Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ережепова Е.С. Лекции по истории русской литературы 19 века

Периодизация русской литературы XIX в.

Вопрос периодизации русской литературы XIX в. является дискуссионным.

В целях расширения кругозора предлагаю ознакомиться с различными исследовательскими подходами (материал взят из различных информационных ресурсов, к сожалению, не всегда указан автор того или иного подхода).

1) Таблица «Периодизация русской литературы XIX века» (источник – один из ресурсов по методике преподавания).

Периодизация русской литературы XIX века Общая характеристика периода Развитие основных литературных жанров
I. I четверть (1801—1825) Развитие идей дворянской революционности. Декабризм. Борьба литературных направлений: классицизм, сентиментализм, романтизм, ранний реализм, натурализм. Середина 20-х годов — рождение метода критического реализма. Ведущий художественный метод — романтизм Баллада, лироэпическая поэма, психологическая повесть, элегия
II. Литература 30-х годов (1826—1842) Углубление общего кризиса крепостничества, общественная реакция. Верность идеям декабризма в творчестве А. Пушкина. Расцвет революционного романтизма М. Лермонтова. Переход от романтизма к реализму и социальной сатире в творчестве Н. Гоголя. Ведущее значение приобретает реализм, хотя большинство писателей творят в рамках романтизма. Усиление демократических тенденций. Правительство активно пропагандирует теорию «официальной народности». Развитие прозаических жанров. Романтические повести А. Марлинского, В. Одоевского. Реалистическая эстетика в критических статьях В. Белинского. Романтический характер исторических романов М. Загоскииа, драматургии Н. Кукольника, лирики В. Бенедиктова. Борьба прогрессивных и демократических сил в журналистике
III. Литература 40—50-х годов (1842—1855) Усиление кризиса крепостнической системы, рост демократических тенденций. Развитие идей революции и утопического социализма. Рост влияния на общественную жизнь передовой журналистики. Идейная борьба славянофилов и западников. Расцвет «натуральной школы». Приоритет социальной проблематики. Развитие темы «маленького человека». Противостояние литературы гоголевской школы и поэтов-лириков романтического плана. Реакционные охранительные меры правительства в связи с революциями в Европе Основные жанры «натуральной школы»: физиологический очерк, социальная повесть, социально-психологический роман, поэма. Пейзажная, любовно-эстетическая и философская лирика поэтов-романтиков
IV. Литература 60-х годов (1855—1868) Подъем демократического движения. Противоборство либералов и демократов. Кризис самодержавия и пропаганда идей крестьянской революции. Расцвет демократической журналистики и ее противостояние консервативной. Материалистическая эстетика Н. Чернышевского. Новые темы и проблемы в литературе: герои-разночинцы, пассивность крестьянства, показ тяжелой жизни рабочих. «Почвенничество». Реализм и правдивость в изображении жизни в произведениях Л. Толстого, Ф. Достоевского, Н. Лескова. Высокое художественное мастерство поэтов-романтиков (А. Фет, Ф. Тютчев. А. К. Толстой, А. Майков, Я. Полонский и др.) Демократическая повесть, роман. Активизация жанров литературной критики и журналистики. Лирические жанры в творчестве поэтов-романтиков
V. Литература 70-х годов (1869—1881) Развитие капитализма в России. Демократические идеи народничества, их утопический социализм. Активизация тайных революционных организаций. Идеализация крестьянской жизни в литературе писателей-народников, показ разложения общинного уклада. Ведущая роль журнала «Отечественные записки». Реалистические тенденции в творчестве М. Салтыкова-Щедрина, Ф. Достоевского, Г. Успенского, Н. Лескова Очерк, рассказ, повесть, роман, сказ
VI. Литература 80-х годов (1882—1895) Усиление реакционной политики царизма. Рост пролетариата. Пропаганда идей марксизма. Запрет на передовые журналы. Возрастание роли развлекательной журналистики. Критический реализм в творчестве М. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого, В. Короленко и др. Обновление тематики в литературе: изображение «среднего человека», интеллигента, исповедующего теорию «малых дел». Мотивы разочарования и пессимизма в творчестве С. Надсона и В. Гаршина. Критика господствующих порядков и обличение социального неравенства в творчестве Л. Толстого Рассказ, повесть, роман. Романтические жанры в поэзии С. Надсона, социальные мотивы в поэзии революционеров-народовольцев
VII. Литература 90-х годов (1895—1904) Развитие капитализма в России. Рост марксистских идей. Противостояние реалистической и декадентской литературы. Идеи разночинной демократии в творчестве В. Короленко. Зарождение пролетарской литературы (М. Горький), развитие критического реализма в творчестве И. Бунина, А. Куприна, Л. Толстого, А. Чехова Рассказ, повесть, роман. Публицистические жанры. Жанры в традициях революционной поэзии. Драматические жанры

 

 

Статья из учебного пособия Е.С.Ережеповой.

 

 

Подробнее

Ережепова Е.С. Лекции по истории русской литературы 19 века

  • pdf

 

Литературный процесс в первой четверти XIX века (судьбы классицизма, просветительский реализм, сентиментализм, предромантизм). Романтизм как литературное направление.

Проблема периодизации литературного процесса XIX в. является одной из наиболее сложных и противоречивых проблем, стоявших перед литературоведами и в прошлом, и в настоящее время. Историко-литературная наука выдвинула целый ряд исходных принципов периодизации. К наиболее устойчивым и имеющим глубокие корни относится хронологический. Еще наши древние летописцы усердно следовали этому принципу, от него не отказались и историки литературы XIX в.: А.Н. Пыпин, С.А. Венгеров, И.И. Замотин, Алексей Веселовский, — они дополняли хронологический принцип делением истории литературы на десятилетия. Обнаружилось особое «лицо» каждого десятилетия: романтическое — у 20-х гг., народно-фольклорное — у 30-х, романтический идеализм 40-х годов, позитивизм и практицизм 50—60-х и т.д. Деление литературного процесса на десятилетия подкреплялось типологией художественных образов.
Второй вариант персонального принципа основан на его зависимости от творчества выдающегося поэта или писателя, как бы консолидирующего литературное движение и открывающего наиболее привлекательные пути развития художественного творчества. Еще В.Г. Белинский выделял ломоносовский период, карамзинский, пушкинский; И.В. Киреевский включал между двумя последними период Жуковского, а Н.Г. Чернышевский присоединял к пушкинскому иериод гоголевский. Это как бы «ро-мантический» принцип периодизации. Литература идет за гениями. Получалась довольно стройная система, несущая в себе многие важнейшие приметы: смену эстетических вкусов, ориентации, стилей. Конечно, границы таких периодов оказываются весьма рас-плывчатыми — один период накладывается на другой — и применить этот вариант бывает затруднительно.
В начале XIX в. были приняты смешанные принципы периодизации: учитывалось как отношение литературы к действительности, к духовной жизни, а также отношение к «целостному просвещению Европы», так и позиция писателя.
Литературоведение XX в., сохраняя отчасти хронологический и персональный принципы, стремится обновить представление о ведущих механизмах литературного развития, опираясь на ленинское учение о трех этапах освободительного движения. Од-нако в литературной науке было признано в конце концов невозможным наложение периодизаций разного типа социальных явлений на литературный процесс.
Стремлением осознать внутренние закономерности литературного развития обусловлено обращение к иным признакам литературной жизни — школам, направлениям, стилям. Так, мы знаем литературу на этапе классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма. Ученые Пушкинского дома в фундаментальной «Истории русской литературы» (В 4 т. — Тт. 2—
4. — Л., 1982—1983) обозначили главные направления в литературе следующим образом: от сентиментализма к романтизму (с начала века по 1825 г.) и от романтизма к реализму (от 1826 г. до середины столетия), третий — расцвет реализма (1856—1881), переходный период в развитии русского реализма (80-е годы), а 90-е годы рассматриваются в контексте литературного процесса 1900-х годов. Однако в последние годы произошел поворот литературоведения к проблемам жанров и отчасти родов, что позволяет вернуться к забытому делению литературы XIX в. на два этапа: «золотой век» поэзии с ее жанрами (первые четыре десятилетия) и расцвет эпической прозы: многотипных повестей, очерков, рассказов, романных циклов во второй половине столетия.
Отмечая еще раз дискуссионность данной проблемы, следует признать, что, сохраняя хронологический принцип периодизации в качестве основного, необходимо наполнять его такими признаками литературного развития, как своеобразие духовного бытия, гуманитарной природы литературы, а также ее собственной эстетики. Цель периодизации — не создание жесткой схемы, а обозначение ряда главных ориентиров на каждом этапе литературного движения.

3) Фрагмент текста из учебника для учащихся 10 кл. В.И.Коровина:

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...