Основные направления жилищно-коммунальной реформы
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Переход к новой модели управления жилищно-коммунальным комплексом должен быть основан на свободной конкуренции и экономически обоснованных тарифах. Цель создания новой модели управления ― это формирование основных направлений по повышению эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, привлечению инвестиций в жилищно-коммунальную отрасль, улучшению качества услуг с одновременным снижением затрат за счет внедрения программ ресурсосбережения. Необходимы новые законодательные акты и внесение изменений в действующие. Самое главное ― это ликвидация и разрешение тех проблем, которые сегодня мешают развитию сферы ЖКХ. Именно они, сегодня, являются тормозом в повышении благосостояния граждан и реализации их конституционных прав на комфортное и безопасное жилье, и именно они порождают тот негатив, который выплескивается сегодня с экранов телевизоров, газет и журналов. В первую очередь, это относится к формированию тарифов на ЖКХ и разделению полномочий между управляющими компаниями, ТСЖ и поставщиками коммунальных ресурсов. Многие специалисты понимают, что тарифы на услуги ЖКХ сегодня экономически необоснованны. Что касается тарифов на коммунальные услуги, то они, однозначно, завышены, а вот на жилищные услуги, то есть услуги по содержанию и ремонту явно занижены. Поэтому управляющие компании в сфере ЖКХ не имеют возможности для повышения прибыльности и рентабельности своих организаций. А стоит только заикнуться о повышении тарифа на содержание, все принимается в штыки. И это естественно. Простой житель, глядя на счет квитанцию, ужасается при виде общей суммы платежа и порой не задумывается, что же платится за содержание коммуникаций, а что за ржавую воду, льющуюся из крана, а иногда и не льющуюся вовсе. И что им остается при этом думать? Но ведь сегодня при минимальной оплате труда в 4375 рублей, тарифы по статье «содержание и текущий ремонт жилого помещения» остановились на уровне 2007 года. Но вряд ли сейчас можно найти дворника, уборщицу, сантехника на те зарплаты, которые имеют место у нас.
Реализация реформы ЖКХ происходит во всех регионах и муниципальных образованиях разными способами, методами и отличается по степени развития: в то время когда одни муниципальные образования, «набив шишек», продвинулись достаточно далеко, другие только приступают к реализации мероприятий реформы. Научно обоснованное формирование стратегии жилищно-коммунального комплекса - актуальная задача современного этапа адаптации жилищно-коммунального хозяйства к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования развития отрасли на основе системного подхода. Необходимость осуществления преобразований, изменения структуры управления отраслью, перераспределении финансовых ресурсов осознаётся в связи со следующими предпосылками: . Неудовлетворительное функционирование отрасли; . Понижение эффективности управления; . Отсутствие ориентации на перспективу; . Разногласия между структурными элементами. В жилищно-коммунальном хозяйстве на сегодняшний день сложились все из вышеперечисленных предпосылок для принятия обоснованных решений о внесении изменений в организацию системы управления. Однако при принятии решения о реорганизации системы управления отраслью необходимо помнить о её особенности, а именно - высокую социальную значимость, как жизнеобеспечивающей отрасли хозяйства. Исходя из вышеизложенного, при проектировании структуры управления отрасли ЖКХ необходимо учитывать следующие требования:
. Необходимость обеспечения непрерывности и стабильности процесса предоставления жилищно-коммунальных услуг; . Необходимость юридического, финансового и организационного обеспечения процесса становления создаваемых управляющих организаций; . Необходимость обеспечения открытости отрасли к дальнейшим переменам в сторону повышения самодеятельности населения и приватизации управляющих (оказывающих жку) организаций; . Необходимость установления прозрачности финансовой и экономической деятельности, отчётности, контроля. До последнего времени методы формирования стратегии развития характеризовались чрезмерно нормативным характером, недостаточной гибкостью, что приводило к механическому переносу применявшихся в прошлом организационных форм в новые условия. Одним из главных недостатков применявшихся методик и подходов являлась их функциональная ориентация, строгая регламентация процессов управления, а не их результатов. Поэтому целям и взаимосвязям различных звеньев системы управления уделялось меньшее внимание, чем строгому установлению их функциональной специализации. Это особенно отчётливо проявилось при решении проблем, связанных с вопросами эксплуатации жилищного фонда. Поэтапные решения реформирования сводились к формированию структур, способных аккумулировать максимальный объем функций в рамках одной организации. При этом решалась задача повышения управляемости отрасли за счет укрупнения структурных элементов в отрасли, но страдала цель - повышение качества жилищно-коммунальных услуг в сочетании с оптимизацией затрат, так как сформировавшиеся предприятия не имели ориентации на потребителя и какой-либо заинтересованности в снижении своих затрат. Наиболее приспособленными к рыночным отношениям, как известно, являются коммерческие, а не унитарные предприятия. Одним из решений проблем связанных с управлением в ЖКК, является приход частных компаний, готовых осуществлять эффективную эксплуатацию инженерных сетей и сооружений. Претендентам был предъявлен ряд требований, удовлетворение которых невозможно без внедрения эффективного управления на передаваемом предприятии.
На первый взгляд, данные требования являются ограничением для развития эффективного бизнеса. Но с другой стороны существуют зарекомендовавшие себя прогрессивные управленческие технологии, способные не только выполнить условия муниципалитетов, но и обеспечить процветание самого предприятия и отрасли ЖКХ. Носителями таких технологий являются консультанты и эксперты по управлению. Практика обращения к ним уже стала нормой в Тюменской области и распространяется в других регионах. Учитывая вышеизложенное, считаем, что создание условий для передачи объектов коммунального снабжения и обслуживания в управление профессионалам - одна из первостепенных задач, которая должна быть решена в рамках реформирования ЖКХ на ближайший период. Ситуация сложившаяся в ЖКК - конечно, повод для беспокойства, но от нас самих зависит, сможем ли мы использовать её как толчок к плодотворной преобразовательной деятельности, необходимость в которой как никогда очевидна. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Российская общественность и руководство России должно сегодня осознать не простой и нетривиальный факт: Россия стоит перед тотальной и необратимой катастрофой, чумой XXI века - остановкой и сплошной чередой аварий всех типов систем инженерной жилищно-коммунальной и транспортно-производственной инфраструктуры. Происходящие сегодня аварии городских инженерных сетей являются всего лишь бледным намеком на грядущий в ближайшие 3-7 лет повсеместный отказ систем канализации, водоснабжения и теплообеспечения. Полагаем, что не имеет смысла объяснять, что будут означать на деле такие отказы и аварии в нашей стране, 75 % территории которой является северной. Производство ради производства в советское время заменено сегодня прибылью ради прибыли, и по-прежнему никто не только не делает, но даже не планирует полномасштабную систему мер по воспроизводству и развитию, хотя бы текущей эксплуатации и поддержке (то, что на Западе обозначают термином "maintenance") систем жизни и жизнеобеспечения в стране.
Мы перестали сегодня осваивать новые территории, почти бросили Север и Дальний Восток, но мы вовсе не перешли и даже не начали переходить к освоению жизни на территориях - в первую очередь, в сгустках социально-политической жизни, в городах. Мы должны ясно понимать, что это значит в реальном пространстве-времени. Мы с возрастающей скоростью идем к России, которая будет представлять из себя три казино-города - Москву, Санкт-Петербург и Нижний Новгород - в океане кое-как кормящихся на шести сотках свободных индивидуалов с удобствами "на дворе". Отсутствие сосредоточения на этой наиреальнейшей и всеобщей проблеме страны и практическая неозабоченность выработкой доктринально-стратегического видения развития сети российских городов привела к полной неуправляемости процессов жизнеобеспечения. Мы идем ко всеобщей и насильственной дезурбанизации державы, превращение ее в бес нюю территорию отдельных необустроенных групп населения, которые вынуждены свои жизни и силы бросать на борьбу с мафией канализационных отказов и на подавление ежедневных жилкомхозных мятежей. Вот уже как 10 лет наши совокупные национальные затраты на текущий ремонт и починку жилищно-коммунального хозяйства устойчиво составляют 1\3 часть от совокупного национального дохода. Внешняя сторона проблемы выражается в том, что на переход к новому неаварийному жилищно-муниципальному хозяйству и на полную замену жилищно-коммунальной инфраструктуры в российских городах требуется 15 триллионов рублей в течение ближайших 10 - 15 лет. Выход один - стратегия на создание принципиально новых моделей городской жизни в России и разработку принципиально нового поколения систем жизнеобеспечения, решимость и способность организовать перевооружение муниципальной инженерной инфраструктуры в масштабе всей страны и в кратчайшие сроки. Необходимо осознать, что данная задача сопоставима по требуемым творческим вложениям и научным прорывам с другими общенациональными проектами России: построением ТрансСиба, созданием отечественной атомной бомбы, подготовкой и запуском первого спутника и первого человека в космос.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|