Основы нормативных документов по стандартизации в РФ
Содержание
Введение 1. Основы нормативных документов по стандартизации в РФ 2. Система стандартов в РФ в рыночных условиях 3. Международная организация по стандартизации (ИСО). Международная техническая комиссия (МЭК). Система качества (МС ИСО 8402). Другие международные стандарты качества. Заключение Список литературы Введение
Наука стандартизация возникла в середине прошлого века, но как сфера человеческой деятельности существует с появлением человека. Стандартизация как наука базируется на философских законах диалектики: единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания, переход количественного в качественного. Стандартизация – это деятельность, заключающаяся в нахождении решений для повторяющихся задач в сфере науки. Техники и экономики, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. Основной смысл стандартизации сводится на решение задач оптимизации, направленных на совершенствование управления, на повышение качества продукции и услуг. Объект стандартизации – конкретная продукция, нормы, требования, методы, термины, обозначения, т.е. все то, что имеет перспективу многократного применения и используется в науке, технике, отраслях народного хозяйства, а также международной торговле. Стандарт – это нормативно-технический документ, устанавливающий требования к группам однородной продукции и в необходимых случаях требования к конкретной продукции, правила, обеспечивающие ее разработку, производство и применение, а также требования к иным объектам стандартизации, устанавливаемым вышестоящими организациями. Целью данной работы является изучение стандартизации и ее роли в повышении эффективности производства и качества промышленной продукции. В работе поставлены следующие задачи: рассмотреть основы нормативных документов по стандартизации в РФ; рассмотреть систему стандартов в РФ в рыночных условиях, рассмотреть международную организацию по стандартизации ИСО.
Основы нормативных документов по стандартизации в РФ
Основной закон РФ "О стандартизации" утратил силу 1 июля 2003 года на основании Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ. Согласно новому Закону "О техническом регулировании" стандартизация осуществляется в целях: · повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов; · повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; · обеспечения научно-технического прогресса; · повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг; · рационального использования ресурсов; · технической и информационной совместимости; · сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных; · взаимозаменяемости продукции. Согласно новому Закону "О техническом регулировании" стандартизация осуществляется в соответствии с принципами: · добровольного применения стандартов; · максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц; · применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;
· недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в статье 11 Федерального закона "О техническом регулировании"; · недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам; · обеспечения условий для единообразного применения стандартов. К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся: · национальные стандарты; · правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; · применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; · стандарты организаций. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации: · утверждает национальные стандарты; · принимает программу разработки национальных стандартов; · организует экспертизу проектов национальных стандартов; · обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу; · осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам; · создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность; · организует опубликование национальных стандартов и их распространение; · участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии; · утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам; · представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.
Правительство Российской Федерации определяет орган, уполномоченный на исполнение функций национального органа по стандартизации. Под опубликованием национального стандарта национальным органом по стандартизации понимается опубликование национального стандарта на русском языке в печатном издании и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных началах и добровольной основе могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации утверждается национальным органом по стандартизации. Заседания технических комитетов по стандартизации являются открытыми. 2. Система стандартов в РФ в рыночных условиях
В развитие закона, регулирующего в стране деятельность в области стандартизации, обычно создается комплекс основополагающих организационно-методических стандартов. До принятия Федерального закона "О техническом регулировании" этот комплекс образовывал Государственную систему стандартизации (ГСС), которая традиционно обозначалась как ГОСТ 1. (в Российской Федерации - ГОСТ Р 1.). В настоящее время проводится работа по формированию нового комплекса стандартов, в наименовании которого будет отражен иной, не государственный, а национальный статус стандартизации. Очевидно, что этой системе стандартов (если, как предполагается, будет сохранен индекс "ГОСТ Р" в обозначении национальных стандартов) целесообразно присвоить другой номер, а не 1 (тем более, что существует Межгосударственная система стандартов с обозначением ГОСТ 1.) Поскольку в разное время существовали (а некоторые существуют и сейчас) системы стандартов с номерами до 50, то во избежание путаницы новой системе целесообразно присвоить номер 51.
Стандартизаторам предприятий (организаций) необходимо ознакомиться с этими стандартами (в процессе или после их разработки) не только для получения информации о стандартизации, проводимой на более высоком (общенациональном) уровне, но и для практического применения на предприятии. При этом наибольший интерес могут представлять стандарты, устанавливающие: · Правила применения российских национальных стандартов и действующих в этом качестве межгосударственных стандартов; · Правила публикации информации об утверждении российских национальных стандартов, об утверждении изменений стандартов и отмене стандартов; · Правила распространения стандартов; · Требования к структуре, изложению, оформлению, содержанию и обозначению стандартов; · Правила применения знака соответствия российскому национальному стандарту; · Рекомендации по разработке стандартов организаций. Некоторые из указанных вопросов, затронуты в статьях 16, 17, 22, 43, 44 Федерального закона "О техническом регулировании", но наиболее подробно будут отражены в разрабатываемом в настоящее время комплексе стандартов Российской национальной системы стандартизации (РНСС). Ранее эти вопросы были освещены в стандартах ГСС РФ: ГОСТ Р 1.0-92; ГОСТ Р 1.8-2002, ГОСТ Р 1.5-2002, ГОСТ Р 1.9-95, ГОСТ Р 1.4-93. Из указанных стандартов наибольший практический интерес для стандартов предприятий (организаций) может представлять ГОСТ Р 1.5-2002, который применим не только для государственных стандартов, но для стандартов предприятий (организаций). Однако при применении ГОСТ Р 1.5-2002 на Вашем предприятии (в организации) целесообразно сделать ссылку на данный стандарт в стандарте (или ином документе), устанавливающем на предприятии (в организации) правила разработки стандартов этого предприятия (организации). При этом целесообразно указать, какие требования ГОСТ Р 1.5-2002 необходимо применять при разработке стандартов предприятия (организации), какие требования ГОСТ Р 1.5-2002 применять не следует, а также установить дополнительные требования, учитывающие специфику стандартов предприятия (организации). В частности, можно установить следующие отклонения от требований ГОСТ Р 1.5-2002: В стандартах организации кроме ссылок на документы, допускаемые в качестве ссылочных в соответствии с пунктами ГОСТ Р 1.5-2002, могут разрешаться ссылки на международные, европейские, зарубежные национальные и фирменные стандарты (при наличии на предприятия их переводов на русский язык и разрешений/соглашений, допускающих подобное применение), правила и рекомендации по стандартизации, другие нормативные документы, утвержденные (принятые) федеральными органами исполнительной власти, стандарты общественных объединений и объединений юридических лиц, в которые входит данное предприятие, стандарты данного предприятия, технические условия и иные технические документы предприятия;
Информацию о любых ссылочных документах можно разрешить приводить в разделе "Нормативные ссылки", а дополнительный элемент "Библиография" не использовать; Можно разрешить считать стандартизованными термины и определения (при наличии их русских версий или официальных переводов на русский язык) и в других терминологических стандартах данного предприятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|