Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика и структура философского знания.

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ.

  1. Философия как наука.
  2. Специфика и структура философского знания. Проблема метода в философии.
  3. Функции философии.
  4. Философия как мировоззрение.

Литература.

  1. Канке В.А. Основы философии. М. 1999.
  2. Философия.\ Под редакцией Г.В.Стельмашук, В.И.Стрельченко, В.Н.Скворцова. СПб, 2001.
  3. Основы Философии.\ отв. Ред. Е.В.Попов.М.6 ВЛАДОС, 1997. – 320 с.
  4. Философия \ Под редакцией О.А.Митрошенкова. М., 2002. – 655 с.

 

И.Кант: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что есть человек?

 

Философия – это результат осознания человечеством самого себя.

 

Р.Декарт: Только философия отличает нас от дикаря и варвара, и каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют.

 

Дух и Материя. Что это такое? Дайте определения.

 

Много эпох в истории человечества выделяются своими изобретениями. Одно изобретение, сделанное малочисленным, но великим народом Древней Греции, обусловило судьбу всей культуры человечества – это изобретение философии. Хозяйственные и гражданские отношения земледельцев, ремесленников и торговцев требовали юридических норм, менявших культурный облик жителей Эллады. Древние греки высоко ставили занятия философией, полагая, что в них – источник образованности, законопослушания и благочестивости. Иные народы, не владеющие грамотой, они называли варварами.

Термин «философия» имеет греческое происхождение от слов phileo – люблю и sofia – мудрость и буквально означает «любовь к мудрости». Но более точно это «стремление к истине». Мудрость – глубокомыслие, умение познавать малодоступное, вырабатывать ориентиры жизнедеятельности, определять его главные ценности.

 

В чем состоит специфика философствования? – Возникает затруднительное положение. – Нужна идея. – Та, которая позволит продуктивно действовать. Вопрос об идее – философский вопрос. Впервые – Сократ и Платон - первыми разработали оригинальную концепцию идей. Идеи выступают смыслом всех явлений, с которыми сталкивается человек. Концепция идей имела величайшее, эпохальное значение. Она стимулировала развитие наук и искусства, определила европейскую цивилизацию.

Философская идея – это максимально универсальная, всеохватная, фундаментальная, существенная идея.

Первыми мировоззренческими понятиями явились «мир» (космос), «человек» (душа), «бог» (мировой разум). Проблема: как сформировался космос, какое место занимает в нем человек и каким должно быть отношение человека к миру и обществу? В понятии «мира» содержалось обобщенное понятие того, что окружало людей и взаимодействовало с ними. Обобщенное постижение бытия невозможно без самосознания. В образе бога люди выражали глубокий порядок и мудрость природы, и уверенность своего родства с ней. Эти три понятия образовали основу теоретического видения мира, которое само стало выражением потребности в систематизированном и логически осмысленном понимании мира, в выработке культурных ценностей, на основе которых возможно построение цивилизации.

Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия. Философия является учением о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. При этом целостное понимание мира предполагается в связи с включенностью в него человека не только в качестве продукта природной и социальной эволюции, но как субъективного начала, обладающего способностью активного и сознательного воздействия на окружающий мир.

Философия как система миропонимания возникла из потребности людей в обобщенном и целостном представлении об окружающем мире, его наиболее общих свойствах и структурных характеристиках. Она является самой древней наукой, насчитывающей в своем развитии около трех тысячелетий. Зачатки философского знания возникают уже в первобытном обществе, но как целостная система взглядов на мир философия сформировалась в эпоху древнего общества в 8 – 6 вв. до н.э.

Исходной для человека системой общих знаний о мире была мифология как символическое представление людей о мире и его законах. Миф выступает как способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями об окружающем мире. Миф отражал мироощущение, включал фантазии, верования в богов и героев, обозначены закономерности, образцы поведения, соответствующие сакральному порядку, и в тоже время эмпирические знания, обобщения многолетних наблюдений, здравый смысл. Он был «предфилософией».

Мифология распадается на философию, религию и искусство. В основе религии был положен принцип служения трансцендентному началу – богу, здесь были систематизированы ценностные подходы, а искусство явилось профессиональным осуществлением образного мышления и эстетической деятельности.

Разум представляет практическую ценность для общества. Вследствие этого уже в античном обществе он становится предметом профессиональной деятельности. Сам предмет требует своего осмысления, систематизации и выражения. Наглядные образы мифов сменяются сначала общими представлениями. А потом логическими понятиями. Это заняло целую эпоху и потребовало огромного интеллектуального напряжения.

Разум не может не исследовать сам себя.

С.Н.Трубецкой: Наш разум по своей логической, мыслительной способности универсален, он может мыслить все возможное, не ограничиваясь данным наличным содержанием нашего сознания. Он стремится осуществить эту возможность, объективно понять и выразить всю безусловную всеобъемлющую и все обосновывающую истину, познать сущее в его всеединстве. Может быть, это и неосуществимый идеал, но он присущ человеческому разуму.

И религия, и философия удовлетворяют запросы людей в осмыслении, как окружающего мира, так и собственной жизни. Вследствие этого они в определенной мере близки друг другу. Их объединяет общая всем людям потребность самосознания. Но между религией и философией существенное различие. Человек нуждается не только в тонкой саморефлексии и постижении субъективного мира, но и в объективном знании того, что собой представляет мир. Производственный опыт и опыт социальных отношений, в свою очередь, требуют своего осмысления. Со временем потребовалось отделение философии от религии.

Философия и наука опираются по преимуществу на разум и нуждаются в рациональном знании, и степень обобщения при этом различна: наука более привязана к производственно-практическому опыту. Отличительный признак философии – осмысление мирового целого, единства окружающего мира, что крайне важно для специалиста в любой отрасли народного хозяйства и культурной жизни. Частное всегда может быть правильно понято лишь в контексте общего и целого.

Кроме того, опираясь на достижения науки, философия от имени человека оценивает научные открытия и дает им мировоззренческую и ценностную оценки, насколько они согласуются с потребностями и интересами общества, насколько они вписываются в гуманистические идеалы и делают человека более счастливым.

Философия выступает как способ решения мировоззренческих проблем при помощи разума, рационального мышления, интеллекта. Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, лежащих в основе общих представлений о мире, месте человека в нем, жизненных позициях, программах и нормах поведения людей. Оно включает следующие основные компоненты:

а) познавательный – обобщенные знания о мире и человеке;

б) ценностно-нормативный – идеалы, ценности, убеждения, нормы, определяющие жизненную позицию человека;

в) морально-волевой – система личностных установок и ориентаций, формирующих готовность к определенному действию;

г) практический – деятельность по реализации знаний, убеждений, установок, ценностных ориентаций.

В каждом конкретном обществе существуют различные формы мировоззрений, но ведущей является та из них, которая дает обществу наиболее значимые для него нормы, идеалы, ценности, стандарты поведения, обеспечивая тем самым духовные основы поведения людей.

Мифологическое – основано на мифе, в котором обозначены закономерности, образцы поведения, правила, соответствующие сакральному порядку.

В основе религиозного мировоззрения лежит принцип служения трансцендентному началу – божеству, поддержание установленного им порядка, зафиксированного в заповедях, догматах, религиозных добродетелях.

Идеологическое мировоззрение основывается на политических интересах, противостоянии другим взглядам на мир.

Философское мировоззрение формируется философией как системой знаний об общем.

Философия формирует миропонимание, которое основывается на чувствах, образах, здравом смысле, но, прежде всего, на рационально-теоретическом знании.

 

При самом общем взгляде на мир предметы и явления, которые он в себе заключает, подразделяются на материальные и идеальные. Этот наиболее общий подход к определению их сущности составляет содержание ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ. Основной вопрос философии раскрывает соотношение между идеальным и материальным, духом и природой, сознанием и материей. Обоснование его содержания дает ответы на два вопроса: 1. Что является первичным – сознание или материя? 2. Познаваем ли мир? В зависимости от того, как философы отвечали на этот вопрос, они подразделялись на два больших направления – материалистов и идеалистов.

Материализм – это философский взгляд на мир, утверждающий, что в основе всего сущего лежит материя (первовещество, природа, физический мир и т.д.). Материалисты исходили первичности материального бытия и вторичности идеальных процессов, считали мир познаваемым.

Идеализм – это философский взгляд на мир, который кладет в основу сущего идеальное начало – абсолютную идею, Мировой разум, Бога, Логос. Они существуют либо независимо от человека (объективный идеализм), либо выводятся из разума самого человека или его ощущений (субъективный идеализм). Идеалисты исходили из первичности идеального фактора и в большинстве своем отрицали познаваемость мира. В настоящее время идеализм представлен различными философскими течениями: экзистенциализмом, постпозитивизмом, герменевтикой, неотомизмом и др. направлениями.

Пантеизм считает первоосновой мира Бога, отождествленного с природой.

Деизм признает, что природа создана Богом, после чего существует независимо от него.

 

Специфика и структура философского знания.

Философия является особым типом знания. В составе человеческих знаний различаются три больших и относительно самостоятельных группы: обыденное, конкретно-научное и мировоззренческое знание.

Первые приобретаются в процессе жизни (опыт, собственные ошибки), когда их недостаточно для разрешения проблем бытия и познания, то обращаемся к конкретно-научным и к мировоззренческим, которые нацелены на изучение наиболее общего не столько в мире и человеке по отдельности, сколько во взаимоотношениях между ними.

Философия есть особая форма сознания, духовная квинтэссенция человеческой культуры. Многообразие философских учений упорядочивается в зависимости от того, как их создатели решают основной вопрос философии.

Специфика философии:

1. Философия формирует у человека миропонимание, которое основывается на рационально-теоретическом знании.

Овладение философским мышлением позволяет понимать глубинные основы бытия, проникать в сущность предметов и явлений, ориентироваться в потоке сложных и противоречивых событий. Философия выступает как духовное рационально-теоретическое освоение действительности. ЕЕ назначение – научить человека самостоятельно и творчески мыслить, понимать смысл жизни, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, определять направление деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и свою причастность к тому, что происходит во Вселенной.

2. Философия – «субстанциональная» система знаний. Она ставит вопрос о субстанции – едином первоначале всего существующего.

3. Философия – «процессуальное» знание, знание-процесс, постоянно меняющееся, уточняющее, рождающееся в столкновении различных точек зрения, не имеющее своей завершенности и конечности.

4. Философское знание основывается на сомнении, критическом отношении к очевидным и устоявшимся знаниям, событиям, фактам, на переосмыслении предыдущих знаний.

5. Философское знание является методологическим. Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Философия формирует мировоззрение не только отдельных личностей, но и общества в целом, отражая в действиях определенных социальных сил его идеалы, устремления, цели и задачи. В истории общества переход к новому уровню философского мышления всегда являлся подготовкой глубоких социальных и политических перемен.

Разделы философии.

1. Прежде всего, философию интересуют проблемы бытия. Что такое сущее, и имеет ли смысл существующий мир? В чем сущность бытия? Этим занимается Онтология – учение о бытии, о сущем, о его формах и фундаментальных принципах, о наиболее общих определениях и категориях бытия. Еще в античной философии сформировались различные варианты О. Как учения о бытии как таковом, которое связано с различением подлинного и неподлинного сущего.(само определение появилось в 17 в.)

2. Второй аспект философии – антропологический. Что такое человек? Каково его отношение к миру и его место в нем? Это вопросы антропологии – философской дисциплины о человеке.

3. В конце 19 века немецкий философ Р. Лотце выделяет ценность как особую сферу реальности. Ценности нужны обществу для удовлетворения его потребностей. Они образуют долженствование, которое существенно отличается от того, что существует. Эту сферу исследует аксиология – наука о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию

человеческих поступков. Ценности сами по себе не имеют бытия, у них есть только значимость: они суть требования, обращенные к воле, цели, поставленные перед ней.

4. Следующий аспект философии – познавательный. Как человек может познать мир, с помощью каких методов и средств? Философия анализирует познавательные возможности человека, методы исследования мира. Этим занимается гносеология (эпистемология)

раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, выявляются условия его истинности.

Большинство философов не сомневаются в том, что мир познаваем. Такие философские концепции называют когнитивистскими. Тех, кто частично или полностью отрицают возможность познания мира, называют скептиками и агностиками. Скептицизм – философское мировоззрение, в котором возможность адекватного познания и оценки мира

подвергается сомнению. Радикальным скептицизмом является агностицизм – тип философского мировоззрения, обосновывающий невозможность адекватного познания мира.

 

Существуют различные средства познания мира. Различаются:

А) эмпиризм, признающий истинными знания, полученные в результате опыта;

Б) сенсуализм, рассматривающий в качестве ведущего средства познания чувства и ощущения;

В) рационализм, признающий лишь разум способным познать мир;

Г) иррационализм, который в познании полагается на внерациональное – интуицию, веру, инстинкт, озарение и т.п.

 

По способу познания выделяют:

А) диалектическую философию, утверждающую, что мир находится в постоянном изменении, развитии, а все его компоненты и явления взаимосвязаны между собой;

Б) метафизическую философию, которая рассматривает мир в статике, абсолютизирует постоянство мира, это учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия, знания, культуры;

В) феноменологическую философию, постигающую истину при помощи непосредственного восприятия идеальных, достоверных сущностей;

Г) герменевтическую философию, интерпретирующую мир, события и явления при помощи «пред-понимания», «вчувствования».

 

Философское мировоззрение, считающее источником человеческого поведения и морали стремление к наслаждению, называется гедонизмом, а стремление к счастью – эвдемонизмом.

Философские положения всегда выражаются на особом языке. Хотя используются и знакомые слова – «движение», «мир», «человек», «истина», «качество» и т.п., их понимание отличается от обыденного и конкретно-научного. Философские понятия являются высказываниями (категориями) о наиболее общих связях и отношениях человека с миром. Понятия универсальны по своей логической форме, поскольку они относятся не к единичному, а к общему – к общим родовым и видовым признакам. В опыте мы имеем дело с частными случаями, единичными предметами, но мы познаем и мыслим их посредством понятий, содержание которых составляют общие признаки. Каждая из этих дисциплин располагает своим набором понятий и характеризуется своей проблематикой. Кроме того, существуют – философия природы (натурфилософия), философия общества (социальная философия), философия науки и техники, философия права и религии. Все эти теоретические построения – продукт взаимодействия философии с другими формами общественного сознания.

Два основных понятия: субъект, объект. Это фундаментальные категории философии. Субъект – носитель субстанциональных свойств и характеристик, определяющих его качественные особенности. Объект – это то, что находится вне зависимости от субъекта и, на что направлено действие субъекта.

Ценность философии состоит в том, что она полагает высшие и общие цели человеческому разуму, ставя перед ним идеал целостного знания. Она является идеальной наукой. Практическое значение ее было необычайно велико, что сказывалось в области многих наук и тех сферах человеческой деятельности, которые определяются идеями, принципами, общими разумными началами.

Философия служила осмысленному объединению человеческих знаний, вырабатывала общие направляющие и методологические принципы, требуя целостного миропонимания, без которого невозможно правильное, разумное решение высших практических и нравственных задач.

История показывает нам ее великой и могущественной духовной силой, в качестве одного из факторов всемирно-исторического процесса. Она учит, что идеал истины есть реальная образующая сила. Греческая философия создала идеал «эллинской образованности», которая стала идеалом всемирной образованности, по составу идей она стала универсальной и впервые сформулировала идеал всечеловеческого братства и всечеловеческого единства, которому в последствие христианство дало религиозную, мистическую основу, а Рим попытался дать практическое осуществление во всемирном государстве. «Бесполезнейшая из наук» не только открыла человечеству мир новых ценностей, но создала новый мир человеческого просвещения, она возбудила самосознание человечества и послужила его духовному объединению.

 

3. Функции философии.

 

Исследуя мир в целом и положение человека в нем, философия выполняет мировоззренческую функцию. Общество требует ответа на вопросы:

Каким должен быть мир, чтобы он соответствовал человеку?

Каким должен быть сам человек, чтобы соответствовать миру?

Достоин ли мир, чтобы в нем жить?

Достоин ли сам человек того, чтобы выступать от имени жизни, понимает ли он ее ценность?

Отвечая на эти вопросы, философия выступает как теоретическая основа мировоззрения. Она предлагает систему категорий, выражающих фундаментальные принципы бытия, в том числе и специфику существования человека.

Мировоззренческие принципы различаются как идеалистические и материалистические, в зависимости от того, что в них ставится на первое место: сознание или материя. Их же можно классифицировать как диалектические и антидиалектические в зависимости от того, признается в них развитие или отрицается. Мировоззренческие принципы тесно связаны с практической жизнью, с жизненными установками познающего человека. Так, мировоззренческий принцип «Бога нет, все дозволено» оправдывает бесчеловечность и аморализм, беззаконие и преступность. Утверждение «Ничто в мире не совершается помимо воли Бога» порождает безволие. Лево-радикальный лозунг «Кто был никем, тот станет всем» опасен произволом в обществе. Еще более опасен призыв «Обогащайтесь!», возведенный в мировоззренческий принцип. В нем начисто игнорируются социальная справедливость и гуманизм.

Методологическая функция. Методологическая функция состоит в логико-теоретическом анализе научно-практической деятельности людей. Философская методология определяет направление научных исследований, дает возможность ориентироваться в бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в объективном мире. Философия может выступать как в виде научных, так и ненаучных знаний. Различные направления философии разрабатывают свое понимание методов познания, достижения истины. С развитием науки философия специализируется на логико-гносеологических проблемах, на изучении языка и логики научного исследования, на методах познания и особенностях научного знания. Философия разрабатывает методологию естественнонаучного и социального познания. Философия сама способна формулировать научные проблемы и вносить определенный вклад в их решение. Она много сделала для атомистического учения, которое на протяжении веков оказалось путеводной нитью для химиков и физиков. Работами философов был подготовлен закон сохранения и превращения энергии. Декарт выдвинул положение о постоянстве количества движения в природе. Немецкий идеалист Шеллинг обратил внимание на взаимопревращение энергии из одной формы в другую и на ее фундаментальное единство.

Гносеологическая функция философии обеспечивает приращение новых знаний о мире. Логико-гносеологические проблемы, изучение языка и логики научного исследования, методы познания и особенности научного знания. Философия разрабатывает методологию естественно-научного и социального познания. Философия сама способна формулировать научные проблемы. Она много сделала для атомистического учения, которое на протяжении веков оказалось путеводной нитью для химиков и физиков. Работами философов был подготовлен закон сохранения и превращения энергии. Декарт выдвинул положение о постоянстве количества движения в природе. Немецкий идеалист Шеллинг обратил внимание на взаимопревращение энергии из одной формы в другую и на ее фундаментальное единство. Эта предварительная работа способствовала успеху Майера и Джоуля в обосновании неуничтожимости энергии и эквивалентности ее взаимопревращений.

В 20м веке сформировалась философия науки. С нее началась разработка вопросов о соотношении теории и факта, теоретического и экспериментального познания, гипотетико-дедуктивном методе исследования, возможностях индукции и дедукции и т.д.

Итак, философия – это исторически развивающаяся система фундаментальных идей, теоретически объясняющих и оценивающих отношение человека к миру, а также ориентирующих его в его жизнедеятельности в контексте принятой в данной цивилизации системы духовных ценностей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...