Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Свод определений таможенного тарифа




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»

 

Контрольная работа

по курсу «Внешнеэкономическая деятельность»

Тема №6. История развития российского таможенного тарифа.

 

 

Санкт-Петербург 2009 год


Содержание

1. Введение

2. Истоки таможенного тарифа

3. Свод определений таможенного тарифа

4. Таможенный тариф сегодня и товарная номенклатура

5. Дифференциация ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара

6. Группировка целей и видов действий с таможенными пошлинами в аспекте задач внутренней экономической политики государства

7. Группировка целей и видов действий с таможенными пошлинами в аспекте задач внешней экономической политики государства

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Развитие рыночных отношений существенно расширило возможности внешнеэкономической деятельности. В результате проводимой в России экономической реформы все организации независимо от организационно-правовой формы, зарегистрированные на территории Российской Федерации, получили право выхода на внешний рынок.

Внешнеторговая деятельность – это предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них. Необходимо отметить, что внешнеэкономическая деятельность включает в себя не только внешнеторговую деятельность, но и производственную кооперацию, научно-техническое, инвестиционное сотрудничество, валютные и финансово-кредитные операции.

Главными видами ВЭД являются экспорт товаров, работ, услуг, импорт, реэкспорт, реимпорт, бартерные операции, компенсационные операции, встречные закупки, операции на давальческом сырье, выкуп устаревшей продукции, производственная кооперация, промышленное сотрудничество, комбинированные операции.

Субъектами ВЭД в соответствии с законодательством РФ могут выступать российские и иностранные лица. К российским участникам внешнеэкономической деятельности относятся: юридические лица, созданные в соответствии с российским законодательством и находящиеся в РФ; физические лица, имеющие постоянное местожительство на территории РФ. Все иные лица принадлежат к иностранным участникам ВЭД.

Внешнеэкономическая деятельность регулируется таможенным, налоговым, гражданским законодательством. Большую роль в ее регламентации играют валютное законодательство и нормы международного частного права.

Таможенное законодательство РФ включает в себя три основополагающих закона – Таможенный кодекс, Закон «О таможенном тарифе» и Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (кроме того, таможенные вопросы затрагиваются примерно еще в 20 законах); порядка 50 указов Президента РФ; более 3500 документов ГТК России; множество правовых актов региональных таможенных управлений и таможен.


Истоки таможенного тарифа

 

В России история таможенного дела имеет более чем 1000-летний период существования и прослеживается от взимания денежных сборов и пошлин с продаваемых или обмениваемых предметов в оживленных торговых пунктах и на перекрестках древних торговых путей, от возникновения там сборных торговых или так называемых «гостиных» мест, пунктов промышленного обмена, перевалки и складирования товаров. Их появление историки относят к VIII веку в Киевской Руси.

Если верить историкам, термин «тариф» в понимании «бесспорная оплата» - бесспорная с точки зрения формы (только наличными), времени оплаты (здесь и сейчас) и размера (именно столько, ни больше, но и не меньше) – был впервые применен во Франции в эпоху Крестовых походов или немного позже. Сам термин пришел во французский из арабского, а в Леванте тарифом называли портовый сбор с кораблей, который шел на содержание маяков и карантинов, и был он одинаков для всех. Во Франции этот термин, если верить Фернану Броделю, появился не позднее пятнадцатого века, и означал он плату за услуги, определяемую коллективным органом управления – например, ратушей города Тулузы за услуги …палача! Или венецианской Сеньорией за перевозку людей и грузов на судах, принадлежавших городу. Частные владельцы назначали за свои услуги не тариф, а таксу – то есть плату, в отношении которой можно было договариваться, если таковая не устраивала заказчика. Поскольку налог представитель услуги платил как с фактического, так и с вмененного дохода, то у таксы были определенные пределы, ниже которых сделка состояться не могла. Наконец, третья из известных истории экономики форм взаиморасчетов называлась словом «салари» – которое означало в общем понимании жалование за определенные затраты рабочего времени. Жалование зависело не только от доброй воли работодателя и наемного работника, но и от конъюнктуры рынка: самые дорогие миланские и нюренбергские мастера-оружейники фактически диктовали свои цены за счет высокого авторитета своей торговой марки, вынуждая заказчика рассчитывать свои желания в соответствии с кошельком.

По мере становления национальных государств и возникновения колониальных политик у монархов возникла насущная необходимость организации собственных экономик, причем в, прежде всего, сохранения важнейших государственных атрибутов «без которых нельзя»: государственного строя, международного суверенитета и территориальной целостности. Поскольку главным инструментом внешней политики были армия и флот, способные защищать, прежде всего, экономические возможности – то ли частного капитала, как в Европе, то ли государственного, как в России – важнейшим инструментом государственного регулирования становилась государственная граница. Тот предел, за которым утверждение собственного приоритета чаще всего осуществлялось военной силой. Но граница государственная априори становилась границей экономической: это была та черта, на которой вступали в действие экономические законы данной страны, скрепленные личным авторитетом монарха. И именно на границе начинал применяться инструмент экономической политики, именуемый тарифом. Очень долгое время это был тариф таможенный. Именно на нем отрабатывалась практика и технология тарифной деятельности практически во всех странах. Осуществляли эту деятельность, как правило, лица близкие к королю-царю-императору, то есть Двор.

Первая общественная организация в Российской империи – Вольно-экономическое общество – было учреждено через три года после прихода к власти Екатерины Второй и через девять лет после упразднения последней в России внутренней таможни: в 1765 году. Одной из первых рекомендаций Вольно-экономического общества стало введение протекционистского тарифа для защиты не столько внутреннего рынка (внешняя торговля России была незначительной), сколько одних производителей перед другими. Попытка взломать внутренний рынок за счет внедрения мощного корпоративного еврейского капитала (после раздела Польши Российской империи достались территории, на которых плотность еврейского населения была самой высокой в Европе) была осуществлена отнюдь не экономическими методами: введением черты еврейской оседлости, внутри которой был установлен свой торговый тариф и система налогообложения.

После Великой Французской революции у таможенного тарифа появляется еще одно качество: именно с его помощью формировались антинаполеоновские коалиции, именно при помощи торговых и таможенных тарифов Наполеон намеревался изолировать и обескровить Англию. Павел Первый, сторонник Наполеона, в 1797 году ввел очень высокий тариф на торговлю с Англией, в 1800 году – сделал его еще более высоким. Обороты на рынке корабельного леса резко упали, англичане несли значительные убытки. Положение было исправлено лишь после убийства Павла Первого и воцарения Александра Первого: в 1801 году последовало значительное снижение торговых тарифов с Англией. Но ненадолго.

Политика континентальной блокады, осуществлявшаяся Наполеоном, в общем, сводилась к одной, но крайне эффективной мере: «разорить торговлю врага, чтобы лишить его возможности воевать». Главный противник – Англия. Ее экспортные товары – колониальные товары и хлопок - облагаются гигантским (в десятки раз большим по сравнению с первоначальным) таможенным тарифом. Обложению подлежали какао, кофе, тонкие полотна, сахар, хлопок-сырец и другие товары. В конечном счете, такая политика принесла Наполеону доход в 150 млн. франков (за счет таможенных конфискаций и борьбы с контрабандой), но в значительной степени ослабила собственную экономику Франции.

Россия была вынуждена присоединиться к континентальной блокаде в 1807 году. Три года Александру удавалось лавировать с торговыми тарифами, но в 1810 году были приняты строго запретительные тарифы. Лишь в 1815 году, после Венского конгресса, который подвел итоги Наполеоновским войнам, тарифы на торговлю с европейскими странами были значительно снижены.

К 20-30-м годам XIX века относится и первая в России «финансовая революция», известная также как реформа Канкрина. Егор Францевич Канкрин, министр финансов Александра I и Николая I, восстановил финансовую систему страны после войны с Наполеоном, ввел серебряное денежное обращение, наконец, ввел протекционистский тариф, направленный на развитие собственной промышленности внутри страны. К сожалению, наиболее экономически прибыльной промышленностью в то время было винокурение, и поощрение этой деятельности оказалось палкой о двух концах. Тем не менее, доходы от этой политики обращались в бюджет, что позволило уйти от дефицита уже через год после назначения Канкрина на эту должность, в 1824 году.

В 20-е годы XIX века Россия училась использовать торговые и таможенные тарифы для развития окраинных территорий. Речь идет о введении системы порто-франко в Одессе, что позволило настолько продвинуть развитие территории, что Одесса уже к концу 20-х годов была четвертым по величине городом Империи после Москвы, Петербурга и Варшавы. Впоследствии этот же опыт был использован во Владивостоке.

До Крымской войны вся российская внешняя торговля разделялась на два пространства: Европейская и Американская. В европейской торговле вся тарифная политика осуществлялась Министерством финансов по согласованию с различными заинтересованными ведомствами (или «придворными группировками»). Американская торговля велась Российско-Американской компанией, ставшей ко времени своего расцвета в тридцатых годах девятнадцатого века крупнейшей корпорацией мира. Российско-Американской компания не была государством, поэтому не устанавливала тарифов. Она очень гибко вела целевую политику в зависимости от спроса на главный товар – пушнину. Однако отсутствие долговременной политики развития и отстраненность государства от управления компанией привели ее к краху после почти 60 лет существования. После чего вся российско-американская торговля замерла почти на сорок лет.

После Крымской войны тарифная политика России направлена, прежде всего, на защиту собственного производителя, по сути говоря, рынка труда. Очень высокими пошлинами облагались товары идентичные тем, которые производились в самой России, тарифом пониже – те, которые не могли составить реальной конкуренции произведенным в стране. Политика потерпела крах: реально Россия ни в чем соперничать с Европой не могла.

Поэтому таможенный тариф 1868 года был выстроен по другому принципу: уменьшены пошлины по 152 статьям, уравнены пошлины по морской и сухопутной границам. Наименьшей пошлиной на ввоз облагалось сырье, наивысшей – готовых фабрикатов. Однако и эта политика не дала ожидаемого результата: уже с середины семидесятых Россия опять возвращается к протекционизму. С 1877 года таможенные пошлины начали взимать золотой валютой, что сразу увеличило их номинальную стоимость на 25%. До 1891 года все таможенные пошлины были направлены на поддержание развития собственной индустрии, таможенная политика была на особом контроле у Александра III.

Новые принципы тарифной политики были закреплены в Государственном тарифе 1891 года, предоставленном Министерством финансов. Этот тариф соединял, систематизировал все положительно себя зарекомендовавшие изменения предшествующих лет и был нацелен на поддержание тех отраслей промышленности, которым существовавшей поддержки было недостаточно: в первую очередь торговому мореплаванию, сельскому хозяйству и металлургии. Так, пошлины на ввозимые сельскохозяйственные машины были снижены до минимальных, - и через два года Россия стала самым крупным импортером немецких косилок и паровых молотилок.

К 90-м годам относится радикальное изменение российской тарифной политики, выразившееся в принятии двойного конвекционного тарифа. До 1890 года таможенный тариф России носил вполне автономный характер: однородные иностранные товары, привозимые в Россию, облагались одинаковыми пошлинами, независимо от страны-производителя. В то же время таможенная борьба западноевропейских государств привела к системе двойного конвекционного тарифа: договаривающиеся стороны делали взаимные уступки в пошлинах на товары, в получении или сбыте которых они были заинтересованы. Такие договоры были заключены между Германией, Австро-Венгрией, Италией, Швейцарией и Бельгией и вступили в действие с февраля 1892 года. В среднем пошлины были повышены на 30% и с 20 июля 1893 года был установлен двойной таможенный тариф: общий для стран, благоприятствующих нам, и повышенный – для прочих. Первый торговый договор на конвекционных началах был заключен с Францией. Основным его положением было обоюдное пользование правом благоприятствующей нации во всем, что касается ввоза, вывоза, транзита и прочее. Кроме того, обе стороны обязались не допускать в пользу фабрикатов третьего государства никаких льгот, которые не были бы распространены на произведения договаривающейся стороны. На основании этого договора Франция понизила пошлины на керосин на 50%, открыв тем самым французский рынок для русских нефтепродуктов. Впоследствии такие же договора были заключены с Германией, Австро-Венгрией, Болгарией, Данией, Португалией, Сербией, Японией, Тунисом. Но! Не с США, Англией и Турцией.

Первым русским теоретиком тарифной политики был Сергей Юльевич Витте, математик по образованию, начинавший карьеру билетным кассиром, а закончивший ее Председателем Совета Министров Российской империи. Именно он написал в 80-е годы книгу «Принципы железнодорожных тарифов», которая выдержала четыре издания только при жизни автора и была переведена на 6 языков. Смысл принципов в следующем:

· Тарифы должны регулировать интересы частного производителя и государственной казны с учетом интересов каждого, причем на длительный срок. Как минимум, на срок окупаемости вложенного капитала.

· Тарифы должны быть явными. То есть их нельзя скрывать ни от конкурентов, ни от государственного фиска.

· Тарифы должны обеспечивать поступления в бюджет, поэтому не могут быть изменяемы произвольно и в угоду конъюнктуре рынка.

· Тарифы не могут решить всех проблем защиты собственного рынка и привлечения капиталов извне. Они должны быть частью продуманной и долговременной государственной политики «покровительствования собственной экономике».

· Тариф должен соотноситься с платежеспособностью населения. Вполне возможно начинать с низкого тарифа, повышая его по мере обогащения народа.

· Государственный тариф должен иметь силу закона.

Все эти принципы С.Витте пришлось применить на практике во время российско-германской «таможенной войны из-за 10 копеек с пуда». В течение года 1893-94 Германия пыталась изменить русские тарифы на хлебную торговлю и совсем снять тарифы на поставки сельхозмашин. Ни того, ни другого Витте сделать не дал, и в 1894 году был подписан взаимовыгодный договор между Россией и Германией.

Сама по себе история тарифа – это история государственного управления экономической системой во всей ее полноте: и в отношении частного бизнеса, и в отношении государственного сектора экономики, и в отношении транснациональных корпораций, первыми из которых были крупнейшие торговые компании – как, например, английская Ост-Индская. Тариф был самым гибким инструментом этой деятельности, позволявшим доводить управление до высокого искусства, в некоторой степени – даже до изощренности. Но вместе с тем его природа оставалась прежней, такой, какой была со времен Крестовых походов. И в наиболее точном переводе с арабского «тариф» - это то, с чем не спорят…

В 1948–1994 образовалось генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) (The General Agreement on Tariffs and Trade – GATT) – международная экономическая организация, регулировавшая правила международной торговли согласно принципам либерализма, предшественница ВТО.

Россия и ГАТТ. Необходимость активно интегрироваться в мировую торговлю назрела для нашей страны довольно давно. Уже в годы существования СССР предпринимались попытки установить контакты с ГАТТ. В середине 1960-х СССР получил приглашение присоединиться к ГАТТ, а в 1973 – принять участие в «токийском раунде». Тогда, однако, советское правительство не откликнулось на эти призывы. Лишь в 1979 Политбюро ЦК КПСС приняло официальное решение о сближении с этой организацией. В 1986 СССР обратился в ГАТТ с официальным заявлением о намерении участвовать в качестве наблюдателя в «уругвайском раунде» торговых переговоров, но теперь уже ГАТТ оставил эту просьбу без ответа. Торможение вступления СССР в ГАТТ выглядело неоправданным, поскольку уже в конце 1980-х в эту организацию входили не только почти все развитые и большинство развивающихся стран, но и некоторые социалистические государства (Венгрия, Куба, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия). Только в мае 1990 СССР получил статус наблюдателя ГАТТ.

Ситуация принципиально изменилась с образованием Российской Федерации. Новое государство стремилось как можно скорее выйти из разорительной изоляции и установить контакты со всеми международными организациями, включая ГАТТ. Одновременно исчезли идеологические барьеры, тормозившие принятие в ГАТТ стран социалистического лагеря. В 1993 Россия подала заявку о вступлении в ГАТТ, получила подтверждение статуса наблюдателя и согласие на переговоры о ее присоединении к этой организации. На рубеже 1990–2000-х Россия проводит активные консультации по вступлению в ВТО – правопреемницу ГАТТ.

Свод определений таможенного тарифа

№ п/п Источник Определения таможенного тарифа
1. Таможенное дело в капиталистических странах. – М., 1939. - Содержание ввозных таможенных тарифов составляет перечень товаров с указанием для каждого наименования товара ставки таможенной пошлины, подлежащей взиманию при ввозе. Круг товаров, перечисленных в таможенном тарифе, составляет его номенклатуру. - Под таможенными пошлинами следует понимать сборы, взимаемые в таможне при ввозе иностранных товаров или вывозе туземных.
2. Международная торговля и Внешняя торговля СССР. – М., 1941. Под таможенным тарифом понимаются систематизированные сводки таможенных пошлин, т.е. ставок налогов, которые взимаются в данной стране с ввозимых в ее пределы иностранных товаров или с вывозимых за ее пределы национальных товаров.
3. Международная торговля. Под ред. И.С. Потапова, Г.С. Рогинского, Ю.Н. Капелинского. Внешторгиздат. – М., 1954 Таможенным тарифом называется систематизированная сводка таможенных пошлин на все товары, подлежащие обложению, а также товаров, допускаемых беспошлинно при ввозе их на таможенную территорию данной страны или при вывозе их за пределы этой страны.
4. Дюмулен И.И. Современный тариф и нетарифный протекционизм. – М., 1975 Таможенный тариф любой страны представляет собой систематизированный перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами. Эти товары объединены в группы по признаку происхождения (промышленные, растительные и т.п.) и по степени обработки (сырье, полуфабрикаты, готовые изделия). По каждому товару указывается размер пошлины, которой он облагается.
5. Булгай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. – М., 1996 Таможенные пошлины объединяются в таможенном тарифе, представляющем собой список (или реестр) облагаемых таможенными пошлинами товаров.
6. Киреев А.П. Международная экономика, ч.1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. – М., 1997 Таможенный тариф в зависимости от контекста можно определять как: - инструмент торговой политики и государственного регулирования рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком; - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с ТН ВЭД; - конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае таможенный тариф полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.
7. Овчинников Г.П. Международная экономика. – СПб., 1998 Таможенный тариф представляет собой сбор, взимаемый с таможенной стоимости товаров при пересечении ими таможенной границы государства по заранее установленным ставкам.
8. Данильцев А.В. Международная торговля: инструменты регулирования. – М., 1999 Таможенный тариф – это законодательный кат, содержащий перечень ставок таможенных пошлин, упорядоченных в соответствии с товарной номенклатурой, которая применяется для классификации товаров во внешней торговле той или иной страны.
9. Рабочая книга таможенника. Выпуск 7: СюСю Дамкочьян Таможенное право Европейского Сообщества/ Под ред. А.В. Федорова. – СПб., 2001 В Европейском праве распространено следующее определение: в отличие от других видов таможенных сборов, таможенная пошлина представляет собой особый вид государственного налога, взимаемого с ввозимых или вывозимых товаров в силу факта пересечения ими таможенной границы ЕС, П своей природе она сочетает в себе черты как фискального сбора, так и протекционистского инструмента по защите внутреннего рынка.
10. Рандин А.В. Новый подход к построению таможенного тарифа. – Таможенная служба России на защите экономических интересов страны: Материалы докладов Всероссийской научно-практической конференции. – М., РИО РТА, 2003. Таможенные пошлины не являются теми налогами, которые взимаются внутри страны, а представляют собой форму изъятия дифференциальной ренты, возникающей вследствие различий экономических условий производства в национальной и мировой экономике; поэтому они должны аккумулироваться не в федеральном бюджете, а во внебюджетном фонде развития фундаментальной науки целевого назначения…
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...