Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации




Субъектами Российской Федерации являются рес­публики, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономная область и авто­номные округа.

Рассмотрим основы конституционно-правового ста­туса субъектов Российской Федерации.

1. Республика

Республика в составе Российской Федерации - это демократическое унитарное правовое государство, яв­ляющееся субъектом Федерации и строящее отношения с Российской Федерацией на основе Конституции РФ, Федеративного договора и двусторонних договоров и со­глашений.

Статья 65 Конституции РФ закрепляет, что в сос­тав Российской Федерации входит 21 республика: Рес­публика Адыгея (Адыгея); Республика Алтай; Респуб­лика Башкортостан; Республика Бурятия; Республика Дагестан; Ингушская Республика; Кабардино-Балкарс­кая Республика; Республика Калмыкия; Карачаево-Чер­кесская Республика; Республика Карелия; Республика Коми; Республика Марий Эл; Республика Мордовия;

Республика Саха (Якутия); Республика Северная Осе­тия; Республика Татарстан (Татарстан); Республика Тыва; Удмуртская Республика; Республика Хакасия; Че­ченская Республика; Чувашская Республика - Чаваш Республики.

Эти республики значительно отличаются друг от друга размерами территории, количеством и плотностью населения, уровнем экономического развития и т.д. Вместе с тем каждая республика имеет государственно-правовые признаки, определяющие ее конституционно-правовой статус как государства в составе Российской Федерации.

1. Республики имеют свою территорию и обладают территориальным верховенством. Территория является пространственным пределом распространения государ­ственной власти республики. Она принадлежит народу республики вместе с природными ресурсами. Республи­ка обеспечивает свою территориальную целостность. Границы между республиками могут быть изменены только с их взаимного согласия. Без согласия республи­ки не может быть изменена Государственная граница Российской Федерации, если она проходит по террито­рии данной республики.

2. Каждая республика имеет свое гражданство. Оно установлено Законом РФ "О гражданстве" от 28 но­ября 1991 г. с изменениями и дополнениями от 17 ию­ня 1993 г., где закреплено, что наряду с гражданством Российской Федерации существует гражданство респу­блик в ее составе.

Республики вправе принимать свои законы о граж­данстве, в большинстве которых закреплен принцип еди­нства республиканского и федеративного гражданства.

3. Республики имеют свои конституции и законо­дательные системы. Республика самостоятельно разра­батывает и принимает конституцию путем референдума или высшим представительным законодательным орга­ном. Федеративный характер России обусловливает не­обходимость соответствия конституций и законов респу­блик Конституции Российской Федерации и федераль­ным законам (ст. 72 Конституции РФ).

Каждая республика наделена правом федеральной законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации (ст. 104 Конституции РФ). Законы и иные правовые акты республик не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Федерации и совместного ведения. В случае противоречия действует федеральный закон.

Республика наделена правом обращения в Консти­туционный Суд Российской Федерации в случаях нару­шения федеральными властями полномочий республи­ки. В свою очередь. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает вопросы о конституционности актов республики, договоров ее с другими субъектами Федерации

4. Каждая республика в составе Российской Феде­рации самостоятельно определяет и формирует систему республиканских высших органов законодательной, ис­полнительной и судебной власти. Согласно ст.77 Конс­титуции РФ эта система должна соответствовать основам конституционного строя Российской Федерации и об­щим принципам организации представительных и ис­полнительных органов государственной власти, устано­вленных федеральным законом.

В пределах ведения Федерации, совместного веде­ния Федерации и республики федеральные органы ис­полнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной вла­сти в Российской Федерации (ст. 77 п.2 Конституции РФ).

Высшими органами законодательной власти явля­ются парламенты, избираемые народом республики.

Во многих республиках введен институт президента как главы государства. Возглавляют систему органов исполнительной власти правительства республик.

В системе органов судебной власти многие респу­блики образовали органы конституционного контроля - Конституционные суды республик (уставные суды и т.п.)

Статья 78 Конституции РФ устанавливает возмож­ность создания на территории республики органов феде­ральной исполнительной власти с назначением соответ­ствующих должностных лиц, а также возможность вза­имного делегирования полномочий между органами фе­деральной исполнительной власти и органами исполни­тельной власти республик.

Следует также отметить, что республики имеют прямое представительство в Федеральном Собрании. В Совет Федерации входят по два представителя от каждой республики: по одному от представительного и исполни­тельного органов государственной власти.

5. Республики как государства имеют элементы международной правосубъектности: могут быть самостоятельными участниками международных отно­шений. Республики за­ключают международные договоры и соглашения, имеют зарубежные представительства, могут быть чле­нами региональных международных организаций.

6. Республика имеет такой важный элемент госу­дарственности, как официальный государственный язык. Наряду с русским языком каждая республика консти­туционно устанавливает свой государственный язык. Республики признают и гарантируют равные права всех национальных языков на сохранение и развитие.

7. Каждая республика имеет свои государственные символы.- Государственный герб, флаг, гимн и столицу. Их изображение, описание, статус закреплены в консти­туциях и иных актах, выражают самобытность и исто­рические традиции народов республики.

Предметы ведения и полномочия республик в со­ставе Российской Федерации установлены в Конститу­ции РФ, Федеративном договоре, федеральных законах, конституциях и законах республик.

2. Края, области, города федерального значения

Края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург являются государственно-территориальными образованиями. Конституция РФ 1993 года впервые признала их равноправными субъек­тами Российской Федерации (ст. 5). В настоящее время в составе России имеется 6 краев, 49 областей и 2 города федерального значения.

Данные субъекты Федерации обладают элементами учредительной власти. Согласно ст. 5 Конституции РФ они имеют свой устав и законодательство.

Края, области, города федерального значения как субъекты Федерации обладают элементами территори­ального верховенства, так как границы между ними мо­гут быть изменены только с их взаимного согласия.

Они имеют систему органов государственной власти: за­конодательных, исполнительных и судебных.

Государственно-правовым признаком этих субъек­тов является конституционное право законодательной деятельности. Края, об­ласти и города федерального значения наделены правом законодательной инициативы в Федерации.

Края, области и города федерального значения не явля­ются государствами. Они не имеют своих конституций, гражданства, на их территории употребляется общефе­деральный государственный язык - русский.

Края, области, города федерального значения могут быть самостоятельными субъектами международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими субъектами Российской Федерации, если это не проти­воречит федеральному законодательству.

3. Автономная область и автономные округа

Самостоятельными равноправными субъектами Рос­сийской Федерации являются автономные область и ок­руга, которые выступают как форма национальной госу­дарственности народов, компактно проживающих на оп­ределенной территории.

В составе Российской Федера­ции находятся 1 автономная область - Еврейская и 10 автономных округов - Агинский Бурятский; Коми-Пер­мяцкий; Корякский; Ненецкий; Таймырский (Долгано-Ненецкий); Усть-Ордынский Бурятский; Ханты-Ман­сийский; Чукотский; Эвенкийский; Ямало-Ненец­кий.

Автономные область и округа имеют представительств в парламенте Российской Федерации, как в Государственной Думе, так и в Совете Федерации» Они наделены правом законодательной инициативы в Рос­сийской Федерации.

Автономная область и автономные округа в ряде случаев могут являться самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических отношений. Они могут заключать договоры и соглашения с другими субъектами Российской Федерации.

Полномочия автономной области и автономных округов можно разделить на две группы: по предметам совместного ведения Федерации и субъектов, а также исключительные полномочия автономной области и ав­тономных округов.

 

Заместитель начальника курса

майор внутренней службы Руковишников А.В.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...