Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инновации как основа развития системы профессиональной подготовки кадров МВД России




профессиональный подготовка сотрудник орган внутренний

Осуществляемый в настоящее время переход российского общества к инновационному пути развития коренным образом изменяет роль высшей школы, выдвигая новые требования к качеству образовательных услуг. На современном этапе ведущими странами мира особое значение в формировании и накоплении человеческого капитала придается образованию. Его уровень определяет интеллектуальный потенциал государства. Как отмечается в декларации «Образование для инновационных обществ в XXI веке», принятой по итогам работы саммита «большой восьмерки» 16 июля 2006 г., « образование составляет основу прогресса человечества. Социально-экономическое процветание в XXI веке зависит от способности стран обеспечивать образование всех членов общества …».

Именно это определяет ту особую роль, которую в развитии России всегда играло и будет играть образование. Невозможно не согласиться с мнением Н.В. Астафьевой, что «…в совокупности с наукой, общественно-политическими институтами, культурой система высшего образования становится важнейшим фактором создания в России инновационной экономики на принципиально новой технологической основе, ключевым средством развития человеческого потенциала и обеспечения демократических свобод личности». В контексте отмеченного вполне закономерно то, что проблемам модернизации отечественной системы образования, в том числе и системы профессионального образования МВД России, уделяется самое пристальное внимание.

Практика последних лет продемонстрировала ряд серьезных организационных проблем в системе управления подготовкой кадров МВД России, препятствующих выполнению возложенных на министерство задач по непрерывному воспроизводству необходимого количества специалистов органов внутренних дел с требуемым набором квалификационных характеристик, соответствующих вызовам XXI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества и государства. Это обусловливает необходимость дальнейшего поиска инновационных управленческих стратегий, более рациональных организационных механизмов деятельности системы подготовки кадров в системе МВД.

Данный вопрос актуализируется задачами, сформулированными в Концепции Федеральной целевой про рограммы развития образования на 2010-2013 годы, приоритетном национальном проекте «Образование», целевой программе «Реформирование системы работы с кадрами и профессионального образования МВД России на период до 2013 года», Наставлении по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденном Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29 июня 2009 г. № 490 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».

Среди требующих пристального внимания проблем ведомственного образования можно выделить следующие:

недостаточно качественная система отбора кандидатов для обучения;

отсутствие эффективного взаимодействия между образовательными учреждениями и комплектующими органами;

недостаточная практическая подготовленность выпускников ведомственных образовательных учреждений;

методическое однообразие в проведении учебных занятий;

практические занятия по дисциплинам специализации проводятся зачастую без использования имеющихся полигонных комплексов, специализированных классов, лабораторий;

недостаточное материально-техническое обеспечение учебного процесса.

В это связи следует констатировать, что одной из важнейших задач, стоящих перед образовательными учреждениями системы МВД России является формирование современной модели образования, призванной обеспечить эффективное решение задач в сфере профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, отвечающей современным требованиям правоохранительной деятельности.

Следует отметить, что многое в данном направлении уже делается [4]. Формируется система мониторинга профессионального образования МВД России, предназначенная для оценки качества обучения в ведомственных вузах, в которой будет учитываться не только оценка качества обучения, основанная на комплексе контрольных тестов для курсантов и слушателей начиная с третьего курса, но и сумма остаточных знаний выпускников образовательных учреждений МВД России в течение первых трех лет службы. Помимо тестирования в систему мониторинга входит также и комплекс сбора, обработки и анализа служебных отзывов на качество подготовки выпускников образовательных учреждений МВД России.

В соответствии с решениями Совета МВД России по науке и передовому опыту в 2008 году началась реализация проекта по созданию единой системы персонального учета научных работников, адъюнктов и докторантов вузов МВД России, а также проводимых ими научных исследований. С 2008 года ведутся работы по созданию системы информирования граждан о наличии и качестве профессиональных образовательных услуг в учебных заведениях МВД России. В учебном процессе акцент сделан на усиление практической составляющей, что обусловливается, прежде всего, потребностями практики правоохранительной деятельности.

Формируется централизованная видеотека учебных фильмов. В 2007 году на Центральном образовательном портале создан банк видеоматериалов из 47 фильмов общей продолжительностью более 30 часов. Активно развивается система дистанционного обучения, которая позволяет почти вдвое сократить расходы на подготовку кадров и повысить практическую направленность обучения. Система доказала свою эффективность. В настоящее время с помощью ЕИТКС ОВД в системе дистанционных образовательных технологий работают 30 ОВД, 13 образовательных учреждений, 12 учебных центров. Ведутся работы по созданию в каждом образовательном учреждении МВД России электронной библиотеки. В перспективе речь идет о формировании межвузовской библиотечной системы с правом доступа к имеющимся методическим материалам каждого заинтересованного курсанта или сотрудника. Одновременно разрабатывается проект «Книга по требованию», предполагающий обеспечение учащихся необходимыми учебно-методическими и программными материалами в электронном виде.

Таким образом, тенденции развития образовательной системы, сферы правоохранительной деятельности предопределяют необходимость изменения ведомственной системы образования, его технологий, методик обучения, усиление их действенности по развитию творческого мышления, его инновационности и прогностичности, формирования так называемого «инновационного образования».

Следует отметить, что концепция инновационного образования впервые была предложена широкой общественности еще в 70-х годах прошлого века. Она была сформулирована в подготовленном в 1979 г. Д. Боткиным, М. Эльмандирой и М. Малитцем докладе Римского клуба, получившем название «Нет пределов обучению» (No limits to learning. Bridging the human gap) [6], в котором была предпринята попытка определить роль и место образования в решении глобальных проблем современности, преодолении разрыва, возникшего между человеком и созданной им цивилизацией. Главными чертами в данной концепции инновационного обучения являются предвосхищение и соучастие. Предвосхищение - это способность понять новые, необычные ситуации, предусмотреть будущие события, оценить последствия принятых решений. Соучастие - это социальная активность, участие индивида в важнейших видах деятельности, его личное влияние на принятие различного вида решений, способность проявлять инициативу. Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства. Оно представляет собой новую модель обучения, ориентированную на максимальное развитие творческих способностей человека, создание мотивационной потребности к саморазвитию и самообучению как в системе формального образования, так и неформального и информального образования.

Инновационное образование имеет в своей основе личностно-ориентированную парадигму, сущность которой, по мнению Е.В. Бондаревской, состоит «…в преодолении противоречия между отношением к человеку как к ученику, т.е. как субъекту обучения и воспитания, и его отношением к себе как человеку, субъекту жизни…». При этом, как отмечает К.К. Колин, «…интегральным критерием качества высшего образования выступает уровень способностей специалиста к различным видам деятельности: профессиональной, инновационной, а также к деятельности в области саморазвития и самообразования…». Личностно-смысловая направленность содержания образования предполагает реализацию в образовательном пространстве таких базисных ценностей личности, как самореализация, жизнетворчество, культурная идентификация, индивидуализация и др. Поэтому становится важным, что в современной системе образования особое внимание должно быть уделено процессам порождения и развития знания, а не его трансляции. Кроме того, по своей сути инновационное образование выступает системообразующим фактором интеграции учебного процесса и научного поиска. Оно не только делает возможным использование в процессе обучения новых знаний, но и включает в инновационный образовательный процесс элемент творческого поиска.

Новая парадигма образования должна помочь человеку жить в гармонии с окружающей природой и людьми. Самым ценным знанием становится знание самостоятельно понятое, осознанное и готовое к применению. На смену технике и технологии, информатизации приходит эра образования. Становится очевидным, что все будет зависеть от культурного состояния человека, от степени развитости его знаний и творческих способностей, одним словом, от эффективности создания творческого пространства и времени. При этом осуществляется переход от педагогических инноваций, направленных на развитие репродуктивного мышления человека, к педагогическим инновациям, направленным на развитие его инновационного мышления.

Переход к новому обществу, основанному на инновационном потенциале человека, требует и перехода от «поддерживающей системы образования» к «инновационной». Инновационное образование, ориентированное на гибкую систему передачи знаний, не ограничивается определенными сроками обучения и стенами учебных заведений, приобретает черты жизнедеятельности, то есть процесса развития личности в течение всей социально активной жизни, а социальная жизнь - черты непрерывного образовательного процесса. В качестве непрерывного процесса образование перестает быть в основном внешне организованным процессом и становится в значительной степени личным делом обучающегося (образованием личности). Оно теряет свою обязательность и всеобщность, приобретает персонифицированный, личностно ориентированный характер, определяется потребностями самого обучающегося. Инновационное образование является для человека постоянным поставщиком знаний и информации.

Вышесказанное позволяет сделать вывод, что в настоящее время отечественная система высшего образования, в том числе и высшего профессионального образования МВД России, находится на переломном методологическом и технологическом этапе своего развития, обусловленном, прежде всего, коренными изменениями социально-экономической формации современного российского общества, выборе инновационного пути развития в качестве стратегического направления модернизации российского государства. Однако, новые инновационные задачи, стоящие перед обществом, могут быть решены только при условии создания такой системы образования, которая отвечала бы современным условиям и обеспечивала бы подготовку «… конкурентоспособных специалистов, умеющих видеть и творчески решать возникающие проблемы, гибко адаптироваться к меняющимся условиям жизни, … способных самостоятельно пополнять профессиональные знания …».

Значимость успешной модернизации высшей профессиональной школы в инновационном развитии России осознается как приоритетная задача государства и общества. Вне тесной взаимосвязи качественного вузовского образования, соответствующего современным требованиям социально-экономической жизни, невозможна успешная перспектива устойчивого развития общества. Отмеченное предопределяет выбор инновационного пути развития системы профессиональной подготовки кадров МВД России как необходимого условия повышения ее эффективности в контексте задач, стоящих перед органами внутренних дел на современном этапе развития общества.


Заключение

 

Государственная организация профессиональной подготовки кадров в системе МВД России представляет собой органическую часть, с одной стороны, единого общегосударственного научно-образовательного комплекса, а. с другой, - специфическое направление реорганизации системы обучения государственных служащих. Профессиональная подготовка кадров в системе МВД России организована и осуществляется с учетом перспективных и текущих задач развития государства и общества, кадрового обеспечения выполнения правоохранительных функций и характеризуется последовательным усложнением своего содержания, внутренних и внешних форм и методов взаимодействия, а также возрастанием функционального значения в обеспечении правопорядка и демократического развития общества.

Целью и общей тенденцией организации непрерывной системы профессиональной подготовки кадров МВД России является максимальное использование всех индивидуальных способностей и интересов личности, пре доставление всем сотрудникам органов внутренних дел равных возможностей для интеллектуального и профессионального развития, служебно должностного продвижения, присвоения очередных специальных званий. Организация профессиональной подготовки кадров в системе МВД России выполняет важную социальную функцию, обеспечивая подготовку человека к реальной жизни путем становления его личностных и профессиональных качеств в контексте с познанием общечеловеческих ценностей, формированием активной жизненной позиции, созданием условий для реализации интеллектуальных и коммуникативных способностей как в типичных, так и в непредсказуемых ситуациях.

Развитие организационных форм и совершенствование механизма правового регулирования профессиональной подготовки кадров в системе МВД России способствует повышению интеллектуального уровня сотрудников органов внутренних дел, что, в свою очередь, оказывает прямое влияние на достижение ими конечных результатов охраны общественного порядка, обеспечение общественной безопасности и борьбы с преступностью.

Государственная организация профессиональной подготовки кадров в системе МВД России имеет сложную организационную структуру, поскольку с одной стороны, она составляет одно из направлений в правоохранитель ной сфере государственного управления, а. с другой. - самостоятельную функцию отраслевого управления, направленную на создание и поддержание кадрового потенциала органов внутренних дел. Решение проблем повышения качества профессиональной подготовки кадров и формирования на этой основе профессионального развития кадров органов внутренних дел видится не столько в увеличении должностных окладов и «потолков» специальных званий научно-педагогическим работникам, сколько в кардинальном изменении в этой части кадровой политики в системе МВД России. В этой связи крайне необходимы такие, в частности, меры, как создание механизма правового регулирования новой системы материального и морального стимулирования порядка прохождения службы в органах внутренних дел сотрудников данной категории, приоритетное развитие тех организационных форм подготовки специалистов различной квалификации, которые в наибольшей степени отвечали целям науки и правоприменительной практики.

Профессиональная подготовка кадров в системе МВД России в современных условиях связанна с известными социально-экономическими трудностями финансирования как социальной сферы в целом, так и правоохранительных органов, в частности. В то же время нельзя забывать, что становление правового государства находится не только в прямой зависимости от состояния правопорядка и уровня профессиональной грамотности сотрудников правоохранительных органов, но от закономерностей общественного развития и. прежде всего, от таких его составляющих, как наука, образование, культура.

Проблема повышения качества профессиональной подготовки кадров в системе МВД России отражает не только определенную совокупность внутриведомственных интересов: отдельные направления ее решения (напри мер, развитие цикла гуманитарный знаний) определяют в известной части грамотность (включая профессиональную) населения в целом, а значит вносят свой вклад в укрепление национальных, социально-психологических морально-нравственных и т.п. отношений, придавая им позитивный стимул развития. В процессе профессиональной подготовке кадров важное методологическое значение принадлежит разработке научного понятийного аппарата образующего основу правовых профессионально-значимых знаний и, более того - юридического мировоззрения и мышления, столь необходимого в оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.

 


Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации. Комментарий /Под общей редакцией Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М., 1994;

.   Декларация прав и свобод человека и гражданина //ВВС РФ. 1991. №52. Ст. 1865;

.   Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // СЗ РФ. 1996, №35. Ст. 4135. Указы Президента Российской Федерации

.   Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. № 258 - Положение о Министерстве образования Российской Федерации //СЗ РФ. 2000, № 14. Ст. 1496. Нормативные правовые акты МВД России

.   Директива Министра внутренних дел Российской Федерации от 19 июня 1996 г. № 1 «О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом в системе МВД России»;

.   Бахрах Д.Н. Административная власть как вид государственной власти //Гос-во и право, 2002, № 3;

.   Булденко К.А. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел. Хабаровск. ХВШ МВД России. 2005.

.   Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года. /Под ред. В.Г.Кинелева. М., 2005;

.   Домбровский В.В. О функциях профессиональной правовой культуры сотрудников полиции //Актуальные проблемы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. Л.: 2012;

.   Зюзин Д.И. Качество подготовки специалистов как социальная проблема. М.. 2004;

.   Колодкин Л.М. Актуальные проблемы морально-психологической подготовки личного состава органов внутренних дел. М.: Академия МВД России, 2012;

.   Колодкин Л.М., Фатула А.В. Организация работы с кадрами органов внутренних дел. М.: Академия МВД России, 2005;

.   Ломтев С.П. Организация управления научно-педагогической деятельностью в системе МВД России. Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2006;

.   Мигалатьев А.А. Некоторые вопросы гуманитаризации современного высшего образования //Проблемы повышения качества профессиональной подготовки слушателей МВД РФ. М.: МВШМ МВД РФ. 2002;

.   Проблемы и региональные особенности осуществления кадровой политики в условиях перестройки правоохранительных органов. Владивосток: УВД Приморского края. X.: ХВШ МВД РСФСР. 1991;

.   Проблемы повышения качества профессиональной подготовки слушателей МВШМ МВД РФ. М.: МВШМ МВД РФ. 1992;

.   Проблемы оптимизации подготовки специалистов для правоохранительных органов //Материалы региональной межвузовской конференции. Хабаровск. ХВШ МВД России, 1994;

.   Проценко Е.Д- Организационно-правовые основы информатизации высшего образования в вузах МВД России //Актуальные проблемы автоматизации управления организационно-техническими системами в органах внутренних дел. СПб.: СПбЮИ МВД России, 2004. Ч. 2;

.   Роша А.Н. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в органы внутренних дел. М.: Академия МВД, 2009;

.   Гурьева Л.А. Профессиональная подготовка государственных служащих (организационно-правовые аспекты). Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. СПб., 2009;

.   Меншиков А.А. Административно-правовое регулирование образования в Российской Федерации. Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. М.: РАГС при Президенте Российской Федерации, 2008;

.   Скрячев A.M. Организация работы с кадрами в образовательных учреждениях среднего профессионального образования МВД РФ (социально-правовой аспект). Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 2008; I

.   Ткачев П.A. Формирование кадров системы МВД в условиях реформирования российского общества (теоретико-прикладной аспект), Дисс.... канд. юрид. наук. СПб., 2007.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...