Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общественные и межличностные отношения




Содержание

1. Общественные и межличностные отношения

2. Содержание и эффекты межличностного восприятия

3. Вербальные средства общения

Список литературы


Общественные и межличностные отношения

 

Проблема сущности и характера межличностных отношений людей требует уяснения того, каким образом проявляются в них социальные и психологические качества личности этих людей.

Дело в том, что межличностные отношения всегда опосредствованы более общей системой - системой общественных отношений.

Сама личность, с одной стороны, - “продукт” социальных связей, а с другой, - их созидатель, активный творец. Значит важно с самого начала рассмотреть личность в общей системе общественных отношений, каковую и представляет собой общество, то есть в некотором “социальном контексте”.

Этот “контекст" представлен системой реальных отношений личности с внешним миром. Содержание, уровень этих отношений человека с миром различны: в отношения вступают не только отдельные индивиды, но и группы. Таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии необходимо, прежде всего, различать два основных вида отношений: общественные отношения и “психологические” отношения личности (Мясищев В.Н.).

Взаимоотношения в психологии - субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия двух или нескольких субъектов.

Это, прежде всего система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых совместной деятельностью, проживанием и т.д.

Детерминацию социальных и психологических качеств человека и его отношений к миру в этой связи можно представить следующей схемой: общество " группа " человек. Человек, вступая в контакты с непосредственным окружением, формирует своеобразие социальной группы, к которой он принадлежит, а деятельность и отношения участников этих групп формируют, в конечном счете, общественные отношения. И наоборот, общественные отношения “преломляют" свое влияние на человека через те социальные группы, участником которой он является.

Структура общественных отношений исследуется социологией. В социологической теории раскрывается целая система различных видов общественных отношений: экономических, социальных, политических, идеологических и других видов отношений. Специфика их заключается в том, что в них люди “относятся” друг к другу как представители определенных общественных групп (классов, профессий, других групп, сложившихся в сфере разделения труда, а также групп, сложившихся в сфере политической жизни).

Такие отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества. Поэтому такие отношения обусловлены объективно. Их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, а, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей.

Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений.

В понимании социальной роли существенны следующие положения:

она представляет нормативно одобренный обществом образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию;

в ней зафиксированы определенные права и обязанности ее исполнителя;

она связана с определенными видами социальной деятельности.

Социальная роль является неким шаблоном поведения для определенных социальных позиций.

Общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли (поведение представителей таких ролей называется “асоциальным”). Иногда одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп. Важно подчеркнуть, что одобряется или не одобряется не конкретное лицо, а, прежде всего, определенный вид социальной деятельности.

В реальной жизнедеятельности каждый человек выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть одновременно инженером, отцом или сыном, игроком команды, членом клуба или профсоюза и т.п. Некоторые роли предписаны человеку при рождении (например, быть женщиной или мужчиной), другие приобретаются прижизненно. Поведение конкретного человека (носителя роли) зависит от того, насколько он усвоит эту роль. Успешность, полнота ее усвоения (интернационализации) определяется индивидуальными психологическими особенностями каждого человека.

Каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый “диапазон возможностей” для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным “стилем исполнения роли”.

Именно этот диапазон является основой для построения внутри системы безличных общественных отношений второго ряда отношений - межличностных или психологических отношений. Межличностные отношения - социально-психологические явления, заключающиеся во взаимодействии людей, находящихся в какой-либо группе, составляющие ядро их общения и проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Соотношение данных типов отношений - общественных и межличностных - в обобщенном виде представлено на схеме 1.

В конечном счете, межличностные отношения обусловлены объективными общественными отношениями. С другой стороны, существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация этих безличных общественных отношений в деятельности конкретных людей, в актах их повседневного общения и взаимодействия. Для большинства людей именно эта форма взаимоотношений - межличностная - и является единственной реальностью, каких бы то ни было отношений.

 

Схема 1 Сравнительная характеристика общественных и межличностных отношений

Общественные отношения Межличностные отношения
Выступают социальным контекстом для межличностных отношений Являются формой реализации социальных отношений
Являются источником продуцирования в человеке социальных качеств и продуктом их проявления Являются одновременно средой формирования и продуктом проявления психологических качеств человека
Неперсонифицированы в своей потенциальной объектной направленности и проявлении Всегда персонифицированы в своих субъектной отнесенности и проявлениях
Проявляются, как правило, вне рамок непосредственного межличностного контакта людей ·Формируются и проявляются, как правило, в условиях непосредственного коммуникативного контакта
Являются более устойчивым образованием как следствие закрепления в обществе существующей формально-статусной иерархии социальных ролей Подвержены более быстрым изменениям как следствие и продукт ситуативного реагирования человека на результат общения с конкретным человеком
Строятся на основе занимаемого в обществе положения людей Строятся на основе симпатий и антипатий конкретных людей
·Эмоционально индифферентны Имеют эмоциональную окраску

 

Находясь в ситуации постоянной включенности в те или иные группы, человек выступает как бы в двух качествах: как исполнитель безличной социальной роли и как неповторимая личность. Обнаружение личностных черт в стиле исполнения социальной роли вызывает, в свою очередь, в других членах группы ответные реакции, и, таким образом, в группе возникает целая система межличностных отношений и межличностных ролей - ролей, обусловленных именно психологическими особенностями человека, проявляющимися во взаимодействии с окружающими.

Особенностью межличностных отношений является их эмоциональная основа, которую можно рассматривать как важнейший фактор психологического “климата” группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Они проявляются в форме переживания психологической совместимости или несовместимости, взаимопонимания или же его отсутствия.

.   все эти чувства можно свести в следующие группы:

2. конъюнктивные - чувства, сближающие людей, объединяющие их; при этом другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.;

.   дизъюнктивные - чувства, разъединяющие людей, когда другая сторона выступает как неприемлемая, или как объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и т.д.;

.   амбивалентные чувства (то есть противоречивые);

5. индифферентные чувства (безразличие).

Интенсивность чувств, а соответственно, и отношений может быть различной. Так, по уровню взаимной близости (контактности) взаимодействующих личностей межличностные отношения могут быть классифицированы с учетом трех компонентов: восприятие и понимание людьми друг друга; межличностная привлекательность (притяжение и симпатия); взаимовлияние и поведение.

В частности, самой широкой формой межличностных отношений являются знакомства. Они имеют три основные характеристики: “знаешь в лицо, узнаешь" (самый широкий круг лиц), “приветствуешь” (только при взаимном узнавании), “приветствуешь и разговариваешь на общие темы”.

При знакомствах межличностные чувства не играют существенной роли, но отсутствие знакомств ограничивает контакты человека, возможности удовлетворения различных потребностей (например, коммуникативных, когнитивных, информационных и др.) и переживается им. Особенно остро это осознается в чужом городе, на новом месте работы, службы и т.п.

На основе отношений знакомства могут возникнуть более глубокие взаимоотношения - приятельские. Товарищеские и приятельские отношения возникают из круга знакомых при условии межличностной привлекательности. Само слово “приятель" указывает на особую роль приятия - неприятия, когда симпатии - антипатии являются одним из основных условий поддержания межличностных отношении.

Но в отличие от более близких отношений (товарищеских и дружеских), отношения приятельства менее разборчивы в выборе партнера по взаимодействию и общению. Товарищеские отношения основаны на деловых контактах, где цели, средства, результаты совместной деятельности определяют поддержание связей, распределение функций.

Среди форм взаимоотношений различают: истинное, демонстрируемое и приписываемое отношение. Истинное отношение (чувство) к партнеру непосредственно переживается человеком, но не обязательно проявляется вовне. Демонстрируемое отношение (поведение, действие) - это внешнее проявление отношения. Оно может соответствовать истинному (при полной искренности и спонтанности в общении), а может быть и ложным. Приписываемое отношение (мысленное) - это предположение, представление человека о том, каково истинное отношение к нему со стороны партнера.

Перечисленные формы взаимоотношений могут существовать на двух уровнях: реальном и желаемом.

В реальном процессе взаимодействия и общения истинные, демонстрируемые и приписываемые отношения постоянно превращаются друг в друга, партнеры обмениваются чувствами, действиями и мыслями. Эти реальные отношения постоянно соотносятся с желаемыми чувствами, действиями и мыслями, несоответствие которым является источником неудовлетворенности. На этой основе возникают проблемы во взаимоотношениях, которые можно объединить в три наиболее общих класса: неприятие чувств, неприятие поведения, неприятие мыслей.

Нарушения не исчерпываются лишь конфликтами между желаемым и реальным. У них могут быть более глубокие причины - рассогласование истинных, демонстрируемых и приписываемых отношений.

В рамках реального уровня взаимоотношений можно выделить три вида дисгармонии: непроницательность - результат рассогласования истинных и приписываемых реальных отношений (конфликт между чувствами одного партнера и мыслями другого); неоткровенность - результат рассогласования истинных и демонстрируемых реальных отношений (конфликт между чувствами и поведением); недоверие - результат рассогласования демонстрируемых и приписываемых реальных отношений (конфликт между поведением одного партнера и мыслями другого).

Анализ лишь эмоциональной стороны межличностных отношений не может считаться достаточным: практически отношения между людьми не складываются лишь на основе непосредственных эмоциональных контактов.

Сама деятельность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. Одновременный анализ двух рядов отношений в группе - как межличностных, так и опосредованных совместной деятельностью, то есть, в конечном счете, стоящих за ними общественных отношений - является чрезвычайно важной и трудной задачей социальной психологии. Все это ставит очень остро вопрос о методических средствах такого анализа.

Главным из таких средств для выявления структуры межличностных отношений является широко известный в социальной психологии метод социометрии, предложенный американским исследователем Дж. Морено.

Сущность методики сводится к выявлению системы “симпатий" и “антипатий” между членами группы, позиций каждого члена группы путем осуществления ими определенных “выборов” из всего состава группы по заданному критерию. Однако возможности социометрии ограничены.

Она не вполне схватывает ту связь, которая существует между системой межличностных отношений в группе и общественными отношениями, в системе которых функционирует данная группа, не устанавливает мотивы совершаемых выборов и т.д.

Содержание и эффекты межличностного восприятия

 

Рассмотренные механизмы взаимопонимания позволяют перейти к анализу процесса познания людьми друг друга в целом. Все исследования в этой области можно разделить на два больших класса:

) изучение содержания межличностной перцепции (характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств и пр.);

) изучение самого процесса межличностной перцепции (анализ ее механизмов, сопровождающих ее эффектов).

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик, как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. В первом случае взаимодействие можно констатировать по тому, что каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности его причин. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, и тогда это задача научной психологии. Но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (в этом случае может действовать механизм идентификации). Но, так или иначе, возникает целая система способов такого приписывания (атрибуции).

Особая отрасль социальной психологии, получившая название каузальной атрибуции, анализирует именно эти процессы (Г. Келли, Э. Джонс, К. Дэвис, Д. Кенноуз, Р. Нисбет, Л. Стрикленд). Исследования каузальной атрибуции направлены на изучение попыток "рядового человека", "человека с улицы" понять причину и следствие тех событий, свидетелем или участником которых он является. Это включает также интерпретацию своего и чужого поведения, что и выступает составной частью межличностного восприятия. Если на первых порах исследования атрибуции речь шла лишь о приписывании причин поведения другого человека, то позже стали изучаться способы приписывания более широкого класса характеристик: намерений, чувств, качеств личности. Сам феномен приписывания возникает тогда, когда у человека есть дефицит информации о другом человеке: заменить ее и приходится процессом приписывания.

Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависит от двух показателей: от степени уникальности или типичности поступка и от степени его социальной "желательности" или "нежелательности". В первом случае имеется в виду тот факт, что типичное поведение есть поведение, предписанное ролевыми образцами, и потому оно легче поддается однозначной интерпретации. Напротив, уникальное поведение допускает много различных интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и характеристик. Точно так же и во втором случае: под социально "желательным" понимается поведение, соответствующее социальным и культурным нормам и тем сравнительно легко и однозначно объясняемое. При нарушении таких норм (социально "нежелательное" поведение) диапазон возможных объяснений расширяется. Этот вывод близок рассуждению С.Л. Рубинштейна о "свернутости" процесса познания другого человека в обычных условиях и его "развернутости" в случаях отклонения от принятых образцов.

В других работах было показано, что характер атрибуций зависит и от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем. В этих двух различных случаях избирается разный тип атрибуции. Г. Келли выделил три таких типа: личностную атрибуцию (когда причина приписывается лично совершающему поступок), объектную атрибуцию (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие) и обстоятельственную атрибуцию (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам). Было выявлено, что наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник склонен в большей мере объяснить совершающееся обстоятельствами. Эта особенность отчетливо проявляется при приписывании причин успеха и неудачи: участник действия "винит" в неудаче преимущественно обстоятельства, в то время как наблюдатель "винит" за неудачу, прежде всего самого исполнителя. Особый интерес также представляет и та часть теорий атрибуции, которая анализирует вопрос о приписывании ответственности за какие-либо события, что тоже имеет место при познании человека человеком.

На основании многочисленных экспериментальных исследований атрибутивных процессов был сделан вывод о том, что они составляют основное содержание межличностного восприятия. И хотя этот вывод не разделяется всеми исследователями (некоторые полагают, что нельзя полностью отождествлять атрибутивный процесс и процесс межличностного познания), важность открытия явления атрибуции очевидна для более углубленного представления о содержании межличностного восприятия.

Дополнительные знания были получены и о том, что процесс этот определяется особенностями субъекта восприятия: одни люди склонны в большей мере в процессе межличностного восприятия фиксировать физические черты, и тогда "сфера" приписывания значительно сокращается, другие воспринимают преимущественно психологические характеристики окружающих, и в этом случае открывается особый "простор" для приписывания. Выявлена также зависимость приписываемых характеристик от предшествующей оценки объектов восприятия. В одном из экспериментов регистрировались оценки двух групп детей, даваемые субъектом восприятия. Одна группа была составлена из "любимых", а другая - из "нелюбимых" детей. Хотя "любимые" (в данном случае более привлекательные) дети делали (намеренно) ошибки в исполнении задания, а "нелюбимые" выполняли его корректно, воспринимающий приписывал положительные оценки "любимым", а отрицательные - "нелюбимым".

Это соответствует идее Ф. Хайдера, который сознательно ввел в социальную психологию правомерность ссылок на "наивную" психологию "человека с улицы", т.е. на соображения здравого смысла. Согласно Хайдеру, людям вообще свойственно рассуждать таким образом: "плохой человек обладает плохими чертами", "хороший человек обладает хорошими чертами" и т.д. Поэтому приписывание причин поведения и характеристик осуществляется по этой же модели: "плохим" людям всегда приписываются плохие поступки, а "хорошим" - хорошие.

Правда, наряду с этим в теориях каузальной атрибуции уделяется внимание и идее контрастных представлений, когда "плохому" человеку приписываются отрицательные черты, а сам воспринимающий оценивает себя по контрасту как носителя самых положительных черт. Все подобного рода экспериментальные исследования поставили чрезвычайно важный вопрос более общего плана - вопрос о роли установки в процессе восприятия человека человеком. Особенно значительна эта роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке, что было выявлено в экспериментах А.А. Бодалева. Двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том, же человеке было сказано, что он крупный ученый. После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет сфотографированного человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок - о решимости "идти до конца" в преступлении и т.д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза говорили о глубине мысли, а выдающийся подбородок - о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т.д.

Подобного рода исследования пытаются найти ответ на вопрос о роли характеристик воспринимающего в процессе межличностного восприятия, какие именно характеристики здесь значимы, при каких обстоятельствах они проявляются и т.д. Другой ряд экспериментальных исследований посвящен характеристикам объекта восприятии. Как выясняется, от них также в значительной мере зависит успех или неуспех межличностной перцепции. Индивидуальные психологические особенности различных людей различны, в том числе и в плане большего или меньшего "раскрытия" себя для восприятия другими людьми. На уровне здравого смысла эти различия фиксируются достаточно четко ("он - скрытный", "он - себе на уме" и т.д.). Однако эти соображения здравого смысла мало чем могут помочь при установлении причин этого явления, а значит, и при построении прогноза успешности межличностного восприятия.

Чтобы обеспечить такое прогнозирование ситуации межличностного восприятия, необходимо принять в расчет и вторую область исследований, которая связана с выделением различных "эффектов", возникающих при восприятии людьми друг друга. Более всего исследованы три таких "эффекта": эффект ореола ("гало-эффект"), эффект новизны и первичности, а также эффект, или явление, стереотипизации.

Сущность "эффекта ореола" заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке, категорируются определенным образом, а именно - накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль "ореола", мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. В экспериментальных исследованиях установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. Эта тенденция затемнить определенные характеристики и высветить другие и играет роль своеобразного ореола в восприятии человека человеком.

Тесно связаны с этим эффектом и эффекты "первичности" и "новизны". Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. В одном эксперименте четырем различным группам студентов был представлен некий незнакомец, о котором было сказано: в 1-й группе, что он экстраверт; во 2-й группе, что он интроверт; в 3-й группе - сначала, что он экстраверт, а потом, что он интроверт; в 4-й группе - то же, но в обратном порядке. Всем четырем группам было предложено описать незнакомца в терминах предложенных качеств его личности. В двух первых группах никаких проблем с таким описанием не возникло. В третьей и четвертой группах впечатления о незнакомце точно соответствовали порядку предъявления информации: предъявленная ранее возобладала. Такой эффект получил название "эффекта первичности" и был зарегистрирован в тех случаях, когда воспринимается незнакомый человек. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует "эффект новизны", который заключается в том, что последняя, т.е. более новая, информация оказывается наиболее значимой.

межличностное общение вербальный психологический

В более широком плане все эти эффекты можно рассмотреть как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотипизации. Впервые термин "социальный стереотип" был введен У. Липпманом в 1922 г., и для него в этом термине содержался негативный оттенок, связанный с ложностью и неточностью представлений, которыми оперирует пропаганда. В более же широком смысле слова стереотип - это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным "сокращением" при взаимодействии с этим явлением. Стереотипы в общении, возникающие, в частности, при познании людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии ("все учительницы назидательны", "все бухгалтеры - педанты" и т.д.). Здесь проявляется тенденция "извлекать смысл" из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны к определенному упрощению процесса познания другого человека; в этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит "сдвига" в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но, тем не менее, в каком-то смысле необходим, ибо помогает сокращать процесс познания. Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью. Возникновение таких предубеждений зафиксировано в многочисленных экспериментальных исследованиях, но естественно, что они особенно отрицательно проявляют себя не в условиях лаборатории, а в условиях реальной жизни, когда могут нанести серьезный вред не только общению людей между собой, но и их взаимоотношениям. Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что чрезвычайно сложная природа процесса межличностной перцепции заставляет с особой тщательностью исследовать проблему точности восприятия человека человеком.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...