Система защиты государственной тайны
Сущность государственной тайны, необходимость сохранения ее в секрете, потребовали принятия целого комплекса мер, названного в ст. 2 Закона РФ "О государственной тайне" системой защиты государственной тайны. Система защиты государственной тайны – это совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну и их носителей, а также мероприятия, проводимые в этих целях.
Система органов, обеспечивающих охрану государственной тайны, включает в себя:
- Федеральное Собрание РФ; – Президента РФ; – Правительство РФ; – органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ; – ФСБ, Минобороны России, Службу внешней разведки, судебную власть.
Полномочия Федерального Собрания РФ: – Федеральное Собрание определяет законодательство в области государственной тайны; – определяет средства и статьи федерального бюджета, направление на реализацию программ по защите государственной тайны; – определяет полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания.
Полномочия Президента РФ (осуществляет Контроль за обеспечением защиты государственной тайны): – утверждает программу по охране государственной тайны; – утверждает структуру межведомственной комиссии по защите; – утверждает перечень должностных лиц, которые имеют право относить информацию к государственной тайне, а также перечень сведений, относящихся к государственной тайне; – заключает международные договоры о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну;
– определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в администрации Президента РФ.
Полномочия Правительства РФ (осуществляет Контроль за обеспечением защиты государственной тайны):
– организует исполнение законов по охране государственной тайны; – предлагает структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны; – предлагает перечень должностных лиц, имеющих право относить сведения к государственной тайне; – устанавливает порядок разработки перечня сведений, составляющих государственную тайну; – организует разработку и выполнение государственных программ, направленных на защиту государственной тайны; – определяет льготы гражданам, допущенным к работе с государственной тайной (три уровня секретности); – устанавливает порядок определения ущерба в случае разглашения государственной тайны, а также ущерб собственнику информации в результате засекречивания; – определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в аппарате Правительства РФ.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ:
– обеспечивают защиту государственной тайны, переданной им другими органами государственной власти, а также на подведомственных им предприятиях и учреждениях; – обеспечивают проведение проверочных мероприятий по допуску лиц к государственной тайне; – реализуют меры по ограничению прав граждан, имеющих доступ к государственной тайне и по предоставлению им льгот; – вносят предложения но улучшению защиты государственной тайны. Полномочия судебной власти:
– при расследовании дел, связанных с нарушением законодательства о государственной тайне, обеспечивает судебную защиту физических, юридических лиц в связи с их деятельностью по защите государственной тайны;
– определяет полномочия должностных лиц по охране государственной тайны в органах судебной власти.
Органы государственной власти обеспечивают охрану коммерческой тайны, полученной ими в соответствии с законом, от разглашения и неправомерного использования с выполнением ими своих служебных обязанностей. Информация, составляющая коммерческую тайну, охраняется как служебная тайна.
Органы государственной власти обладают следующими полномочиями по работе с персональными данными, составляющими тайну частной жизни:
– лицензирование деятельности, связанной с работой с персональными данными; – регистрация массивов и держателей персональных данных; – сертификация информационных систем и информационных технологий, предназначенных для обработки персональных данных; – заключение межгосударственных соглашений о трансграничной передаче персональных данных; – организация взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти в условиях информатизации общества.
Взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти осуществляется по многим направлениям: во-первых, это правовое регулирование государством проблем местного самоуправления; во-вторых, это наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и контроль за их выполнением; в-третьих, это взаимодействие в финансовой сфере и некоторые другие вопросы.
В то же время основными направлениями деятельности органов местного самоуправления и органов государственной власти в области информатизации являются следующие:
– установление принципов отбора информации, необходимой для обеспечения деятельности органа власти с учетом его места в системе власти; – обеспечение моделирования блоков информации по функциям органа в целях результативной подготовки решений органа в пределах его компетенции; – систематизация всего комплекса информации, ведение делопроизводства, сдача дел в архив, предоставление информации в специализированные фонды; – формирование информации, которая предназначена для внешних организаций и граждан, опубликование ее и доведение до сведения заинтересованных лиц;
– организация информационной системы в рамках ведения органа власти, обеспечение постоянных инноваций коммуникативных информационных процессов в своей системе; - обеспечение безопасности при использовании информации, соблюдение правил передачи другим органам государственной власти и органам местного самоуправления; – подготовка и ведение банков информации официальной и массовой; – организация ведения учета информационных ресурсов органа власти, установление ответственности за его адекватность задачам и функциям органа, полноту, своевременность представления, хранение и использование исключительно по назначению. К органам защиты государственной тайны относят:
- межведомственную комиссию по защите государственной тайны (коллегиальный орган, координирующий работу всех остальных органов) - федеральную службу безопасности - министерство обороны - федеральную службу внешней разведки - органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.
Надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты государственной тайны и законностью принимаемых при этом решений осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.
Допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Допуск предусматривает, что лицо:
- приняло на себя обязательства перед государством о нераспространении сведений; - согласилось на частичные, временные ограничения в правах (права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре; права на распространение сведений и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения; права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий); - письменно согласилось на проведение в отношении него проверочных мероприятий (их объем зависит от степени секретности сведений, к которым оно допускается);
- ознакомлено с законодательством об ответственности за нарушение правил; - в отношении него определены виды, размеры и порядок предоставления социальных гарантий (для допущенных к государственной тайне на постоянной основе устанавливаются процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений; преимущественное право оставления на работе штатных мероприятиях).
Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности: к сведениям особой важности, совершенно секретным и секретным. Наличие у лица допуска к сведениям более высокой степени секретности является основаниям для доступа их к сведениям более низкой степени секретности. Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне в условиях объявленного чрезвычайного положения может быть изменен Президентом РФ.
Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:
- признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным, - признание его рецидивистом, - нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости, - наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, - постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей или оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное место жительства в другие страны, - выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности РФ, - уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.
Допуск лица к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа власти, предприятия, организации в случаях: 1. расторжения трудового договора в связи с проведением организационных или штатных мероприятий; 2. однократного нарушения им взятых на себя обязательств, связанных с защитой государственной тайны; 3. возникновения обстоятельств, предусмотренных законом (признание недееспособным, судимость и т.п.). 4. Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает гражданина от взятых им обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.
Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.
Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:
– расторжения с ним трудового договора в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;
– однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (служебным контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;
– возникновения обстоятельств, являющихся основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.
Система защиты государственной тайны также включает в себя установление лицензирования на проведение работ со сведениями, соответствующими какой-либо степени секретности. Лицензия на проведение указанных работ выдастся на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения или организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну.
Лицензия на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выдается предприятию, учреждению, организации при выполнении ими следующих у слови й:
– выполнение требований нормативных документов, утверждаемых Правительством РФ, по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;
– наличие в их структуре подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;
– наличие у них сертифицированных средств защиты информации.
Финансирование деятельности органов государственной власти, бюджетных предприятий, учреждений и организаций и их структурных подразделений по защите государственной тайны, а также социальных гарантий, предусмотренных Законом РФ "О государственной тайне", осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов, а остальных предприятий, учреждений и организаций – за счет средств, получаемых от их основной деятельности при выполнении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Правовое регулирование государственной тайны в РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 года №5485-1, Законом РФ «О безопасности».
Государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб Российской Федерации.
Государственную тайну составляют:
сведения в военной области (о проведении военных операций, стратегическому развертыванию ВС РФ, научно-исследовательских работ по созданию и модернизации образцов вооружения, о разработке ядерных боеприпасов, дислокации, наименованиях, организационной структуре войск);
сведения в области экономики (планы подготовки к возможным вооруженным действиям, об использовании инфраструктуры РФ в целях обеспечения обороноспособности государства, о силах и средствах гражданской обороны, об объемах государственного оборонного заказа, о достижениях науки и техники, имеющих важное оборонное или экономическое значение, о запасах платины, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов);
сведения в области внешней политики (о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести урон безопасности РФ, о финансовой политики в отношении иностранных государств);
сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму (о силах, средствах, источниках, планах и результатах такой деятельности, о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе, о системе президентской, правительственной, шифрованной связи, о защите Государственной границы).
Отнесение сведений к государственной тайне и засекречивание этих сведений осуществляется на основе принципов: 1. законности; 2. обоснованности (на основе оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан); 3. своевременности отнесения сведений к государственной тайне (установление ограничений на распространение этих сведений с момента их получения или заблаговременно).
Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения о:
- о чрезвычайных происшествиях, катастрофах; - о состоянии экологии, здравоохранении, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, - о состоянии преступности; - о привилегиях, компенсациях, социальных гарантиях, - о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах; - о фактах нарушения прав и свобод граждан; - о состоянии здоровья высших должностных лиц; - о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения таких сведений. При засекречивании сведений им устанавливается три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей таких сведений: - «особой важности» - «совершенно секретно» - «секретно». Основанием для рассекречивания сведений являются: взятие РФ на себя международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими государственную тайну; и изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита таких сведений является нецелесообразной. Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен межведомственной комиссией по защите государственной тайны.
Легитимность – согласие народа с властью, когда он добровольно признает ее право принимать решения, которые должны выполняться. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение. Норма права – общеобязательное, социально определенное правило поведения, установленное или санкционированное государством, обеспеченное его принудительной силой, закрепляющее права и обязанности участников общественных отношений и являющееся критерием оценки поведения, как правомерного, так и неправомерного. Нормативный правовой акт – это акт правотворческого органа государства, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. Носители сведений, составляющих государственную тайну – материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов. Объекты гражданских правоотношений – это материальные и нематериальные блага, по поводу которых складываются гражданские правоотношения. Объекты государственной власти – это подвластные, те, в отношении кого осуществляется государственная власть. К объектам власти обычно относят отдельных индивидов, их объединения (организации), социальные и национальные общности, классы, народ в целом. Подотрасль права – несколько близких по характеру регулирования правовых институтов. Политическая система – совокупность действующих в обществе различных политических образований: государства, политических партий, движений и иных социальных объединений, принимающих участие в функционировании политической и государственной власти. Политическая власть – власть, состоящая в определении направлений по руководству обществом посредством политики. Понятие политической власти шире понятия государственной власти, поскольку первая осуществляется не только государственными институтами, но и другими звеньями политической системы – политическими партиями, общественными движениями. Право – системная совокупность социальных норм, имеющих юридическое значение и принудительно обязательный характер в определении правил поведения людей, организаций и государств. Правовой статус – это юридически закрепленное положение субъекта в обществе, которое выражается в определенном комплексе его нрав и обязанностей и ответственности. Правовая система – совокупная связь права (или системы права), правосознания (или правовой культуры как более общего) и правореализации (правоотношений). Наиболее известной является классификация правовых систем французского ученого Рене Давида, в соответствии с которой выделяются: романо-германская правовая семья, англо-саксонская правовая семья, религиозная (восточная) правовая семья, славянская (социалистическая) правовая семья. Правовой институт – совокупность норм права, регулирующих однородные общественные отношения и в силу этого приобретающих относительную самостоятельность и устойчивость функционирования. Правонарушение – это общественно опасное, противоправное, виновное деяние деликтоспособного субъекта, причиняющее вред общественным отношениям или ставящее их под угрозу причинения вреда, за совершение которого предусмотрена юридическая ответственность. Правоохранительные органы – государственные органы и общественные организации, которые на основе закона, в установленном им порядке призваны обеспечивать законность и правопорядок, защиту прав и интересов граждан, общества и государства, предупреждать и пресекать правонарушения, применять меры государственного принуждения или общественного воздействия к лицам, нарушившим законность и правопорядок. Правосубъектность – социально-правовая способность лица быть участником гражданских правоотношений; включает в себя гражданскую правоспособность и гражданскую дееспособность. Средства защиты информации – технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации. государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации; система защиты государственной тайны - совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях; допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений; доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну; гриф секретности - реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;
средства защиты информации - технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|