Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функционирование образовательных систем на региональном уровне

Процесс дальнейшего сближения образовательных систем на региональном уровне определяется характером развития экономических систем регионов России. Необходимо как можно быстрее проанализировать те достижения и промахи, которые есть в любой системе образования, наметить пути интеграции различных образовательных систем для достижения гармонии интересов населения различных территорий. При этом важно рассматривать факты, события, тенденции в их взаимосвязи и взаимообусловленности, интерпретировать их значимость с точки зрения их системных свойств, вклада в развитие единого образовательного пространства (регионального, федерального, мирового) как главного условия интеграции различных экономических и политических систем.

Повышение социокультурной роли этнического фактора во всех сферах общественного устройства явилось важнейшей особенностью современного мира, привело к усилению регионализма в развитии общества. Термин «регионализм» (учет национальных, экономических и других особенностей, присущих какому-либо региону страны) конкретизируется в понятии «регионализация образования». Как указывает В.М. Петровичев, регионализация образования есть процесс обеспечения полноты и непрерывности процесса образования конкретного ребенка, проживающего на данной территории [7, с.34]. Регионализация образования с точки зрения дидактики – это учет региональных особенностей в содержании и организации учебного процесса. Подобный подход получил отражение в нормативных документах, подготовленных Министерством образования РФ. Это наделение регионов правом и обязанностью выбора собственной образовательной стратегии, создания собственной программы развития образования в соответствии с региональными социально-экономическими, географическими, культурно-демографическими и другими условиями.


Информационные технологии в открытых образовательных системах

В последние годы все большее значение в развитии и функционировании открытых образовательных систем приобретает использование современных информационных технологий. Для этого необходимо создать систему информационной поддержки всех процессов, выполняемых в образовательных учреждениях.

Определяющим условием эффективности модернизации российского образования на основе новых информационных ресурсов, технологий является соответствие информационно-инновационного процесса гуманитарной сущности современного социально-личностно-ориентированного воспитания и обучения. Уже на этапе целеполагания разработки и реализации информационно-образовательных проектов ориентация на возрожденные в отечественном образовании гуманистические ценности позволяет существенно ослабить противоречия когнитивной (технологически детерминированной) и креативной (эвристически детерминированной) идеологий образования. Достижение соразмерности развития технологической и эвристической компонент образования, соответственно определяющих его информационный и гуманитарный характер, обеспечивает единство информационно-образовательного пространства в условиях вариативности современного образования, способствует устойчивому функционированию образовательных систем.

Потребность в концептуальной, теоретической разработке гуманитарных, психолого-педагогических аспектов информатизации образования при росте интенсивности применения новых информационных ресурсов, технологий в учебно-воспитательном процессе школ, дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, учреждений профессионального образования и других типов образовательных учреждений страны, а также возрастание требований к качеству информационно-образовательных средств актуализирует исследовательскую научно-практическую деятельность с целью изучения, обоснования и реализации возможностей сохранения и развития эвристического потенциала образования при оптимизации его инструментально-технологической базы.

Изучение, обоснование новых информационных технологий в качестве средств актуализации, реализации творческого потенциала субъектов образовательной деятельности (учеников, воспитанников, педагогов, психологов, управленцев методистов и др.) способствует разрешению методологических, теоретических проблем информатизации гуманитарного образования, разработке методических рекомендаций по внедрению информационных технологий в практику образовательных учреждений.

Для эффективного осуществления информационно-инновационной деятельности требуются значительные ресурсы (научные, финансовые, кадровые, технические и пр.), необходимо взаимодействие образовательных учреждений, апробирующих в своей практике новые информационные технологии. Ключевую роль в развитии информационно-образовательной инфраструктуры играют высшие учебные заведения и, прежде всего университеты, обладающие в достаточной мере необходимыми ресурсами и способные выступить в качестве научно-методических, экспериментально-исследовательских центров, осуществляющих поиск эффективных вариантов информационной модернизации учебно-воспитательного процесса.

 

 


Заключение

Функционирование образовательных систем в современных условиях проходит на фоне таких неблагоприятных факторов, как социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых средств; неполнота нормативной правовой базы в области образования; систематическое неисполнение норм законодательства в области образования.

В настоящее время модернизация выступает важным резервом обновления образовательной системы и приведения ее в соответствие с современными требованиями. Так, цель модернизации видится, прежде всего, в создании механизма устойчивого развития системы образования, приведение ее в состояние соответствия с социально-политическими потребностями страны. Если понимать модернизацию как процесс поиска новых форм организации образовательной системы, адекватных сложившимся социальным условиям, необходимо определить основные параметры развития. В качестве таких основных параметров концепцией модернизации образования определены качество, доступность и эффективность образования. Таким образом, развитие (в отличие от процесса функционирования) можно определить через динамику данных параметров при обеспечении стабильности образовательной системы.


Литература

1. Балыхин Г.А. Управление развитием образования. Организационно-экономический аспект. – М.: Экономика, 2003. –  428 с.

2. Бондырева С.К. Социально-психологические основания развития единого образовательного пространства СНГ: структурно-содержательные и функциональные характеристики взаимодействия субъектов: Автореф. дис. … д. психол. н. – М., 1999. – 18 с.

3. Гневко А.В. Особенности менеджмента учебных заведений в современных условиях. – СПб.: ИУиЭ, 2002. – 352 с.

4. Гусева Т.И. К проблеме цели функционирования образовательных систем // Социальные проблемы развития человеческих ресурсов: Сб. науч. тр. – М., 1998. – С.88-99.

5. Дендерина В.И. Педагогические теории, системы, технологии. – Ставрополь: СГУ, 1999. – 138 с.

6. Комплексная программа «Интеграция». – М.: Межвузовский центр образовательных программ, 1995. – С. 36.

7. Петровичев В.М. Региональное образование: организация, управление развитием. – Тула, 1994. – С. 34.

8. Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования // Вестник образования. – 1992. – №10. – С. 12.

9. Соколова И.Ю. Основы управления педагогическими системами: Курс лекций. – Ставрополь: СГУ, 2000. – 83 с.

10.  Соколова И.Ю., Хохлова Д.А. Управление образовательными системами: Уч. пос. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. – 122 с.

11. Солдаткин В.И. Проблемы создания информационно-образовательной среды открытого образования // Университетское управление: практика и анализ. – 2001. – № 4. – С.14-17.

12. Третьяков П.И. Адаптивное управление педагогическими системами. – М.: Академия, 2003. – 368 с.

13. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами: Уч. пос. – М.: Академия, 2002. – 384 с.

14. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. - М., 2002. - С. 105.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...