Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация консультативной беседы и технология ее ведения.




Цели, задачи и проблематика психологического консультирования. Принципы психологического консультирования.

ПК- это комплекс мероприятий, направленных на содействие гражданам в разрешении психологич.проблем в т.ч. принятия решений относительно проф. Д-ти, отношений в семье, с др. людьми, совершенствовании личности.(ИЗ КОНСПЕКТА)

Цель консультирования — помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера".

George и Cristiani (1990), несколько универсальных целей:

-Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.

-Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.

-Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений.

-Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений.

-Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. Обычная цель консультирования - помощь людям в решении задач развития. (Кочунас).

Ю. Е. Алешина основную цель психологического консультирования определяет как оказание психологической помощи:
1. Выслушивание клиента, в результате чего должно расшириться его представление о себе и собственной ситуации, возникнуть пища для размышлений.
2. Облегчение эмоционального состояния клиента.
3. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним. В ходе консультации фокус жалобы клиента должен быть переведен на него самого. 4. Помощь психолога в определении того, что именно и как можно изменить в ситуации.

Конкретно по задачам нигде ничего не сказано.везде идут «цели и задачи ПК». Также можно сказать,что в зависимости от теор.школы (бихевиор,психоанал,гуманистич и т.д.)выделяют конкретные задачи.

Проблематика: неудовлетворенность собой и жизнью,проблемы с самооценкой, трудности самопринятия, потеря смысла жизни, экзистенциальные проблемы бытия=),реакции на смерть, горевание, различные тяжелые и неизлечимые заболевания, р-ции на стресс, противоречия между потребностями, субъективные чувства(страх,тревога,гнев,вина, стыд),неудовл семейной жизнью,партнерскими отношениями,детьми, развод,разрыв отношений,одиночество,неумение заводить отношения и общаться, безответная любовь, эмоц. И др. зависимости, конфликты,профориентация,командообразование,адаптация к работе,учебе, различные виды поддержки(перенатальная на пример).

Принципы:

1.Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту

2.Ориентация на нормы и ценности клиента

3.Запрет давать советы

4.Анонимность(конфеденциальность)

5.Разграничение личных и профессиональных отношений

6.Включенность клиента в процесс консультирования

(по Алешиной)

+ (из конспекта):не навреди и запрет на манипулирование клиентом и наоборот.ф

Организация консультативной беседы и технология ее ведения.

При организации конс беседы важно: пространство и время.

В идеале:отдельный кабинет с удобной мебелью,комфортный,уютный,но без лишних отвлекающих деталей в интерьере, с часами(чтоб следить за временем).

Идеальный вариант посадки психолога и клиента — напротив друг друга и чуть наискосок, чтобы каждый из них мог с легкостью видеть лицо собеседника, но, при желании, мог бы также отвести глаза в сторону без особого труда. Лучше всего, если они сидят не слишком близко друг к другу и у них есть пространство для ног, достаточное для того, чтобы свободно встать или сесть на свое место. Можно небольшой журнальный столик между ними,но не большой стол. Клиента лучше садить,чтоб он не видел входную дверь и не отвлекался,чтоб концентрировался на работе.

Время: четко обозначенные начало и конец, часы в кабинете,чтоб видел и консультант и клиент(помогает помнить об ограниченности сессии и работать динамично). Беседа разворачивается постепенно, но каждая ее часть, каждый этап должен произойти в отведенный для этого временной отрезок. Сессия 50 минут.до часа.

Процесс беседы: условно беседу консультанта с клиентом можно разделить на четыре этапа: 1) знакомство с клиентом и начало беседы5-10мин; 2) расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез25-35мин; 3) коррекционное воздействие10-15; 4) завершение беседы 5-10мин. (при первой встрече времени на знакомство тратится больше. Не следует слишком суетиться, заигрывать с клиентом, с первых минут пытаться вступить с ним в активный контакт, предлагать и обещать свою помощь. Ситуация начала беседы для человека, пришедшего к психологу впервые, полна дискомфорта, ему необходимо дать время оглядеться, прийти в себя. Хорошо, если консультант не слишком многословен. Важно понять как обращаться к клиенту по имени,как он хочет). Расспрос клиента:1ая фаза:цель- “разговорить” клиента.(техники нерефлексивного слушания+ рефлексивное слушание с выяснением(можно повтор и перефразирование для структурирования расказа(только в паузах,когда клиент замолкает, не знает как продолжить); у консультанта возникают гипотезы,для их проверки->2ая фаза: Если в первой фазе расспроса консультант задавал широкие вопросы, провоцирующие клиента на монолог, то во второй фазе характер вопросов принципиально меняется. Формулировки становятся более тонкими, направленными на уточнение возникших у консультанта идей. Основной подход — это анализ конкретных ситуаций из жизни клиента.(техники выяснения,уточнения, резюмирования(сворачивает высказывание и определяет основную идею, может вывести на запрос). Оказание воздействия: самый простой способ- логически выстроить беседу, используя анализ конкретных случаев акцентировать противоречий в рассказе клиента.довести до сознания клиента реальную картину событий и попытаться выяснить какую неосознанную выгоду имеет клиент от ситуации. Техники здесь зависят от теоретического подхода(гештальт,транзакт.ан. и т.д.). Приемы воздействия: Ссылка на авторитет, Апелляция к литературным источникам, Опора на примеры из жизни, Обращение к научным источникам.

Завершение беседы: 1) подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема); 2) обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими необходимыми специалистами; 3) прощание консультанта с клиентом.

Технология –способы и приемы, применяемые консультантом для повышения эффективности деятельности.

В консультативной беседе всегда 2 стороны: психолог – клиент.

В ходе приема клиент выговаривается (избавляется от напряжения). Психолог эмпатически слушает, вначале пассивно, затем активно.

Технология ведения беседы:

Принципы:1.Ограничение речи консультанта 2.приближение разговорной речи консультанта к речи клиента 3.краткость и точность высказываний консультанта

Техники: 1.анализ эмоциональных переживаний 2.альтернативные формулировки 3.акцентирование эмоций 4.использование парадоксальных вопросов 5.уточняющие углубляющие формулировки 6.использование интерпретаций 7.перефразирование 8.контакт с клиентом(подстройка,вербальный контакт) 9. Паузы (по Алешиной)

+нерефлексивное и рефлексивное слушание, техника называния чувств,обратная связ, регулирование эмоционального напряжения,техника самораскрытия, языковые замены(я должна на я хочу),техника молчания.(по конспекту)

Сбор инфы о проблеме: локус жалобы(на себя,на близких,на третьих лиц)работать только с 1ым, самодиагноз, проблема, запрос.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...