Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние таможенного тарифа на потребителей и производителей

 

Попробуем проанализировать влияние таможенного тарифа на потребителя и производителя:

 

Рис. 1.1


На рис 1.1 по оси X обозначим объем потребления товара Q, по оси Y – цену товара в денежных единицах, S – кривая внутреннего предложения, D – кривая внутреннего спроса товара.

В отсутствие тарифа импорт товара осуществляется свободно по мировой цене, допустим, 200 денежных единиц. Конкуренция между иностранной и отечественной продукцией привела бы к тому, что цена отечественного товара также установилась бы на уровне 200 ден. ед.

Потребители покупали бы по этой цене у отечественных производителей So единиц товара, импорт составил бы Мо единиц, а общий объем потребления товара

 

Do = So + Мо единиц

 

Если вникнуть в смысл кривой спроса, то можно определить выигрыш покупателя от возможности купить товар по цене 200 ден. ед. и его потери, связанные с введением тарифа. Поясним это на примере.

При цене свободной торговли 200 ден. ед. в точке А найдется покупатель, согласный приобрести еще одну единицу товара именно за такую цену. В то же время в точке В кто-то согласится купить товар за 220 ден. ед., в этом случае объем потребления составит d1 ед. товара. Если предположить, что по каким-то причинам купить товар по цене 220 ден. ед. невозможно, то, очевидно, нашелся бы покупатель, готовый заплатить за первую единицу товара очень высокую цену, например, 1000 ден. ед., что соответствует, скажем, точке С.

Таким образом, приобретение товара по цене мирового рынка (200 ден. ед.) экономит покупателю, готовому заплатить 220 ден. ед., ежегодно 20 ден. ед. Поднимаясь выше по кривой спроса от точки А к точке С, можно заметить, что и другие потребители выигрывают от возможности купить товар по более низкой цене, чем та, на которую они были готовы. Площадь треугольника АСЕ соответствует этому выигрышу от приобретения товара по данной цене.

Введение тарифа, например, в размере 20 ден. ед. сокращает выигрыш покупателя от приобретения товара. Часть покупателей вынуждена платить за товар на 20 ден. ед. больше, другая часть вынуждена отказаться от приобретения товара по такой, с их точки зрения, высокой цене. В результате совокупный спрос снижается с Do до d1. Чистые потери потребителей от введения тарифа будут соответствовать площади четырехугольника МКВА.

Тариф приводит к увеличению не только цен импортных изделий, но и отечественных. После введения тарифа отдельные потребители могут, с целью экономии затрат по приобретению товара, перенести спрос с импортного товара на отечественный. Однако рост в этом случае спроса на внутреннем рынке, а следовательно, и предложения приводит и к росту издержек производства. В результате объем продаж отечественного товара достигает значения S, при котором цена товара равняется все тем же 220 ден. ед. Таким образом, потребитель переплачивает теперь и за отечественные, и за импортные товары.

Отечественные производители, выпускающие конкурирующую с импортной продукцию, выигрывают от введения тарифа только в том случае, когда его следствием является действительное ограничение импорта. Чем дороже обходится потребителю импортный товар, тем с большей охотой он приобретает отечественный. В свою очередь, отечественные производители выигрывают как от роста продаж, так и от более высоких цен, установившихся вследствие введения тарифа.


Рис. 1.2

 

Тариф увеличивает цену отечественного товара с 200 до 220 ден. ед. Отечественные производители увеличивают объем выпуска и продаж товара до тех пор, пока им это выгодно, т.е. с точки So до Si. При выпуске товара в объеме большем, чем значение, соответствующее точке Si, предельные издержки производства превышают 220 ден. ед. Прибыль производителя в рассматриваемой ситуации равна разнице между совокупной выручкой и издержками производства (область а, рис. 1.2).

Выигрыш отечественных производителей от введения тарифа не перекрывает потерь потребителей. Причина очевидна: производители получают преимущество за счет повышения цен только в отношении отечественных товаров, тогда как потребители вынуждены платить одинаково высокую цену, как за отечественные, так и за импортные товары. Таким образом, если говорить только о производителях и потребителях товара, то введение тарифа в целом приводит к потерям.

Влияние тарифа на импортирующую страну не исчерпывается изменением уровня благосостояния потребителей и производителей. Если тариф частично ограничивает импорт, то он приносит доход государству, размер которого равен произведению ставки тарифа на объем облагаемого импорта (область с, рис. 1.2).

Разработку таможенных тарифов осуществляют официальные (как правило, государственные) учреждения при взаимодействии с национальными союзами предпринимателей, которые отражают интересы производителей, потребителей, участников внешнеэкономических связей, а также в соответствии с согласованными на межправительственном уровне принципами и нормами внешнеэкономического сотрудничества. Изменения в тарифы вносятся как по инициативе официальных учреждений, действующих внутри государства, так и на основе многочисленных предложений, вносимых различными странами в процессе переговоров.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...