Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти




Тема 4. Президент Российской Федерации.

Родиной института президентства справедливо считают США. В отличие от других государств XVIII в., где верховная власть повсеместно имела монархический, наследственный характер, конституция этой страны 1787 г. установила принцип выборности населением главы государства и федеральной исполнительной власти.

Для нашей страны институт президентства является новым. Его становление происходит под влиянием исторических и национальных особенностей, среди которых проявляется устойчивая традиция сильной персонифицированной власти, олицетворяемая в разные эпохи царем, императором, генеральным секретарем, а ныне – президентом. Сам этот термин происходит от латинского praesidens, что буквально означает «сидящий впереди». В современном понимании - это единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов. Такой институт присущ странам с республиканской формой государственного правления.

Впервые идея введения президентства одержала верх в период советской «перестройки», когда в 1990 г. решением съезда народных депутатов была установлена должность Президента СССР. Вскоре после этого по результатам всероссийского референдума аналогичный институт власти появился и в РСФСР, еще находившейся в составе единого союзного государства. Дата избрания первого Президента России 12 июня 1991 г. была приурочена к государственному празднику – Дню независимости республики.

Учреждение института президентства в Российской Федерации, первое всенародное избрание на этот пост по Конституции РФ 1993 г. закрепили изменившиеся реалии государственного устройства страны и современный механизм разделения властей.

В системе органов государства Президент РФ занимает особое место. Объясняется это тем, что российский Президент не входит ни в одну из других ветвей власти. Президент РФ является главой государства России как демократического правового государства с республиканской формой правления. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Как глава государства Президент РФ призван консолидировать государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех разногласий и конфликтов между органами государственной власти, субъектами Федерации, выражая при этом позицию и интересы всей Федерации в целом. В соответствии со своим положением Президент РФ олицетворяет единство многонационального народа, суверенную государственность России.

Срок полномочий предыдущего Президента РФ – четыре года. Этот срок соответствовал сроку полномочий нижней палаты российского парламента – Государственной Думы. Однако в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы", вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г., срок полномочий действующего Президента составляет 6 лет.

Избрание Президента РФ осуществляется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Не участвуют в выборах Президента граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории Российской Федерации не менее десяти лет (ч. 2 ст. 81 Конституции РФ). Данная норма свидетельствует о том, что лицо без гражданства, или иностранец, не может стать Президентом России.

Одно и то же лицо не может занимать пост Президента РФ более двух сроков подряд (ч. 3 ст. 81 Конституции РФ). Анализ данного положения показывает, что конкретный гражданин может стать Президентом РФ и более двух сроков подряд при наличии интервала между периодами президентства (перерыв является обязательным, если президентство осуществлялось два срока подряд).

Процедура избрания Президента РФ осуществляется на основе Конституции РФ, Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (в ред. от 02.05.2012 г.) в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Конституционный статус главы государства, прежде всего, предполагает наличие специфических для этого органа прав и обязанностей во взаимодействии с другими властями, делающего Президента ключевой фигурой во властных структурах государства. Это проявляется прежде всего в прерогативе Президента РФ определять в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80 Конституции РФ), принимать меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ), приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст.85). Наделение российского Президента такими обширными полномочиями обусловлено тем, что он выступает как гарант незыблемости Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти

В отличие от прежней Конституции РСФСР 1978 года с поправками, внесенными в нее при учреждении поста Президента в 1991 году, Конституция Российской Федерации 1993 года не называет Президента РФ главой исполнительной власти, а определяет его исключительно как главу государства. Однако это не означает какое-либо сужение полномочий Президента, уменьшение влияния на организацию деятельности исполнительной власти. На конституционном уровне не закрепляется положение о том, что Президенту принадлежит исполнительная власть. В статье 110 Конституции РФ четко оговаривается, что исполнительную власть в России осуществляет Правительство. На практике российский Президент обладает обширными полномочиями в сфере исполнительной власти.

Объем полномочий главы государства в сфере исполнительной власти зависит от формы правления и политического режима конкретного государства.

Россия по форме правления – полупрезидентская республика. Особенностью данной республики является стремление поставить главу государства над всеми ветвями власти не в качестве лица, сосредоточивающего в своих руках полномочия законодательной, исполнительной и судебной власти, а в качестве арбитра в отношениях между ними. В отличие от президентских республик (например, США) в России Президент, являясь главой государства, не является одновременно главой Правительства. В силу этого Правительство несет ответственность не только перед Президентом, но и перед парламентом.

Полномочия Президента РФ, связанные с организацией и функционированием исполнительной власти, условно подразделяются на три группы:

Во-первых, полномочия по формированию Правительства и по обеспечению функционирования органов исполнительной власти. Президент фактически руководит Правительством при наличии главы Правительства – Председателя. Президент РФ единолично формирует федеральную исполнительную власть и руководит ею. Смещение федеральных министров и реорганизация всего Правительства также находятся во власти российского Президента. Лишь назначение Президентом РФ Председателя Правительства происходит с согласия Государственной Думы. Причем, если Государственная Дума трехкратно отклонит представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства РФ, то Президент имеет право самостоятельно назначить Председателя Правительства РФ, распустить Государственную Думу и назначить новые выборы (ст. 111 Конституции РФ). Президент вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ.

Во-вторых, по контролю за деятельностью Правительства. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Указом Президента РФ от 21 мая 2012 № 636 (в ред. от 25.06.2012) "О структуре федеральных органов исполнительной власти" установлен перечень федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет непосредственно Президент РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами. Это следующие федеральные органы исполнительной власти:

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству

Министерство обороны Российской Федерации

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю

Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств

Федеральное агентство специального строительства

Министерство юстиции Российской Федерации

Федеральная служба исполнения наказаний

Федеральная служба судебных приставов

Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)

Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба)

Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба)

Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

Правительство РФ ответственно перед Президентом РФ. И именно ему, а не Федеральному Собранию, Правительство РФ заявляет о своей отставке в случае, если оно считает невозможным осуществление возложенных на него функций, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. Только Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ.

Президент также формирует Администрацию Президента РФ, назначает Руководителя Администрации, координирующего деятельность управлений, отделов и служб Президента России или его Администрации. К числу таких управлений относятся: государственно-правовое, контрольное, финансово-бюджетное, по работе с территориями, информационное, управление по вопросам гражданства и др. Основными задачами Администрации Президента являются организационное, информационное, правовое обеспечение деятельности главы государства, организации его взаимодействия с другими органами государственной власти, поддержание связей с общественными организациями, средствами массовой информации.

Проводниками контрольных функций Президента РФ в сфере исполнительной власти являются полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, а также в высших государственных органах.

В-третьих, полномочия по руководству органами исполнительной власти в военной сфере. Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, утверждает военную доктрину РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженными Силами РФ (ст. 83, 87 Конституции РФ).

Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется Законом РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 года. Этот орган осуществляет разработку предложений по обеспечению защиты конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности страны, участвует совместно с другими органами в выработке военной политики России. Постоянные члены и члены Совета Безопасности назначаются Президентом РФ.

Президенту предоставлено право вводить на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное и чрезвычайное положение, о чем он незамедлительно сообщает Совету Федерации и Государственной Думе.

Реализуя свои функции и осуществляя конституционные полномочия, Президент РФ издает указы и распоряжения. Акты Президента относятся к числу подзаконных правовых актов. Следует выделить два вида указов: нормативные и индивидуальные. Указы носят нормативный характер, если они касаются общих вопросов, содержат в себе норму права и рассчитаны на постоянное и многократное действие. Индивидуальные указы – это решения Президента, касающиеся вопросов гражданства, предоставления политического убежища, награждения государственными наградами, назначения на должность и освобождения от должности руководителей органов федеральной исполнительной власти. Решения по оперативным, организационным и кадровым вопросам, а также по вопросам работы Администрации Президента РФ принимаются в форме распоряжений. Распоряжения не содержат предписаний, носящих нормативный характер.

Акты Президента обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (ст. 90 Конституции РФ). Это означает, что они не могут не исполняться или быть приостановлены либо отменены органами государственной власти или субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления на соответствующих территориях. В случае несогласия с нормативным актом Президента палаты Федерального Собрания, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство, высшие судебные органы Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, управомоченные Конституцией РФ (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ), могут сделать запрос Конституционному Суду РФ о соответствии этого акта Конституции РФ. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ).

Указы и распоряжения Президента РФ публикуются в «Собрании Законодательства Российской Федерации».

Президент РФ пользуется неприкосновенностью, что вытекает из его конституционного положения как главы государства. До отрешения Президента РФ от должности против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...