Роль внешней политики государства в развитии нефтяной отрасли
Продукция нефтяной отрасли составляет значительную часть внешнеторгового оборота России. Нефтяная промышленность остаётся одной из наиболее прибыльных отраслей российской экономики, более того после спада первой половины девяностых она начинает возвращать свои позиции на мировом рынке. Однако на пути развития российской нефтяной промышленности существует множество проблем. Доля мирового рынка, которая принадлежала СССР распределилась между другими производителями. Традиционные потребители российской нефти – европейские государства стремились сократить уровень нефтяной зависимости от российских производителей, предпочитая использовать норвежскую и ближневосточную нефть. Сегодня мы можем наблюдать рост интереса к российской нефти, причём со стороны стран, которые раньше не закупали российскую нефть: «…в 2002 г. для российских нефтяников открылись и некоторые новые перспективы на внешних рынках в связи с тем, что с целью повышения своей энергетической безопасности западные государства, в том числе США, взяли курс на диверсификацию источников импорта энергоносителей. В июле 2002 г. в США прибыл первый танкер с российской нефтью, поставленной "ЮКОСом". А в октябре 2002 г. американская компания Marathon Oil Co. и "Роснефть" подписали соглашение о намерениях по созданию совместной компании Urals North American Marketing (UNAM) для поставок в Северную Америку российской нефти марки Urals. Ожидается, что новая компания начнет свою работу в третьем квартале 2003 г. и будет поставлять в США не менее 100 тыс. баррелей в день»[22], Китай ранее не входил в число крупнейших импортёров топлива, но бурный экономический рост привёл и к росту потребностей в энергетических ресурсах – сейчас Китай занимает третье место по потреблению нефти после США и Японии (по прогнозам к 2020 г. КНР выйдет на первое место по импорту нефти – «до 400 млн. тонн»[23]). Российские компании проявляют интерес к китайским предприятиям по добыче нефти, с другой стороны китайские компании заинтересованы в капиталовложениях в российскую нефтяную отрасль (можно вспомнить стремление представителей китайской нефтяной промышленности участвовать в аукционе по продаже Славнефти), одновременно, в российском правительстве рассматривается проект строительства нефтепровода между Ангарском и китайским городом Дацин. Появление новых стран, заинтересованных в импорте российской нефти, неожиданно принёсло новые проблемы: так сейчас в правительстве рассматриваются сразу два проекта нефтепровода в Восточной Сибири Ангарск –Дацин и Ангарск –Находка. Первый поддерживает Китай, второй Япония. Обе страны готовы участвовать в строительстве «своих» нефтепроводов и заинтересованы в поступлении нефти из Восточной Сибири. В этих условиях перед правительством встаёт сложная дилемма – с одной стороны КНР наш стратегический и торговый партнёр и его вариант трубопровода дешевле, с другой строительство нефтепровода до Находки и экспорт нефти в Японии сулит расширение возможности привлечения японских инвестиций и последующую возможность выхода и на другие рынки (морем), кроме того, Япония собирается закупать, по крайней мере, на 20 миллионов тонн нефти в год больше (50 млн. тонн в год против 30[24]). «Однако перспективы российских нефтяников на американском, японском и других новых рынках весьма ограничены как издержками транспортировки отечественной нефти, так и необходимостью значительных инвестиций в соответствующие проекты»[25]. Необходимо отметить, что государство, владеющее практически всеми трубопроводами, обладает исключительными возможностями по выбору наиболее приоритетных направлений развития нефтяной отрасли.
Участие государства в регулировании нефтяной отрасли не исчерпывается управлением экспортными потоками: так после покупки акций ТНК British Petroleum, представители компаний, которые участвовали в сделке, не раз заявляли о том, что они консультировались с высшим руководством страны. В этой связи необходимо отметить проблему привлечения иностранных инвестиций: «…гораздо менее известна нарастающая зависимость нашего нефтегазового комплекса от притока капиталовложений, и в том числе иностранных инвестиций. Сейчас уже невозможно анализировать состояние и пути развития комплекса в отрыве от обеспечения его потребностей в основном и оборотном капитале. Ныне это вопрос большой государственной политики, как внутренней, так и внешней. По проблемам обеспечения нефтегазового комплекса инвестициями постоянно ведутся переговоры с зарубежными партнёрами, подписываются сотни двусторонних и многосторонних соглашений»[26]. Необходимость таких переговоров вызвана узостью рынка внутренних заимствований и потребностью нефтяной отрасли в обновлении материальной базы: «Динамика развития НГК России такова, что потребность нефтегазодобывающих компаний в инвестициях составляет порядка 17-20 млрд. долларов в год. По подсчётам, только поддержание добычи нефти в объёме 300 млн. тонн потребует 3-3,5 млрд. долларов США в год. Для реализации утверждённой правительством масштабной программы развития национального ТЭК нужны стратегические вложения»[27]. В этой связи показателен вывод из Совета по оборонной политике: «Россия является, наверное, единственной крупной страной, не имеющей хоть сколько-нибудь эффективной системы информационного воздействия на внешний мир, защиты и улучшения облика страны, ее бизнеса. И это в условиях, когда позитивное представление о стране является растущим по важности элементом влияния, во многом определяющим потоки инвестиций»[28]. Таким образом, необходимо отметить, что государственная политика в данном направлении развивается пока недостаточно интенсивно, на переговорах с иностранными государствами вопрос инвестиций в российскую нефтяную отрасль затрагивается недостаточно часто. Между тем в Концепции внешней политики Российской Федерации одним из приоритетов называется: «содействовать привлечению иностранных инвестиций в первую очередь в реальный сектор и приоритетные сферы российской экономики»[29]. Безусловно, нефтяная промышленность является приоритетной сферой российской экономики, так как вносит огромный вклад в бюджетные поступления и валютную выручку страны, тем более, что в одном из проведённых исследований среди сфер, в которых Россия может рассчитывать на реальное укрепление своих позиций на мировом рынке больше всего экспертов (70%) ответили, что в сфере нефти и газа[30], поэтому можно считать справедливыми замечания, что: «Российская внешняя политика отстает от потребностей страны в новом мире, является излишне традиционалистской, не поспевает за новыми вызовами и, главное, не обеспечивает в должной мере использование открывающихся возможностей»[31]. В этой связи важным событием стало появление Энергетической стратегии России до 2020 г., где отдельная глава посвящена внешней энергетической политики. Среди приоритетных задач внешней энергетической политики выделено: «содействие привлечению зарубежных инвестиций в российский энергетический сектор»[32]. Основными мерами по решению данного вопроса предлагаются: «поддержку проектов по активизации привлечения иностранного капитала в Россию; - развитие новых форм международного сотрудничества в энергетике, научно-техническом сотрудничестве»[33].
Реформы нескольких последних лет, в том числе в налоговой области, а также покупка акций ТНК компанией British Petroleum привели к улучшению инвестиционного климата в России и дали повод надеяться на более активную поддержку со стороны государства на защиту интересов российских предприятий нефтяной отрасли. Тем более, что существуют примеры такой поддержки: вопрос энергетического сотрудничества рассматривался на встрече президентов России и США в мае 2002 г. в Санкт Петербурге, государство участвовало в продвижение отечественных нефтяных компаний в Ираке. Несмотря на то, что позже Ирак отказался от обязательств по договорам с ЛУКОЙЛом, данный проект можно рассматривать, как позитивный опыт поддержки отечественных компаний за рубежом. Необходимо отметить, что за последние несколько лет российские компании сумели серьёзно расширить свою экспансию на мировые рынки, причём растёт не только экспорт нефти и нефтепродуктов, но и приобретается инфраструктура: автозаправочные станции, нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), нефтяные компании и т.д.: «В 2002 г. российские компании продолжили свою борьбу за ряд зарубежных НПЗ и объектов транспортной инфраструктуры, причем не только с иностранными конкурентами, но и между собой. В частности, в июне 2002 г. "ЮКОС" получил крупный пакет акций Мажейкяйского нефтеперерабатывающего завода, чего он добивался около трех лет. Российские нефтяники ведут активную кампанию с целью приобретения нефтеперерабатывающих мощностей и лицензий на разработку месторождений не только в странах ближнего зарубежья, но и в Восточной Европе, на Ближнем и Дальнем Востоке, а также в Латинской Америке»[34]. Большинство таких сделок заключается компаниями самостоятельно без активного участия государства. Важнейшим нефтяным партнёром России были и остаются страны Европы, при этом на европейском направлении у России существует ещё потенциал роста, связанный, в том числе и с тем, что в западных державах нарастает недоверие к партнёрам на Ближнем и Среднем Востоке, вызванное подозрениями в поддержке ими исламистских террористических группировок: «…Евросоюз является ярко выраженным импортёром энергетических и сырьевых товаров. В свою очередь российская внешняя торговля преимущественно ориентирована на экспорт этих товаров, и такое положение вряд ли изменится в ближайшие годы. А следовательно, сохраняется высокий потенциал рынка ЕС для России, равно как и возможность поддерживать положительное сальдо в торговле с Евросоюзом»[35]. При этом необходимо учитывать, что Европа и в первую очередь ЕС является не только важнейшими потребителями, но и крупнейшими инвесторами, что ещё раз подтвердила последняя сделка между ТНК и British Petroleum: «Важнейшая сфера партнёрства с Евросоюзом – инвестиционное сотрудничество. ЕС является ведущим инвестором в российскую экономику. Несмотря на трудности и потери, вызванные событиями последних лет, европейские инвесторы не намерены уходить с российского рынка. По данным Госкомстата России, по состоянию на 1 июля 1998 года общий объём накопленных инвестиций европейских стран в экономику России составили около 21,3 млрд. долларов, или более 79% от всего объёма накопленных в Российской Федерации иностранных инвестиций. Прямые инвестиции, поступившие из европейских стран, составляют 5, 34 млрд. долларов, или 62% от общего объёма прямых инвестиций, накопленных в российской экономике… …Наибольшую активность европейские инвесторы проявляют в сфере добычи нефти и газа»[36]. Таким образом, можно говорить о тесном сотрудничестве российских и европейских компаний в области нефтяной промышленности, которая может стать основой для укрепления, в том числе и политического партнёрства и стать своеобразным катализатором интегративных тенденций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: