Изменение фонда зарплаты за счет изменения численности и среднего заработка.
Структура и виды цен Цена - денежное выражение стоимости товара на рынке. Она является средством взаимодействия производителя и покупателя товара на рынке. Цена образуется при наличии спроса на товар и его предложения производителями. На процесс ценообразования влияет наличие конкуренции и проявления государственного влияния. В основе оценки спроса рассматривают полезность товара (в широком понимании этого термина). На бытовом уровне представление о полезности товара составляется с учетом поведенческих особенностей покупателей, их платежеспособности. На предпринимательском - выгодность приобретения определенного количества товара по данной цене. Структура цены - совокупность элементов затрат и чистого дохода, заключаемых в цене. В самом общем виде цена есть сумма издержек производства плюс прибыль. В свою очередь издержки производства (валовые) состоят из постоянных и переменных издержек. В состав постоянных издержек входят амортизационные отчисления, необходимые затраты на прошлые обязательства, накладные расходы, т. е. издержки, которые несет фирма, даже если она ничего не производит. К переменным издержкам относятся все остальные издержки производства, непосредственно связанные с выпуском продукции. Это — затраты на зарплату, сырье, электроэнергию, на накопление и т. д. В свою очередь общая сумма прибыли делится на собственно прибыль и налог на добавленную стоимость. Структура оптовых цен предприятия включает в себя валовые издержки производства плюс прибыль и налог на добавленную стоимость (НДС). Оценка предложения осуществляется в некотором интервале цены на товар с нижним ее значением на уровне валовых расходов при изготовлении товара и верхним значением - с учетом оценки спроса и принятой производителем ценовой стратегии.
Теория ценообразования создавалась с развитием 2-х подходов: "затратного" и "полезного". С развитием идей монетаризма теория ценообразования была дополнена современными представлениями о роли государственного регулирования цен. Цены определяют коммерческий результат деятельности предприятия, его рентабельность, жизнеспособность и финансовую устойчивость. Основные функции цены: • учет и изменение расходов общественного труда на производство продукта. Это макроэкономическая функция, она положена в основу государственного регулирования и ряда программ дотаций производства; • связь между производством и потреблением, спросом и предложением, функция и макро-и микроэкономические; • стимулирование производства в зависимости от движения платежеспособного спроса населения; • перераспределение национального дохода (регулируемые государством цены. Данная функция является логическим продолжением первой функции, носит макроэкономический характер. Виды цен. Определяют по ряду признаков. 1. В зависимости от проявления государственного влияния различают: фиксированные, регулируемые, свободные и договорные цены. В странах с рыночной экономикой доля установленных государством фиксированных цен незначительна. В большинстве случаев государственное регулирование сводится к установлению верхнего предельно допустимого уровня цен или предельного уровня рентабельности. В промышленных развитых странах доля регулируемых государством цен составляет 25-40%. Свободные цены образуются под воздействием спроса и предложения на свободном рынке. 2. На ценообразование влияет тип рыночной среды, где в зависимости от наличия конкуренции различают: конкурентные и монопольные цены. Конкурентные цены значительно ниже монопольных за счет стремления большого количества производителей продать свои товары, сохраняя безубыточность производства.
3. По характеру оборота, обслуживаемого выделяют оптовые, закупочные, розничные, сметные цены, а также цены и тарифы на платные услуги населению, транспортные тарифы. 4. По абсолютному значению выделяют следующие виды цен: - Для захвата массового рынка используется цена проникновения или демпинговая - низкая цена на значительном рынка при сильной конкуренции. Она ориентирована на высокое или низкое качество товара при высокой чувствительности рынка к цене; - Для захвата рыночного сегмента, мало чувствительного к цене и озабоченного качеством, или уникальностью, статус товара, используется престижная (высокая) цена. 5. По способу включения расходов. - Для длительного периода времени возможно применение стандартных цен. Это неизменные, но не гарантирующие неизменность содержания товара цены. Вместо их изменения фирма может изменить упаковку, состав товара или услуги. Используется в коммунальных услугах, ресторанах (вес порции в столовой, замена картонной упаковки на пластиковую и др.); - Изменчивые цены учитывают изменение затрат, качество для ориентации на различные сегменты рынка. 6. По способу воздействия на покупателя: - Единые цены - цены, устанавливаемые предприятием для всех потребителей на одном уровне для аналогичных товаров. Отклонение от цен не допускается. - В отличие от них, гибкие цены ориентируются на покупательную способность клиентов. Например, цена на продуктовых и промышленных рынках у того самого продавца для разных покупателей; - Неокругленные цены - цены, психологически действуют на покупателя. Нововведения, которые учитывают психологию покупателя (получение им сдачи). Эта разновидность цен привлекательна при использовании в массовом порядке системы электронных платежей, кредитных карточек и незначительного оборота наличности. 7. По признаку государственно-территориального ограничения различают: внутренние и внешние (экспортные) цены. 8. По времени действия цены подразделяются на твердые, текущие, сезонные, текучие и т.д. В состав цены могут включаться расходы на транспортировку товарной продукции, ее перегрузку, страхование, хранение и т.п. Распределение этих расходов в цене, то есть между производителем и потребителем, называется франкированием.
При внутренней торговле различают: франко-склад поставщика - в цену включают все транспортные расходы с момента отгрузки со склада предприятия-изготовителя; франко-станция назначения - расходы от станции назначения и т.д. При межгосударственной торговли различают цены: DAF - потребитель несет все затраты, начиная от своей границы; KAF - производитель несет все расходы по доставке груза в порт отгрузки; FOB - производитель несет все затраты, включая нагрузку на борт судна; CIF - все расходы по перевозке груза до станции (порта) назначения, уплаты таможенных пошлин и страхование груза несет производитель и т.д. В условиях рыночной экономики цена является одним из наиболее важных синтетических показателей, существенно влияет на финансовое положение предприятия. Поэтому, рассчитывая цену, необходимо стремиться к тому, чтобы она была оптимальной с точки зрения соответствия интересов сторон соглашения. Задание 1
Определить среднегодовую стоимость ОПФ; величину фондоотдачи, фондоемкости, фондовооруженности, рентабельности основных фондов; показатели обновления и выбытия ОПФ. Исходные данные:
Решение: Годовой выпуск продукции: 1003000 * 825 = 827,475 млн. грн. Общая стоимость выпущенной продукции: 1003000 * 667 = 669,1 млн. грн. 1. Среднегодовая стоимость основных фондов:
=
2. Фондоотдача:
грн./грн
- Фондоемкость:
грн./грн.
- Фондовооружение:
млн.грн./чел.
- Рентабельность:
3. Коэффициент обновления:
= 22000 +22,5 - 15,6 = 22006,9 млн.грн
- Коэффициент выбытия:
Задание 2
На основании исходных данных определить коэффициент оборачиваемости, длительность одного оборота и изменение ОБС за счет проведенных изменений.
Решение: 1. Коэффициент оборачиваемости:
об
2. Длительность одного оборота:
дней
Длительность одного оборота за счет изменений: Т2 = 85,1 + 4 = 89,4 дней. Тогда: 3. Изменение коэффициента оборачиваемости:
об
Задание 3 По приведенным в таблице показателям за базовый и отчетный период определить: 1.Перерасход (экономию) скорректированного фонда зарплаты. Фонд зарплаты изменяется на 0,6 % на каждый 1 % изменения объема производства. Изменение фонда зарплаты за счет изменения численности и среднего заработка. 3.Выполнение условия ΔЗ ≤ ΔПт. 4.Изменение объемов производства за счет производительности труда и численности.
Решение: 1. Расчет дополнительных показателей:
Таблица 2. Расчет дополнительных показателей:
2. Расчет скорректированного фонда заработной платы Фкор, тыс. грн:
Где: Ф0 - фонд заработной платы в базовом периоде, тыс. грн. ∆Q – изменение объема производства продукции отчетного периода в сравнении с базовым, % ("+" «увеличение», “-“ «снижение»); К – Корректирующий коэффициент (находится в пределах от 0,4% до 0,6%)
тыс. грн.
3. Сравнение скорректированного фонда заработной платы с плановым:
Ф1 - Фкор = 5115 - 6656 = -1541 тыс. грн.
Экономия фонда заработной платы составила 1541 тыс. грн. 4. Влияние изменения численности и среднего заработка на изменение фонда заработной платы: а) изменение фонда заработной платы за счет изменения численности
тыс. грн.
б) изменение фонда заработной платы за счет изменения среднего заработка:
тыс. грн.
N1 – численность отчетного периода;
тыс. грн
5. Проверка выполнения условия - -9,18 < 36,5 – условие выполняется. 6. Влияние изменения производительности труда и численности на объем производства: а) изменение объема производства за счет изменения численности:
т.
б) изменение объема производства за счет изменения производительности труда:
т. т.
Задание 4
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|