природоохранных проектов, дотации на приобретение экологического оборудования, премирование по результатам природоохранной деятельности и т. п.), принудительные (ресурсные платежи, платежи за загрязнение, штрафы за превышение лимитов) и компенсационные меры (возмещение нанесенного ущерба, создание природоохранных фондов и др.).
На практике достаточно давно используется система платежей за природопользование: платежи за право пользования природными ресурсами; платежи за воспроизводство и охрану природных ресурсов, осуществляемые государством или хозрасчетными специализированными предприятиями и организациями; компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или ухудшение их качества, вызванное деятельностью этих предприятий; платежи за выбросы (сбросы, размещение) загрязняющих веществ в природную среду; дополнительный налог с прибыли предприятий, выпускающих экологически опасную продукцию, применяющих экологически опасные технологии; штрафы и другие экономические санкции за нарушение норм рационального природопользования; льготы по налогообложению прибыли. В Республике Беларусь действует экологический налог в соответствии с гл. 19 Особенной частью Налогового кодекса он включает в себя следующие платежи: . За выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; . Сброс сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду; . Хранение, захоронения отходов производства; . Перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов магистральными трубопроводами и нефтепродуктопроводами транзитом; . Переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти; . Производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50% и более летучих органических соединений (ЛОС). В перечень таких товаров входят краски и лаки (включая эмали, политуры, клеевые краски) и продукты на их основе; замазки, составы для уплотнения и прочие мастики, шпатлевки; полиграфическая краска;
. Производство и (или) импорт пластмассовой и стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а так же импорт товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару на основе бумаги или картона В соответствии с законодательством для определения размера экологического налога устанавливаются лимиты (допустимые объемы загрязнений) и ставки налога: · Ставки налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух зависят от степени токсичности загрязняющих веществ, · Ставка налога за сброс сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду установлены в зависимости от объекта, в который осуществляется сброс, · Ставка налога за хранение и захоронение отходов производства дифференцированы в зависимости от их опасности для окружающей среды, Действующий механизм взимания экологического налога критикуется многими учеными и специалистами-практиками, поскольку включение суммы налога в себестоимость и цену продукции означает перекладывание платы с загрязнителя на плечи потребителя его продукции. В целях стимулирования экологической деятельности организации законодательством предусмотрен дифференцированный подход к взиманию экологического налога. Налог уменьшается на сумму освоенных капитальных вложений (за исключением финансированных из бюджета) при строительстве и (или) реконструкции газоочистительных установок для улавливания и нейтрализации загрязняющих веществ; при строительстве и (или) реконструкции сооружений с целью уменьшения количества сбросов загрязняющих веществ в водные объекты; при строительстве и (или) реконструкции объектов захоронения, объектов обезвреживания, объектов по использованию отходов собственниками отходов; при создании автоматизированных систем контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Зарубежные эксперты отмечают, что трактовка экологического налога в Беларуси отличается от сложившейся в Европе практики. В Евросоюзе и странах ОЭСР экологическим налогом считается налог на продукцию и процессы производства, имеющие доказанное негативное воздействие на окружающую среду. Данный налог в европейских странах носит превентивный характер, его цель - мотивировать производителя к снижению вредного воздействия. Платежи же за эмиссию в окружающую среду, действующие в Евросоюзе, являются по своей природе сборами (а не налогом) за право выбросов (сбросов) в пределах установленных лимитов.
Задача
Рассчитать экономический ущерб от загрязнения атмосферы вредным веществом, выбрасываемый промышленным предприятием
Таблица 1
Таблица 2 Предельно допустимые концентрации, показатели агрессивности и опасности некоторых примесей в атмосферном воздухе
Таблица 3. Значения показателей относительной опасности загрязнения атмосферного воздуха
Решение ) определяем поправку, которая используется для учета подъема факела
φ = 1+t/ 75 C,
где t - разница температур в устье источника и в окр. среде t = 85 С - 5,6 С = 79,4 С тогда φ = 1+79,4 С/75 С = 2,06 ) определим теперь величину поправки на характер рассеивания примеси. Так как коэффициент очистки в нашем случае 98%, то
f = f2 = (1000/(100+ φh))0.5*(4/(1+U)
где h - высота устья источника, м U - скорость оседания частиц, м/с f = (1000/(100+ 2,06*12))0.5*(4/(1+2,7))= *1,08=3,06 ) определим далее площадь зоны активного загрязнения а) так как высота организованного источника h>16 м, то
Vвнут = 2*φ*h
где Vвнут - внутренний радиус Vвнут=2*2,06*12=49,44 м
Vвнеш = 20*φ*h
Vвнеш=20*2,06*16=659,2 м б) находим
Sзаз = П*(V2внеш-V2внутр)
Используем эту формулу, т.к. h>10 м) Sзаз =3,14*(659,22-49,442) = 3,14*432100,33=1356795,02 м2 )определяем площадь территории по данным таблицы S1 и S2
S=Sзаз*%заз/100% 1=1356795,02 *28/100=379902,6 м22=1356795,02*72/100=1356795,02 м2 5) определяем σзаз - показатель относительной опасности загрязнения
σзаз=S1/Sзаз * q1+S2/Sзаз*q2
σзаз=379902,6/1356795,02*4+976892,4/1356795,02*0,1=1,12+0,07=1,19 ) определяем далее показатель относительной агрессивности Аi
Аi = ai*αi*δi*λi*βi
где ai - относительная опасность присутствия примеси в воздухе αi - поправка, учитывающая вероятность накопления исходной примеси в компонентах окружающей среды δi - поправка, характеризующая вредное воздействие примеси на остальных реципиентов λi - поправка на вероятность вторичного заброса примесей в атмосферу после их оседания на поверхность βi - поправка на вероятность образования из исходных примесей, выброшенных в атмосферу Аi =11,9*1*1,5*1*1=17,9 а = (60/(0,085*5))0,5=11,9 ) определим 7-площадь поперечного сечения устья источника организованного выбросов в атмосферу
F=ПR2 R=d/2 F = П(d/2)2 = 3.14*(1,25/2)2 = 1,279 м2
) Определим t - продолжительность предприятия T = 250*8*3600=7200000 c/год ) находим количество поступающего в атмосферу вещества сероводорода
m = C*F*V*t*10-9
c - концентрация сероводорода, поступающая в атмосферу v- скорость выхода смеси из устья m = 1,2*1,279*12.8*7200000*10-9=0,1414 м/год ) определим приведенную массу годового выброса M
M = Ai*m M = 17,9*0,1414 = 2,53
) находим далее экономический ущерб от загрязнения атмосферы сероводородом, выбрасываемый промышленным предприятием
Уатм = Уут* σзаз*f*M
Уатм = 2.4*1,19*3,06*2,53=22,1105808 руб Ответ 22,1105808 руб
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|