Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли
Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена - сложная экономическая категория, в ней практически все основные проблемы развития экономики общества в целом. Ценообразование представляет собой процесс формирования цены на товар или услугу. Имеются в основном две системы ценообразования: Централизованное, которое предполагает формирование цен государственными органами на основе издержек обращения и производства. Рыночное, основанное на взаимодействии спроса и предложения. Все цены в зависимости экономических признаков классифицируются по видам и разновидностям. Первым и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в зависимости от обслуживания сферы товарного обращения. Цены подразделяются на следующие основные виды: Оптовые цены на продукцию промышленности; Цены на строительную продукцию; Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию; Цены и тарифы грузового и пассажирского транспорта; Розничные цены; Цены и тарифы на коммунальные и бытовые услуги, оказываемые населению; Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены). Оптовые цены на продукцию промышленности - это цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями со сменой форм собственности, чего не было при административном ценообразовании. В этом принципиальное отличие оптовых цен в условиях перехода к рыночным отношениям. В свою очередь оптовые цены на продукцию промышленности подразделяются на два подвида:
оптовая цена предприятия (отпускные цены); оптовая цена промышленности. Оптовая цена предприятия (отпускная цена) - это цена изготовителя продукции, по которой реализуется произведенная продукция оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям. Эти цены призваны обеспечивать возможность дальнейшей хозяйственной деятельности предприятия или организации (возместить свои издержки производства и реализации и получить такую прибыль, которая позволила бы им выжать в условиях рынка). Нормативы прибыли, рентабельности "сверху" устанавливаются только для продукции отраслей и предприятий монополистов, по которым осуществляется регулирование цен государством. Оптовая цена состоит из себестоимости (издержек производства и реализации), прибыли, акциза (по подакцизным товарам) и НДС. Разновидностью оптовой цены предприятия - изготовителя является трансфертная цена, которая применяется при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же фирмы или предприятия. Она может использоваться как отношение готовых изделий, сырья, полуфабрикатов так и в отношении услуг, в том числе управленческих платежей и процентов за кредит. Использование трансфертных цен может существенно влиять на конкурентоспособность конечного продукта с другими фирмами. Путем занижения цен на сырье и материалы, поставляемые дочерними предприятиями, можно заметно повысить конкурентоспособность конечного продукта. Пониженные трансфертные цены иногда применяются для уменьшения таможенных пошлин, однако это противоречит антимонопольному законодательству и может быть наказуемо. Оптовые цены промышленности - это цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают снабженческо-сбытовым (оптовым) организациям. Оптовая цена промышленности включает в себя кроме оптовой (отпускной) цены снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скидку и НДС. Снабженческо-сбытовая (оптовая) наценка или скидка - это цена услуги по снабжению и сбыту и как любая цена, она должна компенсировать издержки этих организаций и обеспечить им получение прибыли. Разновидностью оптовой цены промышленности является цена биржевого товара или биржевых сделок, которая формируется на базе биржевой котировки и надбавок или скидок с неё в зависимости от качества товара, расстояния товара от мест поставки, предусмотренного биржевым контрактом.
Таким образом, цены различаются по стадиям товародвижения. Обычно массовый товар проходит три стадии товародвижения. Предприятие - оптовая торговля; оптовая торговля - розничная торговля; розничная торговля - потребители. Этим стадиям товародвижения и соответствуют три вида цен: оптовая цена предприятия (отпускная), её называют еще ценой изготовителя; оптовая цена промышленности и розничная цена. Цены на строительную продукцию. Продукция строительства оценивается по трем видам цен: Сметная стоимость - предельный размер затрат на строительство каждого объекта; Прейскурантная цена - усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 кв. м. жилой площади.1 кв. м. полезной площади, 1кв. м. малярных работ и др.) Договорная цена, устанавливается по договоренности между заказчиком и подрядчиком. Сфера действия этой цены все более расширяется с развитием рыночных отношений. Соответственно сужается сфера действия других видов цен на строительную продукцию. Закупочные цены - это цены оптовые, по которым реализуется сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением. Закупочные цены - договорные (свободные) цены и устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения. По своему составу закупочная цена содержит себестоимость и прибыль, необходимую для продолжения осуществления хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений на основе не только простого, но и расширенного воспроизводства. Отличие закупочной цены от других видов цен (оптовых и розничных) состоит в том, что в нее не входит НДС и акцизы. НДС также не входит в стоимость приобретаемых сельских хозяйством материально-технических ресурсов.
Важнейшей проблемой для развития сельского хозяйства является обеспечение ценового паритета в обмене между промышленностью и сельским хозяйством, эквивалентности этого обмена, недопущение ценового противостояния между городом и селом. Такой паритет должен обеспечить через цены взаимовыгодный обмен продукцией между промышленностью и сельским хозяйством без потерь, как для сельского хозяйства, так и для промышленности. Тарифы грузового и пассажирского транспорта - это плата за перемещение грузов и населения. Составные элементы тарифа - издержки и прибыль транспортных организаций и НДС. Затраты грузового транспорта распределяются по двум ставкам: ставки за начально-конечные операции (погрузка и выгрузка); ставки за перевозочную операцию (транспортировка грузов). Розничные цены - это цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Они являются конечными ценами: по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве. Розничная цена образуется из следующих экономических составляющих: оптовая цена, НДС, торговая надбавка или торговая скидка. Торговая надбавка состоит из издержек обращения торговых организаций и их прибыли для продолжения их деятельности. Торговая надбавка устанавливается предприятием розничной торговли в%% - х. к ценам приобретения товаров (с НДС). Разновидностью розничной цены является аукционная цена - цена товара, проданного на аукционе. Она может существенно отличаться отрыночной (может многократно выше её) и в значительной степени зависит от уровня профессионализма лица, проводившего аукцион. Классификация цен в зависимости от территории действия По этому признаку различают цены единыеили поясные, цены региональные или местные. Единые поясные цены регулируются и устанавливаются государственными органами. Это о таких видах продукции и услуг, как газ, электроэнергия, транспорт, квартплата и др.
Региональные цены регулируются региональными органами власти и управления. Эти цены ориентируются при своем формировании на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе. Региональными являются цены и тарифы на большинство коммунальных и бытовых услуг, оказываемых населению. Региональными ценами являются закупочные цены на продукцию сельского хозяйства. При переходе к рынку появляется такой классификационный признак как степень свободных цен от воздействия государства при их определении. Свободные цены складываются на рынке под воздействием спроса и предложения, свободны от какого бы то ни было прямого воздействия государственных органов. Государство может оказать влияние на эти цены лишь косвенным путем влияния на конъюнктуру рынка доступными способами. Свободные цены устанавливаются по согласованию сторон. При определении учитывается полезность товара, качество, конъюнктура рынка. Свободные цены могут быть изменены по согласованию сторон в зависимости от изменения цен на сырьё, материалы и другие факторы. Фиксированные цены - прямо устанавливаются государством в лице каких-либо органов власти и управления (Министерства экономического развития и торговли РФ и отделами управления цен региональных органов власти и управления). Формы фиксирования: прейскурантные цены и замораживание рыночных свободных цен, фиксирование монопольных цен. В переходный период к рыночной экономике преимущественно будут действовать два вида цен: свободные (рыночные) и регулируемые. При этом их удельный вес в общей массе производимых и реализуемых товаров может меняться в зависимости от изменений, происходящих в экономике страны. С 1 января 1992 года после либерализации цен сфера действия свободных цен резко расширилась, и на большинство товаров действуют свободные цены. Однако решением Российского правительства предусмотрено, что круг потребительских товаров продаваемых по свободным ценам, может быть расширен или сужен и по ним могут вводиться регулируемые цены. При выпуске на рынок нового товара предприятие или фирма выбирает одну из наиболее распространенных стратегий установление цен: цена "снятие сливок" - с самого начала изготовления и появления на рынке нового товара, устанавливается более высокая цена в расчете на потребителя, готового купить этот товар. Цена понижается лишь после того, как удовлетворяется спрос по этой максимальной цене. Преимущества этой цены- высокая цена обеспечивает достаточно большой размер прибыли даже при относительно высоких издержках обращения в первый период выпуска товара. Основным недостатком этой стратегии ценообразования является то, что высокая цена привлекает конкурентов. Условием успеха является достаточно высокий спрос.
Для товаров реализуемых на рынке относительно длительное время используются следующие виды цен: скользящая и падающая цена устанавливается в прямой зависимости от состояния сырья и предложения и постепенно снижается по мере насыщения рынка (особенно оптовая, так как розничная цена может быть относительно стабильной). Такой метод чаще всего применяется к товарам первой необходимости; долговременная цена устанавливается на товары массового спроса и не подвержена изменениям на протяжении долгого времени; гибкие цены быстро меняются по мере изменения соотношения спроса и предложения на рынке. Например, понижение цен к концу дня при продаже скоропортящихся продуктов (овощей, свежей рыбы, молочной продукции, цветов и др.); договорная цена. В отличие от российской практики эти цены выгодны, а не разорительны для покупателей. При этом покупателям предлагаются какие-либо льготы и скидки по сравнению с обычной ценой. Например, при покупке двух видеокассет третью можно получить бесплатно, у покупателя создается впечатление получения выгоды, но фактически основную выгоду получает продавец, так как у него увеличивается товарооборот и повышается прибыль; внешнеторговые цены используются при экспорте и импорте товаров. Мировая цена - денежное выражение мировой интернациональной стоимости товара и формируется под воздействием спроса и предложения того или иного товара на мировом рынке, колебаний валютных курсов и т.д. Мировые цены находятся под влиянием государства, которое проводит регулирование внешнеэкономической деятельности через лицензирование, квотирование, субсидирование экспорта и импорта. На мировые цены большое влияние оказывает инфляция. В структуре экспорта России в нынешних условиях преобладающее место занимают нефть, газ, лес, материалы и другие виды сырья. На экспортируемые товары в мировой системе действуют два вида цен: цена франко - стация отправления; цена франко - станция назначения. Они различаются методами возмещения транспортных расходов. Обе эти цены имеют много разновидностей. На экспортируемые товары внутри страны устанавливаются специальные цены и надбавки к ценам. Розничные цены на импортные потребительские товары устанавливаются внутри страны, как правило, свободные, исходя из соотношения спроса и предложения. Порядок формирования отпускных цен на продукцию производственных предприятий Методология ценообразования - это совокупность общих правил, принципов, методов разработки концепции ценообразования, определение и обоснование цен. Методология едина для всех уровней установления цен, т.е. основные положения и правила формирования цен не меняются и не зависят от того, кто устанавливает цены и на какой срок. Это является необходимым для создания единой системы цен, действующей в экономике страны. На основе методологии разрабатываются стратегия ценообразования, методика содержит конкретные рекомендации и средства для реализации этой стратегии на практике. Методики различны для разных уровней управления для различных видов цен и групп продукции. Каждая методика имеет свои особенности, но эти особенности и различия не должны выходить за рамки требований единой методики. Вторым важным составляющим элементом методологии являются принципы ценообразования. Которые могут быть реализованы только на основе разработки и применения соответствующих методов (методик). Важными принципами ценообразования являются: научное обоснование цен; целевая направленность цен; непрерывность процесса ценообразования; единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен. Принцип научной обоснованности цен состоит в необходимости познания и учета в ценообразовании объективных экономических законов развития рыночной экономики и законов стоимости, спроса и предложений. Научное обоснование цен базируется на глубоком анализе конъюнктуры рынка, всех рыночных факторов, а также действующей в экономике системы цен, при этом необходимо выявлять тенденции развития производства на перспективу, прогнозировать изменение уровня издержек, спроса, качества товаров. Научная обоснованность цен во многом зависит от полного информационного обеспечения при установлении цен, оно требует обширной и разнообразной информации и, прежде всего, экономической. Целевая устремленность, цель, требующая четкого определения приобретенных экономических и социальных проблем, которая решается с помощью цен. Например, решение проблемы социальной защиты населения или целевой ориентации цен на освоение новой продукции, повышение ее качества. Целевые приоритеты и целевая направленность цен меняется на каждом этапе развития экономики. Непрерывность процесса ценообразования. Процесс ценообразования динамичен, непрерывен. Продукция от сырья до готового изделия проходит ряд этапов (например, руда - чугун - сталь - прокат и т.д.) на каждом этапе товародвижения имеется своя цена, в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоения новых. Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен основан на том, чтобы государственные органы обязаны их контролировать. Этот контроль распространен, прежде всего, на продукцию и услуги тех отраслей, по которым осуществляется государственное регулирование цен. Это продукция предприятий - монополистов, услуги транспорта, связи, газ, электроэнергия и др. Цель контроля - проверка правильности применения, установления законодательством общих принципов и правил ценообразования. Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют единую систему, которая находится в постоянном движении под воздействием множества рыночных факторов. Эта система состоит из отдельных блоков цен, находящихся в тесной взаимозависимости и взаимодействии. Основными и наиболее важными блоками единой системы цен являются: Оптовые цены; Закупочные цены; Розничные цены; Тарифы на услуги транспорта. Блок оптовых цен подразделяется на два подблока - оптовых (отпускных) цен предприятия и оптовых цен промышленности. В условиях рынка важнейшую роль в формировании цен играет полезность товара. Относительно низкая продажная цена на товар ещё не свидетельствует о том, что она выгодна для покупателя. Цена потребления нередко выступает важным фактором конкурентности любого товара. В основе взаимосвязи всех цен, образующих единую систему, лежит принцип "сообщающихся сосудов" - изменение цен в одном из основных блоков системы быстро передается во все другие блоки. Ведущую роль во всей системе цен играют цены на продукцию базовых отраслей промышленности. К ним относятся топливно-энергетические отрасли (угольная, нефтяная, газовая, электроэнергетика), а также отрасли металлургии. Так изменение цен на энергоносители находят быстрое отражение в уровне цен всех без исключения отраслей экономики. Взаимосвязь и взаимозависимость цен в единой системе не исключает и самостоятельность движения отдельных блоков цен и цен на конкретные товары внутри этих блоков, а наоборот, предполагает такое движение. Систему цен характеризует уровень цен, структура цен и динамика цен. Задачи
Задача 1 Производственной программой фирмы предусмотрен выпуск продукции в объеме 280 тыс. штук. Постоянные затраты определены в сумме 2600 тыс. руб., переменные - 120 руб. на единицу продукции. Целевая прибыль в бизнес-плане фирмы установлена в объеме 1100 тыс. руб. Рассчитайте: цену за единицу продукции доля получения целевой прибыли; объем производства, необходимый для обеспечения безубыточной работы фирмы при расчетном уровне цены. Маркетинговой службой фирмы прогнозируется изменение расчетной цены с учетом конъюнктуры рынка: по первому варианту - снижение цены на 5%, по второму - на 8%. Рассчитайте: прибыль фирмы при прогнозируемых уровнях цены; объемы производства, необходимые для обеспечения целевой прибыли при прогнозируемых уровнях цены; объемы производства, обеспечивающие безупречную работу предприятия при прогнозируемых уровнях цены. Постройте графики "точки безработицы" для расчетного уровня цены и прогнозируемых вариантов продукции. РЕШЕНИЕ. Определяем переменные затраты из условия задачи: выпуск продукции в объеме 280 тыс. штук. Переменные затраты на единицу продукции - 120 руб. На весь объем переменные затраты составят: 120 руб. × 280 тыс. шт. = 33600тыс. руб. 2. Общие производственные затраты составят: постоянные затраты + переменные: 2600тыс. руб. +33600 тыс. руб. =36200 тыс. руб. 3. Себестоимость выпуска продукции с учетом целевой прибыли: общие производственные затраты + целевая (плановая) прибыль: 36200 тыс. руб. + 1100 тыс. руб. = 37300 тыс. руб. Определяем цену за единицу продукции для получения целевой прибыли: 37300 тыс. руб.: 280 тыс. шт. = 133 руб.22 коп. без учета целевой прибыли цена за единицу продукции составит: 36200 тыс. руб.: 280 тыс. шт. = 129 руб.29 коп. Определяем расчетную цену с учетом конъюнктуры рынка - снижение цены на 5% Цена за единицу продукции без учета целевой прибыли составит: 129 руб.29 коп. × (100-5) = 122 руб.85 коп. Цена продукции за единицу без учета получения целевой прибыли при снижении цены на 8% составит: 129 руб.29 коп. × (100-8) = 118 руб.95 коп. Расчетная цена 122 руб.85коп. Безубыточный объем производства в сумме составляет 36200тыс. руб. Определяем выпуск продукции в количестве 36200 тыс. руб.: 122 руб.85коп. =295 тыс. штук при расчетной цене 118руб 95коп объем выпуска продукции будет равен: 36200 тыс. руб.: 118 руб.95коп. = 304 тыс. штук При получении целевой прибыли в сумме 1100тыс. руб. объем продукции при цене 122 руб.85коп. составит: 37300тыс руб.: 122руб85коп =304тыс. штук; при цене 118 руб.95 коп. объем выпуска продукции составит: 37300 тыс. руб.: 118руб 95 коп =314тыс. штук Задача 2 Оптовая база заключила договор с меховой фабрикой на поставку 200 шт. головных уборов по цене 950 руб., в том числе НДС - 158руб, издержки обращения по закупке и реализации партии головных уборов составляет 23520руб, расчетная прибыль 11400руб. На основе конъюнктуры рынка служба маркетинга оптовой организации установила, что прейскурантная оптово-отпускная цена на головные уборы может быть увеличена по сравнению с расчетной оптово-отпускной на 10%. Для стимулирования сбыта оптовая база применяет систему оптовых скидок: Постоянным покупателям - 5%. На срок оплаты "3/10, нетто 30". На объем партии, превышающей 22 тыс. руб., - 3%. Определите расчетную и прейскурантную оптово-отпускную цену головного убора, а также контрактную цену (цену "нетто"), по которой головные уборы будут закуплены магазином. Решение: Определяем стоимость закупленных головных уборов у меховой фабрики согласно договора: 950 руб. × 200 шт. = 190000 руб., в том числе НДС: 158 руб. × 200 шт. = 31600 руб. Стоимость товара без НДС 190000 руб. - 31600 руб. = 157400 руб. Определяем себестоимость 200 штук головных уборов: Стоимость закупки 190000руб. Издержки обращения по закупке и реализации: 23520 руб. Расчетная прибыль 11400руб. Итого: 224920 руб. с налогом на добавленную стоимость (НДС) Определяем расчетную цену одного головного убора 224920 руб.: 200 шт. = 1124 руб.06 коп. Определяем прейскурантную цену (увеличение на 10%) 1124 руб.06 коп. × (100+10): 100 = 1237 руб.06 коп. Определяем цену реализации постоянным покупателям (скидка 5%) 1237 руб.06 коп. × (100-5) = 1175 руб.20 коп. Определяем контрактную цену реализации головных уборов на объем партии свыше 22 тыс. руб. (скидка 3%) 1237руб.06 коп. × (100-3) = 1199 руб.95 коп. = 1200руб.
Задача 3
Определите средний фактический уровень торговой надбавки для обеспечения рентабельной работы торговой организации на основе данных табл.5.
Таблица 5
Средний расчетный уровень торговой надбавки определите по формуле:
где - средний расчетный уровень торговой надбавки,%; И - издержки обращения; Пр - расчетная прибыль торговой организации; НДС - сумма НДС; Ор - оборот розничной торговли. Расчетную прибыль определите следующим образом:
где Ур - уровень рентабельности, %. Решение 1. Расчетную прибыль определяем по формуле:
=
2. Определяем средний расчетный уровень торговой надбавки:
= Используемая литература
1. Кейлер В.А. Экономика предприятия: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, "Сибирское соглашение", 2003. - 129 с. 2. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - М.: ИВЦ "Маркетинг", 1999. - 520 с. 3. Цены и ценообразование / Под ред. И.К. Салимжанова. - М.: Финсатинформ, 1999. - 416 с. 4. Ценообразование: Программа, методические указания и задания контрольных работ/ сост. А.Р. Бернвальд, Л.А. Ефимовская. - Новосибирск: СибУПК, 200. - 64 с. 5. П.М. Шуляк. Ценообразование. Учебник для вузов. - М.: ИВЦ "Маркетинг", 2004. 6. Закон о ценовой политике в Кемеровской области от 17.09.1998,№ 374. 7. Распоряжение администрации Промышленновского района от 28.11.2002, № 827р. 8. Методические рекомендации по формированию тарифов (цен) в Кемеровской области.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|