Психология аномального развития
Психология больного и лечебного процесса Объект: психологические особенности пациента в условиях лечебных взаимодействий в соприкосновении с психологическими особенностями медицинского работника Предмет: мотивы и ценности врача (психолога), его представление об идеальном пациенте, а также ожидания самого пациента от процесса диагностики, лечения, профилактики и реабилитации, поведения врача или психолога. Задачи: 1) Исследование влияния особенностей взаимоотношений больного с медицинским персоналом и микросредой на процесс течения болезни и выздоровления; психология поведения медицинских работников вообще и врачей в частности, психологический климат лечебно-профилактических учреждений различного типа
2) развитие коммуникативной компетентности (• устанавливать контакт;• понимать невербальные проявления у пациента в ходе взаимодействия с ним;• слушать;• задавать вопросы определенного типа;• сохранять спокойствие и уверенность; • контролировать свои реакции. 3) развитие коммуникативной толерантности врача, с которой он в состоянии переносить субъективно нежелательные, неприемлемые для него индивидуальные особенности пациентов, отрицательные качества, осуждаемые поступки, 4) устранение чувства страха у пациента при учете индивидуальной значимости психологических факторов, влияющих на его поведение в этой ситуации Контингент: врач и больной, сестра и больной и врач-сестра-больной.
Психология аномального развития Предмет: закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками.
Объект: психическое развитие ребенка Задачи: · изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях, и прежде всего, в условиях коррекционного обучения; · создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития; · разработка средств психологической коррекции недостатков развития; · психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений; · психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях; · психологическое изучение социальной адаптации лиц с недостатками; · психологическая коррекция дезадаптации. · Теоретические- Проблема нормы и патологии. Выявление структуры дефекта и механизмов его формирования при различных вариантах дисонтогенеза. · Воздействие – коррекция отклонений в развитии. Методы: 1) Экспертная оценка, оценка уровня развития ребенка с помощью количественных методик 2) Изучение продуктов деятельности аномальных детей. (детские рисунки, поделки, учебные работы: диктанты, упражнения, решение задач и т. д.), можно понять особенности работы ребенка. 3. Метод наблюдения в процессе спонтанной деятельности ребенка при минимальном вмешательстве со стороны наблюдающего. Контингент: Типы нарушений психического развития (по В.В. Лебединскому):
• недоразвитие - ранее время поражения, незрелость мозга. Пример: умственная отсталость, психические функции недоразвиты, вынужденная недостаточность высших психических функций - мышления, речи; задержанное развитие — замедление темпов формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией наиболее ранних возрастных этапах, мозаичность поражения — наряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохраненные; поврежденное развитие — более позднее, после 2—3 лет, патологическое воздействие на мозг. Пример — органическая деменция: расстройства эмоциональной сферы и личности, нарушения целенаправленной деятельности, грубый регресс интеллекта; дефицитарное развитие — тяжелые нарушения отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата; искаженное развитие. Пример - ранний детский аутизм: нарушение последовательности развития функций; дисгармоническое развитие - диспропорциональность психики в ее эмоционально-волевой сфере. Пример - психопатия.
Современное: - психологическая диагностика и коррекция отклонений детского поведения и вневрачебная помощь трудным детям. 1. Выявление и систематизация патологической симптоматики и ее психологическая квалификация. 2. Осуществление структурного анализа расстройств, выявление первичных симптомов, связанных с болезнью, а также вторичных симптомов, обусловленных аномальным развитием в условиях болезни. 3. Разработка программы психокоррекционных мероприятий в зависимости от характера, происхождения и конкретного механизма нарушений, направленной на их предупреждение, уменьшение или устранение. 4. Проведение восстановительного обучения детей с нарушениями высших психических функций, таких как речь, мышление, чтение, счет, письмо, конструктивная деятельность, имеющих место при локальных поражениях мозга.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|