Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономическое стимулирование природоохранной деятельности




 

В систему экономического стимулирования входят методы позитивной и негативной мотивации. К методам позитивной мотивации можно отнести:

·   установление льготного кредитования объектов природоохранного назначения;

·   предоставление в распоряжение предприятий всей прибыли от экономии природных ресурсов и утилизации ценных веществ из отходов;

·   формирование целевого источника финансирования и стимулирования природоохранных мероприятий;

·   изменение ценообразования (более полное отражение в ценах затрат на охрану окружающей среды, совершенствование системы цен на отходы производства;

·   создание специализированных предприятий по переработке отходов, а так же кооперации между различными предприятиями по использованию отходов производства;

·   совершенствование системы премирования работников.

Среди методов негативной мотивации особое место занимают следующие формы воздействия:

·   платежи за загрязнение окружающей среды (нормативные и сверхнормативные);

·   возмещение нанесенного ущерба государству, другим природопользователям;

·   прямое воздействие на основной капитал предприятия.

В то же время очевидно, что любой из негативных стимулов может играть роль и позитивного, так как при отсутствии санкций к предприятию, сэкономленные средства остаются в его распоряжении. В рыночной модели хозяйствования главным элементом экономического механизма природопользования становится ценовое, или налоговое регулирование. Все инструменты ценового регулирования, используемые у нас в хозяйственной практике, можно условно подразделить на поощрительные (льготное налогообложение, льготное кредитование и субсидирование природоохранных проектов, дотации на приобретение экологического оборудования, премирование по результатам природоохранной деятельности и т. п.), принудительные (ресурсные платежи, платежи за загрязнение, штрафы за превышение лимитов) и компенсационные меры (возмещение нанесенного ущерба, создание природоохранных фондов и др.).

На практике достаточно давно используется система платежей за природопользование: платежи за право пользования природными ресурсами; платежи за воспроизводство и охрану природных ресурсов, осуществляемые государством или хозрасчетными специализированными предприятиями и организациями; компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или ухудшение их качества, вызванное деятельностью этих предприятий; платежи за выбросы (сбросы, размещение) загрязняющих веществ в природную среду; дополнительный налог с прибыли предприятий, выпускающих экологически опасную продукцию, применяющих экологически опасные технологии; штрафы и другие экономические санкции за нарушение норм рационального природопользования; льготы по налогообложению прибыли.

В Республике Беларусь действует экологический налог в соответствии с гл. 19 Особенной частью Налогового кодекса он включает в себя следующие платежи:

.   За выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

.   Сброс сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду;

.   Хранение, захоронения отходов производства;

.   Перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов магистральными трубопроводами и нефтепродуктопроводами транзитом;

.   Переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;

.   Производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50% и более летучих органических соединений (ЛОС). В перечень таких товаров входят краски и лаки (включая эмали, политуры, клеевые краски) и продукты на их основе; замазки, составы для уплотнения и прочие мастики, шпатлевки; полиграфическая краска;

.   Производство и (или) импорт пластмассовой и стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а так же импорт товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару на основе бумаги или картона

В соответствии с законодательством для определения размера экологического налога устанавливаются лимиты (допустимые объемы загрязнений) и ставки налога:

·   Ставки налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух зависят от степени токсичности загрязняющих веществ,

·   Ставка налога за сброс сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду установлены в зависимости от объекта, в который осуществляется сброс,

·   Ставка налога за хранение и захоронение отходов производства дифференцированы в зависимости от их опасности для окружающей среды,

Действующий механизм взимания экологического налога критикуется многими учеными и специалистами-практиками, поскольку включение суммы налога в себестоимость и цену продукции означает перекладывание платы с загрязнителя на плечи потребителя его продукции. В целях стимулирования экологической деятельности организации законодательством предусмотрен дифференцированный подход к взиманию экологического налога.

Налог уменьшается на сумму освоенных капитальных вложений (за исключением финансированных из бюджета) при строительстве и (или) реконструкции газоочистительных установок для улавливания и нейтрализации загрязняющих веществ; при строительстве и (или) реконструкции сооружений с целью уменьшения количества сбросов загрязняющих веществ в водные объекты; при строительстве и (или) реконструкции объектов захоронения, объектов обезвреживания, объектов по использованию отходов собственниками отходов; при создании автоматизированных систем контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Зарубежные эксперты отмечают, что трактовка экологического налога в Беларуси отличается от сложившейся в Европе практики. В Евросоюзе и странах ОЭСР экологическим налогом считается налог на продукцию и процессы производства, имеющие доказанное негативное воздействие на окружающую среду.

Данный налог в европейских странах носит превентивный характер, его цель - мотивировать производителя к снижению вредного воздействия. Платежи же за эмиссию в окружающую среду, действующие в Евросоюзе, являются по своей природе сборами (а не налогом) за право выбросов (сбросов) в пределах установленных лимитов.

 


 

Задача

 

Рассчитать экономический ущерб от загрязнения атмосферы вредным веществом, выбрасываемый промышленным предприятием

 

Таблица 1

Наименование вещества Высота источника

Масса год. Выброса, m, т/год

Параметры зоны активного загрязнения

Температура выбрасываемой смеси Температура среднегодовая наружного воздуха Коэффициент очистки % Скорость ветра
    Концентрация вещества Скорость выхода смеси из устья источника Диаметр ущелья источника Режим работы Номер типа территории % зоны активного загрязнения        
Диоксид озота 12 2,1 12,8 1,25 2 см 6 8 28 72 85 5,6 98 2,7

 

Таблица 2 Предельно допустимые концентрации, показатели агрессивности и опасности некоторых примесей в атмосферном воздухе

Примесь ПДКсс мг/м3 ПДКрз мг/м3 ai усл т/т li ai bi di Ai
7.Диоксид азота 0.085 5 11.9 1 1 1 1.5 17.9

 

Таблица 3. Значения показателей относительной опасности загрязнения атмосферного воздуха

Номер типа территорий Тип загрязненной территории  sj
6 Территории промышленных предприятий и промузлов 4
8 Леса 2-й группы 0.1

 

Решение

)   определяем поправку, которая используется для учета подъема факела

 

φ = 1+t/ 75 C,

 

где t - разница температур в устье источника и в окр. среде

t = 85 С - 5,6 С = 79,4 С

тогда φ = 1+79,4 С/75 С = 2,06

)   определим теперь величину поправки на характер рассеивания примеси. Так как коэффициент очистки в нашем случае 98%, то

 

f = f2 = (1000/(100+ φh))0.5*(4/(1+U)

 

где h - высота устья источника, м

U - скорость оседания частиц, м/с

f = (1000/(100+ 2,06*12))0.5*(4/(1+2,7))= *1,08=3,06

) определим далее площадь зоны активного загрязнения

а) так как высота организованного источника h>16 м, то

 

Vвнут = 2*φ*h

 

где Vвнут - внутренний радиус

Vвнут=2*2,06*12=49,44 м

 

Vвнеш = 20*φ*h

 

Vвнеш=20*2,06*16=659,2 м

б) находим

 


 

Sзаз = П*(V2внеш-V2внутр)

 

Используем эту формулу, т.к. h>10 м)

Sзаз =3,14*(659,22-49,442) = 3,14*432100,33=1356795,02 м2

)определяем площадь территории по данным таблицы S1 и S2

 

S=Sзаз*%заз/100%

1=1356795,02 *28/100=379902,6 м22=1356795,02*72/100=1356795,02 м2

5) определяем σзаз - показатель относительной опасности загрязнения

 

σзаз=S1/Sзаз * q1+S2/Sзаз*q2

 

σзаз=379902,6/1356795,02*4+976892,4/1356795,02*0,1=1,12+0,07=1,19

) определяем далее показатель относительной агрессивности Аi

 

Аi = aiii*λi*βi

 

где ai - относительная опасность присутствия примеси в воздухе

αi - поправка, учитывающая вероятность накопления исходной примеси в компонентах окружающей среды

δi - поправка, характеризующая вредное воздействие примеси на остальных реципиентов

λi - поправка на вероятность вторичного заброса примесей в атмосферу после их оседания на поверхность

βi - поправка на вероятность образования из исходных примесей, выброшенных в атмосферу

Аi =11,9*1*1,5*1*1=17,9

а = (60/(0,085*5))0,5=11,9

) определим 7-площадь поперечного сечения устья источника организованного выбросов в атмосферу

 

F=ПR2

R=d/2

F = П(d/2)2 = 3.14*(1,25/2)2 = 1,279 м2

 

) Определим t - продолжительность предприятия

T = 250*8*3600=7200000 c/год

) находим количество поступающего в атмосферу вещества сероводорода

 

m = C*F*V*t*10-9

 

c - концентрация сероводорода, поступающая в атмосферу

v- скорость выхода смеси из устья

m = 1,2*1,279*12.8*7200000*10-9=0,1414 м/год

) определим приведенную массу годового выброса M

 

M = Ai*m

M = 17,9*0,1414 = 2,53

 

) находим далее экономический ущерб от загрязнения атмосферы сероводородом, выбрасываемый промышленным предприятием

 

Уатм = Уут* σзаз*f*M

 

Уатм = 2.4*1,19*3,06*2,53=22,1105808 руб

Ответ 22,1105808 руб


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...