Законотворческий процесс. Подзаконное правотворчество.
Этапы правотворчества (в широком смысле): 1. Возникновение объективно обусловленной экономической, социально-политической, нравственной или иной общественной потребности юридическом регулировании соответствующих отношений. 2. Затем эта потребность преломляется в появлении концепции, теории, основанной на системе существующих общественных отношений и правовом сознании, господствующем общественном мнении. 3. Разработка проектов НПА. 4. Правотворчество (в узком смысле) - это деятельность компетентных субъектов, направленная на издание и совершенствование НПА. Выделяют, как правило, два этапа правотворческого (законодательного) процесса. Первый — предпроектный этап — заключается в том, что в обществе выявляется потребность в урегулировании нормами права социальной проблемы. Выявление такой потребности происходит спонтанно, имеют значение лишь степень остроты проблемы (вопроса), ее общезначимость и актуальность. Оценивает потребность в правовом регулировании как общество, которое через свои институты — лидеров, средства массовой информации, науку — может оказать влияние на законодателя, так и сами правотворческие органы, государство. О том, что потребность в правовом регулировании назрела, можно говорить, когда закон представляется наиболее эффективным средством, преимущественной формой регулирования по сравнению с другими социальными средствами воздействия экономическими, моральными и пр.). Второй этап правотворчества называется проектным этапом, или этапом принятия правотворческого решения. Особенность его заключается в том, что, во-первых, эта работа осуществляется непосредственно в самом законодательном органе, а, во-вторых, на данном этапе осуществляется собственно «творчество права»: создаются, изменяются или отменяются нормы права, происходит интеллектуальная работа над текстом законопроекта. Причем проектный этап может быть в свою очередь разбит на несколько стадий, последовательно сменяющих одна другую.
Первая стадия: внесение в правотворческий орган проекта закона субъектом правотворческой инициативы (законодательная инициатива). Субъекты права законодательной инициативы как правило чётко установлены (определены). Это означает, что только они имеют право внести в законодательный орган власти законопроект. Чаще всего инициатором принятия того или иного закона является правительство, которое реализует ту или иную политику и острее других чувствует, в каком акте парламента оно нуждается для дальнейшей эффективной работы. В силу сказанного часто законопроект возникает именно потому, что в нем больше всего нуждается исполнительная власть. В необходимости принятия нового нормативного акта правительство нередко убеждают с помощью групп давления. Депутат парламента также имеет, право представить законопроект, который может стать законом. Вторая стадия: рассмотрение проекта закона в ко миссиях и комитетах правотворческого органа с целью проанализировать его содержание с разных позиций и предложить более совершенные средства правового воздействия. Особая роль в этом процессе принадлежит комиссии по законодательству парламента, за которой по обыкновению остается последнее слово перед вынесением проекта на обсуждение на заседании палат парламента. Третья стадия: обсуждение законопроекта. Цель такого обсуждения заключается в высказывании предложений, поправок и замечаний отдельными, депутатами и фракциями (объединениями депутатов) парламента. Эта стадия может иметь два варианта развития: а) принятие законопроекта в первом чтении; 6) возврат его на доработку с последующим прохождением процедуры обсуждения но комиссиям и комитетам парламента.
Четвертая стадия: принятие законопроекта правотворческим органом в третьем (окончательном) чтении. В чем выражается принятие законопроекта? С процедурной точки зрения, принятие означает лишь то, что проект получил одобрение большинства депутатов палаты (или парламента в целом). С юридической точки зрения, принятие законопроекта составом депутатов парламента — один из необходимых юридических фактов, обусловливающих дальнейшее превращение законопроекта в полноценный закон. В федеративных государствах принятый нижней палатой (Гос. Думой) закон подлежит рассмотрению в верхней палате парламента, в которую входят представители субъектов федерации (Совет Федерации). Для завершения процесса правотворчества необходимы еще несколько важных этапов, логически включаемых в четвертую стадию правотворчества. Это подписание закона главой государства и обнародование (опубликование в средствах массовой информации) текста нового закона (промульгация). Глава государства может обладать правом вето («вето» означает «запрещаю», т.е. правом отклонить и не подписать принятый парламентом закон (ещё не вступивший в силу), если он не согласен с ним). Оно является преодолимым (отлагательное вето). Бывает ещё отменительное вето (непреодолимое). Позволяет устранить правовые дефекты. Причинами могут быть: слабая юридическая проработка закона, превышение парламентом своих полномочий, несоответствие закона Конституции, … Это могут быть политические причины. Глава государства может не подписать закон по тем основаниям, что закон принят с нарушением процедуры. Данный случай не подпадает под «право вето». После права вето следует повторное рассмотрение закона в палатах парламента. В большинстве стран установлены сроки прохождения законопроекта до момента его принятия (в течении которых они должны быть рассмотрены и приняты или отклонены). Особая процедура может быть предусмотрена для внесения изменений в Конституцию. В РФ – внесение поправок (частичное изменение) и пересмотр (принятие новой) Конституции. А также может быть особая процедура для принятия конституционных законов.
В федеративных государствах как правило формируется две палаты парламента. И основным законодательным органом является нижняя палата. Особенности принятия федерального конституционного закона в РФ: 1. ими регулируется особый круг вопросов, указанных в Конституции РФ; 2. подлежат обязательному рассмотрению в СФ; 3. для принятия закона необходимо квалифицированное большинство голосов членов обеих палат; 4. Президент РФ не обладает правом вето. Подзаконное правотворчество. В целом осуществляется также в 2 этапа (предпроектный и проектный). Оно имеет место в случаях, когда нормы права принимаются и вводятся в действие органами государства, не относящимися к его высшим представительным органам. Акты подзаконного правотворчества необходимы для обеспечения применения закона. К субъектам подзаконного правотворчества относятся: президент, правительство, иные высшие органы государства, обладающие в соответствии с законом правом принятия НПА. Основная причина существования этого вида правотворчества заключается в сложности вопросов, которые должны решать органы государства. Парламент не всегда достаточно компетентен, чтобы принять к своему рассмотрению какой-либо сложный технический вопрос, требующий усилий специалистов, а кроме того, не все сложные вопросы современного общества должны рассматриваться парламентом. Есть ситуации, когда решение целесообразнее передать на более низкий уровень, как толк требуют нормы, регулирующие компетенцию и прерогативы правотворческих органов. Другая причина наличия подзаконного правотворчества заключается в том, что парламент часто испытывает дефицит времени, который не позволяет принять соответствующее правовое решение (хотя это и желательно). Вследствие этого происходит передача правотворческих полномочий другим субъектам нормотворчества. Тенденция увеличения подзаконного нормотворчества наблюдается во всех странах. Разумеется, подзаконное правотворчество имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К достоинствам его относятся оперативность; гибкость и меньшая формальность; компетентность соответствующих органов, их знание местных и иных условий, увеличивающих эффективность принятого юридического решения. К недостаткам подзаконного правотворчества можно» отнести закрытость процесса принятия правового решения, сложность обзора и применения норм из-за большого числа нормативных актов, отсутствие контроля общества за правотворческой работой бюрократии и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|