Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конфликт братьев Лихудов с Иерусалимским патриархом Досифеем.

Семинар «Братья Лихуды. Их роль и значение в деле развития духовного образования в Российском государстве».

Участники: Проходцев Михаил, Любый Александр, Пигилев Павел.

Каковы обстоятельства приезда братьев Иоанникия и Софрония в Россию?

Иоанникий Лихуд (1633-1717) и Софроний Лихуд (1652-1730) — греческие православные монахи, первые преподаватели Славяно-греко-латинской академии — первого официального утвержденного высшего учебного заведения в Русском государстве.

Начало их преподавательской деятельности в Москве в 1685году ознаменовало окончательную победу «грекофильской» партии над «латинской» в богословских спорах и политической борьбе того времени в Русской Церкви и при царском дворе.

 

Когда русское правительство задумалось начать высшую школу с именем академии, царь Федор и патриарх Иоаким просили Восточных Патриархов о присылке в Москву православных и искусных учителей. В то время братья Лихуды с марта 1683г. Жили в Константинополе у патриарха Досифея II.Последний предложил Лихудам отправиться в Москву, снабдив их рекомендательными грамотами и деньгами на дорогу.

Что нам интересно в деятельности братьев Лихудов:

· по созданию Славяно-греко-латинской Академии в контексте изучения вопросов образования и просвещения в России в XVII в

· связанная с проблемами богословия и полемической деятельностью, которую вели Лихуды в России в конце XVII в. Их работы, посвященные богословским спорам о времени пресуществления святых даров, которые проходили в XVII в.

· связанная с их участием в политической жизни и, в связи сэтим, история их взаимоотношения с патриархом Досифеем.

 

Деятельность братьев Лихудов.

В 1682 через два года после смерти Симеона Полоцкого, Привилегия была, наконец, подана (уже из рук С.Медведева) к утверждению царем Федору Алексеевичу(1676–1682). Но подписать не успевает в связи с его кончиной.

В 1685 идея создания Академии получила благословение Святейшего Патриарха Московского и всея России Иоакима. Первыми преподавателями начавшей создаваться Академии стали два известных греческих богослова – братья Иоаким и Софроний Лихуды, прибывшие в Москву с рекомендательной грамотой от Восточных Патриархов. В основу их академии были положены открытая еще в 1682г. Типографская и созданная в 1685г. Богоявленская школы.

Судя по записям Патриаршего приказа, к Рождеству 1687 года в академии числилось 76 учащихся: 2 иеромонаха, 2 иеродиакона, один монах; бельцов: учеников верхней школы—5 человек (верхней статьи) и 9 (второй статьи). В средней школе было 35 учеников, в нижней — 27. В 1688 году школа вмещала – уже 163, еще через год – 182). Академический курс начинался с подготовительного класса, который назывался «русской школой». После него ученики переходили в «школу греческого книжнего писания», изучали славянскую и греческую грамматику и латынь, затем приступали к изучению иных предметов, соответствующих высшей ступени обучения, – риторики, диалектики, богословия, физики. Лихудам было повелено-«подавать все свободные науки на греческом и латинском языке постепенно» в момент основания школы — в 1685 года. Это объесняется тем, что они ехали в Москву открывать не среднюю школу (она уже существовала, как мы видим из контекста ранее), а высшую.

Братья Лихуды сами составляли учебники по всем предметам, следуя образцам учебных книг европейских университетов. Так, в учебный материал были включены труды Аристотеля, Демокрита, Кампанеллы, примеры из литературных произведений и богословских текстов.

Стоит отметить саму систему образования и учебники Лихуды не копировали слепо с запада, проявляя самостоятельность, а в ряде случаев и весьма значительную. Главное, они осуществляли критическую переоценку и переосмысливание материала с позиций святоотеческого православного учения. С этой точки зрения большой интерес представляет прочитанный Софронием курс риторики.

Что касается богословия, то академия осталась в его направление. Не смотря на то, что братьям не удалось прочитать лекций. Эта направленность осталась благодаря патриарху. Прежде всего от учеников требовалось умение читать в подлиннике отцов Церкви, переводить богословскую и богослужебную литературу и выступать в качестве квалифицированных справщиков.

1688 году Иоанникий ездил с русским посольством в Венецию, где пробыл более трех лет; поэтому второй курс Софроний вел один и довел его к возвращению брата тоже до физики.

Конфликт братьев Лихудов с Иерусалимским патриархом Досифеем.

Патриарх Досифей, в 1692 году он прислал им свою похвальную грамоту, но потом вдруг стал действовать против них, будучи возбужден к тому наветами на них разных завистливых греков, с которыми Лихуды держались не совсем по-землячески и не желали делиться своими деньгами. В 1693 году патриарх отправил в Москву три послания — к царям, патриарху Адриану и самим Лихудам, в которых решительно требовал, чтобы латынь была вовсе изгнана из академического курса, Лихудов укорял за то, что они не занимаются будто бы своим делом, а забавляются около физики да философии, называл их не Лихудами, а Ликудиями (от vkos — волк), грозил им даже отлучением. В угоду ему ученых братьев отставили от академии и предоставили им преподавать при типографии итальянский язык. Но Досифей был недоволен и этим — требовал, чтобы их вовсе выгнали из Москвы, и обвинял их в гордости, в самозванном присвоении княжеского титула и даже в сношениях с турецким правительством. После этого в 1701 г. их удалили в Ипатьевский монастырь.

Быстрый упадок академии после высылки Лихудов.

Место их заняли в академии их ученики, не имевшие уже ни такого образования, ни такого авторитета, как они. Академический курс сократился; латынь была совершенно из него изгнана. Патриарху Адриану было не до академии; все внимание его было обращено на истребление латинских и протестантских ересей. А между тем в академии был сильный недостаток в учителях. Да она и сама была теперь совсем заброшена; здания ее не ремонтировались, так что в них потолки и печи обвалились, и учиться было негде. В 1697 г. царь Петр в одной беседе с патриархом выразил большое недовольство таким беспризорным ее положением и указал на необходимость опять вызвать в нее киевских ученых. В 1700 г. патриарх должен был сделать ее блюстителем одного из таких же заграничных выходцев иеромонаха Палладия Роговского. Палладий этот был из лихудовских учеников, но довершил свое образование за границей, где учился все в католических коллегиях и где, конечно, должен был, как и все подобные ему ученики, отречься от православия. Но и этот ученый не смог уже поднять академии, скоро он умер († 1703), как раз в то время, когда киевские ученые стали снова усиливаться в Москве, и их латинское образование положено было сделать господствующим в академии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...