Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психология аномального развития

Психология больного и лечебного процесса

Объект: психологические особенности пациента в условиях лечебных взаимодействий в соприкосновении с психологическими особенностями медицинского работника

Предмет: мотивы и ценности врача (психолога), его представление об идеальном пациенте, а также ожидания самого пациента от процесса диагностики, лечения, профилактики и реабилитации, поведения врача или психолога.

Задачи:

1) Исследование влияния особенностей взаимоотношений больного с медицинским персоналом и микросредой на процесс течения болезни и выздоровления;

психология поведения медицинских работников вообще и врачей в частности, психологический климат лечебно-профилактических учреждений различного типа

 

2) развитие коммуникативной компетентности (• устанавливать контакт;• понимать невербальные проявления у пациента в ходе взаимодействия с ним;• слушать;• задавать вопросы определенного типа;• сохранять спокойствие и уверенность; • контролировать свои реакции.

3) развитие коммуникативной толерантности врача, с которой он в состоянии переносить субъективно нежелательные, неприемлемые для него индивидуальные особенности пациентов, отрицательные качества, осуждаемые поступки,

4) устранение чувства страха у пациента при учете индивидуальной значимости психологических факторов, влияющих на его поведение в этой ситуации

Контингент: врач и больной, сестра и больной и врач-сестра-больной.

 

 

Психология аномального развития

Предмет: закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками.

Объект: психическое развитие ребенка

Задачи:

· изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях, и прежде всего, в условиях коррекционного обучения;

· создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития;

· разработка средств психологической коррекции недостатков развития;

· психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений;

· психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях;

· психологическое изучение социальной адаптации лиц с недостатками;

· психологическая коррекция дезадаптации.

· Теоретические- Проблема нормы и патологии. Выявление структуры дефекта и механизмов его формирования при различных вариантах дисонтогенеза.

· Воздействие – коррекция отклонений в развитии.

Методы: 1) Экспертная оценка, оценка уровня развития ребенка с помощью количественных методик 2) Изучение продуктов деятельности аномальных детей. (детские рисунки, поделки, учебные работы: диктанты, упражнения, решение задач и т. д.), можно понять особенности работы ребенка. 3. Метод наблюдения в процессе спонтанной деятельности ребенка при минимальном вмешательстве со стороны наблюдающего.
4. Осуществление структурного анализа расстройств, выявление первичных симптомов, связанных с болезнью, а также вторичных симптомов, обусловленных аномальным развитием в условиях болезни.
5. Разработка программы психокоррекционных мероприятий
4. Проведение восстановительного обучения детей с нарушениями высших психических функций, таких как речь, мышление, чтение, счет, письмо, конструктивная деятельность, имеющих место при локальных поражениях мозга.

Контингент:

Типы нарушений психического развития (по В.В. Лебединскому):

недоразвитие - ранее время поражения, незрелость мозга.

Пример: умственная отсталость, психические функции недоразвиты, вынужденная недостаточность высших психических функций - мышления, речи;

задержанное развитие — замедление темпов формирования позна­вательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией наиболее ранних возрастных этапах, мозаичность поражения — наряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохраненные;

поврежденное развитие — более позднее, после 2—3 лет, патоло­гическое воздействие на мозг. Пример — органическая деменция: расстройства эмоциональной сферы и личности, наруше­ния целенаправленной деятельности, грубый регресс интеллекта;

дефицитарное развитие — тяжелые нарушения отдельных сис­тем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата;

искаженное развитие. Пример - ранний детский аутизм: нарушение последовательности развития функций;

дисгармоническое развитие - диспропорциональность психики в ее эмоционально-волевой сфере. Пример - психопатия.

 

Современное:

- психологическая диагностика и коррекция отклонений детского поведения и вневрачебная помощь трудным детям.

1. Выявление и систематизация патологической симптоматики и ее психологическая квалификация.

2. Осуществление структурного анализа расстройств, выявление первичных симптомов, связанных с болезнью, а также вторичных симптомов, обусловленных аномальным развитием в условиях болезни.

3. Разработка программы психокоррекционных мероприятий в зависимости от характера, происхождения и конкретного механизма нарушений, направленной на их предупреждение, уменьшение или устранение.

4. Проведение восстановительного обучения детей с нарушениями высших психических функций, таких как речь, мышление, чтение, счет, письмо, конструктивная деятельность, имеющих место при локальных поражениях мозга.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...