Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Абдуллах Абу АбдуРрахман. Египет, Каир.

Положения брака в Исламе.

 

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому мы взываем о помощи и молим о прощении.Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого ведёт Аллах по прямому пути, того никто не собьёт, а кого Он оставил, того никто не наставит на правильный путь. Мы свидетельствуем, что Мухаммад - раб Аллаха и Его Посланник, а затем...

 

Вступление.

 

Не является секретом для мусульманина важность и значение, которое придал шариат вопросу бракосочетания, создания семьи. Так как семья является маленьким государством из которых состоит исламское общество, и по степени здравости этого маленького государства будет здоровым мусульманское общество. Поэтому принимая во внимание важность этого вопроса, а так же отсутствие достаточной литературы на русском языке я решил с помощью Аллаха внести скромный вклад в донесение полезного знания для мусульман тем более в этом важном вопросе. И после недолгого колебания перед выбором книги, которая бы послужила основой в этой работе выбор пришелся на книгу доктора Умара Сулеймана аль-Ашкар (да сохранит его Аллах). Так как нашел ее лучшей из того что написано в этом вопросе из тех работ, с которыми мне довелось познакомиться.

Поэтому прошу Аллаха принять у меня эту скромную работу, а так же вознаградить шейха доктора Сулеймана аль-Ашкар, который стал причиной донесения этой важной информации до русскоязычного мусульманина.

 

Первый раздел.

 

Определение бракосочетания, разъяснение его важности и законности.

 

Смысл слова бракосочетание (араб. Ан-никах) в арабском языке возвращается к смыслу прижимание, соединение.

Поэтому арабы и назвали договор бракосочетания (никах), т.к. мужчина и женщина связываются этим договором. Однако в арабском языке у этого слова есть и другое значение помимо смысла договора. Слово (никах), как в арабском языке, так и в Коране пришло в смысле полового сношения поэтому ученые разошлись в том, что если в контекстах Корана и Сунны пришло слово (никах), что имеется в виду под ним в основе - договор или половой акт? Так как если скажем, что в основе этот договор например, то к другому смыслу нельзя переходить только через доказательство и значит все положения пришедшие в этом контексте будут изначально касаться только договора. Если же это в основе половой акт, то соответствующе не переходиться к смыслу договора кроме как через дополнительные доказательства.

Сказали ханафитские ученые — основа в слове (никах) — половое сношение, а договор это переносный смысл, к которому не переходит только через доказательство. см. Хамияту ибн Абидин 5/3

Сказали шафиитские и ханбалитские ученые основа в (никах) — договор, и половой акт, является переносном смыслом. см. Мугнии аль-Мухтадж 123/3, Мугни ибн Кудамах 333/7.

У каждой из этих групп ученных доказательства из слов арабов и из Корана, так же это разногласие отражается на некоторых фикховских вопросах. Все это здесь не будет разбираться, так как цель - просто ознакомить с значениями этого слова. В этом вопросе есть и третье мнение, и это мнение шейхуль-ислям ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах), который склонился к тому, что слово (никах) в языке шариата включает в себя как договор, так и половой акт изначально. см. маджмуа аль-фатава 113/32 — 86/21 — 421/21.

 

Определение никаха в терминологии ученных по фикху:

 

Говорит шейх Усеймин (да смилуется над ним Аллах): «(никах) в шариате это заключение брака между мужчиной и женщиной с целью довольствоваться ею, иметь потомство и достижения других польз заключенных в бракосочетании». см. Аш-шарху аль-Мумти аля зади аль Мустакна 10/116

 

Раздел. Доказательства законности никаха и его шариатское положение.

 

Указали коранические тексты, а также тексты Сунны на законность никаха в Исламе.

Сказал Всевышний Аллах:

«Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих». Сура ар-Рум 21

 

Также сказал: «Женитесь на тех женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех». Ан-Ниса 3

 

Также побудил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, к браку. Передает Абдуллах ибн Амр аль-Ас то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Эта жизнь временное удовольствие и лучшее удовольствие этой жизни — благочестивая, праведная женщина». Муслим, Ан-Насаи. см. Джамиу аль-Усуль 428/11

Также передает Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Женятся на женщине из-за четырех свойств — из-за ее денег, родословной, красоты, религии; выиграет женившийся на обладающей религией». Аль-Бухари, Муслим см. Джамиу аль-Усуль 429/11

Также побудил посланник Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, способных к бракосочетанию, сказав: «О, молодые люди, кто имеет из вас возможность жениться, пусть женится, так как брак помогает опускать взор и сохранять, удерживать половые органы. Кто же не может, то пусть постится, так как пост для него кастрация. Аль-Бухари 119/4, Муслим 1019/2

Также посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сильно порицал тех, кто хотел оставить брак, приближаясь этим оставлением к Аллаху.

Передает Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пришла группа из трех человек к домам жен посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и принялись спрашивать о поклонении посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Когда им сообщили об этом, как будто они посчитали, что это мало (т.е. поклонения посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в их взгляде было мало) и они сказали: «Где же тогда мы в сравнении с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а ведь Аллах простил ему грехи» (смысл этого, что эти люди, когда узнали, что поклонение посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не такое уж большое как им показалось, однако Аллах простил ему все грехи, тогда им нужно делать на много больше этого). Сказал один из них: «Я буду выстаивать постоянно ночную молитву и не буду спать». Сказал второй: «Я буду постоянно постится». Сказал третий: «Я отдалюсь от женщин и не буду никогда жениться». Когда пришел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то сказал: «Это вы говорили то и то? Поистине я более богобоязненный чем вы, однако я пощусь и разговляюсь, выстаиваю молитву и сплю и я женюсь на женщинах. Тот же кто отворачивается не желая моей Сунны то он не из меня». аль-Бухари 164/9, Муслим 1020/2

Также единодушно согласилась мусульманская община на законность бракосочетания в исламе. Сказал ибн Кудама, да смилуется над ним Аллах: «Единодушно согласились мусульмане на законности бракосочетания в исламе». см. аль-Мугний 334/7.

Однако ученные после их согласия на законность разошлись в его положении. Обязателен ли он для того кто имеет физическую и материальную возможность или же он для него желателен? Говорит ибн Хазм, да смилуется над ним Аллах: «Является обязательным жениться или взять рабыню для каждого способного на половое сношение, если он находит для этого средства. Если же он не является способным, то пусть увеличит пост». Аль-Мухалля, вопрос 1815 9/573. Затем он привел в доказательство на обязательность аяты и хадисы, побуждение к бракосочетанию в которых пришли в приказательной форме. И как это известно из науки основы фикха, то что если в Коране или Сунне пришел приказ и ничто не указывает на то, что этот приказ не является обязательным, в этом случае приказанное является обязательным.

Также ученные говорящие об обязательности брака для способного мотивировали это тем, что в оставлении брака есть много плохих последствии и сторон: уподобление монахам, уменьшение числа мусульман, что ведет к их ослаблению, оставление женщин без мужей и так далее. Также это мнение некоторых ханбалитских ученных и одно из мнений имама Ахмада, да смилуется над ним Аллах, см. аль-Мугнии 2/1582.

Большинство же ученных пришли к мнению, что брак для человека способного его совершить физически и материально, и не боится в случае если он его оставит попасть в прелюбодеяние, то этому человеку жениться желательно. И они ответили на аргументы первой стороны следующим образом:

Говорит имам ибн Кудама, да смилуется над ним Аллах, после того как привел мнение первой группы ученных: «Наше же доказательство на желательность брака способному на него, это то, что Всевышний Аллах, когда приказал нам жениться связал этот приказ с нашим желанием (выбором). Он сказал: «Женитесь на той, кто вам нравится из женщин». А обязательность не может останавливаться на нашем желании (т.е. если бы это было бы обязательно, то это не было бы оставлено на выбор нам). Также слова Аллаха: «Женитесь на двух и трех и четырех», не является обязательным жениться на двух или трех или четырех по единогласному согласию ученных. Значит, все это указывает на то, что приказ жениться не является обязательным, однако является желательным. Также, что касается хадиса, приказ в нем не является обязательным. Или же является обязательным для того, кто боится попасть в грех если оставит брак». см. аль-Мугний 2/1582.

У каждой группы ученных есть еще свои доказательства в пользу своего мнения. Однако я ограничусь здесь лишь тем, что поможет приоткрыть немного этот вопрос.

Вот еще несколько слов ученных касающиеся того к кому обращен приказ жениться.

Говорит аль-Касаани, да смилуется над ним Аллах: “Нет разногласия в том, что брак является обязательным при сильном желании его. Тот, кто имеет сильное стремление к женщинам, и не способен терпеть, и он в то же время способен на калым и расходы на семью и вместе с этим не жениться, нет разногласия в том, что этот человек грешник.” Бадиу Ас-Санауии 2/228

Говорит автор ад-Дураль Мухтар: “И будет брак обязательным при сильном желании и если же он уверен в попадение в прилюбодеяние, то это становится еще более обязательным.” Хашияту ибн Абидейи 6/3

Говорит ибн Абидин, да смилуется над ним Аллах, в комментарии этих слов: “То что является средством для оставления запрещенного является обязательным (т.е. оставление прелюбодеяния является обязательным и совершение его запрещенным, поэтому то средство которое будет причиной оставления прелюбодеяния является обязательным, а в этом случае брак, если у него есть материальная способность, обязателен).” Хашияту ибн Абидин 6/3

Говорит Ибн АбдульБар, да смилуется над ним Аллах: “Брак не является обязательным кроме как для того, чье желание к браку сильно усилилось, и он является способным на него.” Анафи фи фикхи ахль аль-мадинах 2/519

Говорит Ибн Кудама, да смилуется над ним Аллах: “Известное мнение в мазхабе то, что брак не является обязателен кроме как для того, кто боится попасть в запретное если оставит его. В этом случае он обязан браком, и это мнение большей группы ученных по фикху. Аль Мугнии 1/1582

Привел имам Шаукани, да смилуется над ним Аллах, слова имама аль-Куртуби, да смилуется над ним Аллах, который сказал: “Способный на брак мужчина, который боится вреда для своего здоровья или религии если не женится и этот вред не уйдет от него кроме как через брак, никто не разногласит в обязательности брака для него.” см. Найлу аль-Аутар 6/111

Как это стало ясно, ученные не расходятся в обязательности брака для боящегося попасть в грех и обладающего материальной возможностью, так же тот кто имеет желание однако не боится попасть в запретное при этом имеющий средства позволяющие ему совершить брак, мнение большинства ученных заключается в том, что для такого человека брак является желательным. И в связи с упоминанием о материальной возможности, принятия шариатом ее во внимание хотелось бы немного объяснить этот вопрос с помощью Аллаха.

Упоминание о материальной возможности пришло в Коранических текстах касающихся бракосочетания, а так же в хадисах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Несмотря на то, что необходимо в момент аргументации приводить в первую очередь доказательства из Корана, однако в этом случае хотелось бы начать этот раздел с хадиса в виду прямого его указания на вопрос.

Передает Абдуллах ибн Мас`уд, да будет доволен им Аллах, сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “О молодые люди кто из вас может (ба`а) то пусть женится, так как брак помогает опускать взор и сохранять половые органы от попадания в запретное, тот же кто не может пусть постится, так как пост для него кастрация.” Аль-Бухари 119/4, Муслим 1019/2. Мы видим из этого хадиса, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обусловил приказ наличием, способностью на (ба`а).

Говорит шейх Али Альбассаам, да смилуется над ним Аллах, в объяснении этого слова: «Лингвистический смысл слова (ба`а) - половое сношение, однако в этом хадисе имеется в виду средства для брака, которые выражаются в калыме и расходах на семью. И смысл этого хадиса заключается в следующем: «Тот, кто может из вас или обладает причиной для полового сношения (т.е. то, что будет причиной заключения брака и соответственно разрешения половой жизни), то женитесь».

Сказал шейхуль Ислам, да смилуется над ним Аллах: “Способность для брака, упомянутая в этом хадисе – это способность, выражающаяся в обладание средствами, позволяющими совершить брак. И не имеется в виду в этом хадисе способность на половое сношение, т.к. речь обращена к способным на него обычно (молодым людям), поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Кто же не может этого то пусть постится, т.к. пост для него кастрация”.

Сказал имам аль-Куртуби, да смилуется над ним Аллах, в объяснении слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто может из вас (ба`а)» – под возможностью здесь подразумевается наличие того, с помощью чего можно жениться, и не имеется в виду способность на половое сношение». см. Таудиху аль-Ахкам мин Булюгу аль-Марам 3/7,8

Говорит имам ан-Навави, да смилуется над ним Аллах: «Ба`а» – половое сношение. Также упоминается другой смысл этого слова: средство для брака и расходы. И первое объяснение возвращается ко второму, так как смысл хадиса: кто способен из вас на половое сношение по причине его способности на расходы, которые требует брак – пусть женится». см. Аль-Мугнии аль-Мухтадж 125/3.

Значит, как об этом уже было упомянуто и стало понятным из слов ученных: приказ о бракосочетании все равно, скажем ли мы что он желателен в случае если человек не боится попадания в запретное или то, что брак является обязательным, этот приказ связан с условием, а это материальная возможность на брак и на содержание семьи в дальнейшем.

Говорит шейх Али Альбассам, да смилуется над ним Аллах, в комментарии вышеупомянутого хадиса ибн Мас`уда, да будет доволен им Аллах: «Понимается из этого хадиса обязательности калыма, и средств которые будут расходоваться на жену». Таудиху аль-Ахкам 3/9

Нет сомнения в том, что расходы на семью являются обязательными (придут доказательства этого, если это будет угодно Аллаху). И так как брак, а точнее полное допущение женщины до себя является причиной для обязательности этих расходов, поэтому очень важно знать к кому же все-таки обращен приказ о браке, что стоит за ним, какие права и обязанности.

Говорит имам Аш-Шайрази, да смилуется над ним Аллах: «Если женщина полностью предоставила себя своему мужу, и он может ею довольствоваться, и он может перевести ее куда хочет, и оба эти супруги заключили правильный брак - в этом случае супруг становится обязанным расходовать на свою жену. Доказательство этому слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда он обратился с речью в прощальном хадже, сказав: “Бойтесь Аллаха в женщинах, так как вы взяли их в аманат перед Аллахом и сделали разрешенными их половые органы по причине слова (или со словом Аллаха). И у них на вас права в их средстве существования, одежде, и все это без лишних растрат и без удержания того в чем у них есть нужда». см. Аль-Мухаззаб 2/225 Муслим 1216, Абу Дауд 1905, Тирмизи 1163

Говорит ибн Кудама, да смилуется над ним Аллах: “Расходы на супругу являются обязательными, по доказательству из Корана и Сунны и единогласному мнению ученных мусульманской общины.

Доказательство из Корана, сказал Всевышний Аллах:

  «Пусть обладающий достатком расходует согласно своему достатку. А тот, кто стеснен в средствах, пусть расходует из того, чем его одарил Аллах. Аллах не возлагает на человека сверх того, что Он даровал ему. После тяготы Аллах создает облегчение». Талак 7

Доказательство из сунны:

Слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в его обращении в прощальном хадже: “Бойтесь Аллаха в женщинах, т.к. они (как) рабыни у вас (т.е. вы владеете ими, их пропитанием, содержанием, разводом), вы взяли их в аманат перед Аллахом и сделали разрешенными их половые органы по причине слов Аллаха (со словами Аллаха). И для них на вас право в их средствах существования, одежде, все это без лишних расходов и без удержания того в чем у них есть нужда”. Муслим 1216, Абу Дауд 1905, Тирмизи 1163 [1]

Сказал ибн Кудама, да смилуется над ним Аллах: “Также, когда пришла Хинд к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказала: “Поистине Абу-Суфьян жадный человек, и не дает мне средств, которых было бы достаточно мне и моему ребенку». На что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: “Возьми то, что будет достаточно тебе и твоему ребенку без того, чтобы взять больше того в чем у тебя есть нужда и не меньше этого”. Аль-Бухари 5/49, Муслим 1714. В этом хадисе доказательство на обязательность расходов мужа на жену и то, что их размер определяется достаточностью и то, что это не должно быть расточительством, и не должно быть ни лишением того, в чем есть нужда. Также доказательство этому иджма: согласились все ученные на обязательности расходов на жену...”

Говорит ибн Кудама в другом месте:

Раздел обязательности жилья: “Жилье является правом супруги. Доказательство этому из Корана в словах Аллаха:

«Поселяйте их там, где вы живете сами – по вашему достатку». Талак 6

Если жилье является обязательным для разведенной (о которой было сказано в предыдущем аяте), то для той женщины, которая в полном состоянии брака, тем более. Сказал Аллах: “Живите с ними достойно ﺑﺎﻠﻤﻌﺮﻭﻑ (бильмагруф)[2]” Ниса 89. И достойное житье включает в себя поселение супруги в дом, т.к. она нуждается в нем, для того чтобы скрыться от посторонних глаз в своих делах, отношениях с супругом, сохранении имущества...” см. Мугний 2/1984, 1986.

И если стало ясно, что брачный договор, а точнее полное предоставление женщины мужчине, как об этом упомянул имам аш-Шайрази, да смилуется над ним Аллах, является причиной для обязательности расходов супруга на супругу, которые выражаются в первую очередь в жилье, еде, одежде. Также придет более точное описание этого момента, и если это стало ясно, то возникает вопрос: “Какой должен быть тот уровень материального положения, наличие которого является условием для того, чтобы обладающий им мужчина стал тем, к кому обращен приказ, побуждающий к браку?”.

Говорит АбдуРрахман ас-Саади, да смилуется над ним Аллах: “Правило девятое: Традиции и привычки. К ним возвращяются в каждом шариатском положении, которое установил шариат, однако не ограничил его четкими границами. Из ответвлений этого правила - возвращении к традициям, критериям признанным в том или ином обществе или части его, в вопросах определения размеров необходимых для расходов на супруг. Более того Аллах явно сказал о возвращении к критерию традиции в отношении того, что еще более обобщенно и шире чем просто расходы, а это совместное проживание и все супружеские отношения. Сказал Аллах: “Живите с ними достойно” (бильмагруф). И это обращение включает в себя все те отношения, которые бывают среди супруг из словесных отношений или выражающихся в действиях. Критерием правильности и достойности всего этого являются традиции. см. Аль-Кауа`ид уа Усуль аль-Джами`а 82/85. Говорит шейх Садик Хасан Аль-Хан, да смилуется над ним Аллах:

Раздел. Расходы разнятся от времени к времени, от места к месту, от состояния к состоянию, от человека к человеку.

«Степень расходов, которая будет считаться признанной, достойной в период обильности урожая, не будет признанной, достойной во времена засухи, расходы сельских жителей признанные ими не являются таковыми у жителей городов, также расходы богатых людей не являются признанными, достойными у бедняков. Признанные расходы у высших слоев общества не являются таковыми у его низких слоев. Поэтому признанное (магруф), упомянутое в хадисе в котором посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал нам расходовать на женщин по одобряемому, признанному не является чем-то одним, у которого нет точного критерия, однако степень всего этого разнится в силу тех или иных обстоятельств...»

Говорит Шейх Садик Хасан Аль-Хан в другом месте

Затем очевидно из слов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в хадисе Хинд (предшествовал): “Возьми то, что тебе будет достаточно и твоему ребенку по одобряемому, признанному без излишки и без удержания того в чем есть нужда”, что это не конкретизируется только едой и питьем, однако охватывает все, в чем есть нужда, и сюда входят вещи, которые от постоянного их использования становятся привычными, таким образом, что их оставление приводит к сильному неудобству, раздраженности. И это так же разница в зависимости от времени, мест, состояния, сюда также входят и лекарства и на это указывает слово Аллаха:

«А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питанием и одеждой мать на разумных условиях (по признанному, бильмагруф). Сура Бакара 233

Этот текст указывает на один из видов расходов, и является обязательным обеспечение средством для проживания для того, кто должен нести расходы (муж). И средства для проживания включают в себя то, что мы упомянули (лекарства и др.)»… Арраудату Аннадил Шарх, Дурару Аль-Бахия 423/427

Затем шейх Садик Хасан Хан упомянул слова некоторых ученных, говорящих о необязательности расходов на врача и лекарства и других нужных вещей кроме одежды и еды. Затем привел доказательства, указывающие на ошибочность этого мнения.

И если это стало понятным и молодой человек имеющий желание женится и обладающий достаточными средствами, которые ему позволяют содержать семью, расходуя на нее по тем критериям, о которых было упомянуто, а это способность предоставить жилье такого вида, в котором живут люди его уровня, одеть ее одеждой на цену, которую тратят люди его уровня, кормить ее той едой которую едят люди его уровня и т.д., все то, что входит в те смыслы о которых было упомянуто, (придут в разделе посвященному расходам доказательства указывающие, что уровень расходов определяется по состоянию мужа если на то будет воля Аллаха).

И если в этом молодом человеке собрались эти два условия (физическая и материальная способность), то он будет первым к кому обращены приказы о браке. И если этот человек откликнулся на этот призыв и отправился искать себе супругу, то с ним мы встретимся в следующем разделе посвященному выбору супруги. Однако здесь у нас остались молодые люди у которых по воле Аллаха положение немного другое, каково их положение?

Говорит ибн Кудама, да смилуется над ним Аллах: «Внешний смысл слов имама Ахмада указывается на то, что нет разницы между способным на расходы и нет». Сказал имам Ахмад: «Нужно мужчине женится, если у него будет средство для расходов, содержания семьи, то он будет расходовать, если же нет будет терпеть». Он аргументировал это тем, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, просыпался и у него ничего не было. Также приходила ночь и у него ничего не было. И тем, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, женил человека, который не мог найти кольцо из железа». Аль-Бухари 5/533

Сказал Ахмад в отношении человека маленького достатка, желающего создать семью: «Аллах обеспечит его, брак более целомудреннее для него, может быть придет момент, когда он не будет владеть своим сердцем (если не жениться)».

Говорит ибн Кудама: «Это в отношении того кто имеет начальные средства для совершения брака (т.е. какие-то начальные средства позволяющие ему приобрести первые, самые необходимые вещи - как жилье, самое необходимое из мебели, либо путем покупки, либо арендой), тот же кто не имеет такой возможности, то сказал Аллах:

«Пусть соблюдают целомудрие те, которые не находят возможности вступить в брак, пока Аллах не обогатит их из Своей милости». Нур 33» см. Аль-Мугнии 2/1583.

Как это понятно из слов имама Ахмада и ибн Кудамы то, что даже в отношении бедного человека, однако имеющего сильное желание жениться, побуждение к браку остается в силе. И не является желательным для него оставление брака и переходить к тем причинам, которые помогают соблюдать целомудрие как пост и так далее. Тот же кто не находит никаких средств, то пусть проявляет целомудрие и берет для этого причины о которых сообщил Аллах в слове:

Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Нур 30»

Также посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в хадисе который уже упоминался, сказал: “Тот же кто не находит возможности, то пусть постится, так как пост для него кастрация” на этот же смысл указывают слова и других ученных.

Говорит шейх Мухаммад Али Ассаис в тафсире слов Аллаха, которые так же привел ибн Кудама: «Пусть соблюдают целомудрие те, которые не находят возможности вступить в брак, пока Аллах не обогатит их из Своей милости». Нур 33. Говорит шейх: «Призывает Аллах тех, кто не находит то, с помощью чего они женятся, усердствовать в целомудрии и воздерживаться от совершения того, что запретил Аллах пока Аллах их не одарит тем с помощью чего они смогут женится. И в этом аяте обещает Аллах этим людям обогащение, для того, чтобы усилить их надежду и успокоить их сердца. Некоторые ученные привели этот аят в доказательство желательности оставления женитьбы тому, кто не владеет для этого средством и у него есть сильное желание жениться. И предшествовало в предыдущем аяте:

«Сочетайте браком тех из вас, кто холост, и праведников из числа ваших рабов и рабынь. Если они бедны, то Аллах обогатит их из Своей милости». Нур 32

В этом аяте доказательство на желательность брака для бедных людей, и как будто между двумя этими аятами есть внешнее противоречие. И у ученных в собирании смысла этих аятов два подхода: шафиитские ученые делают второй аят конкретизирующим для первого аята и говорят: «Бедняки делятся на две части: часть владеет начальными средствами (или маленькими средствами). И часть которая не владеет даже этим. Что же касается бедняков не способных, не владеющих ничем, этих бедняков второй аят побудил к оставлению брака и направил их к тому, что лучше для них и более полезней, что выражается в брании причин для сохранения целомудрия пока Аллах их не обогатит их и в этом случае они женятся. И если это так, значит бедняки, которых Аллах побудил к женитьбе в аяте: «если они бедны, то Аллах обогатит их из Своей милости», это те бедняки, которые владеют начальными средствами. И нет сомнения в том, что бедняк, который обладает начальными средствами, для него брак является желательным. И если кто-то скажет: «Как же можно понять условие в аяте (если они будут бедными, обогатит Аллах из своей Милости. Аллах Объемлющий Знающий). Обещание обогащения бедняков, если они женятся и вместе с этим мы видим много бедняков женились и продолжают быть бедными и их удел не увеличивается ведь Аллах не нарушает обещаний?» Ответ на это заключается в том, что это обещание обусловлено волей Аллаха и подобное этому, другое слово Аллаха:

«О те, которые уверовали! Воистину, многобожники являются нечистыми. И пусть они после этого года не приближаются к Заповедной мечети. Если же вы боитесь бедности, то Аллах обеспечит вас богатством из Своей милости, если пожелает. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый». Сура Тауба 28

Также указывает на то, что обещание обогащения в аяте не абсолютное, однако обусловлено волей Аллаха, то, что Аллах в аяте женитьбы сказал: «Аллах Объемлющий Знающий» т.к. если бы обещание было бы абсолютным то были бы более уместно другие имена как, например: «Аллах Объемлющий Щедрый» Так как это имя (Знающий) упомянуто для того, чтобы указать на то, что Он Знающий, знает пользу в обогащении, и обогатит, кого захочет, и удерживает богатство по Его знанию о пользе для раба в бедности. Так как некоторые рабы не будут праведными, кроме как если будут бедными и если бы они обогатились, то испортились бы. Тафсир аята альАхнаш 3/174-176. Однако в случае женитьбы бедняка нет сомнения в том что он должен сообщить девушке или женщине, к которой он сватается, а также ее покровителям о настоящем своем положении. Для того, чтобы в случае их согласия это согласие было построено на довольстве настоящим положением жениха. Ведь в противном случае жених будет как продающих кучу яблок внешний слой, которых хороший, а внутри все гнилое и зеленое. А ведь человек увидев верхний слой не зная о том, что внизу, хочет купить эту кучу отталкиваясь от того, что перед его глазами. К тому же он может испытывать доверие к продавцу и как известно такой вид торговли запрещен в исламе. (см. любую книгу по фикху, раздел торговли). И ведь женитьба намного серьезней чем обман в яблоках. Однако если продавец сообщил все и покупатель согласился с товаром и ценой, то нет проблем. И в заключении слов, касающихся этой группы женихов, хотелось бы привести фатву постоянной комиссии (ляджна аддайма), касающаяся нашего вопроса, и подтверждающая на практике то, о чем было упомянуто.

 

Была спрошена постоянная комиссия:

«Молодой человек посватался к моей сестре, мы считаем его хорошим и воспитанным человеком, однако у него нет никаких первоначальных средств для обустраивания дома. Однако наша семья не требует от него ничего из того, что сейчас распространенно (дорогая обстановка и т.д.). Однако от него было потребовано только наличие жилья, обеспечение едой и одеждой мою сестру без того, чтобы определять конкретный вид этих вещей. Также этот молодой человек не имеет какого-то физического недостатка, который бы ему помешал работать. Этому молодому человеку 21 год.

Вопрос: «Разрешается ли отказать этому молодому человеку, со знанием того, что он носитель Корана и обладающий религией и хорошим поведением, однако у него нет материальной возможности, нести ответственность за жену и дом, а так же за детей, если Аллах их ими одарит. Надеюсь на ответ в ближайшее время для того чтобы не попасть под хадис: «Если к вам пришел тот, чьей религией и поведением вы довольны то жените его...»?»

Ответ: «Если дело обстоит так, как об этом упомянуто, то бедность не является препятствием для женитьбы этого человека, если невеста довольна его положением и Аллах обогатит его». Фатауа ладжна аддаима 18/414-415

Однако здесь возникает вопрос: «Если же шариат побуждает в общем к браку и в него вложено очень много пользы, не будет ли в этом случае для бедного человека, который не имеет даже начальных средств для брака, желательно взять в долг необходимую ему сумму?»

Говорит шейх Усаймин в объяснении хадиса Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «О молодые люди! Кто может из вас женится, то пусть женится...». Также другая польза, которую мы видим в этом хадисе, это то, что человеку не желательно занимать деньги для того, чтобы жениться. Доказательство этому положению служит то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Кто же не может жениться, то пусть постится” и он не сказал: «То пусть возьмет в долг». Также на это указывает аят, в котором Аллах говорит: «Пусть соблюдают целомудрие те, которые не находят возможности вступить в брак, пока Аллах их не обогатит их из Своей Милости».

Также на это указывает хадис Сахль ибн Саад (аль-Бухари 5087, Муслим 1425), в котором женщина предложила себя в жены посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и когда он отказался от нее, один из присутствующих сказал: “О, посланник Аллаха! Если у тебя нет в ней нужды, то выдай ее за меня замуж”, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: “Есть ли у тебя что-то?” человек ответил: “только изар (кусок ткани, обматывающийся вокруг бедер и ног) и нет у меня даже плаща!” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Изар. Если ты его отдашь ей, то останешься сам без ничего. Поищи что-нибудь, хоть кольцо из железа!”. Человек поискал и вернулся ни с чем. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: “С тобой есть что-нибудь из Корана (знаешь ли ты что-то наизусть из него)?” человек ответил: “Да, знаю это и это.”, здесь Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Я выдаю ее за тебя замуж за то, что с тобой из Корана!” - и не сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Возьми в долг». И это указывает на то, что не желательно для того кто не имеет даже начальных средств для брака брать в долг для этого. И если кто-то скажет: «Какова же мудрость в том, чтобы не брать в займы в этом случае? Неужели это не в пользу человека?», мы ответим ему: «Нет, в его пользу. Однако в этом есть немного унижения для человека. Поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не направил этого человека к тому, чтобы он взял в долг...» см. Шарх Булуг аль-Марам шейх Усаймин 4/424

Вопрос: «Если же бедному человеку не имеющему средств для заключения брака, является нежелательным брать в долг, то как же быть тому, кто оставив брак, может попасть в деяния, которыми не доволен Всевышний Аллах?»

Был спрошен шейх ибн Баз, да смилуется над ним Аллах, о холостом человеке который занимается онанизмом, каково положение этого действия в шариате?

Ответил шейх ибн Баз: «Это действие называется у некоторых людей «тайной привычкой», большинство ученных этой общины запрещают это действие. И это правильное мнение, так как Всевышний Аллах, упомянув верующих и их описания сказал: “И те, кто сохраняет свои половые органы от всех, кроме своих жен или рабынь, которыми овладели десницы, за что они не заслуживают порицания, тогда как желающие сверх этого являются преступниками” Верующие 5-7. Преступник – это несправедливый, нарушающий границы Аллаха, поэтому сообщил Аллах, что тот, кто перешел границу полового акта с женой или рабыней, то он перешел границы. И нет сомнения в том, что онанизм это действие находится за границами дозволенного, сверх того, что разрешил Аллах. Поэтому ученные извлекли из этого аята запрет онанизма. Это действие является недозволительной, к тому же в этом действии есть много вреда для организма как об этом сказали врачи, поэтому является обязательным для спросившего об этом вопросе остерегаться от этого, отдалится от этой вредной привычки, которая противоречит Корану и тому, что Аллах разрешил для своих рабов и тому, кому трудно совладать с сексуальным желанием и боится попасть в то, что запретил Аллах, является необходимым поспешить с браком. Если же он не находит для этого возможности, то пусть постится, так как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О, молодые люди! Кто из вас может жениться, то пусть жениться, кто же не может этого сделать, то пусть постится так как пост, является кастрацией», и не сказал

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...