Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1 . Изображение времен года у М.Ю. Лермонтова и А.А. Фета




Содержание

 

Введение

.   Глава 1. Изображение времен года у М.Ю. Лермонтова и А.А. Фета

Выводы по 1 главе

.   Глава 2. Средства изображения природы в творчестве М.Ю. Лермонтова и А.А. Фета

Выводы по 2 главе

Заключение

Библиографический список

 


 

Введение

 

Данная курсовая работа посвящена изображению природы в творчестве М.Ю. Лермонтова и А.А. Фета.

По нашему мнению, Фета можно назвать певцом русской природы. Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом простом - о картинах природы. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замерзшая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью; здесь скрытый от невнимательного глаза. К образам природы А.А. Фет обращался многократно на протяжении своего творческого пути. Описывая природу, поэт передавал самые тонкие, почти неуловимые оттенки эмоциональных состояний лирического героя. М.Ю. Лермонтов как и А.А. Фет беспредельно любил Родину, русский народ, тонко чувствовал красоту русской природы. Неудивительно, что пейзажные зарисовки являются неотъемлемой частью его лирических и прозаических произведений. С одной стороны, картины природы в лирике Лермонтова выполняют служебную функцию: они либо выступают фоном, на котором развертывается действие стихотворения, либо служат метафорой, сравнением и помогают раскрыть образ лирического героя, выявить те или иные оттенки его переживаний. Это проявляется в таких стихотворениях, как “Выхожу один я на дорогу...”, “Горные вершины”, “Три пальмы”, и в других.

Степень исследованности

Объектом исследования является изображение природы в творчестве М.Ю. Лермонтова и А.А. Фета. Предметом нашего исследования являются способы и приемы ее изображения в творчестве великих поэтов. Материалом для исследования послужили произведения стихотворения из сборников поэтов. Выбор текстов продиктован поставленными целями и задачами и обусловлен внутренней логикой научного изыскания. Методологической базой нашей курсовой работы являются стихотворения М.Ю. Лермонтова и А.А. Фета, теоретические положения таких исследователей как Криницын А.Б.(Анализ творчества А.А. Фета) И.Ф. Анненский(Об эстетических отношениях М.Ю. Лермонтова к природе). В работе применяются различные методы исследования, выбор которых обусловлен характером материала и конкретными задачами анализа. Нами использовались системно-целостный, сравнительно-исторический методы. Актуальность нашей работы обусловлена не достаточной изученностью данной темы в литературе. Это определило цель нашей работы. Цель:

· раскрыть значение темы природы в творчестве М.Ю. Лермонтова и А.А. Фета. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

1. познакомиться с литературой по творчеству М.Ю. Лермонтова и А.А. Фета.

. рассмотреть их поэзию в целом и выделить ее основные особенности изображения природы рассмотреть сходство и различия.

. дать более детальный анализ творчества писателей по данной теме.

Цели и задачи нашей работы определили её структуру, которая состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Практическая значимость Материалы данной курсовой работы можно использовать в школьном курсе преподавания литературы на внеклассных мероприятиях и факультативных занятиях при изучении природы в творчестве писателей.

 


Глава 1. Изображение времен года у М.Ю. Лермонтова и А.А. Фета

 

Вхождение Михаила Юрьевича в литературу было стремительным. В дни смерти Пушкина вся Россия узнала имя его преемника. Его знаменитое стихотворение «Смерть поэта» известно всем. Но писал Лермонтов уже многие годы. Очень точно Лермонтов использует прием одушевления. Прием одушевления - не редкость в поэзии, но, по наблюдениям исследователей, Лермонтов впервые в русской поэзии стал привлекать сравнения из мира природы применительно к человеку. “Он был похож на вечер ясный”, - пишет поэт о Демоне.[18;53]

Лермонтов очень любил родную природу. В своих произведениях “Когда волнуется желтеющая нива”, “Прекрасны вы, поля земли родной”, “Родина” Лермонтов с любовью и нежностью описывает природу своей Родины. Он стремится подчеркнуть особенности природы. “Родиной” поэт завершает свое творчество и прощается с Россией. В этом “удивительном” стихотворении поэт создает русский пейзаж, который пройдет через всю нашу литературу и живопись и станет как бы эмблемой России:

 

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи кочующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез [17;145].

 

По стихотворению “Когда волнуется желтеющая нива” можно судить о том, что Лермонтов очень любил лето. Он с таким восхищением описывает увиденную им природу, что его настроение невольно передается читателю:

 


 

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка...

 

Даже небольшие мелочи приятны Лермонтову. Кажется, что в этом стихотворении природа как бы оживает. Стоит Лермонтову появиться где-то, и все вокруг начинает с ним разговаривать:

 

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой...

Когда же путник устает или его замучит жажда, то:

.студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он...

 

Все это делает поэта очень счастливым. Он спокоен за родную природу. Теперь ему не страшна даже смерть. Лермонтов еще больше любит жизнь и старается не тратить время на пустяки, а как можно больше находиться в общении с природой:

 

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога... [28;21].

 


 

Наступление осени не страшит Лермонтова. Этот “дымок спаленной жнивы” напоминает ему о чем-то родном, близком сердцу. Ему нравится ночевать в чистом поле в обозе. Когда поэту бывает одиноко, он любит смотреть на холм, где “средь желтой нивы чета белеющих берез”. В раннем стихотворении “Осень” чуть ли не ученически воспроизведены основные детали пейзажа: тут и пожелтевшие листья, и мрачная зелень елей, и туман, сквозь который проглядывает тусклый месяц, и воспоминание о летнем многоцветье, и сожаление об ушедшей весне с ее радостями. В сущности это описание того чувства утраты, которое охватывает человека поздней осенью при созерцании увядающей природы. Но здесь описание природы и само чувство грусти переданы приблизительно, без указания конкретных примет эпохи или без связи с особенными событиями в жизни лирического героя. По мере того как мужал Лермонтов, содержание лирических произведений о природе обогащалось. В них начинают появляться не только элегические или патриотические, но и откровенно политические мотивы, а также философские раздумья о важнейших проблемах. Так, в небольшой зарисовке “Когда волнуется желтеющая нива...” поэт выразил целую концепцию бытия.

 

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка [8;17].

 

Пейзаж словно бы заслонил всевозможные житейские дрязги, влил в душу успокоение и вызвал уверенность. Жизнь природы представляется гармоничной, и это помогает преодолеть противоречия духовной жизни человека. Природа познается поэтом как источник прекрасного, разлитого повсюду вокруг нас, и как воплощение целесообразного.

Человек дитя природы, человеческое общество не должно выпадать из-под власти всеобщих законов бытия - именно так созерцание природы помогает поэту уяснить, что высшая целесообразность и красота должны восторжествовать и в человеческом обществе. Человек рожден не для страданий, иначе природа или Творец зря наделили его чувством справедливости, стремлением к правде и жаждой счастья. Желтеющая нива, лес, порыв ветра, ландыш серебристый - все это не разрозненные и тем более не изолированные явления. Это грани цельного бытия. Лермонтов умел одухотворять, оживлять природу: утес, тучи, дубовый листок, пальма, сосна, дружные волны наделены у него человеческими страстями, им ведомы и радость встреч, и горечь разлук, и неутолимая грусть [14;63].

Фет - без сомнения один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. Увлечение Фета пейзажной поэзией начинается с 1853 г. Фет расширил возможности поэтического изображения действительности, показав внутреннюю связь мира природы и мира человека, одухотворяя природу, создавая пейзажные картины, отражающие во всей полноте состояние души человека. И это было новым словом в русской поэзии. В его стихах предстает перед нами русская весна - с пушистыми вербами, с первым ландышем, просящим солнечных лучей, с полупрозрачными листьями распустившихся берез, с пчелами, вползающими «в каждый гвоздик душистой сирени», с журавлями, кричащими в степи. И русское лето со сверкающим жгучим воздухом, с синим, подернутым дымкой небом, с золотыми переливами зреющей ржи под ветром, с лиловым дымом заката, с ароматом скошенных цветов над меркнущей степью. И русская осень с пестрыми лесными косогорами, с птицами, потянувшими вдаль или порхающими в безлиственных кустах, со стадами на вытоптанных жнивьях. И русская зима с бегом далеких саней на блестящем снегу, с игрой зари на занесенной снегом березе, с узорами мороза на двойном оконном стекле. Любовь к природе чувствуется уже в ранних стихах Фета; тем не менее пейзаж в его поэзии появляется не сразу. В стихах 40-х годов образы природы общи, не детализированы даже в столь удачных стихотворениях, как «Чудная картина...», где образ светлой зимней ночи создается такими чертами, как «белая равнина, полная луна, свет небес высоких, и блестящий снег». Основное здесь - эмоциональная экспрессия, возбуждаемая природой; пристального «вглядывания» еще нет.

 

Вот хоть теперь: посмотрю за окно на веселую зелень

Вешних деревьев, да вдруг ветер ко мне донесет

Утренний запах цветов и птичек звонкие песни -

Так бы и бросился в сад с кликом: пойдем же, пойдем!

(«Странное чувство какое-то в несколько дней овладело...») [29;191]

 

Фет стремится к фиксации изменений в природе. Наблюдения в его стихах постоянно группируются и воспринимаются как фенологические приметы. Пейзажи Фета не просто весенние, летние, осенние или зимние. Фет изображает более частные, более короткие и тем самым более конкретные отрезки сезонов. «Эта точность и четкость делает пейзажи Фета строго локальными: как правило, это пейзажи центральных областей России.

Фет любит описывать точно определимое время суток, приметы той или иной погоды, начало того или иного явления в природе (например, дождя в стихотворении «Весенний дождь»).

 

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым медом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит[4;62].

 

Начало весны, первая борозда, первое соединение стихии света, солнца, неба со стихией темной, полной тайн земли заменяет собою рассказ о всем цикле жизни природы, наиболее содержательный момент процесса «представляет» весь процесс. Интересно отметить, что соучастниками этого начала, сводящими воедино землю и небо, являются человек, волы и грачи. Усилия каждого из них важны и значительны. Сближение человека с остальным живым миром было характерной чертой поэтического сознания Фета. Строки «Вслед за пахарем прилежным/ Ходят жадные грачи» казались многим современникам Фета прозаическими, неуместными в поэтическом описании весны. А.К. Толстой - поэт по своим эстетическим принципам во многом близкий Фету - потешался над этими строками, ими он закончил большое сатирическое стихотворение «Мудрость жизни», состоящее из пародийных сентенций. В антологическом стихотворении «Зевс», написанном через несколько лет, в 1859 г., Фет особенно ясно выразил ощущение значительности «начала», возникновения явления. Бога, властвующего над вселенной (каким был Зевс по греческой мифологии), он изображает в момент его «начала», младенчества, непосредственно следующего за рождением:

 

В кипарисной роще Крита

Вновь заплакал мальчик Реи,

Потянул к себе сердито

Он сосцы у Амальтеи.

Юный бог уж ненавидит,

Эти крики местью дышат, -

Но земля его не видит, [5;42].


 

Фетовские весенние стихотворения поразили нас стихийной силой любовного влечения: ''Смело можно сказать, что на русском языке ещё не бывало подобного изображения весенней неги, доходящей до болезненности''. Так сказал критик Дружинин о стихотворении ''Пчёлы'', в котором поет буквально не находит места от сжигающего его ''весеннего огня'':

 

Сердце пышет всё более и более,

Точно уголь в груди я несу.

 

Музыка ''сердечного огня'' звучит пчелиной песнью: ''В каждый гвоздик душистой сирени /Распевая, вползает пчела'' - и сам поет, как будто превращается в пчелу.

 

Пропаду от тоски я и лени,

Одинокая жизнь не мила,

Сердце ноет, слабеют колени,

В каждый гвоздик душистой сирени,

Распевая, вползает пчела.

Дай хоть выйду я в чистое поле

Иль совсем потеряюсь в лесу...

С каждым шагом не легче на воле,

Сердце пышет все боле и боле,

Точно уголь в груди я несу [27;342].

 

Мы заметили, что Фет особо выделяет пчелу среди разнообразного, красочного мира насекомых. Она несёт в себе ''радость земли'' - она символизирует как раз ту ''страстную чувственность'', которую отмечала критика в фетовской поэзии среди других характерных черт. Ещё одним из весенних стихотворений является стихотворение ''Это утро, радость эта''.

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и березы,

Эти капли - эти слезы,

Этот пух - не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё - весна [27;53].

 

Здесь Фет утверждает, что мошки и пчёлы являются неотъемлемой частью прекрасной весны можно заметить, что Фет глубоко ценил и уважал насекомых, как равноправных жителей нашего мира, отражая в своих стихотворениях их характеры, настроения и чувства, которые подчас не замечают в них люди:

 

''Вот жук взлетел и прожужжал сердито''

''Плачась, комар пропоёт''

''Жук, налетевший на ель

Хрипло подругу позвал''

 


 

Выводы по 1 главе

 

Из этой главы можно сделать вывод, что два великих поэта М.Ю. Лермонтов и А.А. Фет любили разные времена года, Лермонтов любил лето, а Фет весну. Каждый из этих поэтов делал это по-своему.

Лермонтов подчеркивал особенности природы, для этого он создавал различные пейзажи, которые можно проследить через всю литературу и живопись, а стихотворение «Люблю дымок спаленной жнивы» можно сделать как бы эмблемой России.

Фет в свою же очередь показывает внутреннюю связь мира природы и мира человека, в своих стихотворениях он одушевляет природу, создает пейзажные картины, которые отражают состояние души человека. Лето у Фета со сверкающим жгучим воздухом, с синим, подернутым дымком небом, с золотыми переливами - только из таких сравнений можно сделать вывод, что Фет один из самых замечательных русских поэтов. Пусть эти два замечательных поэта разные по манере написания, по характеру, но в одном они схожи, они любили природу, любили ее своей, необычной любовью и выражали все в своих стихотворениях.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...