Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности современной российской модернизации




 

Найти ответ на причины срыва модернизации в России исследователи пытаются с помощью теории цивилизаций. Наиболее распространенным подходом здесь можно считать стремление точно установить координаты страны в цивилизационном пространстве, преимущественно на оси Восток-Запад.

Существенным отличием пограничных цивилизаций от современной западной цивилизации являются используемые интеграторы - государство и экономическая деятельность, соответственно. Поэтому совершенно четко просматривается примат политики над экономикой в России и обратное соотношение - на Западе.

Ключ к пониманию пограничных цивилизаций лежит в исследовании духовной и политической сфер жизни общества. Но это означает и то, что модернизация этих обществ не может следовать по пути, проложенному обществами западной цивилизации. Под вопросом оказываются и универсальные цели, сформулированные либерализмом.

Развитие теорий цивилизаций ставит под сомнение главные постулаты классической теории модернизации, в частности, о существовании магистральной линии развития человечества, совпадающей с линией развития современной западной цивилизации.

С точки зрения классической теории модернизации, успех российской модернизации возможен при усвоении социокультурной сферой жизни общества либеральных идей, норм, ценностей, культурных стандартов и образцов жизни западной цивилизации. Однако на сегодняшний день ни одному незападному обществу не удалось провести успешную модернизацию, за исключением Японии. Но, как показал анализ Ш. Эйзенштадта, японская модернизация носила уникальный и парадоксальный (с точки зрения классической теории) характер, протекала неклассическим путем и завершилась победой совсем нелиберальных ценностей. В то же самое время опыт Японии является неповторимым из-за удивительного стечения ряда условий (исторических, политических, идеологических и др.), обусловивших прорыв этой незападной страны в современность.

Исходя из опыта японской модернизации, начавшегося критического пересмотра классической теории модернизации, принадлежности России к пограничному типу цивилизации, некоторые исследователи предполагают, что цели либеральной модернизации (вытекающие из классической теории), являются труднодостижимыми в нашей стране по причине высокой социальной цены либо недостижимыми в принципе.

В современном российском обществе по-прежнему существуют серьезные ограничители модернизационных процессов, основанные на принадлежности России к пограничным цивилизациям, но существуют и основания для осторожного оптимизма в отношении реальности достижения какого-то синтеза ценностей в современном российском обществе.

Ряд исследователей, в частности, И.А. Яковенко и Ю. Вешнинский, отмечает процесс смягчения полюсов оппозиции социокультурно расколотого российского общества и предлагает активно проводить поиск социальных технологий, которые позволили бы перейти от двухцентричной к полицентричной модели взаимодействия конфликтующих ценностей. Это, в свою очередь, может стать основой для продолжения модернизационных процессов.

Хотя модернизация в российском обществе носит конфликтный характер, нужно учитывать, что практический выбор того или иного варианта модернизации в условиях глобального социального кризиса происходит под воздействием множества факторов: специфики экономической и социальной ситуации; соотношения различных социальных и политических сил, поддерживающих тот или иной вариант развития общества; степени экономической, политической и культурной требовательности этих сил; умения каждой из них использовать в своих интересах общее недовольство существующим социальным порядком, если составной частью такого порядка является кризис. Данные факторы не существуют в отрыве от массового сознания, сознания противоборствующих политических сил, сознания политико-управленческих элит и их идеологической обслуги.

Модернизация в современной России во многом зависит от ценностных ориентаций населения.

В российском обществе наблюдается ценностная трансформация, она заключается в появлении двух полярных типов мировоззрения, т.е. сторонников "традиционалистской" или "модернистской" ориентации. Различия между этими типами мировоззрения проявляются в оценке исторического прошлого страны, в представлениях об эпохе, в которую они хотели бы жить, во взглядах о том, какие социальные силы способствуют развитию страны, в отношении к экономическим и политическим реформам, и, конечно же, в той или иной системе ценностей. Исследования, проведённые в последние годы, показали, что треть опрошенных респондентов занимает промежуточную позицию между двумя типами мировоззрений.

Каковы специфические черты трех выделенных групп? В чем различия мировоззрения этих групп наших сограждан? Каковы ценностные ориентации "традиционалистов", "модернистов" и "промежуточной" группы?

"Традиционалисты" в массе своей (76,7%) считают, что главное - это уважение к сложившимся традициям, обычаям, следование привычному, принятому большинством. Они сторонники "особого" русского пути. Для 63,6% из них важны чувство общности, коллективизм и жестко управляемое государство. Они абсолютно убеждены, что государство всегда должно отстаивать интересы всего народа перед интересами отдельной личности. Для людей этого типа мировоззрения (87 % из них) социальная справедливость превыше интересов получения прибыли частными предпринимателями. 89,9 % из них полагают, что предприятия, которые наносят ущерб интересам государства, следует национализировать. 73,2 % "традиционалистов" убеждены, что правительство должно иметь возможность прямого влияния на правосудие, если этого требуют интересы государства. 85,1% "традиционалистов" считают, что свободу прессы следует ограничить, если она нарушает интересы государства. Им чужды идеалы правового государства. Большинство из них предпочитают твердую власть с гарантиями личной безопасности, а не полную демократию. "Традиционалисты" - сторонники либо "особого русского пути" развития, либо коммунистической идеологии, однако среди них немало индифферентных к различным течениям политической идеологии. Для "традиционалистов" - сторонников коммунистической идеологии - СССР был государством, которое вполне обеспечивало справедливость для простых людей. Почти для 80 % из них характерна эмоциональная макроидентичность с Советским Союзом, для большинства крах СССР явился и личным крахом, разрушением всего того, во что они когда-то верили. Не удивительно, что лишь 21 % "традиционалистов" положительно относятся к понятию "рынок", и 38,4 % - к понятию "частная собственность". Чуть больше половины из них видят в предпринимателях социальную силу, способствующую развитию России, и 40 % воспринимают крупные банки в числе структур, способствующих экономическому развитию страны.

"Модернисты" в массе своей (80,7 %) считают, что главное - это инициатива, предприимчивость, поиск нового в работе и жизни, готовность к риску оказаться в меньшинстве. 68,3 % из них полагают, что индивидуализм, либерализм и западная демократия подходят и для россиян. 61 % "модернистов" считают, что государство должно обеспечить всем гражданам определенный минимум, а кто хочет получить больше, должен добиваться этого сам. Это они явились социальной базой реформ в России в момент их начала. По своим ценностным ориентациям "модернисты" - сторонники инновационного, инициативного типа поведения, как правило, рассчитывающие на собственные силы, высоко ценящие индивидуальную свободу. В политике "модернисты" идентифицируют себя как центристы или сторонники радикальных рыночных реформ. К таким понятиям, как "индивидуум", "демократия", "конкуренция", "прибыль", "рынок" и "частная собственность", они относятся как к положительным ценностям. Не удивительно, что 83,4 % из них видят в предпринимателях социальную силу, способствующую развитию России, а 64,3 % рассматривают в качестве таковой крупные банки. Говоря о взаимоотношениях человека и государства, они отчетливо тяготеют к правовому государству. Они выступают против права государства ограничивать свободу прессы и оказывать прямое давление на суд. Однако 66,8 % "модернистов" полагают, что предприятия, которые наносят ущерб интересам государства, следует национализировать.

Респондентов, чьи ответы на вопросы всем позициям занимали промежуточное положение, тяготея, однако, по наиболее значимым вопросам к традиционалистской ориентации, следует отнести к промежуточной группе. Для 77,4% респондентов промежуточной группы социальная справедливость превыше интересов получения прибыли частными предпринимателями. 82,1% из них полагают, что предприятия, которые наносят ущерб интересам государства, следует национализировать.

Итак, изменение ценностей россиян происходит под влиянием трех факторов: ценностного реванша, многосубъектности порождения ценностей и агрессивной экспансии западных ценностей.

Ценностная система современного российского общества по многим признакам движется в направлении к модернистской системе ценностей. Это выражается, прежде всего, в возрастании ценностей развития, свободы (в национальном понимании), индивидуализма (нелиберального типа), собственности.

Процесс модернизации ценностной системы сопровождается некоторым смягчением крайних позиций - традиционализма и либерализма. Российское общество путем достаточно тяжелых проб и ошибок пытается осуществить синтез традиционных российских и западных ценностей. В то же время нельзя не отметить, что модернизация общества сопровождается стремительной деинституционализацией и нарушением ценностно-порождающей функции социума, что способствует моральной деградации и дезинтеграции общества. На первый план начинают выходить проблемы стабилизации, а не развития социальной системы.

Важнейшее условие развития модернизационного процесса в России - формирование среднего класса.

Его роль заключается в поддержании социальной стабильности, а значит, и в принятии основ социального порядка.

В целом, согласно полученным в октябре 2009 г. данным, проверенным также на общероссийском исследовании ИС РАН "Социальное неравенство в социологическом измерении", к среднему классу (включая верхний средний) могут быть отнесены 20%-22% экономически активного городского населения России.

Однако, как считают авторы исследования, 35%-36% населения при нынешней структуре экономики является предельно возможным для расширения в обозримом будущем городского среднего класса. Конечно, при общем улучшении экономического положения в стране и повышении востребованности (и оплаты) квалифицированного умственного и высококвалифицированного физического труда возможно и дальнейшее расширение численности городского среднего класса за счет многочисленной группы, которой это мешает сделать лишь недостаточность текущих доходов, и, отчасти, лиц с заниженной самооценкой собственного статуса. Но будет ли дальнейшее улучшение экономической ситуации в России сопровождаться структурной перестройкой экономики и созданием в ней эффективных рабочих мест, которые могли бы стать основой для расширения нового среднего класса - вопрос пока открытый. Что касается возможностей расширения старого среднего класса (т.е. представителей малого и, отчасти, среднего бизнеса), то уже совершенно ясно, что имеет место тенденция не к увеличению, а к сокращению этого "отряда" среднего класса в условиях складывающейся модели экономики государственно-монополистического типа.

Сегодня отмечается высокий уровень поддержки "партии власти" городским средним классом. Это обусловлено, прежде всего, тем, что его представители, как правило, более активно включены в разнообразные сети социального взаимодействия, и, соответственно, их социальный статус и имущественный уровень в определенной мере зависят от приверженности существующей системе в целом и тех механизмов и процедур, с помощью которых она существует и воспроизводится. "Единая Россия", безусловно, воспринимается этими слоями скорее как правая партия, но ее "правизна" в большей степени связана с идеей порядка и стабильности, чем с идеей свободного рынка и демократии. При этом поддержка власти, в том числе и "Единой России", носит характер социального обмена, а проще говоря, "сделки" - лояльность в обмен на возможность заниматься своими делами и строить свою жизнь по собственному усмотрению. Но когда затрагиваются интересы "середняков", они в состоянии реагировать довольно решительно. Реакция, например, "обманутых дольщиков", "бутовцев", автомобилистов и др. свидетельствует о том, что при определенных условиях многие представители среднего класса могут достаточно быстро поменять свои политические предпочтения, если власть будет действовать вразрез с их интересами. Но одновременно они по-прежнему дорожат стабильностью и порядком и отвергают радикализм и экстремизм в отстаивании собственных интересов.

Важной особенностью менталитета современного россиянина является также сочетание модернизационных устремлений со стремлением сохранить традицию. Термин "традиция" окрашен исключительно позитивно и в этом отношении значительно превосходит термин "перемены" (90 % против 58 %). Даже у самых юных респондентов положительное отношение к традиции выразили свыше 82 % опрошенных, в старших возрастных когортах значение соответствующего индикатора возрастает до 95 %. Уважение к традициям демонстрирует и средний класс - 88 % при 92 % в прочих социальных стратах. Более ценным, чем традиция (хотя и ненамного) россиянам представляется только сама страна Россия, они сами (понятия "Я" и "Мы"), да еще, пожалуй, "успех" (индикатор положительных реакций на это последнее понятие - 94 %).

Несмотря на расслоение, поляризацию и маргинализацию российского общества, в современной России есть весомый социальный слой среднего класса, способный стать опорой при дальнейшем развитии модернизационных процессов. Все это позволяет говорить об объективных предпосылках развития национального, российского варианта модернизации.


Заключение

 

Модернизацию можно рассматривать как переход от традиционного общества к современному. Она представляет собой совокупность фундаментальных процессов качественного преобразования социальной и политической системы, в результате которых эта система повышает свои адапта­ционные возможности и переходит на новый этап развития. Теория модернизации отражает современную ситуацию и получила название "вторичной" или "догоняющей" модернизации. Часто такая модернизация понимается как вестернизация, т.е. процесс прямого заимствования (или насаждения) западноевропейской либеральной культуры без учета специфики страны-реципиента. По сути, такая модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культуры и социальной организации "универсальными" (западными) формами современности.

Наиболее вероятной причиной срыва модернизации в России являются цивилизационные различия. До сих пор не удалось точно установить координаты России в цивилизационном пространстве, на оси Восток-Запад. Россия является переходной или пограничной цивилизацией. Существенным отличием пограничных цивилизаций от современной западной цивилизации являются используемые интеграторы - государство и экономическая деятельность, соответственно. Поэтому совершенно четко просматривается примат политики над экономикой в России и обратное соотношение - на Западе.

Изменение ценностей россиян происходит под влиянием трех факторов: ценностного реванша, многосубъектности порождения ценностей и агрессивной экспансии западных ценностей. Ценностная система современного российского общества по многим признакам движется в направлении к модернистской системе ценностей. Она состоит из двух полярных типов мировоззрения, т.е. сторонников "традиционалистской" или "модернистской" ориентации. Различия между этими типами мировоззрения проявляются в оценке исторического прошлого страны, в представлениях об эпохе, в которую они хотели бы жить, во взглядах о том, какие социальные силы способствуют развитию страны, в отношении к экономическим и политическим реформам, и, конечно же, в той или иной системе ценностей. Однако существует и еще одна ценностная система - треть опрошенных респондентов занимает промежуточную позицию между двумя типами мировоззрений.

Основной опорой развития модернизации в современном российском обществе является средний класс. Средний класс определяет качество человеческого потенциала страны и характерные черты общенациональной идентичности, обеспечивает преемственность поколений и жизненных ценностей. Это связано не только с психическим и физическим здоровьем российского среднего класса, но и с уровнем образовательного и квалификационного потенциала его представителей, а также с личностными особенностями, инновационным потенциалом, что определяет характер ценностных ориентаций и особенности мотиваций в различных сферах жизнедеятельности.

Для российского общества наиболее перспективной представляется дальнейшая теоретическая разработка теории модернизации, возникшей в связи с ситуацией, получившей название "вторичной" или "догоняющей" модернизации. Причем такая модернизация не должна пониматься как вестернизация.


Список литературы

модернизация политический российский верба

1. Беляева Л.А. Социальная модернизация в России в конце XX века. М., 1997.

. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Потери и обретения в России девяностых: Историко-социологические очерки экономического положения народного большинства. Т. 1. Меняющаяся страна в меняющемся мире: предпосылки перемен в условиях труда и уровне жизни. М.: Изд-во "Эдиториал" УРСС. 2000.

. Кара-Мурза С. Советская цивилизация. М.: Алгоритм, 2002.

. Кенжаева Т.В. Специфика социальной модернизации в современной России. - Ростов-на-Дону: Наука-Пресс, 2010.

. Кулешов С.В., Медушевский А.Н. Россия в системе мировых цивилизаций: М.: Русский мир, 2006.

. Кургинян С.Е.Исав и Иаков. / Судьба развития в России и мире. "ПЕРЕСТРОЙКА-2". Т. 1. М.: ЭТЦ, 2009.

. Лапин Н., Беляева А. Динамика ценностей населения реформируемой России. М.: Эдиториал УРСС, 2006. С. 38.

. Уткин А.И. Россия и Запад: история цивилизаций. М.: Гардарики, 2000.

. Цапф В. Теория модернизации и различие путей общественного развития // Социологические исследования. 1998. N° 8. С. 15 - 19.

. Яковец Ю.В. Взаимодействие цивилизаций Востока и Запада: осевая проблема 21 века // Безопасность Евразии. 2001. N° 1. Январь-март. С.7-52.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...