Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сознание как высшая форма отражения объективного мира, творческая и регуляторная деятельность сознания

 

Сознание – высшая сфера человеческой психики, т.е. социального отражения, связанного с трудом и речью. В психике человека аккумулированы в обобщенном и превращенном виде отражательные возможности предшествующих человеку форм материи и, кроме того, появляются новые свойства.

Сознание отличается от психики животных двумя главными особенностями: во-первых, способностью отражать не только явления (внешнее, доступное чувственному восприятию содержание оригинала), но и сущность (глубинное, скрытое от чувств и познаваемое мыслительным путем содержание), во-вторых, наличием самосознания. С помощью самосознания человек отличает себя от внешнего мира и противопоставляет себя ему в познании и практической деятельности, осознает собственную духовную и материальную жизнь и дает ей самооценку. Самосознание возникает в результате общения индивида с другими людьми и имеет исторический характер.

Субъективный характер идеального отражения, относительная независимость последнего от законов функционирования объектов материального мира обусловливают большую автономность духовного мира человека и тем самым творческую свободу оперирования разнообразными моментами действительности, в том числе и такими, которые в объективном мире связаны неразрывно: содержанием и формой, явлением и сущностью и т.п. Процесс познания не сводится к пассивному копированию, а представляет собой активное конструирование, творческое воспроизведение действительности в преобразованной, идеальной форме.

Однако сознание не способно к абсолютному предвидению, оно не в состоянии синтезировать новое, никогда не виданное качество, которое материя успешно рождает в своем закономерном развитии; сознание может лишь проследить тенденции, уводящие в будущее, после того как они уже появились материально.

Сознание, будучи высшей сферой психики человека, в целом носит социальный характер, однако в определенной мере человек осознает и свою биопсихику, т.е. сознание охватывает оба указанных уровня. На социальном и биологическом уровнях психики имеется значительная неконтролируемая сознанием область - бессознательная психика, или просто бессознательное (рис.2). Материальным фундаментом, низшей основой психики служит физиологическая деятельность, сложнейшим проявлением которой выступает высшая нервная деятельность (ВНД).

Ощущение, отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга.

Восприятие, сложная система процессов приёма и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. В. вместе с ощущением выступает как отправной пункт процесса познания, доставляющий ему исходный чувственный материал.

Мышление, процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Хотя М. имеет своим единственным источником ощущения, оно переходит границы непосредственно-чувственного отражения и позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком.

Поскольку предмет сознания — не только внешний мир, но и сам субъект — носитель сознания, постольку одним из существенных его моментов является самосознание.

Очеловеченную животную психику составляют эмоции и элементарные чувства, а также инстинкты. Эмоция – это форма психической деятельности, в которой в виде непосредственного переживания конкретной ситуации осуществляется оценка значимости раздражителя для субъекта. Различают эмоции радости, гнева, удовлетворения, страха и т.п. Длительное устойчивое эмоциональное состояние называется настроением. Инстинкт – форма биопсихики, регулирующая сложные типы врожденного поведения.

У человека различают следующие инстинкты: 1) самосохранения ("инстинкт жизни"), включая пищевой; 2) половой; 3) деятельности (двигательный); 4) исследовательский (ориентировочный); 5) общения, сюда входят инстинкты родительский и родства. Прогрессивное развитие общества ведет ко всё более полному и естественному удовлетворению инстинктов человека в цивилизованной форме.

Значительная доля биопсихической деятельности человека осуществляется бессознательно, но в той или иной степени человек осознает свои эмоции и инстинкты и в определенной мере, преимущественно со стороны формы, способен управлять ими.

Бессознательная часть психики включает в себя такие общие типы, как

– неосознаваемые чувственные восприятия;

– опущенное в подсознание психическое содержание, предварительно хорошо освоенное сознанием;

– неосознаваемые побудители деятельности;

– неосознаваемая активность при решении творческих задач и др.

Конкретные формы бессознательной деятельности:

Аффект – сильнейшее эмоциональное перенапряжение, могущее привести к утрате сознательного контроля над поведением.

3аражение – неконтролируемая передача эмоционального состояния от одного индивида к другому.

Установка – настроенность психики и нервной системы воспринимать строго определенное, заранее ожидаемое содержание действительности; с помощью механизма установки человек предвосхищает содержание отражения.

Интуиция – психическая способность прямого и необъяснимого постижения конечного результата отражения, минуя промежуточные стадии.

Латентное обучение – бессознательное восприятие познаваемых элементов при обучении, помогающее в дальнейшем овладеть потребным умением.

Природные реакции не исчезают с возрастом, а включаются в преобразованном и подчиненном виде в более сложные формы психической деятельности.

Формирование психики в индивидуальном развитии человека, обеспечиваемое социальными и подчиненными биологическими факторами, есть процесс, связанный с определенной исторической ступенью развития человеческого общества. При переходе к последующим фазам общественного прогресса у индивидов под целенаправленным воздействием социальных сил складываются все более сложные нейродинамические мозговые структуры, обладающие соответствующей тонкостью физиологических функций.

 

Единство языка и мышления

 

Язык также древен, как и сознание: еще Аристотель заметил, что «Один только человек из всех живых существ одарен речью»[2]. У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То немногое, о чем животные хотят сообщить друг другу, не требует речи. Многие животные ведут стадный и стайный образ жизни, обладают голосовыми органами, например шимпанзе могут произносить 32 звука. Сложная система сигнализации наблюдается у дельфинов. Животные располагают и мимико-жестикуляторными средствами взаимной сигнализации.

Однако все эти средства сигнализации имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состоянии, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д. либо призывом к совместным действиям, либо предупреждением об опасности н т.п

Человеческая же речь оторвалась вместе с сознанием от своей ситуативноести. У людей существует потребность что-то сказать друг другу. Эта потребность реализуется благодаря соответствующему строению мозга и периферического речевого аппарата.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Речь -- это деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами, пожеланиями, целеполаганиями и т.п., который осуществляется с помощью языка, т.е. определенной системы средств общения.

Язык - это система содержательных, значимых форм. Посредством языка мысли, эмоции отдельных людей превращаются из их личного достояния в общественное, в духовное богатство всего общества. Благодаря языку человек воспринимает мир не только своими органами чувств и думает не только своим мозгом, а органами чувств и мозгом всех людей, опыт которых он воспринял с помощью языка. Таким образом, язык выполняет роль механизма социальной наследственности.

Какими бы иными средствами ни выражались мысли, они в конечном счете так или иначе переводятся на словесный язык — универсальное средство среди используемых человеком знаковых систем, выполняющее роль всеобщего интерпретатора. Так, невозможно, минуя язык, «перевести» музыкальное произведение, скажем, в математические форму. Это особое положение языка среди всех коммуникативных систем вызвано его связью с мышлением, производящим содержание всех сообщений, переданных посредством любой знаковой системы.

Близость мышления и языка, их тесное родство приводит к тому, что свое адекватное выражение мысль получает именно в языке. Ясная по своему содержанию и стройная по форме мысль выражается в доходчивой н последовательной речи. «Кто ясно думает, тот ясно и говорит», гласит народная мудрость.

Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно «лепит» формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка в конечном счете отражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия[3].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...