Особенности сертификации услуг
В соответствии с Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" сертификация - это совокупность действий и процедур по признанию и подтверждению соответствия того или иного объекта (услуг) предъявляемым (установленным) требованиям. Сертификация осуществляется в целях: - создания условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле; - содействия потребителям в компетентном выборе продукции; - защиты потребителя от недобросовестного изготовителя (продавца, исполнителя); - контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; - подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем. Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер. Для продукции, предусмотренной в технических регламентах, предусматривается проведение обязательного подтверждения соответствия (декларирование или обязательная сертификация).В отношении продукции, процессов, работ и услуг, требования к которым не установлены в технических регламентах, подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации на соответствие требованиям документов, применяемых в добровольном порядке. Обязательную сертификацию осуществляют в соответствии с "Номенклатурой продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации". Если проведение обязательной сертификации не предусмотрено, то по инициативе юридических лиц и граждан может проводиться добровольная сертификация.
Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством РФ. Добровольную сертификацию вправе осуществлять любое юридическое лицо, взявшее на себя функцию органа по добровольной сертификации и зарегистрировавшее систему сертификации и знак соответствия в Госстандарте России. Добровольная сертификация услуг представляет собой классический вид сертификации, не имеющей жестких законодательных ограничений в правилах и процедурах проведения. Сфера ее распространения по объектам и требованиям значительно шире сферы действия, которая была при обязательной сертификации услуг. В нашей стране сертификация услуг проводится по инициативе заявителя (исполнителя услуг) с целью подтверждения соответствия оказываемых услуг требованиям стандартов, технических условий и других действующих документов. При добровольной сертификации соблюдаются следующие основные принципы: добровольность, объективность оценки, конфиденциальность и защита интересов заявителя, доступность информации. Опыт добровольной сертификации услуг (работ) в Российской Федерации имеет позитивный характер. Ее актуальность для индустрии услуг объясняется тем положением, что в изменившихся экономических условиях она попала в сферу интересов преимущественно малого и среднего бизнеса, руководители которого часто не имели необходимого опыта и квалификации для организации работ в данной области. Прохождение процедуры добровольной сертификации заставило последних уделять больше внимания санитарно-эпидемиологической, экологической и пожарной безопасности своих производств, повышению уровня укомплектованности предприятия оборудованием и персоналом, документальному обеспечению реализуемых процессов, внедрению мероприятий, направленных на обеспечение необходимого уровня качества оказываемых услуг.
Сертификат соответствия - документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям. Знак соответствия - зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям. Порядок государственной регистрации знаков соответствия устанавливается Госстандартом России. Сертификация позволяет реализовать единый подход к оценке качества различных объектов, гарантирует стабильность изготовления продукции необходимого качества, поскольку распространяется и на организацию производства. Сертификат на продукцию, услугу или систему качества служит потребителю своего рода путеводителем в лабиринтах конкурентного рынка, а изготовителю - документальным подтверждением его конкурентоспособности. Прохождение сертификации, хотя она и является добровольной, достаточно сложный и трудоемкий процесс для туристской фирмы и напрямую зависит от квалификации персонала фирмы. Процедура сертификации включает: · подачу заявки на сертификацию; · принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы; · отбор, идентификацию образцов и их испытания; · оценку производства (если это предусмотрено схемой сертификации); · анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответствия (далее - сертификат); · выдачу сертификата и лицензии на применение знака соответствия; · осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией (если это предусмотрено схемой сертификации); · корректирующие мероприятия при нарушении соответствия продукции установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия; · информацию о результатах сертификации. Заключение
Активное и рациональное применение в своей деятельности стандартов (в первую очередь, международных) и сертификатов качества экономически весьма целесообразно для российских предприятий. Это позволяет обеспечить требуемое качество продукции (услуг), организовать отлаженный и непрерывный технологический процесс, а, в конечном счете, приводит к преодолению технических барьеров на внешних рынках, расширению базы производственного сотрудничества с зарубежными партнерами, установлению более высокого уровня цен на продукцию (услуги), и в целом повышению уровня конкурентоспособности российских предприятий на мировом рынке.
Туристические услуги, в соответствии с п. 1 ст. 1 Закона, относятся ко второй группе объектов технического регулирования, т.е. к тем, на которые могут устанавливаться требования, применяемые и подтверждаемые только в добровольном порядке. Из этого следует, что должны считаться фактически утратившими силу положения Закона о туризме, касающиеся стандартизации и сертификации, а также все иные нормативные правовые акты и документы, предусматривающие обязательные требования к туристическим услугам и проведение в их отношении обязательной сертификации. Список используемой литературы · Дехтярь Г.М. Стандартизация и сертификация в туризме. – 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2009 · Нечаева Т.А., Шлюндт Н.Ю., Нарыкова Ю.В., Правоведение: учебное пособие, Ставрополь, СевКазГТУ, 2008 · Правовые основы социально-культурного сервиса и туризма. Сост. Дехтярь Г.М., М.: Финансы и статистика, 2008
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|